Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

От бед спасающая

Судьба иконы Божией Матери «Взыскание погибших» тесно спелась с судьбой Государя Императора Александра III, с Мариенбургом и Самарой...


Есть в России тихие уголки, ничем с виду не примечательные, но отмеченные Божией благодатью. Таков Мариенбург — небольшой поселок, бывшая слободка придворных егерей под Гатчиной. Название поселок получил по имени Императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I. Всего в полутора километрах — бывшая резиденция Императора, парк, туристы. А здесь — вот ровный строй егерских домиков, а на другой стороне над низкими крышами плывут голубые купола Покровского храма, тоже бывшего егерского. Красивая старинная церковь, вся узорчатая и расписная, так и манит к себе. Да и место это отмечено особой Милостью Божией. Здесь более двадцати лет подвизался протоиерей Петр Белавский, сделавший Мариенбург центром духовной жизни, здесь мироточил образ Божией Матери «Взыскание погибших», судьба которого тесно переплелась с судьбой Государя Императора Александра III, с Мариенбургом и Самарой. 17 октября 1888 года близ Харькова потерпел крушение поезд, в котором находился Российский Император с супругой и августейшими детьми. В Самарском Свято-Троицком Раковском монастыре, в память их чудесного избавления от гибели, для Государя был написан список с чудотворной иконы «Взыскание погибших», обретенной в Саратове в 1666 году (ныне эта явленная икона пребывает в Покровском кафедральном соборе Самары). А через месяц Государь присутствовал на освящении церкви Покрова Божией Матери в Мариенбурге, где сейчас и пребывает эта икона. В церковном дворе под яблонями, среди гроздьев висящей спелой малины мы за чашкой чая начинаем нашу беседу с настоятелем храма Покрова Божией Матери протоиереем Анатолием Павленко.

— Отец Анатолий, расскажите об иконе «Взыскание погибших», которая хранится в вашем храме.
— Надпись на образе свидетельствует, что он был создан усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского монастыря Самарской губернии игуменией Анатолией с сестрами в память чудесного избавления от гибели Императора Александра III с семьей при крушении поезда в 1888 году. То, что подаренная икона пребывала в Гатчине, это точно. Но в каком храме — неизвестно. Мы почти ничего не знаем об этом образе до его обретения в 50-е годы прошлого века.
— Как совершилось обретение?
— Со слов Александры Ивановны Савиной († 2007 г.), бывшей алтарницы нашего храма, икона была обретена следующим образом. Две женщины шли в храм через речушку по дощатому мостику и обратили внимание на одну из его досок. Она была широкая, цельная, со шпугами — как на иконе. Когда ее сняли, это оказалась икона Божией Матери «Взыскание погибших». Образ этот они передали в Мариенбургский храм. Имена этих женщин и точная дата обретения иконы неизвестны. Можно определенно сказать, что была она обретена уже во время настоятельства протоиерея Петра Белавского, где-то в конце 50-х годов. К отцу Петру приезжало много творческой интеллигенции, и кто-то из этих людей, какой-то ювелир сделал на иконе венец из посеребренной латуни очень хорошей, тонкой работы.
Икона всегда почиталась прихожанами. Накануне дня празднования иконе «Взыскание погибших» всегда в нашем храме служилось Всенощное бдение. Особое почитание началось с 1994 года при настоятеле иеромонахе Никите (Маркове). 17 февраля, во время Всенощной накануне дня празднования иконе, женщина, которая постоянно стояла перед ней, заметила выступившие на образе маслянистые капельки без запаха. Об этом сообщили отцу Никите. Он отнесся к этому осторожно и здравомысленно, но после продолжительного мироточения доложил Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву). Владыка назначил компетентную комиссию, которая засвидетельствовала мироточение иконы.
В то время я служил в Александро-Невской Лавре и слышал от прихожан и священников о мироточении образа в Мариенбурге. Однако самому побывать в то время в Покровском храме не удалось. При моем настоятельстве мироточение образа «Взыскание погибших» было два раза. Оно не было обильным: на образе выступало несколько капель, образуя подтеки. Люди приезжают в наш храм из Санкт-Петербурга, из других мест поклониться святыне. Каждый год на празднование иконе «Взыскание погибших» приезжает очень много людей, желающих помолиться перед образом, приезжают целыми автобусами. Этот день стал как бы нашим вторым престольным праздником…
— Икона богато украшена. Известны ли вам случаи чудесной помощи Пресвятой Богородицы людям, с верою и любовью молившимся перед Ее иконой?
— Не знаю, можно ли назвать это чудом… Ко мне лет пять назад после воскресной службы подходит одна женщина с просьбой отслужить три молебна Пресвятой Богородице перед Ее образом «Взыскание погибших». Я, вообще говоря, с осторожностью отношусь к подобным просьбам, поскольку у нас с этим многие суеверия связаны. Стал расспрашивать поподробнее. Выяснилось, что эту женщину благословил так поступить ее духовник, один известный мне священник, человек высокой духовной жизни. Оказывается, у нее пропал сын. Муж ее был военный, служил на Дальнем Востоке. Сын тоже стал военным, пограничником. Мы не знали, но там были военные столкновения, артобстрелы. И вот от сына перестают приходить письма… В это время она с мужем разводится, переезжает в Питер. Здесь, в Санкт-Петербурге, приходит к вере, в Церковь. Стала работать уборщицей в Александро-Невской Лавре. Прошло уже одиннадцать лет, как от сына не было вестей... Отслужили мы молебны два воскресенья подряд. А на третье, подходя к Кресту, она говорит: «У меня такая радость — сын приехал!» Оказывается, попал под артобстрел на границе, был контужен, пролежал два года в госпитале. Когда вышел из госпиталя, приехал домой — на старом месте ему сказали, что родители развелись и уехали в неизвестном направлении. Одиннадцать лет они с сыном ничего не знали друг о друге! А тут после второго молебна — звонок в дверь, открывает — сын на пороге!
Отец Николай Гурьянов многих приходивших к нему за советом и помощью направлял в Мариенбург служить молебен перед иконой «Взыскание погибших».
— Отец Анатолий, в Покровском храме в Мариенбурге долгие годы был настоятелем замечательный батюшка, духовник преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский…

— Отец Петр был настоятелем нашего храма с 1955 по 1976 год. Родом он из соседнего поселка, Тайцы. Теперь это один поселок, а раньше было два — Тайцы и Александровка. Вот в Александровке и служил дед отца Петра по матери — отец Димитрий Шишов, затем отец — священник Иоанн Белавский. И сам отец Петр недолго прослужил здесь, пока не был назначен в Тайцы в храм Святителя Алексия, Митрополита Московского. Жена отца Петра — Ксения Васильевна Бондырева, дочь священника. На брак их благословил священномученик Вениамин Петроградский. О дальнем родстве обычно говорят: «родственники по козе», а тут в буквальном смысле так оказалось. Отец Петр долго не мог жениться. Окончил семинарию, Духовную Академию, остался там преподавать словесность и подумывал уже о монашестве, когда Господь привел ему невесту. В семье Бондыревых случилось несчастье: попал под трамвай брат Ксении, получил тяжелейшие травмы… После госпиталя он был очень слаб, и ему прописали козье молоко. За козой поехали в Тайцы, к Белавским. Вот так «по козе» и породнились.
В 1929 году отец Петр был арестован и осужден на пять лет. Сидел со священномучеником Архиепископом Иларионом (Троицким). На Соловках, на острове Анзер, где была самая душегубка, ему удалось сохранить молитвослов и серебряный складень, которым его благословила преподобномученица Мария Гатчинская. Этот складень до сих пор хранится у сестер Белавских, дочерей отца Петра. Однажды духовенство доверило отцу Петру совершить Великое освящение воды, и он совершил его ночью на одной из вышек в кружке, потом принес ее в барак.
Беломор… Новгород… В 37-м — новый арест по обвинению… в подготовке взрыва Новгородского кремля, Святой Софии Новгородской! Через несколько лет дело закрыли, отец Петр был выпущен, поселился в Пестово Новгородской области. Работал он на гражданской работе, а служил дома, приходили только самые доверенные люди. На войну отец Петр не был взят по состоянию здоровья. После войны семья переехала в Гатчину — поближе к родине, да и дочери выросли, нужно было дать им образование. В Гатчине ему предложили служить в Павловском соборе, и вскоре он становится его настоятелем. Но когда в Гатчину начинают приезжать туристы, отца Петра убирают на ее глухую окраину — в Мариенбург. Двадцать один год отец Петр прослужил в Мариенбурге и еще семь лет — уже на покое. При его настоятельстве был отреставрирован Павловский собор, затем Мариенбургский храм. А самое главное — была налажена церковная, духовная жизнь. Отец Петр часто служил. Он не говорил проповеди, но обладал таким молитвенным даром, что люди уже не нуждались в проповеди. Нужно было только видеть, как он служит, молится... В его молитвенности и было проповедничество.

К отцу Петру приезжало очень много людей. Приезжали, потому что знали: батюшка не сдаст. Те, кто опасался преследований советской власти, молились в пономарках. Здесь батюшка исповедовал их… Многие из них и теперь бывают в нашем храме. Любил приезжать к отцу Петру Митрополит Пимен (будущий Патриарх). Однажды даже на свой День Ангела уехал в Мариенбург. Вместе служили, потом пили чай… Приезжали к отцу Петру Митрополиты Питирим (Нечаев), Никодим (Ротов), Антоний (Мельников). С Архиепископом Мелитоном (Соловьевым), который был викарным Архиереем, у отца  Петра сложились дружеские отношения.
Скончался отец Петр Белавский 30 марта 1983 года, уже на покое, и был погребен рядом с матушкой († 1979) у алтаря Покровского храма.
— Как отец Петр стал духовником преподобномученицы Марии Гатчинской?
— Сначала духовником Марии Гатчинской был отец Иоанн (Смолин), а после его смерти — отец Петр Белавский. Он из Тайцев очень часто ездил к ней в Гатчину. Старшая дочь отца Петра Ксения помнит, как отец Петр брал ее тогда с собой и она читала Трисвятое перед исповедью преподобномученицы… Вообще на момент прославления Марии Гатчинской оставалось лишь три человека, лично знавших ее…
— Отец Анатолий, а как сложилась судьба дочерей отца Петра?
— Старшая — искусствовед, работала в Павловском музее, младшая — ботаник. Живут в Санкт-Петербурге, возле Казанского собора. Замуж не выходили.
— Недавно скончалась одна из старейших прихожанок Покровского храма, много потрудившаяся во славу Божию, спасшая многие иконы во время гонений, воздвигнутых на Церковь…
— Александра Ивановна Савина родилась в 1913 году на Псковщине в крепкой, многодетной, верующей крестьянской семье. Когда Александре было двадцать лет, ее родителей раскулачили. Брат в то время жил в Тайцах и забрал ее к себе. Несколько лет прожила она в Тайцах, работала на хлебозаводе в Питере. В то время закрыли Таицкий храм, построенный в честь рождения Цесаревича Алексия. На улице перед храмом рубили иконы и бросали в огонь… И все-таки многое ей удалось спасти от поругания, от уничтожения. Таицкий храм был вновь открыт во время оккупации.
В конце войны все население было перемещено немцами в Прибалтику, и вернулась она в Тайцы уже после войны. Александра Ивановна тяготилась светской работой, решила уйти, работать где-нибудь при храме. И вот в поезде она встречает отца Петра, которого знала еще его до ареста. В это время он уже был настоятелем Павловского собора и взял ее к себе помощницей (был 1949 год). С тех пор Александра Ивановна всегда была правой рукой батюшки, пекла просфоры, алтарничала, ездила с ним на требы. Здесь, в Мариенбурге, она тоже во всем ему помогала. Она ухаживала за батюшкой до самой его смерти. Потом дочери отца Петра также ухаживали за ней… Да серьезно болеть она стала только года за три до смерти. А то на все сил хватало, несмотря на годы… Умерла Александра Ивановна 11 мая 2007 года в возрасте 92 лет.
— Отец Анатолий, чем сейчас живет приход?
— Приход у нас разновозрастной. Самому младшему нет и сорока дней, а уже крестили, приносят причащать — значит, прихожанин! А самая старшая, Параскева Ивановна, — 1909 года рождения. Помнит Царя, Царицу, их августейших детей… Ходим ее причащать. Воскресная школа у нас действует уже давно, есть три возрастные группы. С прошлого года мы ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. С мальчиками занимаются мужчины. В этом году детский хор организовали, поют иногда за Литургией.
Наш храм — далеко от больших дорог, поэтому случайных людей у нас почти не бывает.

Александр и Екатерина Резниковы
Гатчина — Санкт-Петербург
17.08.2007
Дата: 17 августа 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru