Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Святой Никола на Бабайках

Окруженный старинными липами, дубами, березами, на самом берегу Волги стоит Николо-Бабаевский мужской монастырь.


«Когда путник, совершающий плавание свое по одной из великих рек нашей Родины — Волге, достигает того предела, где Костромская губерния граничит с Ярославскою… он еще издали останавливает внимательный взор свой на представляющейся ему иноческой обители», — писал в 1912 году священник Алексий Воскресенский.
И правда, удивительно красивы окрестности Николо-Бабаевского мужского монастыря. Окруженный старинными липами, дубами, березами, стоит он на самом берегу Волги. Место, освященное пребыванием русских подвижников, очень притягательно для верующего человека. Здесь хочется задержаться надолго.

Образ на весле

Монастырь основан в XV веке после чудесного обретения здесь иконы Святителя Николая Чудотворца. Образ размером с ладошку обнаружили на приплывшем по воде весле. В старину такие весла называли «бабайками». Благочестивые жители не могли оставить святую икону под открытым небом, и для нее была сделана деревянная часовня. А вскоре, согласно преданию, пришедший из обители Преподобного Сергия инок Иоанн устроил здесь храм, а затем и монастырь.
К концу XIX столетия в обители было уже четыре храма: двухэтажный каменный собор в честь Иверской иконы Божией Матери, Нерукотворного образа Спасителя, Рождества Христова и Сретения Господня, построенный в 1877 году, с удивительной красоты куполом, напоминающим архиерейскую митру; теплая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца; третья — во имя Святителя Иоанна Златоуста (единственная сохранившаяся до наших дней) и Преподобного Сергия Радонежского; четвертая, надвратная, — в честь Успения Божией Матери. Главной святыней монастыря являлись чудотворные иконы — Божией Матери, Иверская и Казанская, и Николая Угодника. До октябрьского переворота здесь хранилась в серебряном вызолоченном ковчеге самая большая из имевшихся в России частица мощей Святителя Николая, принесенная в дар монастырю знаменитым вельможей времен Екатерины II Григорием Потемкиным.

Приют Святителя

В 1861 году в Николо-Бабаевский монастырь прибыл Епископ Ставропольский и Кавказский Игнатий (Брянчанинов). Впервые Святитель Игнатий посетил это место еще в 1847 году, когда был настоятелем Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Обитель эта ему полюбилась. Может быть, по причине климата, благотворно повлиявшего на его здоровье, а скорее, еще и по причине уединенности монастыря.
В конце 1862 года на жительство в Бабаевскую обитель приехал и родной брат Владыки Петр Александрович Брянчанинов. Все свои сбережения братья пожертвовали на ремонт зданий. А на Волге, напротив монастыря, устроили пристань-часовню, у которой останавливались все идущие мимо пассажирские пароходы.
В течение всей своей жизни Святитель Игнатий стремился к непрестанному молитвенному подвигу. И только переехав в Бабайки, смог осуществить он свое заветное желание — предаться подвигу безмолвия и умного делания. Глубокое слезное покаяние — вот что искал он в тишине малоизвестного провинциального монастыря. Именно здесь Господь сподобил его дивных откровений, которых он никогда не искал и не ожидал встретить на своем духовном жизненном пути.
В одном из писем из Бабаевского монастыря Святитель Игнатий писал: «Нахожу себя более способным к уединению, к которому приучился, проведя многие годы по причине болезни моей почти безвыходно в келии моей. В уединении можно свободно предаваться странствованию в областях духовного мира, куда переселились с земли мысль моя и сердце… Земля изгнание наше: потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на Небо. Небо — истинное Отечество человека: шествие туда надо совершить в самом себе».
В Николо-Бабаевском монастыре им было написано знаменитое «Приношение современному монашеству», содержащее правила для внешнего поведения и для внутреннего делания, применимые к жизни как монахов, так и мирян, составлен «Отечник» — сборник изречений и фрагментов из жизнеописаний подвижников преимущественно первых веков Христианства. Здесь были подготовлены к печати знаменитые три тома «Аскетических опытов» и сборник «Аскетическая проповедь».
30 апреля 1867 года Епископ Игнатий тихо скончался в Бабаевской обители. При погребении его тела, которое состоялось через шесть дней после кончины, «все удивлялись мягкости рук и вообще покойному положению тела почившего, которое нисколько не издавало обыкновенного запаха тления. Отпевание усопшего скорее походило на какое-то торжество, чем на погребение».

Сила Божия в немощи совершается

С приходом к власти богоборцев в 1920 году Николо-Бабаевский монастырь был закрыт. Все его святыни, включая древний чудотворный образ Святителя Николая, безследно исчезли. Иверский собор и Никольский храм  были взорваны.
На территории монастыря поочередно размещались различные советские учреждения: колхоз «Революция», госпиталь, детский дом, колония для малолетних преступников, противотуберкулезный стационар. Престол одного из храмов приспособили под… постамент для монумента Ленину — идейному вдохновителю октябрьского переворота, в парке поселка Некрасовское.
После закрытия тубдиспансера в 80-х годах прошлого столетия безхозные монастырские строения быстро стали разрушаться и разворовываться. Боясь осквернения мощей Святителя Игнатия, руководство Ярославской епархии в 1988 году вывезло их с территории бывшего монастыря. Ныне они почивают в Свято-Введенском Толгском женском монастыре близ города Ярославля.
В 1998 году монастырь возвратили верующим. Со временем в полуразрушенных зданиях обители поселилась братия вместе с наместником игуменом Борисом (Долженко), бывшим морским инженером. В церкви Святителя Иоанна Златоуста идут восстановительные работы. Есть при монастыре и целебный источник, соленая вода которого снимает боль при заболеваниях суставов.
Побывав недавно в Бабаевском монастыре, я словно вернулась в прошлое,  лет на десять-пятнадцать назад. Именно так выглядели в то время большинство русских, теперь уже, слава Богу, благоустроенных монастырей: зияющие окна полуразрушенных зданий, тесные, мало приспособленные помещения для немногочисленной братии.
Большую помощь монастырю своими молитвами и благословением оказали приехавшие сюда на покой сначала Архиепископ Михей, возглавлявший Ярославскую епархию почти десять лет, а вслед за ним и Митрополит Симон, тридцать трудных лет стоявший во главе епархии Рязанской. Оба почитаемые верующими старца по примеру Святителя Игнатия (Брянчанинова) избрали именно этот монастырь, ведь само это место — Бабайки — располагает к уединению и покою.
«В Николо-Бабаевском монастыре жил на покое Святитель Игнатий Брянчанинов, которого я глубоко почитаю, — рассказывал Митрополит Симон. — Этот монастырь я выбрал еще и потому, что он близок к моим родным местам. Меня всегда тянуло на родину. Когда я учился в семинарии, ребята во время каникул отправлялись в паломничество по монастырям, а я всегда стремился в родное село».
Здесь, под сенью вековых дубов и лип, отвечал Владыка Симон на многочисленные письма полюбивших его за годы служения рязанцев, с радостью принимал гостей. Вспоминает Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, более пятидесяти лет знавший Митрополита Симона: «Трудно передать, что это был за человек: такой благородный, такой аскетичный. Я всегда удивлялся, как он умел подойти к человеку очень нежно, осторожно, взвешивая буквально каждый шаг, каждое сказанное слово. Он всегда страшился обидеть человека, считая, что лучше самому быть обидимым, чем кого-либо обижать.
«Величайшей милостью Божией было жить рядом с таким старцем, — рассказывает келейница Владыки Симона инокиня Леонида. — Он знал все наши немощи, вразумлял нас, но при этом всегда стремился каждого порадовать. Даже взрослым раздавал шоколадки. «Да разве мы маленькие?» — спрашивали мы. «А вы будьте как дети, и войдете в Царство Небесное», — отвечал Владыка.
После кончины старца я постоянно перечитываю его проповеди. В одной из последних он сказал особо запомнившиеся мне слова: «Если ты потеряешь богатство, ты ничего не потеряешь. Если ты потеряешь здоровье, ты потеряешь половину. Но если ты потеряешь время, ты потеряешь всё».

Возвращение престола

В центре обители — два добротных деревянных дома, очень похожие и по величине, и по стилю, возведенные в старинных русских традициях, украшенные резными наличниками. Это дома Архиепископа Михея и Митрополита Симона, построенные земляками с большой заботой и любовью. В последнем сегодня располагается мемориальный музей почившего год назад Митрополита Симона. В этом доме-келье старец провел последние дни своей жизни. В экспозиции музея представлены облачения Владыки, редкие фотографии, его церковные ордена, а также орден Почета, врученный Митрополиту Президентом России за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций российского общества.
Уже на покое Митрополит Симон добился возвращения Николо-Бабаевской обители поруганной святыни — престола, бывшего постаментом для памятника Ленину. Теперь древний престол, пред которым служил еще Святитель Игнатий (Брянчанинов), занимает подобающее место в Никольском храме, освящение которого состоялось 11 августа 2006 года.
«А с какой великой молитвой, с какой любовью, без намека на «конкуренцию» велось строительство нового храма, — вспоминает инокиня Леонида. — Смиренные Владыки всегда прислушивались и считались с мнением игумена обители и все серьезные вопросы решали сообща. Они делали общее для монастыря дело в духе мира, дружелюбия, высокой ответственности пред Богом и людьми».
Но, к сожалению, вскоре скончался Владыка Михей, а вслед за ним — как и предсказывал — почил Митрополит Симон и был погребен как раз на том месте, где некогда почивали святые останки Святителя Игнатия (Брянчанинова).
Переселившись в Небесные обители, старцы-Архиереи и ныне молятся о возрождении былого величия Николо-Бабаевского монастыря. Пока он почти весь в руинах. Но уже радуют глаз с любовью и тонким вкусом устроенные на территории обители клумбы и развешанные по весне скворечники. И конечно, возведенный общими усилиями и молитвами меньше чем за год деревянный с синими главками Никольский храм. Насельники монастыря верят в возрождение обители, многие из них считают, что для этого хорошо бы вернуть сюда мощи Святителя Игнатия. А один из них в разговоре даже подметил, что именно после того, как в 1988 году святые мощи торжественно перенесли в Толгский монастырь, Николо-Бабаевская обитель и начала разрушаться. 

 На снимках: вид Николо-Бабаевского монастыря; Владыка Симон (слева), иеромонах Роман (Сизов), бывший секретарь Рязанского епархиального управления, и начальник Управления внутренних дел по Рязанской области генерал-майор Иван Федорович Перов — близкий друг Владыки Симона.

Татьяна Весёлкина
г. Рязань — Ярославская область
21.09.2007
Дата: 21 сентября 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru