Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Апсны — страна души (окончание)


Начало см.

Черноморский Афон

С затаенной духовной радостью ждал я встречи с Новоафонским Симоно-Кананитским мужским монастырем.
Когда в XIX веке у Русской Церкви появились сомнения в дальнейших перспективах нашего Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, то тогда соизволением Русского Императора-Самодержца в 1875 году был заложен и в кратчайшие сроки построен этот монастырь-красавец на Юге России. Это было место, куда в случае исхода с Афона могла бы быстро переехать братия русского монастыря. На всю Православную Россию стало известным имя ктитора и первого настоятеля монастыря Архимандрита Иерона. К слову, именно он призвал к себе однажды на беседу никому доселе не известного семинариста из Тифлиса Иосифа Джугашвили. Встреча эта круто изменила жизненный путь юноши, и в семинарию после этого молодой Иосиф уже не вернулся, а отправился в Петербург. Может быть, не случайно одна из трех кавказских дач И.В.Сталина была затем, спустя десятилетия, расположена буквально в двух шагах от святых стен бывшего Симоно-Кананитского монастыря?
На закладку Пантелеимонова собора монастыря в 1888 году лично приехала вся Императорская Семья во главе с Государем Александром III Александровичем, включая будущего святого Царя Николая II. Всего через два года гигантский собор был построен.
…И вот я с огромной радостью вбегаю от моря к монастырю вверх по широкой каменистой дорожке-брусчатке, выложенной, наверное, еще в позапрошлом веке русскими монахами.
Раннее солнечное утро. Тишина и покой необыкновенные. Кругом роскошные пальмы и свечи-кипарисы — субтропики! Прекрасные ярко-серебристые шлемы монастырских храмов одинаково хорошо видны за многие километры как с побережья, так и с моря.
Война промыслительно прошла мимо монастыря. Новый Афон относится к Гудаутскому району Абхазии, а в Гудауте была в то время опорная база русских десантников-миротворцев (стоит она и поныне). Поэтому грузинские военные благоразумно обходили этот район стороной.
Огромное двух-трехэтажное каре братских келий вокруг величественного Пантелеимонова собора, оказывается, процентов на 70-80 заселено сейчас местными жителями — абхазами. Не знаю даже, Православные ли они.
Властями Абхазии монастырь уже передан местному Православному духовенству. Но численность насельников пока слишком мала, чтобы говорить о каких-то серьезных успехах в восстановлении обители. Однако литургическая жизнь налажена, а на территории монастыря уже несколько лет действует духовное училище. Иеромонахов двое, есть еще один монах и несколько трудников. Выживают они, видимо, за счет небольшой книготорговли и налаженных связей с абхазо-российскими турфирмами, которые ежедневно нескончаемыми караванами везут и везут разношерстную любознательную российскую публику из Сочи. Это крупный бизнес, помогающий существовать значительной части населения Абхазии. Поэтому я и не удивлялся, когда видел огромный монастырский двор и гигантский храм заполненными толпами туристок всех возрастов с голыми пупками и в шортах.
Внутренняя роспись собора поражает. Прекрасные, с позолотой, фрески отражают практически все сюжеты Священного Писания. Фрески заполняют абсолютно все пространство храма. Во время Литургии я был приятно удивлен: при поминании Архиереев я услышал и имя Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия.
Монахи оказали мне гостеприимство — накормили в трапезной Духовного училища, выделили одноместную келью, подробно рассказали о распорядке дня. Ничего не мешало мне остаться здесь на несколько дней. Пожилой монах Геронтий, маленький, энергичный абхаз, проводивший со мной этот «инструктаж», оказался очень интересным собеседником. Фронтовик, прошедший грузинскую войну от начала до конца, он с теплотой вспоминал о братской помощи казаков его народу. Но когда он начинал говорить о «специфической русской болезни» — пьянстве, его глаза грустнели: «Знаешь, сколько ваших погибло на моих глазах из-за этой пьянки?! Совершенно бездарно. Пьяному-то и «море по колено»! А ведь как жаль их».

Подарок Апостола Симона Кананита


Подробно расспросив отца Геронтия о маршруте, я отправился искать пещеру Апостола Симона Кананита и Иверскую гору. За прошедшие пару дней накопилась приличная усталость, поэтому, направляясь к пещере, я прошел вдоль горной речки почти равнодушно. Была полная уверенность, что в таком духовно «пустом» состоянии ни о какой встрече со святыней не может быть и речи. В пещере, где два года пребывал в молитвенных трудах Апостол Симон, я обнаружил что-то вроде стихийно созданной часовенки. Мозаичные иконы Спасителя, Апостола Симона Кананита, Преподобного Серафима. Кругом подтеки воска от свечей, лампадки, подсвечники, два стола со множеством записок с именами. И самое ценное для меня — Акафист Апостолу Симону. Собрался с силами и заставил себя прочитать этот Акафист. Вспомнилось евангельское — «Царство Божие с усилием берется…». К концу чтения почувствовал, что усталость отступила. Полегчало. Вышел из этой благодатной пещеры заметно преображенным. С удивлением заметил, что за целый час, что я был в пещере, меня не побезпокоил ни один человек. Но сейчас я увидел, как снизу к пещере поднимаются сразу несколько групп русских туристов в шортах.
Не спеша спустился к истоку горной речки, где, по преданию, был убит Апостол Симон. В том месте, где ручей вытекает из горной расщелины, камни на его дне до сих пор покрыты алой кровью Апостола. Многочисленные паломники давно уже разобрали мелкие камни и сейчас там остались лишь огромные массивные подводные валуны. Кто-то пытался счистить с них кровь стеклышком. Попробовал и я, а то, что удалось соскоблить, завернул в два чистых листочка какого-то ароматного растения. Довольный и этим, спускаюсь ниже по речке к месту, где находится камень, на котором чудесным образом отпечатана правая стопа Апостола. По преданию, он сотворил это чудо, когда местные жители не поверили, что он —  ученик Христа.
Рядом — источник Апостола Симона. Я пошел вниз по дорожке мимо стремительной горной речки. У одного из водопадов увидал моего старого знакомого — сторожа-абхаза. Приветливо улыбнувшись ему, поблагодарил за помощь. «Ну что, камень с кровью нашел?» — спросил он меня. Я с горечью ответил, что, наверное, это уже невозможно ни для кого. Видимо, что-то в моей ситуации сторожа тронуло, и он, эмоционально махнув рукой, полез в ледяную воду. Пошарив под камнями, достал большого размера камень, на треть покрытый алой Апостольской кровью!
— На, бери! Это я весной его здесь нашел и запрятал. Когда с гор снег
сходит, течение становится очень бурным и оно как бы пропахивает песчаное дно реки. Тогда-то и выносит на берег эти камни, которые, может, уже столетия как в песок ушли.
— Я Вам что-то должен за него?
— Ничего, бери!
— Как Вас зовут, я Вас поминать буду о здравии.
— Виктор я. Спрячь его только, а то при выходе смотрят, чтобы эти камни паломники не растаскивали…

Опта наших дней

Так кто же он — священник Виссарион Аплиаа, фактический предстоятель официально несуществующей Абхазской Православной Церкви? Человек-легенда. Герой войны. Священник, перед которым нет закрытых дверей на его родине. Абхаз, видящий залогом благополучия своего народа теснейший союз с великой Россией и Русской Церковью. Покаявшийся разбойник. Человек, поднявший авторитет Православия в этом регионе. Батюшка, от общения с которым в восторге и абхазские военные, и российские генералы…
Я не застал его в Гудауте. Найдя его дом, я услышал от матушки, что отец Виссарион срочно вылетел в Москву. Поэтому ограничусь лишь рассказами о нем.
Монахи Оптиной пустыни поведали мне однажды древнюю историю возникновения их обители. Был тогда в козельских лесах некий предводитель разбойников. Звали его Опта. Много злодеяний творила его банда на дорогах, наводя ужас на жителей и путешественников. Но что-то случилось в душе разбойника — он внезапно «отошел от греха и сотворил добро»: покаялся, все награбленные ценности направил на создание монашеской обители в здешних лесах и сам постригся в монахи этого монастыря. Тридцать лет возжигаемая им свеча тут же гасла, и ничего не помогало. Но Опта усердно молил Господа о прощении. И вот наступил день, когда свеча осталась гореть и не гасла. Опта понял, что Милостивый Господь изгладил его былые прегрешения…
История эта в чем-то напоминает сложный жизненный путь отца Виссариона. Была в его жизни схожая горькая страница. Но однажды и он воспрял от греха и обратил свое сердце ко Творцу. Дальнейшее мы знаем — освобождение из мест заключения, приход в Церковь, священство, война.
При штурме Сухума отец Виссарион совершил настоящий воинский подвиг. Перед въездом в город наступавшим войскам необходимо было преодолеть узкое, но глубокое ущелье. Через ущелье был сделан узкий автомобильный мост. Однако шквальный огонь с грузинской стороны не оставлял ни малейшей надежды преодолеть эту горловину. И тут помочь войскам вызвался отец Виссарион. Помолившись, он взял в руки икону, поднял этот образ над собой и с молитвой, один, пошел по мосту! От такой «атаки» священника, идущего по мосту с иконой, в полном облачении, противники словно оцепенели (ведь и они были Православные люди!..). А вслед за батюшкой лавиной на грузин уже хлынули абхазо-русские войска. Через несколько часов Сухум был взят.

Прощание с Абхазией

Выйдя на большую дорогу возле Гудаута, ловлю попутку.
Вскоре у поста ГАИ притормозила «Волга», и ее водитель, пожилой абхаз, согласился безплатно подвезти меня до Гагр. Было около полуночи, и, наверное, чтобы не заснуть за рулем, водитель был очень разговорчив.
— Знаешь, у нас в Абхазии 80 процентов жителей уже имеют российские паспорта. А еще нам пенсии начали платить из России, по одной тысяче в месяц. Конечно, это не так много, но поддержка для нас очень чувствительная.
— А почему в состав России не входите?
— Да мы-то хотим…
— Воевали?
— Да, от начала до конца. Знаешь, на начало войны у нас не было абсолютно ничего — мы шли на грузинские танки с голыми руками — и побеждали! Ты не представляешь, как эти «ратники» умеют бегать. Бежали, бросая на пути все, вплоть до касок и бронежилетов…
— А добровольцев из России много было?
— Много. Казакам мы очень благодарны, воевали ваши ребята исключительно отважно! Только ужасно жалко, что многие из них из-за водки погибли совершенно безсмысленно. И еще. В России у многих сложилось мнение, что война в Абхазии была выиграна нами исключительно благодаря помощи России, казаков и иных добровольцев. Не хочу преуменьшать их заслуги, но решающий вклад в победу внесли сами абхазы!
…Да, трудно писать о Православии в Абхазии и не затрагивать при этом политику.
Незаметно, в черноте ночи, мы с моим попутчиком подъехали к Гаграм. Слегка поторговавшись с таксистами в центре города, я снова оказался в дороге и вскоре, в полном одиночестве, проходил громадную таможню на реке Псоу.
Так глубокой южной ночью и завершилось мое паломничество на святую, многострадальную землю Абхазии. Ночной Сочи встретил меня залитыми светом скоростными дорогами, пошлейшей рекламой и безконечной чередой казино, ночных клубов и игровых автоматов.
Жизнь била ключом…

На снимках: Ново-Афонский монастырь; вход в пещеру Апостола Симона Кананита; камень, обагренный кровью Апостола…

Сергей Серюбин
Сухум — Сочи — Симбирск Осень 2005 г.
16.12.2005
857
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru