Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Старочки

или Тайна Свято-Михайловского храма.


или Тайна Свято-Михайловского храма

У каждого человека в душе хранятся радостные и грустные моменты из детства.
У Лидии Федоровны Русиновой все радостные, светлые воспоминания раннего детства связаны с храмом во имя святого Архистратига Божия Михаила в селе Беляр Можгинского района Удмуртии.
Старинное это село считалось большим и богатым. Каждый год в него съезжались на ярмарки жители двадцати окружных деревень. Деревни составляли приход огромного трехпрестольного белого с зелеными крышами храма. Он имел форму корабля и величественно плыл по селу, вознося большие золотые кресты в небо.
Родилась Лидия Федоровна в 1932 году в крестьянской семье Кутергиных. В то время глава семьи Федор Александрович работал трактористом в колхозе, мать Валентина Андреевна тоже была колхозницей.
Крестили Лидию в Свято-Михайловском храме. Родившегося через четыре года Юрия крестили там же. А вот Нину, появившуюся на свет в декабре 1941 года, уже после ухода отца на фронт, крестить было негде…
— Юра-то в храм уже своими ножками приходил, значит, закрыли храм перед самой войной, примерно в 1938 году, — рассказывает Лидия Федоровна.
Мы сидим в ее низеньком уютном доме в городе Назарове, где она, по воле Господа, теперь проживает со своей семьей, трудясь во славу Божию в Свято-Покровском храме. Едим приготовленную хозяйкой вкусную-превкусную рыбу в сметане, заговляемся на Великий пост, и я с интересом слушаю рассказ о ее судьбе и судьбе Белярского храма — части истории нашей России.
— Очень мы, дети, любили смотреть на венчание. Бежали со всех ног, когда в храм свадьба ехала. Внутри храма был необычайно красивый резной золоченый иконостас, на стенах — иконная роспись. Отапливался храм из подвала, а на случай больших морозов стояла печь-буржуйка. Много народа стекалось сюда на праздники. Крещение и отпевание совершалось в двух стоявших во дворе часовнях. А в левой и правой пристройках храма, которые тоже назывались часовенками, жили старочки.
Старочки — это рассказ особый. Кто они были? Нашедшие приют при храме монахини или просто благочестивые одинокие женщины, Лидия Федоровна не знает. Старочки стегали на заказ одеяла и этим кормились. Сколько их было, тоже теперь неизвестно. Маленькая Лида запомнила имена двоих — Настенька и Дунюшка.
— Храму принадлежало около десяти добротных одноэтажных и двух-этажных домов. После его закрытия в домах разместили сельсовет, больницу, леспромхоз, поселили людей. Дом священника занял темной души человек Ефим Агашин, рядом в небольшом домике стали жить несколько старочек, в том числе Дунюшка.
Здесь начинаются грустные воспоминания из детства, они тоже связаны с храмом Архистратига Божия Михаила. Как его разоряли, Лидия Федоровна не видела — ходила по грибы. А когда вернулась, узнала, что иконы просто порубили топорами, лишь некоторые удалось спасти и укрыть в домах прихожан. В семье Кутергиных тоже появилась большая икона какого-то святого, изображенного во весь рост. Лида и Юра почему-то боялись его — наверное, это был страх Божий.
Через некоторое время в селе вспыхнул пожар. Загорелся дом, где жили Дунюшка и другие старочки. Безудержно полыхали деревянные строения, кричала заживо горевшая в огне корова. В этом страшном пожаре сильно обгорела одна из старочек, которая полезла в подполье что-то спасать.
— Ефим Агашин все хорошо рассчитал, когда дом старочек поджег. Страховка у него была на большую сумму. Другие в огне горели, а его жена на площади на узлах с вещами сидела и козу на веревочке держала. Заранее собрались.
Старочки приняли и воспитали мальчика Ваню Трепалина. Когда он вырос и женился, то не оставлял их. Так вместе и жили. После пожара Иван построил новый дом. Дунюшку к себе взял и до самой ее смерти о ней заботился. А у Настеньки в селе была племянница Валентина. Сначала Настенька жила у нее, а потом племянница определила ее куда-то под Москву в дом престарелых. О других старочках не помню.
Началась война. Отец Лидии Федоровны с первых дней ушел на фронт. Почти сразу же пришла похоронка. В храме в это время устроили зернохранилище. Грузовики-пятитонки и лошадиные подводы, груженные зерном, въезжали по прочному чугунному полу в центральную часть, обширное помещение позволяло им свободно разворачиваться. А вот алтарь стоял нетронутый, Царские врата закрытые. Женщины, работавшие в зернохранилище, не отваживались туда заходить.
Известно, что Бог поругаем не бывает. И мать Лидии Федоровны стала свидетельницей Божьего гнева. Как-то она гнала мимо храма овец, торопилась — погода портилась. Вдруг послышался страшный раскат грома, яркий всполох света озарил небо, и стрела молнии вонзилась прямо в купол.
— Мама от страха упала наземь. Пожар бушевал целые сутки. Горела звонница. Сельчане ведрами подавали наверх воду, но этого было мало. Лишь когда приехала районная пожарная бригада, пламя удалось потушить.
Это произошло примерно в 1949-50-м годах. До 60-х годов поруганный обгорелый храм все-таки простоял. Но нашелся предприимчивый человек, руководитель рыбхозяйства, и стал инициатором разбора Божьего дома на кирпичи и постройки из них дома для своей конторы. Дальнейшая его предпринимательская деятельность перешла в уголовную. За изнасилование сельской девочки он был лишен свободы. Но пример был подан, и храм продолжили разрушать другие.
В 1990 году Лидия Федоровна ездила в Беляр в гости. Купола на храме уже не было, храм стоял истерзанный и порушенный, как полузатопленный корабль, и уже не мог плыть дальше, не возносил мачты-кресты в небо.
— Последними ломали углы храма. Они были самыми прочными. Оставаясь шириной в какой-то десяток сантиметров, продолжали стоять, и трудно было их разрушить.
В прошлом году в Беляр приезжали погостить к свидетелям тех событий их взрослые дети. Пошли к месту бывшего храма. Там осталась стоять только часть стены с оконцем от часовенки, где жили когда-то старочки. Стали очищать оконце и нашли старинную монету, датированную 1751 годом. Обрадовавшись, стали разгребать дальше. Вдруг дунул сильный порыв ветра. Искатели клада остановились. Ветер утих. Продолжили разгребать — снова вихрь. Третий раз повторилось то же самое. Стало понятно, что это не просто ветер, а Господь не подпускает их к этому святому месту.
— В следующий свой приезд они хотели продолжить поиск, но их уже родители не пустили: нечего Господа искушать.
А я у знакомых батюшек спрашивала, что это за вихрь мог быть. Они отвечают, что, возможно, там сокрыта какая-то большая святыня и Господь ее бережет.
Святыни, как известно, даются в руки избранным. Может быть, придет время, и Господь явит ее нам. Будем надеяться.
Очень бы хотелось узнать что-то еще о белярских старочках, об их именах и дальнейших судьбах. Может быть, откликнутся люди, знавшие или слышавшие об этих пострадавших угодницах Божиих. И тогда можно было бы на страницах «Благовеста» продолжить о них рассказ.

На снимке: Свято-Михайловский храм. Архивное фото

Лариса Вотинцева
г. Назарово Красноярского края
14.04.2006
Дата: 14 апреля 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru