Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Монастырь святой Параскевы Пятницы

… привлекает паломников не только с Украины, но и из России.


Крым наполнен легендами. Особенно ощущаешь это, когда подъезжаешь к Топловскому монастырю. Здесь, по преданию, казнили преподобномученицу Параскеву Пятницу. К монастырю нужно долго подниматься по пыльной крутой змеящейся дороге, вокруг которой густой стеной встали в безветрии, не шелохнувшись, непривычно высокие, какие-то сказочные деревья. Монастырь поражает своей легкой, ажурной красотой, прозрачнейшим звонким воздухом, живописными взгорками и тропками. Поневоле человеком овладевает легкая эйфория (как и положено в высокогорной местности, по сведениям медицины). Даже пожилые люди почти без одышки, трогательно взявшись за руки, идут по крутым горным тропам — то к источнику св. Георгия Победоносца (снова предание: в давнее время люди то и дело видели здесь в горах всадника со знакомым иконописным копьем), то к пещере фактической основательницы монастыря — болгарки Константины.
Святость и благодатность места ощущается сразу. Жаль только, что туристов здесь многовато. Эти не идут пешком в обитель, сгорбившись от котомок и рюкзаков, а комфортно подъезжают к красивым вратам монастыря на шикарных автобусах и автомобилях. Монастырь и парковку приготовил им прекрасную. Выходят в коротких шортах мужчины — и им сразу выдают цветные халаты, полы которых ниже колен. А при обилии таких полуфантастических фигур — на ум приходит известное произведение Антона Павловича Чехова. Ощущение такое, что все мы — в больничной палате. Да ведь так оно отчасти и есть. Пришли и приехали мы все сюда — лечиться духовно, избавляться от грехов. Ибо кто ныне здоров? Времена-то последние.

Преподобномученица Параскева

И лечит здесь всех святая Параскева. Святая родилась в Риме во II веке. Ее родители-христиане долго не имели детей и молитвами испросили у Господа единственное чадо — дщерь, которую назвали Параскевою в честь дня ее рождения — по-гречески Пятницы. После смерти родителей, раздав имущество нищим, Параскева оставила мир и посвятила себя проповеди Христова Евангелия языческим народам. В Риме, центре язычества и языческой образованности, она сподобилась претерпеть первые страдания за имя Христово и обратила многих язычников в христианскую веру.
Император Антонин повелел предать Параскеву мучениям: на главу ее был возложен раскаленный медный шлем, а сама она была ввержена в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но святая осталась невредимой. Царь усомнился, действительно ли горячи смола и масло, и велел Параскеве плеснуть на него расплавленною жидкостью. Святая плеснула рукою; от страшной боли царь мгновенно ослеп. Тогда он взмолился к святой: «Раба истинного Бога, помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Бога, Которого ты проповедуешь!» Святая просветила царя и бывших с ним учением христианской веры, была отпущена с миром и пошла проповедовать учение Христово в другие страны. В граде, где царствовал некто Тарасий, за проповедь благовестия Христова царь предал ее многим страшным мучениям. Видя, что ничто не может отвратить святую от веры во Христа, Тарасий приказал отсечь честную ее главу. Так святая Параскева запечатлела свои апостольские труды мученическою смертью за имя Христово.

Источники

На месте казни забил источник. Тот самый, к которому едут многие страждущие и недугующие. Святой источник отделан местным гранитом, около него устроена часовенка с иконостасом. 25 июля, накануне храмового праздника, сюда на Всенощное бдение собирается много народа: приходят из окрестных селений и приезжают издалека.
Рядом — закрытая, в мраморе, купальня, в которую с гор впадают еще два целебных источника — Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей. Огромный беломраморный Ангел из кувшина льет воду в купальню. Вода из источника св. Параскевы Пятницы хорошо помогает при глазных болезнях. Недаром на иконе мы видим св. Параскеву с блюдом в руках. В блюде — человеческие глаза. Это ее дар нам — да прозреем. Прозревают и духовно, и телесно. У одной женщины выпали все ресницы и стало падать зрение, врачи не могли помочь ничем. Она приехала в монастырь, и лишь источник св. Параскевы Пятницы помог ей восстановить зрение. Другие два источника помогают при болезнях суставов и при нервных болезнях. Источники славятся во всей Тавриде, сюда приезжают не только страждущие христиане, но и иноверцы.
Ко мне подошла женщина, по виду иностранка, и на чистом русском языке рассказала странную историю. Лет двадцать назад она из Киева уехала в Швейцарию. Вышла замуж, родилась дочь. Девочка прекрасно закончила школу — первой ученицей. Так же стала учиться и в университете в Цюрихе. Но чем дальше, тем более проявлялась в ней одержимость бесами. О монастыре бедная мать услышала в Италии, где тоже искала духовной помощи, но тщетно. Прямо из Италии прибыла в Топловский монастырь. Девушка очень красивая и очень гордая. Ей сразу стало неуютно на этом святом месте, и она стала проситься обратно: «Мама, поедемте в Цюрих, в Цюрихе хорошо». Недаром иеромонах Савватий, духовник монастыря, говорит, что одержимые сразу чувствуют себя в монастыре неуютно, и лишь потом, когда они причастятся, поживут в монастыре, искупаются в источнике, походят на службы, может наступить исцеление. Еще полдня девочка боролась с собой. Я видел, как она в своей красивой швейцарской курточке старательно помогала монашкам красить стены храма святой Параскевы. Работы она не боялась. А вот бесы, взявшие ее душу в плен, — те сильно боялись святой Параскевы. К вечеру я увидел, как мать и дочь садились в машину: не выдержали, к сожалению. Помоги им Господь!

В монастыре ведется тетрадь, в которую записываются случаи исцеления. Вот только несколько записей из тетради.

«Сентябрь 2000 г.
Несколько лет тому назад в одной семье тяжело заболел отец. Его дочь взмолилась ко Господу: "Господи, не забирай отца, раздели болезнь и для меня". И тут же ей стало плохо. Положили в больницу, и после взятия пункции она не поднялась. Диагноз — рассеянный склероз. Шесть лет она была прикована к постели. Высохла. Остались одни косточки. На праздник Всех скорбящих Радосте я, недостойная Василисса, привезла ее в Топловский монастырь — Господь меня сподобил. После окунания в Святой купели больная Елена встала на ноги и пошла. Также к ней вернулся дар речи.
Благодарим Господа и Матерь Божию за чудесное исцеление.
Адамовы, Севастополь.

Три года назад я получил ранения ножевые и огнестрельные. Случайно проезжал мимо и увидел указатель на монастырь. Поднялся в монастырь и по подсказке матушки и Святой Параскевы искупался в святой купели. После операции у меня было запавшее легкое и болели раны. Купель подняла меня, я почувствовал легкость в телe, легкие задышали полностью. Снимки показали резкое улучшение. Раны очень быстро затянулись и перестали болеть.
Благодарю Господа и Матерь Божию за исцеление.
Владимир Бондаренко, г. Днепропетровск».


История. Легенды и были

Официально Топловский женский монастырь святой Параскевы основан по ходатайству Таврического епископа Алексия 25 сентября 1864 года. Но народная легенда а вместе с тем и народные подвиги, словно камни, лежат в основании монастыря св. Параскевы. С конца 50-х годов XIX века вблизи с. Топлы Феодосийского уезда жила благочестивая болгарская девушка по имени Константина. Услышав Небесный глас, ушла из дома и стала отшельницей, пребывая в посте и молитве. Семь лет она прожила в пещере, одеждой ее было рубище.
Мне довелось побывать в этой пещере, которую считают своим долгом посетить все паломники. Многие так и считают, что побывали в гостях у монахини Константины. Но это не совсем так. Ее пещерка, вырытая своими руками, не сохранилась. Пещера была довольно маленькая, так что Константина едва могла влезть в нее, укрываясь на ночь от холода. Нынешняя же пещера — это длинный, довольно узкий и тесный ход, уставленный иконами, свечами и горящими лампадами. Стены сырые, с висящими капельками выступающей росы. И все же молиться здесь легко, благодать необыкновенная. Пещера эта была вырублена уже в годы существования монастыря. Здесь в уединении молились схимницы.
Потом из пещеры Константина перебралась к источнику св. Параскевы, где поселилась в землянке. Сначала одна, а затем к ней присоединилось несколько женщин. Над источником стояла часовенка, но Константина денно и нощно молилась, чтобы была построена настоящая церковь. В конце жизни Константина приняла полный монашеский постриг и была наречена Параскевой. Она и стала первой настоятельницей монастыря и умерла в глубокой старости в 1874 году.
Следующей значительной фигурой в истории монастыря стала игумения Параскева, в миру Ольга Родимцева, из купеческой семьи. Став настоятельницей, Параскева добилась процветания Топловской обители. Ни одному крымскому монастырю не жертвовали так много, как монастырю св. Параскевы. За труды на пользу монастыря матушка Параскева в 1894 г. была удостоена высокой награды — наперсного креста.
А дальше, с приходом большевиков, началась трагедия монастыря. Монастырь был закрыт 29 апреля 1923 года, но монахини продолжали жить в его стенах под видом женской сельскохозяйственной артели. Так прошло шесть лет. Но 7 сентября 1928 года артель, как «лжекооперативная организация», была ликвидирована. В 1929 году на части территории обители был основан совхоз под откровенно циничным названием «Безбожник». Престарелая игумения Параскева скончалась от сердечного приступа в день окончательной ликвидации монастыря. На ее могильной плите можно прочесть надпись: «Матушка игуменья Параскева Родимцева, строительница Топловской обители, потрудившаяся в ней 53 года. Род. 1849 г. † 3 дек. 1928 на 80-м году. Возлюбленной о Господе матери и мудрой наставнице от горячо любящих сестер». Длинной вереницей проходят к этой плите, а затем и к могилке паломники. Идут со свечами в руках, оставляют на могилке записки. Матушку народ почитает святой. Более того, в храме стоит рака, готовая принять мощи святой. Вопросы о канонизации, как известно, решаются нескоро. Но монахини верят, что настанет день, когда произойдет прославление матушки Параскевы в лике святых. Любовь Ивановна Нерук из Мариуполя свидетельствует: «Я приехала в монастырь 7 июня 2001 года, пошла на кладбище поклониться матушке игуменье Параскеве, принесла зажженные свечи. Но они на пути к могилке потухли. Я поскорбела, что потухли свечи, решила их просто незажженные поставить на могилку. Но когда поставила — они сами зажглись». Недаром в духовном завещании матушка Параскева писала, что обитель создана не на время, а на вечность. Через 64 года, 8 августа 1992 года, в день святой преподобномученницы Параскевы, близ игуменского корпуса совершилась первая Божественная литургия.
Монастырь был вновь открыт в 1993 году. В 1998 году в сан игумении была возведена монахиня Параскева (в миру Нина Михайловна Тищенко). Она и поныне мудро и с любовью опекает жизнь чудесной крымской обители. Не перечислить того, что сегодня делается в обители, какие происходят изменения. На вечерней службе матушка сама помазывала маслицем всех: и монахинь, и мирян, всех благословляла с любовью.
Насельницы монастыря восстановили храм во имя святой Параскевы, построили часовню над источником и купальню. Как и прежде, сестрами читается Неусыпаемая Псалтирь. Одному Богу известно, сколько душ спасают монастырские молитвы, скольким дают благодать и облегчение. На послушания сюда едут издалека. В монастыре познакомился я со взрослыми и детьми, приехавшими не только со всей Украины, но и из России: с Урала, Сибири, из Краснодарского края.
Многое из истории монастыря и о его сегодняшнем состоянии рассказал мне иеромонах Савватий, с которым за день до приезда в Топловскую обитель познакомился я в одной из церквей Феодосии. Каково было мое удивление, когда, прибыв утром в монастырь, обнаружил я, что службу ведет мой вчерашний знакомец. После службы мы с ним поговорили.

Иеромонах Савватий

— Батюшка, где Вы служите? Расскажите немного о себе.
— Служу в храме Знамения Божией Матери в селе Грушовка Судакского района. Родился в Крыму, в селе Доброе. Сейчас мне 42 года. В 29 лет Господь привел меня к вере.
— А как это случилось?
— Случается по-разному. А на меня сильнейшее впечатление произвела почему-то икона первомученика диакона Стефана в храме св. Феодора Стратилата в Алуште. Я увидел лик добрейшего человека и подумал: «Таких на земле не бывает». Эта икона потрясла меня. Ходил иногда в церковь, тянуло туда. Но я еще даже стеснялся перекреститься при всех. Постепенно переборол себя. А однажды пришел за ладаном в церковь, и рабочие, которые восстанавливали храм, попросили помочь им. Я покидал песок с ними, поговорил с одним человеком, который поразил меня своим смирением, кротостью. Меня все это очень тронуло. Я стал с ними общаться, помогать. Меня сильно потянуло в церковь, я оставил мирскую свою работу, выполнял различные послушания в храме. Потом отправился в Россию, посетил Троице-Сергиеву Лавру, Дивеевский монастырь, Курскую Коренную и Оптину пустыни и другие обители. Везде я стал искренне каяться. У меня открылись глаза. Я увидел истинных монахов, в Троице-Сергиевой Лавре встретил старца Архимандрита Кирилла (Павлова). У меня сразу же появилось желание стать монахом. В 33 года Господь призвал меня в священство. Я сначала отказался. Но все равно стал священником. Мне один батюшка сказал: «Ноги, руки поломаешь, а священником все равно будешь».

— У Вас вся жизнь связана с одним храмом?
— И так, и не так. Я в кафедральном соборе Симферополя крестился, там же принял сан священства. Но служил в Крыму во многих храмах. Многое пришлось терпеть как будущему монаху. Служил в обители святых Космы и Дамиана, в Керченском женском монастыре святого Георгия Победоносца, в селе Добром, где родился. Там по милости Божией открыл храм Великомученицы Варвары. Сейчас служу в селе Грушовка, в древнем храме во имя Знамения Божией Матери. Храму 650 лет! Раньше он был армяно-католический, и 210 лет он Православный. Сама Екатерина Великая пожертвовала деньги, чтобы расширить этот храм, ибо войско в Крыму оставалось без храмов. На ее деньги были пристроены еще два крыла. Сейчас храм требует реставрации, и мы восстанавливаем эту крымскую святыню. В марте 2003 г. по милости Божией я принял монашеский постриг, — тоже в кафедральном соборе Симферополя (теперь там женская обитель). Служу я еще на одном приходе — в селе Курское.
— А почему оно так называется?
— Когда греки ушли от владычества турок и татар в Мелитополь, Таганрог, — Православные места обезлюдели. Болгары призвали сюда жителей русского города Курска. Они и поселились здесь. И что знаменательно: монахиня Константина, вымолившая у Бога этот монастырь, родилась в Курском. На ней явно проявилась Божья воля. Болгары воспитывались так, что никогда не ослушивались своих родителей. А Константина ведь ушла из дома сюда без родительского благословения. Очевидно, ей был голос Ангела.
— Сейчас трудно узнать какие-то подробности о ее семье, о ней — в Курском?
— Сейчас уже невозможно. Мы не знаем даже, где стоял дом ее родителей.
— А в Топловском монастыре Вы тоже служите — и давно ли?
— В этом замечательном монастыре я служу уже три года. Заменил здесь священника, который перешел на службу в г. Севастополь — благочинным. Поскольку теперь ему нелегко часто бывать в монастыре, по благословению Владыки Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, я исполняю и обязанности духовника этой женской обители.
— А много ли здесь монашествующих?
— Игумения Параскева, монахиня Маргарита, монахиня Неонила, несколько монашествующих, но много послушниц, много помощников из паломников.
— Что для вас этот монастырь? — ведь здесь казнили саму святую Параскеву Пятницу!
— Вы видели в нашем храме необычный крест, в который вмонтировано очень много частичек мощей великих святых. Здесь, на месте казни преподобномученицы Параскевы, бьет святой источник, люди получают исцеления. Но главное — в этом монастыре проявляется как нигде внутренний человек.
— Внутренний человек?
— Да. Это состояние души человека. Одержимые здесь испытывают очень большой дискомфорт. Даже сегодня одна женщина, приехавшая с дочерью, сказала мне, что не замечала за дочерью того, что ей здесь открылось. Многие одержимые, благодаря исповеди, причастию, святым источникам, — исцеляются, становятся другими людьми. Многие люди из России, из Украины направляют теперь свои стопы сюда для исцеления.
— То есть люди иногда и сами не знают — что в них сокрыто? А в этом месте все проявляется?
— Да, это такое место. Мне запомнилось, как Владыка Лазарь сказал, что есть такие места, где «камень преткновения» сдвигается. Находясь в другом месте, человек порой не замечает этой камень, а здесь открываются затемненные части души человеческой.
— Вы сами были свидетелем подобного случая?
— Недавно одна паломница призналась, что, как только она увидела священника, бес стал мужским голосом говорить: «Я боюсь его». Он стал выкрикивать, возмущаться.
Вот сегодня девушка подходила к Чаше, хотела причаститься, а потом резко отходила: Господь давал благодать, а бесу не нравилось. Он гневался, кричал, вел себя шумно.
— Учитывая особенность самого этого благодатного места и помощь св. преподобномученицы Параскевы, отчитки в Топловском монастыре ведутся?
— Пока нет, не ведутся. На это нужно особое благословение и человек святой жизни, способный понести этот очень тяжелый крест. Если Господу будет угодно, он все устроит.
— Какая память осталась от преподобномученицы Параскевы в этом месте?
— До казни она подвизалась здесь в тесной пещерке. Мне приходилось бывать в этой пещерке. Конечно, там чувствуется огромная благодать. И самая эта святая обитель открылась благодаря тому, что через свое смирение Параскева стяжала у Бога благодать.
Не так давно у нас исцелилась одна девушка. У нее были раны в полости рта, она с этим очень мучалась. Никакие врачи не могли ей помочь. А у нас она приняла крещение, немного походила на источник, на службы — и исцелилась!
— Для Крыма всегда актуальный вопрос: как складываются в вашем районе отношения с мусульманами — крымскими татарами?
— Их здесь много. Но путь сближения и общения один: показывать пример терпения и благожелательности. А самое главное — святость жизни. Ведь натиск мусульман — это бич Божий нашему народу за отступление от веры отцов, от Бога, от Церкви.
— Последний вопрос — об ИНН. Есть ли единодушие среди священства Украины в этом вопросе?
— Лично я проти ИНН. Но полного единства по этому вопросу, к сожалению, нет.

Легенда последняя

А вот еще одна легенда о Топловской обители, которая имеет большое влияние на окрестных жителей, особенно на татар: Топловский монастырь “никогда не оскудеет”, так как его оберегает сама святая Параскева. По ночам она ходит вокруг монастыря в монашеском одеянии с посохом и пальмовой ветвью в руках и благословляет каждого встретившегося ей путника, а если он болен, то тут же исцеляет от недуга. Тех же, кто захочет принести вред монастырю, святая наказывает. Так случилось с несколькими ворами, пытавшимися ночью украсть бревна и доски, приготовленные для постройки церкви. Грабители были остановлены невидимой силой на месте преступления, где, несмотря на тщетные усилия убежать, оставались со своей ношей до утра, пока не пришли строители-монахи.

***
Многое еще можно рассказать о монастыре, о его замечательном, но разоренном местными варварами кладбище, о восстановлении разрушенного самого большого храма обители… Но лучше приехать и увидеть своими глазами непересказуемую земную и невидимую духовную красоту монастыря.

На снимках: икона преподобномученицы Параскевы; основательница монастыря Константина (в монашестве — Параскева); автор статьи Владимир Мельник и духовник монастыря иеромонах Савватий.

Владимир Мельник
08.10.2004
Дата: 8 октября 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru