‣ Меню 🔍 Разделы
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин

Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни Эллады

"Хочу рассказать об удивительной поездке..."

Хочу рассказать об удивительной поездке по святыням Эллады, в которой я побывала в октябре этого года. Милость Божья ко мне, грешной, велика — и я оказалась в числе счастливчиков в паломнической группе из сорока одного человека.
5 октября мы вылетели из Москвы в Афины. В нашей группе были три священнослужителя, три регента и две монахини. В Афинах нас встретил директор этого тура в Греции г-н Христос. Галина Кудякова, экскурсовод нашей группы, сказала, что схиигумен Илий, духовник Оптиной пустыни, отозвался о нем как о человеке с чистым сердцем. Сколько терпения, такта и внимания он проявлял к нам во время поездки!
Маршрут наш был рассчитан на тринадцать дней, мы посетили сорок монастырей, пять островов и, в общей сложности, проехали пять тысяч километров. Конечно, нелегко: с автобуса на паром, вечером гостиница, размещение, чемоданы, а утром опять в путь. Но никакая усталость не сравнится с тем, с чем нам удалось соприкоснуться. Греция, или Эллада, как они говорят сами, удивительная страна. Здесь Церковь неотделима от государства, в школе преподают Закон Божий, дети посещают храмы; здесь можно ничего не бояться — все очень спокойно, почти нет преступности, воровства, насилия. Когда есть вера в Бога, то и люди совершенно другие.
Но вернемся к поездке. Из аэропорта мы сразу проследовали в порт Пирей и оттуда — в Неа-Макри, здесь расположен монастырь св. Ефрема Неа-Макринского. Этот святой новомученик был замучен турками, девять месяцев его держали привязанным к дереву и издевались над ним. Крепкий, сильный (ростом под два метра), он терпел побои, оскорбления, но не предал Христа. Наконец истязатели поняли, что не смогут его сломить, и тогда они повесили его на дереве вверх ногами и избили так, что не осталось ни одной не сломанной косточки, отбили все, и он истек кровью. Вскоре на этом месте забил источник со святой водой. Мы приложились к его святым мощам, помолились и отправились дальше.
На следующий день мы были на острове Патмос, куда был сослан Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Здесь ему было Откровение — скала рассеклась, и оттуда был Глас Божий и возвещен Апокалипсис, или, как еще говорят, Пятое Евангелие. Мы прикладывались и к расщелине, и к выемке в стене, где, по преданию, была голова Иоанна Богослова (после того как он упал, когда услышал Глас Божий). Невозможно передать, какие чувства охватывают от осознания того, где находишься! Много людей посещают этот остров — и сердца не остаются холодными.
Затем мы приехали в женский монастырь, к Живоносному источнику. И здесь я тоже испытала потрясение — при входе в монастырь на стене изображена фреска: Божья Матерь со Спасителем. Монахини рассказывают, что в 1956 году фреска покрылась сизой дымкой и исчезла, а через три часа вновь появилась, но уже с несколько измененным изображением. Вскоре пришло письмо из Америки — пишет девушка, которая была смертельно больна, но получила исцеление (к ней явилась Божья Матерь и сказала, откуда Она — из Греции, из монастыря «Живоносный источник»). Вот какое явное чудо, которое запечатлелось на фреске. Сердце замирает от увиденного.
Далее мы побывали на острове Эгина — родине святого Нектария Эгинского. Сначала мы заехали в монастырь св. Екатерины, там приложились к ее пальчику. Здесь же находится чудотворный образ мощей святителя Спиридона Тримифунтского (на иконе изображен не сам святой, а уже его мощи!). Когда батюшки читали акафист этому святому, на иконе были закрыты глаза, но в конце молебна глаза были приоткрыты. И это происходит всегда после молебна — святой смотрит на нас! Я это видела сама, и не только я, а вся группа.

Благодарю Тебя, Господи, за великую милость ко мне, грешной. Вот его ножки, которые столько потрудились Богу и людям. На них красивые бархатные сапожки (раз в год его переодевают — и они оказываются всегда стоптаны!). Прикладываюсь к рукам и к лицу (оно под стеклом); лицо темное, и наш гид говорит, что его закоптили множеством свеч. В дни празднования святого его раку ставят вертикально и с почестями несут.
Здесь все ухожено, приятно для глаз, все дышит любовью. Служим молебен и прикладываемся к главе святого. Я не могу сдержать слез… Затем молебен возле раки святого возле дерева — там, где он сам определил место своего упокоения. Покупаем иконочки, собираем листочки со святых мест, затем спускаемся в собор; здесь проходят торжественные Богослужения в дни памяти святого. В храме находятся иконы наших русских великих святых — Преподобного Серафима и Преподобного Сергия.
Приезжаем к Акрополю, поднимаемся в гору — храм Димитрия Бомбардира, как его здесь называют. В давние времена турки хотели расстрелять Христиан, выходящих из храма после Литургии, и уже зарядили пушки, но у них ничего не вышло — св. Димитрий не позволил это сделать. Ядра разорвались в пушках.
Мы отправляемся на остров Андрос. На пароме батюшки нас исповедают, походные условия — прямо на корме, греки с пониманием к нам относятся. 9 октября, праздник св. Апостола Иоанна Богослова и день Ангела моего горячо любимого самарского батюшки Иоанна Букоткина (+ 2000 г.). Мы направляемся в монастырь св. Николая Чудотворца. Этот монастырь находится высоко в горах. Здесь всего три монаха. Небольшой уютный дворик, в полу двора вставлены стеклянные окошечки, внизу живут монахи, они намеренно так сделали, чтобы люди попирали их ногами — для смирения. Мы входим в притвор, здесь на стене фреска Божией Матери, под глазами у нее черные круги. Она плачет перед тем, когда в мире должно произойти что-то трагическое. Хранитель Монреальской чудотворной Иверской иконы Божией Матери Иосиф Муньос был здесь за день до своей мученической кончины, он был дружен с настоятелем монастыря, и икона накануне плакала. Прикладываемся, входим в храм; встаю с правой стороны, идет служба. К позолоченной раке подходит монах, открывает мощи святого Николая Ларисского. Он, новомученик, был прославленным полководцем, ушел в монастырь служить Богу. Ему было открыто, что скоро придут мучители, он укреплял братию, и никто из них не предал Господа. Его пронзили кольями, приколов к дереву. С тех пор дерево в день его памяти источает кровь, и эта кровь имеет особую благодать помогать в исцелении раковых больных. В 2002 году дерево не кровоточило, так как темные дельцы решили заработать на святыне деньги, и Господь отнял это чудо. Кровь монахи выдавали буквально по каплям. Но в этом году чудо возобновилось. Видимо, торговцы святыней покаялись, и Господь простил и их, и нас, грешных.
После Причастия мы прикладывались к частице мощей святого Николая и к иконе Божией Матери «Корень Иессеев». Эта икона мироточит двадцать лет, миро не стекает, а находится в твердом состоянии с обратной стороны иконы, где-то в полсантиметра толщиной. И когда берут какую-то его часть, оно восстанавливается. Я приобрела платочек, который лежал на этой иконе, — от него исходит неземное благоухание. Наш экскурсовод Галина рассказывала, что некоему Христианину было видение о том, как появляется миро. Господь посылает к иконе Ангела с кувшином, и он льет миро на икону невидимым образом.
Потом мы спускались в пещеру, туда, где подвизались восемьсот лет назад первые монахи. Мы прикладывались к цепям на стене, и от цепей пахло… миром! Как Господь прославляет своих угодников! Благодарю Господа, батюшку Иоанна и матушку Марию Букоткиных — по их молитвам я побывала на таком святом месте.
Утром 10 октября мы на острове Эвбея, в храме святого Иоанна Русского. Служится Литургия. Наши батюшки сослужат греческим священникам. Наверное, радостно св. Иоанну, что приехали соотечественники. Много приезжает греков, поклоняются нашему святому; очень его любят греки — по его молитвам происходит много чудес! Служба заканчивается. Греческий священник произносит приветственное слово. Благословляет нас. Выносит всем крестики и ремень святого, мы прикладываемся к нему. Я подхожу в последний раз к раке, в это время подходит служительница храма и приносит букет цветов к мощам святого. Я прошу у нее цветок от изголовья, и она разрешает взять (когда в редакции «Благовеста» дала лепесток от цветка сотруднику Александру Евстигнееву, он вдруг почувствовал на своей ладони необычное сильное тепло от лепестка — как от печки!..).
И вот мы опять в пути, следуем в храм святого Давида Эвбейского, это высоко в горах, по серпантину. Очень много он совершил чудес и при жизни, и после; средства на строительство монастыря он собирал и в России, и отправил их по воде, поместив в дерево. И когда дерево приплыло в эти места, то оно далось в руки только святому Давиду. Нас угостили кофе, печеньем и лукумом. Надо сказать, в Греции не принято кормить паломников, как это делается в русских монастырях. Везде свои традиции. После угощения мы отправились через всю Грецию в Салоники. По пути посетили пещерный храм св. Параскевы Римской, в Темпи. На иконе в руках она держит… глаза (особая благодать исцеления от глазных болезней).
Утром отправляемся в храм святого Димитрия Солунского. Спускаемся вниз, туда, где был заточен святой, здесь он был замучен. Это римские бани, здесь находится большая ванна, миро от мощей святого истекало рекой, и ванна переполнялась. Батюшки служат молебен, и мы поднимаемся наверх, прикладываемся к мощам. Здесь, в Салониках, особенно чтут святого, даже соблюдают многодневный пост в честь его страданий и празднуют этот день, как Пасху. Святой Димитрий, моли Бога о нас! Затем идем в храм святой преподобной Феодоры Послушливой (так прозвали ее в народе за особое смирение). Она приняла постриг, а ее дочь стала игуменией. Когда дочь стали хоронить рядом с матерью, св. Феодора подвинулась вместе с гробом, уступая место игумении. Галина рассказала о чудесном исцелении паломника, у которого был ДЦП, он посетил много святых мест, был в Иерусалиме, на горе Синай, поднимался вверх с больными ногами и все время ждал исцеления. И вот, когда он смирился со своей участью, Господь послал ему исцеление в Греции, у мощей св. Феодоры Послушливой. Об этом писали в газетах и передавали по телевидению, — такое произошло чудо на глазах у многих людей.
Далее едем в Суроти, в монастырь св. Иоанна Богослова. Здесь жил и подвизался современный благодатный старец Паисий Святогорец (его книги издаются у нас в России). Отслужили панихиду на могилке, каждый просил его о чем-то своем. Получили от монастыря фото старца Паисия и отправились дальше.
Монастырь св. Анастасии Узорешительницы у подножия горы. Входим в храм, слева — большая икона, ее глава и часть стопы. Прикладываемся. Молебен с акафистом. Затем — высоко в горы, по серпантину, в монастырь. Здесь икона Панагия Сумела, по преданию, этот образ святой Апостол Лука написал с Божией Матери и всегда носил его на себе. Этой иконе две тысячи лет. Здесь также находится крест, полностью сделанный из Животворящего Креста Господня, и Библия, ее написал в 400 году абсолютно безграмотный монах под диктовку Самой Божией Матери (после того как сгорел монастырь).
И — опять в путь... Каламбака. Метеоры. Монастырь святого Стефана. Монахи во время последней войны прятали здесь партизан, и за это оккупанты жестоко с ними обращались. Лики святых на фресках расстреляны, видны следы от выстрелов, а турки вообще выкалывали святым глаза и рот, они считали, что так святой не принесет им «вреда». На фресках изображены страдания и пытки мучеников, они безчеловечны. Какую же надо иметь веру, любовь и надежду, чтобы выносить это!
13 октября, мы идем к мощам святой царицы Феодоры — она боролась с иконоборчеством и была причислена к лику святых. Затем — в монастырь в Палеокастрице, где находится икона Богородицы, написанная шестьсот лет назад на бычьей коже, а также Образ Богородицы, который независимо от того, где ты стоишь, смотрит на тебя. Затем храм Влахернской иконы Божией Матери на Мышином острове.
Мы прибываем в город Патры. Погода нам благоволит. Заходим в храм Андрея Первозванного. Акафист, молебен у его святой главы и креста, на котором он был распят. Храм очень красивый. Далее — в монастырь Панасия Малеви. Литургия начинается в 5. 30 утра; захожу в придел, кланяюсь чудотворной иконе Успения Божией Матери, она мироточит сорок лет. Настолько спокойно и тепло на сердце, словно у мамочки…
Начинается Литургия. Греческий батюшка в белом облачении, на котором вышиты голубые кресты, две монахини поют и читают. Очень торжественная служба. «Верую» и «Отче наш» во время службы читает юная девочка, и все вслух повторяют, а не поют, как у нас, слова молитвы. Приехало много греков-паломников. Эта икона чудотворная (было замечено, что она имеет особую благодать помогать бездетным родителям). Семейные пары молятся, просят, и у них появляются долгожданные дети, через год они приезжают сюда их крестить. Здесь очень благодатно и умиротворенно. Сама Матерь Божия в образе высокой красивой монахини является многим монахиням и паломникам.
Последний день нашего пребывания в Элладе. Посещаем монастырь святого Иоанна Предтечи, служим молебен. Прикладываемся к мощам святого великомученика и целителя Пантелеимона. Здесь же находится кусочек манны Небесной. Затем — монастырь святого Патапия Фивейского; здесь получают исцеления люди, страдающие порчей. Батюшки служат молебен возле иконы Божией Матери «Утешение». Кланяемся святыням, служим молебен и акафист.
Галина рассказала о чуде, которое произошло в монастыре Никитон. На праздник Преображения приезжает много людей к иконе Благовещения; садятся по трое человек, их накрывают покрывалом, читают молитвы, икона поднимается над ними на расстоянии десяти сантиметров и бьет по голове того, кто из них болен — и человек получает исцеление. С обратной стороны на иконе большая трещина.
Вот такие дивные чудеса!

На снимках: паломница прикладывается к Кресту Апостола Андрея Первозванного; икона мощей Святителя Спиридона Тримифунтского, на изображении святой открывает глаза во время молебна; паломница Елена на фоне Мышиного острова (здесь хранится Влахернская икона Божией Матери).

Елена Мещерякова
г. Самара.
09.12.2005
1127
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму

Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru