‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Мы приобщаем людей к Православной культуре…"

Интервью с директором Самарского Епархиального музея Ольгой Радченко.


Самарский Епархиальный музей за семь лет своего существования стал одним из самых интересных музеев Поволжья. За эти годы значительно пополнилось хранилище музея, заметно увеличилось его помещение, находящееся в здании Самарской Духовной семинарии на ул. Радонежской, 2. В его стенах побывали тысячи экскурсантов, — и все это благодаря заботе об уникальном Епархиальном музее Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия и подвижническим трудам директора музея со дня его основания — Ольги Ивановны Радченко.

— Сейчас в нашем музее примерно три тысячи экспонатов, — рассказывает Ольга Ивановна Радченко. — Музей был создан по инициативе Владыки Сергия в 1997 году. Подобных Епархиальных музеев в России нет. Есть Церковный Археологический музей при Московской Духовной Академии и семинарии (к нам недавно приезжала выставка из фондов этого музея). В провинции же наш музей единственный. Он официально зарегистрирован как музей и вошел в Союз музеев России. Фонды музея постоянно пополняются, в основном благодаря нашим дарителям. Хочется в первую очередь назвать директора самарского антикварного магазина "Антик" Дениса Владимировича Воронова. Многие иконы в нашем музее — его подарок. Недавно Денис Владимирович подарил Епархиальному музею уникальную икону Святителя Николая ХV века. Эта икона хорошо сохранилась и не нуждается в реставрации. А ведь она написана в то время, когда еще недавно жил преподобный Андрей Рублев, когда, возможно, еще жил другой великий иконописец — Дионисий… Икона эта входила в собрание знаменитого московского коллекционера Постникова. Многие его иконы сейчас хранятся в центральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь вот и у нас есть его икона…
— Раз уж мы заговорили об экспонатах музея, то, пожалуйста, расскажите о самых ценных из них. И еще хотелось бы знать, какими путями они "нашли" именно этот музей.
— К одним из самых ценных экспонатов музея можно отнести сапожки святого праведного Иоанна Кронштадтского. Через год после открытия музея к нам пришла женщина со свертком. Я тогда стояла на службе в храме, служил Владыка Сергий. Когда она подошла ко мне, читали "Отче наш". Я жестом показала ей, что смогу с ней поговорить только после службы. А когда служба закончилась, мы пошли в музей. Она там положила на стол сверток, развернула белый платок и говорит: "Это сапожки Иоанна Кронштадтского". В моих глазах, видимо, промелькнула целая гамма чувств: от радости, восторга до недоверия… Но женщина успокоила меня, оставила свои координаты и подробно рассказала, откуда у нее эта святыня.
Она родилась и выросла в башкирском городе Стерлитамаке в очень благочестивой семье. В 1925-26 годах ее мама безплатно шила облачения для священников. На свои деньги покупала ткань и шила, чтобы хоть чем-то помочь Церкви в эти сложные годы. В семье было трое детей, и все воспитывались в строго Православном духе.

У них в доме часто ночевали священнослужители, которых преследовали власти. Здесь они находили кров и потом уходили дальше, скрываясь от арестов. И вот в 1925 году однажды вечером к ним пришел незнакомый монах. Мать его накормила, он переночевал, а утром перед уходом он оставил им сверток со словами: "Храните его как зеницу ока! Тут сапожки Иоанна Кронштадтского — это величайшая святыня!". Он опасался, что его арестуют и эта святыня может оказаться поруганной. Больше они этого монаха не видели. Видимо, он уже знал, что ему недолго оставалось находиться на свободе. Так эти сапожки остались в их семье.
Шли годы. Будущая наша дарительница вышла замуж и уехала жить в Самару. А старшая сестра замуж не вышла и осталась жить в Стерлитамаке. Сапожки остались у нее. В тот год младшая сестра поехала к старшей сестре в Стерлитамак, она и сама уже находилась в преклонном возрасте, а сестра ее и вовсе ослабела от прожитых лет. Жила она одиноко, и потому попросила младшую сестру забрать у нее святыню и передать в хорошие руки. С сапожками Всероссийского Батюшки, как его называли, дарительница вернулась в Самару. А вскоре ее муж прочел в газете "Благовест", что в Самаре создан епархиальный музей…
— В музее хранятся иконы известного самарского иконописца Григория Журавлева, который от рождения не имел рук и ног и писал иконы, сжимая кисть зубами. Как попали к вам эти безценные реликвии?
— Сейчас в музее хранятся две журавлевские иконы.Икона Божией Матери "Млекопитательница" передана нам на время для экспонирования Самарским краеведческим музеем. А икона святых Кирилла и Мефодия принадлежит нашему музею. На ней сохранилась надпись: "Сия икона писана зубами в Самарской губернии Бузулукского уезда Утевской волости того же села крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 год, 2 сентября". Попала к нам эта икона, можно сказать, чудесно. Однажды я вела экскурсию по музею и к экскурсионной группе присоединилась семья — муж, жена, дети. Я показала посетителям икону Григория Журавлева из краеведческого музея и рассказала о ее авторе. И тут мужчина вдруг говорит: "А у меня есть его же икона!". Я ему не поверила, ведь все иконы Журавлева наперечет: они известны и занесены в каталоги… Тогда мужчина сказал, что его икона подписана. Посетителем оказался священник Алексий Макиевский, который в то время служил в Казахстане (сейчас он служит в Кирилло-Белозерском монастыре). Он согласился передать эту уникальную икону музею с условием, чтобы за наш счет были заказаны современные большие иконы для храма, в котором он тогда служил. Владыка Сергий согласился на это, и замена была произведена. Так наши фонды пополнились очень ценным экспонатом.
— На что еще обращают особое внимание посетители?
— Наверное, самым диковинным "экспонатом" музея для многих посетителей являются… семинаристы, которые ведут у нас экскурсии. Я их в шутку называю "живыми экспонатами". Молодые люди, симпатичные, грамотные, которые выбрали путь служения Богу, — это всего сильнее воздействует на посетителей. Пришедшие в наш музей обращаются к ним с массой самых разных вопросов.
В музее хранится единственная икона, которая побывала в космосе. Это икона святой великомученицы Варвары. Архиепископ Сергий поддержал кампанию по спасению космической станции "Мир" — и в благодарность за это ему передали эту икону. А он ее отдал в наш музей.
Еще у нас есть "комната Митропролита Мануила (Лемешевского)". Здесь хранятся его личные вещи, фотографии, иконы, которые перевезены сюда из домика на улице Рабочей, где он жил в последние годы, — дом этот был снесен в 1993 году. В музее есть также составленная им уникальная картотека русских Архиереев, начиная от времени Крещения Руси. Эта картотека имеет большую научную ценность.
— Много посетителей к вам приходит?
— Очень много! Две-три группы в день. До ремонта и расширения у музея пропускная способность была маленькая, мы порой даже не могли принять всех желающих. По записи принимали. Стоимость экскурсии у нас — 10 руб. с человека. А единичные посетители посещают музей безплатно. Работаем каждый будний день, с 10.00 до 17.00. Но только в связи с ремонтом и расширением музей наш вновь полноценно заработает только в мае, к празднику Святых Кирилла и Мефодия.
— К этому большому событию — празднику учителей словенских, который будет в этом году на государственном уровне праздноваться в Самаре, в музее будут какие-то новации?
— Будут. Готовим к этому празднику в нашем музее выставку из Киккского монастыря, что на Кипре (в этом монастыре хранится великая святыня — Киккская икона Божией Матери, написанная Евангелистом Лукой). Там есть музей, и сейчас с ним ведутся переговоры. Если этот проект не будет профинансирован, тогда в нашем музее к празднику будет представлена выставка из музея Палеха. В любом случае посетителям будет очень интересно.
— В чем вы видите главную задачу церковного музея?
— Современный человек приходит в церковь оторванным от Православной традиции. Оторванным не по своей воле, а из-за политических катаклизмов нашей истории. Это наша всеобщая беда — отсутствие сегодня крепкой Православной традиции у большинства россиян. И людям надо помочь эту утерянную традицию вновь обрести. В этом должен помочь и наш музей. Мы ведь с посетителями своего рода ликбез проходим. Рассказываем об иконах, о церковных таинствах. Приобщаем посетителей к Православной культуре…
— Раньше вы работали научным сотрудником в Самарском художественном музее. Отличается ваша сегодняшняя музейная работа от прежней? И не жалеете ли о сделанном семь лет назад выборе?
— Что вы, конечно не жалею! Для меня такая радость, что Владыка Сергий смотрит на музей как на свое детище и оказывает нам постоянно большую помощь… В художественном музее я занималась древнерусским искусством, хранила и иконы. И там работники с трепетом относятся к святыням. Был тогда в музее специальный зал древнерусской иконы. Эти иконы в художественном музее были приобретены на средства сотрудников, а не поступили туда из разграбленных храмов. Я считаю, что и такие — светские — музеи с церковными экспонатами тоже нужны. Люди и там приобщаются к духовности. Мне этот опыт работы сейчас очень пригодился. Если музейные работники захотят, то когда-нибудь передадут эти иконы в храмы. А если и не передадут, к ним ведь тоже люди ходят, так пусть и там общаются с прекрасным…
— Вы храните в церковном музее не только экспонаты, но и в первую очередь СВЯТЫНИ. И как в связи с этим возможно существование "запасников"? Ведь святыню нельзя прятать от людских глаз. Святыня должна нести людям свет…
— И у нас в музее есть запасники. Без запасников не может обходиться ни один музей. Это нормально. Создается новая экспозиция — разрабатывается ее концепция. И эта концепция морально устаревает за пять-шесть лет. Тогда создается новая экспозиция. И создается из того, что за это время накапливается в запасниках. Ведь в постоянно действующую экспозицию ничего нового добавлять нельзя — это уже законченный, целостный вариант. Выставки из фондов музея — это другое дело. Из запасников музея мы такие выставки и организуем. Так что святыни у нас не пылятся, а работают…

На снимках: икона Христа Спасителя (из музейной коллекции); сапожки Иоанна Кронштадтского; икона Святой Варвары, побывавшая в космосе.

Антон Жоголев
23.01.2004
1206
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru