‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Волжская твердыня

Астрахань — форпост Православия на южном рубеже России.


Астрахань — морской и речной порт, русский город на южном рубеже России. О его святых и святынях подробно рассказывалось за прошлый год газеты «Благовест» в статьях, посвященных 400-летию Астраханской епархии. Но новая поездка в составе паломничества «Волга Православная — 2003» в июне этого года принесла новые открытия и впечатления, которыми хочется поделиться с читателями нашей газеты.

Собор святого Князя Владимира

Сразу с теплохода самарские паломники отправились в собор Равноапостольного Князя Владимира — храм этот построен в византийском стиле, с зелеными куполами. Его выстроили к 900-летию Крещения Руси, а освящение происходило 15 июля 1902 года с участием святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот храм был символом державной мощи Православия в этом полуазиатском регионе Российской Империи. В 30-е годы собор хотели сломать, но помешали… татары: у них в соборе был рыбный склад, и они устроили сидячую забастовку, чтобы не лишиться помещения. Так чудесно храм был спасен. С 1967 года в здании собора был автовокзал, сейчас собор вновь действует.

Астраханский Кремль

Астрахань — это прежде всего Кремль. Вначале город был на правом берегу Волги. Но после того как был он взят казаками и стрельцами Царя Иоанна Грозного в 1556 году, в 1558 году заложили Кремль на Заячьем острове на левом берегу Волги. Сначала деревянный, позже выстроили каменный. Астраханский Кремль ни разу не был взят вражеским штурмом. До XVII века весь город находился внутри Кремля. Окруженный высокой белокаменной стеной, Кремль возвышается над городом своими великолепными храмами, башнями и колокольней, крестами, которые уходят в небо. Это иной, прекрасный мир среди не очень процветающего современного города со всеми его проблемами. Но благодаря Кремлю город имеет вектор своего бытия не горизонтальный, а вертикальный. Астраханский Кремль является государственным памятником, на его реставрацию в 2000 году было выделено 20 миллионов рублей. На Троицкий собор, который пока находится на реставрации, на недавно «отвоеванный» древний храм Николы на вратах, где был раньше музей. Престол восстановили, но пока не освятили, к зимнему Николе собираются. На колокольню на главных воротах — Пречистенских. 13 лет назад на колокольне были телевизионные антенны. Первым свидетельством перемен стал подъем и установка креста осенью 1991 года на колокольне Астраханского Кремля. Крест на колокольне установили два брата — сыновья того человека, который этот крест снимал в 30-е годы. Этим актом покаяния замаливали дети грех отца и последствия греха для всего рода. Так история сделала круг. Колокольня на этом месте — третья, построена она в 1910 году. Две предыдущие давали крен, и их разбирали. Эта тоже отклоняется от оси. В чем причина отклонения — только ли в рыхлой почве, или и в нашем отклонении от духовной вертикали? Вслед за установкой креста на колокольне, церкви в 1992 году были возвращены Кирилловская часовня в кремле и Успенский собор. Устремленность ввысь ощущается в высоком пятидесятиметровом двухъярусном кафедральном Успенском соборе, кубической формы византийского стиля, вверху — закомары, где расписаны праздники, их подсвечивают, и их видно отовсюду. Это один из красивейших храмов России, через семь лет ему исполнится 300 лет. Император Петр I сказал о нем: «Во всей державе моей нет более лепотного храма!»

Клирик храма иерей Димитрий Романов (на снимке он — слева, в темном облачении) ведет меня по собору. Почитаемые Православным народом мощи Митрополита-мученика Иосифа Астраханского и игумена Феодосия, первого астраханского Архиепископа, в раках выставлены на поклонение верующим. Взгляд останавливается на иконе мученика Евгения-воина (Родионова), к которой часто приходят молиться морские пехотинцы. Икона Царской Семьи. Икона святой блаженной Матроны Московской, привезенная из московского Покровского монастыря. Идем в нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, где в усыпальнице хоронили до революции Святителей, которые служили на Астраханской кафедре.
Мы прибыли в Астрахань 23 июня, в день Собора Сибирских святых. В нише нижнего храма стоял красный гроб с мощами Епископа Герасима (Добросердова). «Сегодня ему память, — сказал иерей Димитрий Романов, — можете приложиться». Мы с радостью поспешили приложиться ко гробу, отец Димитрий спел величание. Это маленькое чудо для нас, самарцев, знак того, что Епископ Герасим, прославленный в 1988 году в Соборе Сибирских святых, молится за Самару и ее жителей, мы связаны духовно: много лет он возглавлял Самарскую кафедру. Приплыть в Астрахань в день памяти Святителя и прийти поклониться ему — это мог устроить только Промысл Божий. В Астрахани Святитель Герасим прожил всего три года после Самары и скончался в 1880 году. Прославление его состоится в сентябре. Это будут третьи мощи, выставленные в раке для народного поклонения в соборе. Хорошо бы и Самаре получить частичку его мощей!

Часовня преподобного Кирилла

Недалеко от собора на территории Кремля — часовня-усыпальница с гробницей и плащаницей преподобного Кирилла, градостроителя Астраханского, здесь же под спудом находятся его мощи. Известного в те времена подвижника прислал в Астрахань в 1570 году Царь Иоанн Грозный — утверждать Православие в только что завоеванном краю. Священники и монахи в буквальном смысле строили Русь. Они двигались в первых рядах переселенцев, ибо без храма, особенно в малообжитых и отдаленных местах, русскую жизнь невозможно было себе представить, — писал в своем обращении к верующим по случаю 400-летнего юбилея основания Астраханской епархии Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона.
Вот что рассказала о преподобном Кирилле Антонина Алексеевна Карпова, которая работает в часовне:
— Игумен Кирилл приехал к нам в середине XVI века, когда Астрахань только что присоединили к России, на этой земле храмов еще не было. Здесь жили люди многих национальностей, между ними часто вспыхивала вражда. Отец Кирилл здесь прожил около десяти лет, много сделал, построил Троицкий собор. Не менее важной была его миротворческая миссия. Он сумел всех людей сблизить, примирить. Его при жизни чтили как святого, и не только Православные, мусульмане очень хорошо к нему относились, они его называли «кара Дауд» — «черный пророк», по имени ветхозаветного пророка Давида. И когда сюда шла стотысячная армия турок, он не выходил из своей кельи целую неделю, не ел, не пил, молился перед образом Божией Матери «Владимирская», с которым сюда прибыл. Эту икону ему подарил из своих царских палат Царь Иоанн Грозный, она стала благословением для града Астрахани и чтимой святыней всей Астраханской земли. Турки надеялись, что местные мусульмане поддержат их. Но с помощью Матери Божией и по молитвам святого Кирилла нога турок сюда не ступила. И в Великую Отечественную войну немцы так и не дошли до астраханской земли.
Преподобный Кирилл не оставлял свою паству и наш град и по смерти. Он совершал чудеса. Вскоре после смерти преподобного был сильный пожар. Жена воеводы усиленно молилась на коленях перед иконой Божией Матери, и когда посмотрела в окно, увидела, что отец Кирилл стоит на своей могиле и все вокруг осеняет крестом. И по мере того как он осенял крестом, пламя утихало и потухло. Эта часовенка — тоже свидетельство его помощи. Один купец спустя сто лет после его смерти плыл в районе Черного Яра, и начался сильный шторм, они стали тонуть. Купец призвал в молитве Господа Бога и увидел старца, который шел по волнам, ступил на корабль, и буря утихла. И когда купец спросил: «Кто ты?», — старец ответил, что он — игумен Кирилл, настоятель Троицкого астраханского монастыря. Когда купец приехал сюда и увидел икону игумена Кирилла, то сказал: «Он нас спас!» — и в знак благодарности построил в 1677 году часовенку, ей уже триста с лишним лет. И по сей день игумен Кирилл не оставляет нас. Сколько к нему приходит и Православных, и мусульман, и калмыков — а они буддисты. Идут сюда учащиеся, студенты, и до экзаменов, и после — благодарят за помощь. Очень помогает отец Кирилл, очень! К нам на теплоходе несколько лет назад приезжала женщина, у нее 20 лет не было детей. Она здесь молилась игумену Кириллу, заказала ему молебен, через три года приехала с дитем. На многие просьбы наш батюшка Кирилл отзывается. В годы советской власти мощи замуровали, а в часовне был магазин сувениров. И здесь происходили невероятные вещи: сувениры перемещались, падали, на продавщицу нападал страх. И магазин закрыли. В святом месте не может быть торговли.
Часовню вновь освятили в 1991 году, и здесь каждый день до 1992 года, когда был открыт храм, совершались молебны (сейчас — по субботам). Такая была невероятная благодать, столько исцелялось людей.
На часовне — Иверская икона Божией Матери, и прежде чем идти к Кириллушке, все подходят к иконе, прикладываются к ней, споют тропарь и потом идут в часовню. А молодожены по традиции приходят к этой иконе и игумену Кириллу.

Покровский храм

В Астрахани прихожане Покровского собора идут благоговейно приложиться к склепу-усыпальнице в стене левого придела, на которой помещена памятная плита с надписью: «Здесь покоится тело Архиепископа Астраханского и Саратовского Филиппа. 1884-1952». Церковь Покрова Божией Матери не была обновленческой, практически не закрывалась. Здесь служил старейший архиерей того времени — Святитель Филипп (Ставицкий), противник обновленчества. При нем храм стал кафедральным. Это был пастырь, готовый жизнь свою положить за овец своих, по словам очевидцев, человек необычайной веры и святости. Уже одним своим присутствием он внушал окружающим благоговейные мысли о Боге. В 1929 году его первый раз арестовали, после лагеря он вернулся, немного послужил — забрали снова. В общей сложности он провел 14 лет в лагерях и ссылках. В последний раз вернулся в декабре 1943 года. Он духовно укреплял верующих в то трудное время, служил почти каждый день, много проповедовал. Его очень почитал Святейший Патриарх Алексий I. Патриарх хотел назначить Владыку Митрополитом в Одессу, но астраханцы отстояли своего любимого Архиепископа. До сих пор живы некоторые его духовные чада. Ему служатся панихиды. Святителя не прославляют из-за того, что в архивах почему-то нет данных о его пребывании в ссылке. Но верится, что в конце концов этот угодник Божий будет прославлен.

Казанский храм

Есть в Астрахани храм дивной красоты, который называли жемчужиной Поволжья, он был виден отовсюду издалека. А сейчас он так тесно застроен со всех сторон и скрыт от глаз, что увидеть его можно, только подойдя близко. Эконом храма во имя Казанской иконы Божией Матери Сергей Михайлович Жевагин с большой любовью рассказывает о «своем» храме:
— Казанский храм в виде ковчега был построен в 1907 году на средства астраханских купцов братьев Губиных и на народные пожертвования. Такой большой и красивый, очень прочный, он был построен всего за четыре года. А до этого почти три века стоял деревянный Казанский храм, но он уже не вмещал всех молящихся. Храм очень притягивал всех своей красотой, и сейчас мы с Божией помощью хотим вернуть ему эту былую красоту. В советское время здесь было зернохранилище, и мусор от зерна дал уцелеть полу. В 30-е годы комсомольцам давали лестницы, скребки, платили деньги, и они соскребали роспись. А роспись была прекрасная. Сохранилась только икона Максима Исповедника. В 80-х годах власти хотели сделать здесь планетарий, но Господь этого не допустил, и в 1991 году храм вернули Церкви. Под руководством настоятеля храма протоиерея Валерия Павлова закончили восстановление церкви изнутри, теперь будем восстанавливать его снаружи и с Божией помощью его восстановим в первоначальном виде.
Я приложилась к большой красивой храмовой иконе Пресвятой Богородицы, вышитой бисером, стеклярусом и жемчугом всего за 8 месяцев матушкой Фотиной с двумя дочерьми, матушка посвятила эту икону выздоровлению дочери. А на аналое лежала простая бумажная икона Божией Матери, которая улыбалась в 1997 году на престольный праздник, это видели многие.

На фото: Успенский собор Астраханского Кремля;
Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона во время встречи с руководителем акции "Волга Православная — 2003" иереем Сергием Проскуриным;
В часовне преподобного Кирилла;
Место захоронения Архиепископа Филиппа в Покровском соборе г. Астрахани.

Людмила Белкина
19.09.2003
1169
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru