Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Никола благословляющий

На родине святого, в Мирах, турки убрали скульптуру Николая Чудотворца — но она была возрождена на Рязанской земле!

На родине Святителя, в Мирах, турки убрали скульптуру Николая Чудотворца — но она возрождена на Рязанской земле!

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Эти библейские строки всегда вспоминаются, когда порушенные и обезчещенные святыни спустя годы предстают пред нами во всем их великолепии: с взметнувшейся в иссиня-синие майские небеса колокольней и, как в пригороде Рязани Солотче, с рядком голосистых, готовых к освящению колоколов.

До разрухи был в солотчинской Казанской церкви и Никольский придел. Но многое пришлось в храме достраивать и обустраивать, когда священник Димитрий Ромащенко получил в конце 80-х как место своей службы этот небольшой островок Православия. С разрушенной колокольней и частью трапезной церкви. С растущей на крыше рощицей молодых березок. С бюстом вождя мирового пролетариата перед храмом.
Прихожанкой этого храма вот уже пятнадцать лет является скульптор, заслуженный художник России Раиса Лысенина.
Раиса Алексеевна известна далеко за пределами России. Испания и Франция вдохновляют ее столь же искрометно и ярко, сколь и родные места. Она создает свой собственный мир через скульптуры, очень разные — иногда загадочные, иногда абстрактные, но всегда многозначные и многоликие.
В мастерской Раисы Лысениной не умолкает телефон. Звонят из организационного комитета очередной выставки. А на днях в здании Федерального Собрания в Москве открывается выставка, организованная фондом «Творческое достояние», инициатором, организатором и президентом которого является Раиса Алексеевна.
С годами творчество Раисы Лысениной становится все теснее связано с Православием. Первой была работа «Вербное воскресенье». Нынешней зимой — Преподобный Серафим Саровский. А в мае у Казанского храма, что в получасе езды от Рязани, был открыт памятник одному из самых почитаемых и любимых святых — Святителю и Чудотворцу Николаю.

Святой явился во сне

Памятник Николаю Чудотворцу появился на рязанской земле не случайно.
Одному глубоко почитающему Николу-Угодника рязанцу Святитель не раз являлся во сне: это для людей верующих не такая уж редкость. А во время одной из поездок он увидел памятник святому в турецком городе Миры (ныне Демры). Там Святитель служил и был похоронен. Каково же было удивление русского паломника, когда в 2004 году на высоком постаменте он увидел вместо Святителя Николая — пластмассовую раскрашенную скульптуру… Санта-Клауса!
Почему памятник святому был демонтирован, неведомо даже его автору, московскому скульптору Григорию Потоцкому. Известно лишь, что сама скульптура была перенесена в храм, где служил Святитель Николай, а «земной шар», на котором как на пьедестале стоял на скульптуре Святитель, и вовсе затерялся.
Это событие подвигло глубокого почитателя Николы Угодника восстановить справедливость и установить подобный памятник на рязанской земле. Осенью прошлого года фотографию памятника он показал скульптору Раисе Лысениной. По благословению Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла начались работы над проектом.
— Раиса Алексеевна, сюжеты ваших работ рождаются внутри вас или чаще они все же идут от заказчиков?
— Есть, конечно, и заказы, но большинство сюжетов рождается помимо моей воли. Это и отличает художника от ремесленника. Это дар Божий. Рождение произведения — тайна, которую нельзя объяснить. Если бы существовала некая формула произведения, то каждый, просчитав, мог бы сделать великолепную вещь. Но суть как раз в том, что произведения рождаются помимо тебя. Ты используешь только свои руки и те знания, которые получила в институте или училище. А все остальное приходит от Господа. Это самое сокровенное. Тебя что-то возмутило или удивило, обрадовало — и ты выражаешь это посредством того дара, что дал тебе Господь. Я облекаю образы в форму камня, дерева или бронзы. Душа болит, страдает — я выразила свое состояние так, я счастлива — выражаю по-иному…

— Приступая к творению скульптуры великого и почитаемого святого, какие ощущения вы испытывали?
— Прежде всего, я сама глубоко почитаю Святителя Николая. Удивительно, что моя мама, которая тоже любила Угодника Божия, отошла ко Господу на Николу Зимнего — 19 декабря. Так что это, можно сказать, и мое последнее «прости», сказанное маме. Ведь дети всегда что-то недодают родителям…
— Как мама относилась к вашему творчеству? Оно было ей понятно?
— Она была простой швеей, и ей было трудно понять мое творчество, тем более что в те годы оно было нереалистическое. Я люблю мыслить символами, формами… Не то чтобы люблю — так получается…
Но маме было близко все, что ее любимое дитя делает в течение многих лет вопреки безденежью, другим многочисленным проблемам… Когда же становилось очень тяжело, мама, бывало, говорила мне: «Может быть, на фабрику пойдешь?» Но, встретив мой взгляд, больше этого не произносила и только каждый день молилась за меня.
После ее смерти осталась маленькая бумажка — «Молитва родителей за своих детей». Эта бумажка была истерта до праха…

…Уже зимними холодами скульптор трудилась над памятником в подмосковном Жуковском. Скульптура была отлита в сотрудничестве с фирмой «Рослит», а редкий камень — дымковский гранит для постамента — привезен из Карелии. Из него мастера рязанской фирмы «Сварог» ювелирно вырезали сложнейшие профили.
Однако памятник нужно было не только сделать, но и органично вписать в композиционное решение прихрамовой территории. Тут свою толику в планирование и благоукрашение комплекса внесли дизайнеры.

Победила бронза

Авторские права скульптора Г. Потоцкого при воссоздании памятника были соблюдены. Однако от турецкого памятника осталось только композиционное решение: святой стоит на земном шаре. При этом земной шар турецкого памятника был деревянным и покрыт пластиком. Более того — он… крутился. Раиса Алексеевна рассказала, что ей удалось убедить заказчика полностью выполнить памятник в бронзе, что с точки зрения скульптуры не только более грамотно, но и более красиво.
Сам бронзовый Никола, рожденный руками скульптора Раисы Лысениной, тоже иной. И установлен он на постаменте, по сторонам которого вмонтированы фрески с изображениями чудес, сотворенных святым.
Одно из них — чудо об избавлении трех девиц от безчестия. Житие Святителя Николая повествует, что к их отцу трижды святой приходил ночью и приносил мешки с золотыми монетами, дабы избавить девиц от безчестия и даровать им приданое.
Клеймо это дольше других искала Раиса Алексеевна и считает его знаковым. Именно с этого чуда пошло наше современное восприятие подарков от Санта-Клауса — деда Мороза, когда дети ждут подарков ночью и получают то, о чем мечтали.
Рязанский Никола — памятник среднего размера: 6 метров вместе с постаментом; высота самой скульптуры — 2 метра 10 сантиметров; вес бронзы —  2,5 тонны; диаметр тонированного по бронзе патиной земного шара — 1 метр 86 сантиметров.

Страж четырех рубежей

Во время работы над памятником Раиса Алексеевна познакомилась с членами благотворительного фонда Святителя Николая в Москве. Именно им принадлежит идея установить скульптурные изображения всенародного помощника и покровителя Николы по четырем рубежам земли Русской. Десятиметровые монументы работы московского скульптора Сергея Исакова уже установлены в Анадыре на Чукотке, в городе Балтийске Калининградской области, в Майкопе (Республика Адыгея). В ближайшее время Фонд планирует установить памятник Святителю Николаю в Омске.
Никола Благословляющий… Покровитель мореплавателей, путешественников и всех страждущих столь органично смотрится в центре Солотчи, будто никогда и не покидал избранного им места.
«Надеюсь, что Святитель Николай принесет нашей земле благостроение, — поделилась своей мечтой Раиса Алексеевна, единственная женщина-скульптор, чьим рукам «доверился» строгий, но безконечно добрый и справедливый святой, каким мы знаем Николая Чудотворца по житию. — Я молюсь о том, чтобы это место было благословенно, любимо и не забыто народом; чтобы люди приходили сюда не просто как просители земных благ, а как искренние благоделатели, желающие по мере сил поддерживать здесь порядок и благолепие».

На снимках: скульптура Николая Чудотворца под Рязанью; солотчинская Казанская церковь теперь соседствует со скульптурой Святителя Николая; скульптор Раиса Лысенина.

Татьяна Весёлкина
09.06.2006
1004
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru