Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Стремление к Горнему

…отличает Православных паломников от любознательных туристов.

…отличает Православных паломников от любознательных туристов.


Киев, Одесса, Симферополь, Харьков, Почаев — в каждом из этих украинских городов находятся святыни, дорогие и близкие сердцу каждого Православного. Близкие, несмотря на сотни и тысячи километров, отделяющие их от нас. Теперь, в пору существования границ и кордонов между Россией и Украиной, добраться до них нелегко. Тем не менее паломнические группы самарцев, возглавляемые руководителем епархиальной паломнической службы Еленой Александровной Родниной, побывали прошедшим летом на Украине. В одной из поездок принял участие настоятель самарского храма во имя Святителя Николая Чудотворца, благочинный г. Самары священник Анатолий Урсув. По нашей просьбе отец Анатолий и Елена Александровна поделились своими впечатлениями от этого дальнего паломничества со слушателями радио «Голос Самары» и читателями газеты «Благовест».

Соприкосновение со святыней

— Отец Анатолий, что такое вообще паломничество для Православного человека, и чем оно отличается от туризма?
О.А.: — Я думаю, главное отличие заключается в том, что паломничество всегда связано с поклонением святыне. Паломничество — это всегда душевный труд. Туризм — это все-таки просто путешествие, развлечение, соприкосновение с дольним, с земным — с достопримечательностями и красотами каких-то мест, а паломничество — стремление к Горнему. Я думаю, неважно, каким образом, на чем человек совершает паломничество — то ли он идет пешим ходом, как ходили наши предки, то ли передвигается на автобусе, поезде, самолете. Важно то, что это всегда связано с молитвой и с поклонением святыне. И даже может быть, что человек совершает поездку в составе группы верующих людей, но если у него нет поклонения святыне, если он не использует возможность поусерднее помолиться на святом месте, причаститься, то есть душевный труд совершить, если эта поездка по святым местам не способствует укреплению его веры, — то даже паломничество для такого человека оборачивается просто туризмом.
Раньше паломничество было распространено и присуще всем сословиям — и крестьянам, и дворянам. Одни ходили на богомолье пешком, другие — на конной тяге (в повозке). Но все это занимало приличное время. Люди совершали паломничество в какое-то одно место, там долго жили, молились. Сейчас другие возможности, другие средства передвижения, поэтому можно посетить за сравнительно короткое время сразу несколько мест. Наше паломничество на автобусе продолжалось две недели и охватило буквально всю Украину. Здесь часто возникает сложность для организаторов паломничества — как сделать, чтобы люди не утомились. И приятно отметить, что Елена Александровна правильно строит свою деятельность — чередует посещение святынь и разумный отдых. А главное остается неизменным — посещение святых мест, поклонение святыням, молитва, соприкосновение с благодатью…

Колыбель Православия

— Киев — мать городов русских, колыбель Православия на Руси. Недаром в прошлые столетия паломники ходили пешком до Киева через всю Русь-матушку и не одну пару лаптей успевали сносить, прежде чем дойдут. А у каких киевских святынь вы побывали?
Е. А.: — Прежде всего мы стремились попасть в Киево-Печерскую Лавру, колыбель монашества на Руси. Три дня мы находились в лавре. С нами работала паломническая служба Киево-Печерского монастыря. Киево-Печерская Лавра поделена на верхнюю и нижнюю лавры. Верхняя лавра — музей, туда не пропускают людей просто так молиться. В Великой церкви (Успения Божией Матери) бывают воскресные, праздничные службы, все-таки предоставляют людям возможность помолиться в этом храме, но не разрешают даже прикладываться к иконам. В храме натянута веревочка с табличкой: «Не прикладываться». Надо подгадывать, чтобы туда попасть в воскресенье или праздничный день, надо платить за вход, и после этого можно посетить храм как музей.
По преданию, Сама Божия Матерь указала место, где строить эту церковь. Она дала двенадцати зодчим мешок золота на строительство храма и повелела строить его в Киеве. Впоследствии все двенадцать зодчих стали схимниками и были погребены в Ближних пещерах. А в годы Великой Отечественной войны Великая церковь была взорвана, затем ее восстановили.
Кроме того, мы побывали во Флоровском монастыре, Ионинском монастыре, в Зверинецких пещерах. Приложились к мощам великомученицы Варвары, которой молятся о том, чтобы не умереть без покаяния, неожиданно.

Зверинецкие пещеры

— Почему Зверинецкие пещеры носят такое название?
Е.А.: — Там дикие места были, лес глухой. У киевских князей там было место охоты.
В Киеве было более сорока подземных монастырей. Все эти монастыри располагались вдоль Днепра. Местность там гористая, и поэтому люди выкапывали пещеры, устраивали пещерные монастыри. На Украину часто нападали иноземные захватчики, и во время нашествий жители близлежащих селений прятались в этих монастырях от врага. Зверинецкий монастырь имеет интересную историю. В XI веке вход в Зверинецкие пещеры был засыпан половцами, там очень много людей погибло. Монахи и миряне были фактически погребены заживо. А в начале XX века после оползня один из ходов в эти пещеры открылся. Начались исследования; было видно, что люди умерли неестественной смертью. Обнаружилось очень много нетленных мощей. Сейчас эти мощи помещены в маленькие раки, сделанные из глины. Память зверинецких святых отмечается Великим постом.
Сейчас Зверинецкие пещеры восстанавливаются, там уже возобновились Богослужения. В монастыре действует храм Михаила Архангела, выкопанный в земле в XI веке. В обители находится Зверинецкая икона Божьей Матери. А в одной из галерей монастыря реставраторы оставили табличку с такой надписью: «Неужели XXI век так же мало оценит редчайший памятник русской старины, как мало оценил его век XX?»

Церковный раскол

— В начале 90-х годов на Украине, к сожалению, произошел церковный раскол. Часть храмов относится по-прежнему к Русской Православной Церкви Московского Патриархата, другая часть отошла к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Эти храмы теперь называются «филаретовскими». Например, мощи великомученицы Варвары находятся во Владимирском соборе Киева, который принадлежит филаретовцам. Чем был вызван этот раскол и каковы его последствия?
О.А.: — Действительно, когда мы приехали на Украину, оказалось, что одни храмы принадлежат раскольничьей, с нашей точки зрения, самозваной Церкви, другие храмы сохранили верность Русской Православной Церкви, Московскому Патриарху, как исторически сложилось. Как всегда бывает в таких случаях, в основе раскола все-таки лежат грех и страсть, амбиции человеческие. Насколько мне известно, первоначально у митрополита Филарета, когда он еще возглавлял Украинскую Церковь (Московского Патриархата), были серьезные нарушения монашеских обетов, которые привели к конфликту с властями московскими и даже к запрету в служении и снятию сана. После этого, пользуясь политической ситуацией, конъюнктурой, может быть, поддержкой тех политических сил, которые пришли к власти на Украине и стремились как-то отдалить Россию и Украину, чтобы ослабить российскую государственность, митрополит Филарет принял решение о создании независимой Церкви. С поощрения этих властей была создана так называемая Украинская Православная Церковь, и самозваный Патриарх стал во главе ее. Наверно, политические силы заинтересованы в таком церковном расколе. К сожалению, все это имеет свое продолжение. Мне запомнилось такое высказывание нашего гида: этот собор был восстановлен за счет государства и передан филаретовской Церкви. Собор находится в самом центре города…
А последствие раскола — утрата благодати у значительной части христиан Украины. Я думаю, что эти последствия мы наблюдаем и в общественной жизни страны — раскол общества, выборы на Украине разделили общество пополам… Мы посещали некоторые филаретовские храмы, прикладывались к святым мощам, иконам, потому что святыни остались неизменными, но вот молиться в этих храмах нам уже нельзя — они стали безблагодатными, раскольническими. Раскол — ослабление единства Православия. Но на все воля Божия; может быть, все еще как-то изменится.

«Мы были желанными гостями»

— В Одессе вы побывали у мощей преподобного Кукши. Это святой, близкий нам по времени, настолько близкий, что даже известный самарский батюшка Иоанн Букоткин имел с ним личное общение…
Е.А.: — Одесса встретила нас необыкновенно радушно — хлебом-солью. Всюду в Одессе мы были желанными гостями. Православные люди нас останавливали на улице, рассказывали о святынях, провожали к ним. Это было необыкновенно приятно.
Когда мы были в Одессе и решили спросить у кого-нибудь из прохожих, как проехать к мощам преподобного Кукши, одна женщина остановилась и говорит: «Здесь знают все, даже трехгодовалый ребенок, кто такой преподобный Кукша, потому что к нему ходят все». Другая женщина благословилась у отца Анатолия и спросила: «Можно я вам буду помогать как безплатный гид и экскурсовод?»
О.А.: — В Успенском монастыре, где находятся мощи преподобного Кукши, мы встретили Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. Владыка пригласил нас на Патриаршее подворье на берегу моря, где он отдыхал. Там недалеко есть храм с мощами Апостола Андрея Первозванного, с его стопой — это тоже великая святыня, которая выносится для поклонения только два раза в год. А Митрополит Агафангел благословил вынести ее специально для нашей группы. Святыню вынесли из алтаря, все паломники приложились к ней. Владыка Агафангел очень доброжелательно разговаривал с нами, сфотографировался с нами на память. Вообще когда люди видели, что наша паломническая группа из России, из Самары, то отношение было доброжелательное. У нас были такие таблички, которые прикреплялись к одежде, на них было написано: «Российский паломник», указывалось, что мы из Самары. Всем сразу становилось понятно, что мы приехали к святыне, а не с праздными интересами, это вызывало уважение у людей, и отношение было соответствующим.
— Государственные границы все же не смогли разделить два Православных народа — русский и украинский…
Е.А.: — Одна одесситка рассказала нам, что в греческом храме Одессы находится крест, привезенный с Афона. Храм называется греческим, хотя принадлежит американской Православной миссии. В этом храме нас очень приветливо встретил настоятель — отец Виктор. Один день всего там был крест с частицей Гроба Господня, и отец Виктор сказал мне: «Приведите всех паломников, пожалуйста». Служители храма громко объявили: «Паломники из России проходят и прикладываются без очереди, им дальше ехать надо». Мы стеснялись проходить без очереди, думали — люди в храме шуметь будут, как обычно бывает у нас в России, но там никакого возмущения не было. Нам еще дали иконочку Божией Матери с Афона вместе с благоухающим миром на ваточке. Потом выяснилось, что у отца-настоятеля в Самаре служил сын в армии, и он очень хорошо знает наш город…

У святителя Луки

— На Украине особым почитанием пользуется святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Удалось ли вам побывать возле его святых мощей?
О.А.: — Да, мы побывали в Свято-Троицком соборе Симферополя, где покоятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Запомнилась его гробница, очень богато украшенная, и обилие людей, которые пришли поклониться мощам святого. Были мы и на кладбище, где раньше находилась его могила, приложились к кресту. Жизнь святителя Луки — это пример для каждого человека, пример совмещения мирского занятия, профессии — в данном случае успешной врачебной, научной деятельности — и истинного исповедания веры.
В конце жизни святитель Лука ослеп, но продолжал служить, безошибочно без чьей-либо помощи священнодействовал в алтаре, что тоже вызывает удивление и уважение. Каждому христианину можно посоветовать прочесть книги святителя Луки (Войно-Ясенецкого), потому что это глубокие богословские труды — «Дух, душа, тело», «Наука и религия». Иконы его редки, но нам удалось приобрести иконы для храма и для себя лично, освятить их на мощах святителя.
Е.А.: — Святителя Луку (Войно-Ясенецкого) настолько почитают даже за границей, что в 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей. В самом храме ощущается, что святого Луку почитает каждый. Собор постоянно переполнен, люди молятся святителю Луке и по молитве получают исцеление.
Вообще я заметила, что на Украине люди очень трепетно относятся к вере…
О.А.: — Меня тронул такой обычай: на Украине, в основном в западных областях, принято ставить кресты при дорогах, украшать их рушниками, цветами, венками. Я считаю себя украинцем, потому что родители мои с Западной Украины, и приятно было посетить родные места. Я видел кресты при дорогах, образа, поставленные для поклонения, украшенные с любовью, и на все это так трогательно было смотреть…

Лубянский чудотворец

— Елена Александровна, впервые от вас я узнала о таком святом, как 
Афанасий Сидячий. Почему этот святой так именуется и где находятся его мощи?
Е.А.: — На обратной дороге мы заезжали в Харьковский Благовещенский кафедральный собор, там находятся мощи святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубянского чудотворца. Он происходил из знатного греческого рода, был ревностным проповедником слова Божия и великим подвижником. Сначала он был поставлен Митрополитом Согунской церкви, а затем возведен на Патриарший престол. В 1654 году святитель Афанасий находился в Москве, ища поддержки своей бедствующей церкви у Патриарха Никона, и когда возвращался на родину, заболел в дороге и скончался в монастыре у города Лубны. Сидячим святой назван потому, что он был похоронен по обычаю восточной церкви в сидячем положении. Через восемь лет после смерти тело его было обретено нетленным. Мощи святителя Афанасия до сих пор хорошо сохранились, они помещены в раке под стеклом в сидячем положении. Стекло для паломников открывают, чтобы они могли приложиться к открытым мощам святого — к плечу, руке.
Вообще часто бывало, что мощи святых открывали специально для нашей паломнической группы, для меня это было удивительно. У меня появилось очень теплое отношение к Украине после этих поездок. Приведу один пример. Когда мы приехали в Одессе в Ильинский монастырь, оказалось, что там некому открыть мощи. Дежурный по храму ушел, другого человека, который мог бы это сделать, тоже нет. Мы с отцом Анатолием пошли к настоятелю, он болел; мы видели через занавесочку, что он лежит и горло у него забинтовано. Мы слышали, как ему передали, что паломники просят открыть мощи, но сделать это некому. И что вы думаете? Мы возвращаемся в храм, через несколько минут туда приходит сам больной настоятель и открывает для нас мощи. Это было очень приятно…
О.А.: — У нас есть возможность сравнить, ведь мы с вами совершили еще одну паломническую поездку во второй половине лета — по северу России. И действительно, у меня тоже сложилось впечатление, что по югу паломничать проще. Там, кстати, более развиты паломнические службы, чем в России, лучшие условия созданы для паломников, гостиницы есть.
Е.А.: — Принимают на Украине нас с желанием. Если договариваешься о поездке заранее, знаешь, что привезешь паломников — и будет место, где им переночевать, и накормят людей. Уже не думаешь, как в иных местах в России: пустят на ночлег — не пустят…

Монах Досифея

Е.А.: — Я бы еще хотела рассказать о 
прозорливом старце Досифее. Про него немногие знают. Собственно, монах Досифея, прославленный на Украине как местночтимый святой, — это была женщина, всю жизнь скрывавшая свой пол. Могила ее находится в Китаевой пустыни, это подворье Киево-Печерской лавры. И там находится пещерка, где она провела большую часть своей жизни. Дарья (так звали ее в миру) была из очень богатой семьи, из рода рязанских дворян Тяпкиных. Воспитывалась она у верующей бабушки в монастыре и с юности имела склонность к монашеской жизни. И когда родители Дарьи решили выдать ее замуж, она переоделась в монашескую одежду и сбежала в мужской монастырь — Троице-Сергиеву Лавру, так как в женском монастыре ее бы быстро нашли. Но и там ее вскоре узнали, и Дарья оказалась в Киеве. Несколько лет она прожила в Дальних пещерах Киево-Печерской обители, а затем ее направили в Китаеву пустынь. Там Дарья ископала себе пещеру и более тридцати лет находилась в затворе. Но слава о ней как о прозорливом старце шла повсюду. Даже царица Елизавета Петровна приезжала к ней за духовным советом. О чем они говорили через маленькое оконце пещеры — никто не знает. Известно лишь, что по повелению императрицы Дарью вскоре постригли в рясофор. А когда Прохор Мошнин, будущий Преподобный Серафим Саровский, пришел в Киев просить у старцев благословения на монашество, ему сказали, что благословит его монах Досифей, затворник Китаевой пустыни. Прохор пришел к пещере монаха Досифея, изложил свою просьбу и ждал ответа три дня, не сходя с места. Затем матушка Досифея сказала ему: иди в Саров, там ты будешь подвизаться. Она провидела его великое будущее.
Умирая, Досифея просила не открывать 
ее могилу ни для кого. Однако впоследствии, когда уже готовилась ее канонизация, по портрету на могиле Досифею узнала ее родная сестра, и выяснилось, что монах Досифей — это была женщина. Тогда комиссия по канонизации приостановила дело, чтобы раскопать могилу для опознания личности, но как только лопата коснулась крышки гроба, гроб ушел ниже в землю. Стали копать дальше, и во второй раз произошло то же самое. А потом гроб уже не нашли — он ушел под алтарь храма во имя Сергия Радонежского. Мощи монаха Досифея так и не смогли достать.

Побывайте на Украине!

Е.А.: — Святыни Украины — это величайшие святыни. Пока не увидишь своими глазами, не осознаешь всей их значимости. Когда мы впервые поехали на Украину, многие самарские паломники почти ничего не знали о преподобном Кукше, святителе Луке (Войно-Ясенецком) и других святых, прославленных на украинской земле. И когда люди увидели, каким большим почитанием они окружены на Украине, то удивились. В России не почитают так святых Антония и Феодосия Печерских, основателей монашества на Руси, как почитают их на Украине. Святой Агапит — многие в России сегодня не знают, что это был врач безмездный, исцелявший людей. Я думаю, что теперь Православные самарцы, побывавшие на Украине, наравне с нашими известными святыми, которых они всегда почитали, которым всегда молились, будут почитать еще преподобномученицу Параскеву Пятницу, чтимую в Топловском монастыре, святителя Луку (Войно-Ясенецкого), преподобного Кукшу Одесского, святого Иова Почаевского и многих других. Не все знают об их жизненном и духовном подвиге, о чудесах и исцелениях, ими совершенных. У нас в России недостаточно информации об этих святых, люди мало о них знают. Хотелось бы, чтобы многие Православные съездили к святыням Украины и полюбили ее так, как я ее полюбила…

Фото Екатерины Хохловой.


На снимках: Киево-Печерская Лавра; Собор Зверинецких святых; у мощей преподобного Кукши Одесского.

Татьяна Трубина-Гусельникова
19.11.2004
1158
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru