Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Песня семи родников

Семиключье похоже на сказку…


Вы слышали журчанье семи родников? Я — нет, да и не знала о них. Перед фестивалем Православных СМИ, что в Пензе проходил, решила я ознакомиться с паломническими маршрутами этой святой земли, и вдруг встречаю среди многих целебных источников один со сказочным названием — Семиключье. И сердце забилось в такт этого слова — Се-ми-клю-чье, Се-ми-клю-чье… Обязательно приеду к тебе…
Это я так решила, но организаторы фестиваля о моем вердикте не знали и в программу экскурсий его не включили.
«Не беда! — подумала я, — доберусь сама». В санатории «Березовая роща» за обедом одну из участниц фестиваля, звали ее Антонина, уговорила быть моей попутчицей. Но оказалось, не зря наше временное местожительство так называлось — «роща», сюда в лесную глухомань автобусы не ездили, маршрутки не ходили, только такси, которое, пользуясь исключительностью своего положения, брало двойной тариф. Да еще из одного конца области в другой — одним словом, даже на двоих с моей попутчицей такси получалось дорого. Не по карману нам.
На утреннем молебне вдруг из глубины моего сердца застучало манящее слово Семиключье, и так мне туда захотелось: «Господи, помоги. Не знаю, как, но Ты знаешь, Господи, помоги мне попасть на этот источник и услышать песню семи родников». Я стояла, молилась — и верилось мне, что так оно и будет.
Через некоторое время, часа через два, возле санатория участников фестиваля ожидали два комфортабельных современных автобуса: один для экскурсии на родину Лермонтова в Тарханы, а второй в Наровчат для паломничества в Троице-Сканов женский монастырь. Мы со знакомой выбрали второй. Устраиваясь в салоне автобуса, утонули в мягких креслах, и Антонина уже стала говорить на тему, что все святыни не объехать, как уж Богу угодно, такому маршруту и радоваться будем. Я молчала в ответ и мечтала о музыке Семи ключей.
Экскурсовод проверила свой микрофон, банально посчитав на раз, два,
три, поздоровалась с нашей группой и сказала, что сегодня, часа два назад, организаторами принято решение помимо Сканова монастыря познакомить нас с целебным источником Семиключье. От неожиданности моя подруга по путешествию громко вскрикнула, схватила мою руку и стала по ней хлопать, приговаривая: «Мы едем на родники! Вот это чудо!» А мне сразу в душе как-то тепло стало, я мысленно поблагодарила Господа за такую милость и подумала, что, все-таки большую силу имеет даже самая скромная, но сердечная молитва.
Мы проезжали мордовские села, и экскурсовод Лена знакомила нас с особенностями и бытом этого российского народа. Раньше здесь детей принято было называть по месту работы отца: если ребенок родился, когда отец его работал в лесу, то быть ему Вересом, если трудился в поле, то носить ребенку имя Тингай. Говорят, что мордовку сначала можно было услышать, а потом увидеть. Много бус гремело на ней, а одеваться она любила ярко — и надевать сразу несколько юбок и кофточек. Прочными считались «неравные» браки, когда жена на пять лет старше мужа — интересный факт, на мой взгляд.
Поклонялись они своим языческим богам, пока в XVII веке в глухих мордовских лесах не поселились монахи. Многие местные жители стали приходить к ним и учиться Слову Божьему.
Однажды кочевники убили семерых монахов, а скит предали огню. Но на месте пепелища забило семь ключей — родников сильных, потому как жизнь, полную молитвы и веры в Господа, заглушить нельзя.

Вероятно, часто экскурсоводу Лене приходилось рассказывать паломникам эту красивую историю, но поразила искренность ее голоса, взгляд, полный нежности, и слезы, засветившиеся в ее глазах. И побыстрее захотелось окунуться в благодатные воды этих семи родников. Мы вышли из автобуса, и нас встретила часовня — такая новенькая и свеженькая, будто вчера построенная, но, оказалось, ей уже семь лет. С горы спустились вниз, и вот она, красота Православная, — семь крестов как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого, от старшего к младшему стоят. Даже одной на всех нижней перекладинкой «опоясаны», и от этого символа преданности вере дух захватывает…
Мы поставили у их подножия свечи и спросили экскурсовода о венке, который был надет на первый, самый высокий из семи крестов.
— В знак благодарности этому благодатному месту, за излечения или другую какую-то помощь паломники оставляют цветы и недорогие украшения, — ответила нам Лена.
Спускаемся еще ниже. Справа небольшая гора, из-под нее бьют благодатные источники. Идем по заботливо сделанным мосткам, под которыми бегут воды целебных родников, к каждому можно подойти по настилу и набрать святой водички, которая на твоих глазах выбивается на свет Божий.
Ключи не раз пытались уничтожить — бензином заливали, пасеку делали, санаторий намеревались построить, даже землю хотели продать, но ничего не вышло. Живы родники, и сейчас я заслушалась их ансамблем из семи голосов.
Звучание у всех разное: у одного тихое-тихое, у другого напористое и зычное, есть еще торопливый и шумный, а четвертый журчит нежно, весь залитый солнечным светом. Пятый очень громкий и большой, а шестой родник с первого взгляда и не разберешь, будто прозрачная лужица, но нет — это источник и сияет своими чистыми водами, седьмой же особый. На нем в середине XVIII века явилась Тихвинская икона Божией Матери, народ Православный подивился такому чуду и перенес святыню в церковь, что в селе с удивительным названием — Русская Норка. Но икона чудесным образом вновь оказывалась в Семиключье, ее трижды пытались переносить в храм, но трижды она возвращалась на источник. Потом, в память об этом Божьем чуде, здесь построили храм, который не смог уцелеть в годы оголтелого атеизма. Теперь этот родник просто облагорожен, сделан по типу колодца, только такого вытянутого, а у его истока, что прямо под горой, большой киот с Тихвинской иконой Божией Матери. Над всем этим благолепием возвышается, как на куполе храма, небольшой крест.
Все семь источников потом сливаются в общий большой ручей, над которым стоит купальня. Она просторная, с двумя входами — для мужчин и для женщин.
— Я боюсь, — призналась моя знакомая Антонина, — ни разу не купалась в источнике, нет, я не смогу, боюсь, от холода руку или ногу сведет.
— Мы тебя поддержим, иди… « Богородице Дево, радуйся…» — затянула певчая нашей группы Наталья, и женские голоса подхватили: «Благодатная Мария, Господь с Тобою». И за бревенчатой стеной забасили мужчины: «Благословенна Ты в женах…» Все вместе стали славить Богородицу, и у Антонины от этой всеобщей заботы страх улетучился, и она искупалась в святых семи водах.
До чего помолодевшая и красивая она вышла из купели. Да еще лучики солнца, пробившиеся между срубами, добавили ей свежести и чистоты.
Да и вся женская половина нашей группы как-то стала светлее и приветливей. Одна паломница всю дорогу на Семиключье была всем недовольна: придиралась к экскурсоводу Лене, ворчала на отсутствие кондиционера, грубо говорила и сердилась на солнце в окне. Теперь стала ходить по салону автобуса и предлагать всем бутерброды и яблоки. Удивительно, как могут меняться люди, соприкоснувшись с благодатью. Славны дела Твои, Господи!
Автобус поехал, и уже через несколько минут все мужчины нашей паломнической группы мирно уснули под монотонный гул мотора и убаюкивающую тряску на грунтовой дороге.
И тут я вспомнила про дуб — конечно же, там, у родников, был самый настоящий, с роскошной кроной дуб. Он возвышался на горе. Чудно, Семиключье не только звучит сказочно, но само похоже на сказку, даже со своим дубом, как у Пушкина в Лукоморье. Только там он вымышленный, а здесь настоящий трехсотлетний дуб, раскинув свои мощные ветви, строго охраняет благодатное звучание семи святых родников, как память о семи Христовых воинах.

Ольга Круглова
Фото автора
26.10.2007
Дата: 26 октября 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru