Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Храм Воскресения Словущего

В советское время в нем размещалась пересыльная тюрьма.


Сколько их по Руси, разрушенных, плачущих храмов! Чего только не претерпели они в богоборческие времена. Дома Божьи, если не удавалось стереть их с лица земли, превращали в машинно-тракторные станции, клубы, конюшни, использовали как зернохранилища и склады. А этот храм — один из старейших в городе Пензе — ждала особенно трагичная судьба. Вплоть до 1930 года в трехпрестольной церкви, называвшейся в честь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (или по-другому — Воскресения Словущего), еще проводились Богослужения. Затем в ней находился склад для хранения секретных документов, охранявшийся вооруженными солдатами. А в 1940-м власти решили переоборудовать церковь под тюрьму из-за близости расположения к железной дороге. И вскоре облик прекрасного старинного храма, в котором издавна хранилась одна из наиболее чтимых святынь города Пензы — чудотворная икона Христа Спасителя, — был обезображен до неузнаваемости.

— Сначала сломали колокольню, — рассказывает настоятель Воскресенского храма протоиерей Николай Тищенко. — Ломали ее при помощи паровоза. От паровоза к колокольне прицепляли тросы, и паровоз постепенно разгонялся по железной дороге. Кирпич от колокольни и других разобранных церковных строений пошел на строительство тюремных камер. На одной стороне храма располагались женские камеры, на другой — мужские. В каждой камере были нары в три яруса.
Через эту тюрьму прошло много людей. В ней содержалось одновременно 500-700 человек в сутки. Но больше двух недель заключенные обычно не задерживались, их отправляли дальше по этапу.
— Здесь содержались политические заключенные?
— Разные. Одну женщину, например, посадили за то, что она опоздала на 15 минут на работу. А другой мужчина рассказывал: его брат по необходимости ушел с работы на 15 минут раньше, его осудили, посадили в эту тюрьму, а потом отправили по этапу.
Выпускником богословских курсов (которые действуют у нас в Пензе) Василием Францевым написана история нашего храма, в ней приводятся показания найденных буквально в последние годы очевидцев тех событий. Эти люди вспоминали, что в разговорах между заключенными нередко проскальзывало: «Еще одного «пришили»… А кого именно и как «пришивали» — неизвестно. Документы в архивах сохранились, но до сих пор нам нет туда доступа. Архивные работники сказали, что смогут предоставить нам эти документы в 2050 году…
По соседству с храмом Воскресения Христова (так он теперь называется) сейчас находятся частные гаражи железнодорожников и станция техобслуживания автомобилей, которая тоже размещается в одном из бывших тюремных помещений.
— Владельцы этих гаражей рассказывали, — продолжает отец Николай, — что, когда они копали землю под фундамент, постоянно натыкались на человеческие кости и вывозили их машинами с этого места на свалку. А местные жители и родственники заключенных, находившихся в этой тюрьме, вспоминали, что вдоль всего железнодорожного полотна шел большой ров; в него бросали трупы погибших или умерших в пересыльной тюрьме. И до сих пор, когда мы ведем земляные работы вокруг храма и даже внутри него, находим человеческие останки…
А там, где располагается алтарь главного придела церкви, была одноместная камера-карцер для особо провинившихся, с высоким порогом и забетонированным полом. Пол в карцере был залит водой, а откидные нары по утрам прикреплялись к стене, чтобы человек целый день мог только стоять в этой воде, не присаживаясь. На ночь нары откидывались, и узник мог ложиться. Но шириной эти нары были 40 сантиметров, длиной полтора метра. Как можно на них выспаться? Когда мы впервые вошли в это помещение, то удивлялись, почему там скапливается вода. Оказалось, в крыше было специально пробито отверстие, и дождевая вода лилась прямо в камеру.
Я листаю страницы рукописи о «советской» истории храма. «Рядом с камерой-карцером располагалась маленькая комнатка, где, возможно, расстреливали людей и через коридор выносили трупы на улицу, закапывали их на территории тюрьмы…» «С левой стороны была оборудована камера смертников. Это записано со слов Бориса Ивановича Жулина, сидевшего в этой камере, ныне живущего в Пензенской области. Он был заключенным пересыльной тюрьмы в октябре-ноябре 1948 года». И совсем уже жуткая подробность: «Студенты Строительно-архитектурной академии при обследовании фундамента храма находили человеческий скелет в стоящем положении…»
Со времени Крестной смерти Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего человечества, в Православной Церкви совершается только безкровная жертва. И всякое пролитие крови недопустимо в храме, где она приносится. Но в этом храме, превращенном в тюрьму, были попраны и Божьи, и человеческие законы.

— Были сняты и уничтожены купола, разобрана крыша, разрушена колокольня. Все окна были заложены кирпичом. Уже четыре года мы восстанавливаем храм, но вернуть его внешний вид к изначальному пока не удалось, — говорит настоятель церкви. — Когда мы ломали кладку тюремных камер, то весь строительный мусор — кирпичный бой, штукатурку — своими руками вынесли прихожане. А «мусора» было 120 тонн! Я вел учет. Два года мы занимались этой работой. Регулярные службы в храме стало возможно проводить с 2001 года, до этого я служил только панихиды и водосвятные молебны. Пока мы восстановили два придела: левый — во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Архистратига Михаила, и правый — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». А главный придел, который и дал первое название храму, еще не восстановлен. Он настолько разрушен, что кирпичную кладку алтаря нужно разбирать до основания, а потом возводить алтарь сызнова.
Средств на это нет. К тому же церкви принадлежит только та земля, на которой она стоит. А вся остальная территория, начиная от стен храма и далее, — уже не наша. Она принадлежит гаражному кооперативу и станции техобслуживания автомашин. Однажды мы проверяли фундамент храма, так дошло до скандала со стороны автолюбителей: зачем вы тут копаете на нашей территории? Фундамент еще в сносном состоянии, а вот стены храма, к сожалению, сильно разрушены.
Бывший военный, капитан в отставке, а ныне сторож и по совместительству истопник Воскресенского храма Валерий провел меня в пока не восстановленный алтарь главного придела. И если бы я не узнала прежде историю этого поруганного и оскверненного храма, то, наверное, ужаснулась бы при виде разрухи в этом некогда благолепном месте, называемом «святая святых».
— Вот здесь, над алтарем, находился второй этаж, там размещалась швейная мастерская, — показал Валерий. — Шили спецодежду для заключенных, которых отправляли по этапу. Где алтарь, тут были камеры с обеих сторон. А костей сколько отсюда вывезли… В храме даже полов не было. Но с Божьей помощью потихоньку восстанавливаем. Много сделано руками самого батюшки — и иконостас, и крыльцо, и крыша над крыльцом. Отец Николай и кровельщик хороший, и плотник, на все руки мастер. Он большую жизненную школу прошел, прежде чем стать священником…
Старинный храм, построенный в середине XIX века, по праву мог бы считаться памятником архитектуры, да и памятником нашей истории. И на этом основании он мог бы получить от государства материальную помощь на реставрацию. Но пока «лепты бедной вдовы» поддерживают теплящуюся в нем жизнь. Только бы успеть восстановить, не дождаться полного разрушения…

Пересыльная тюрьма в здании Воскресенского храма действовала до 1 мая 1955 года. Потом здание церкви было передано на городской баланс, и в нем размещались склад центрального универмага, овощехранилище, склад близлежащего завода фруктовых вод «Исток». И лишь в 1998 году храм вернули Православной Церкви. Тогда Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим вручил священнику Николаю Тищенко антиминс и после многих десятилетий забвения в храме «Старый Спаситель», как его называли в народе, была совершена первая Божественная литургия.
А 30 октября этого года в Пензе отмечался день памяти всех пострадавших от политических репрессий. В этот день нынешний Пензенский Архиерей — Владыка Филарет — отслужил панихиду по жертвам политических репрессий в церкви Воскресения Христова. Об упокоении невинно пострадавших, в том числе и тех, кто находился в пересыльной тюрьме в стенах этого храма, молились священнослужители, молились родные и близкие репрессированных.
Прихожане Воскресенского храма предложили переименовать его в «Спас-на-крови».

На фото: Так выглядит сегодня Воскресенский храм; Настоятель Воскресенского храма протоиерей Николай Тищенко; Главный придел храма нуждается в восстановлении.

Братья и сестры! Восстанавливаемый храм Воскресения Христова, в котором в 1940-50-е годы размещалась пересыльная тюрьма, очень нуждается в вашей помощи. Для тех, кто сможет и пожелает внести свою лепту в восстановление разрушенного храма, сообщаем его банковские реквизиты:
Расчетный счет
40703810000000000143;
К/с 30101810500000000724;
БИК 045655724 в ОАО "Пензенский
Губернский Банк Тарханы", г. Пенза.
ИНН 5834016790,
КПП 583401001.

Почтовые переводы можно направлять по адресу:
440000 г. Пенза, ул. Урицкого, 139. Храм Воскресения Христова.
Протоиерею Николаю Тищенко.

Татьяна Гусельникова
19.12.2003
1182
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru