Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Леушинская тайна. Часть I

Этого монастыря уже давно нет — над ним шумят воды рукотворного моря…


Этого монастыря уже давно нет — над ним шумят воды рукотворного моря…

Из письма отца Иоанна Кронштадтского настоятельнице Леушинского монастыря игумении Таисии, 5.12.1905:
«Пишу тебе после Литургии, совершенной мною в вашем подворском храме по своему почину, а не по просьбе чьей-либо… Говорил проповедь, многих причащал. Стремление к Причастию было неудержимое, по головам ходили. Что поделаешь! Сердце рвет — не удержишь никак».

Если не знать, что на третьем этаже дома № 31 петербургской улицы Некрасова находится церковь, вряд ли догадаешься. Для этого надо остановиться и разглядеть, что середина обыкновенного серого здания — разноцветная: нежно-розовый тон мягко сочетается с розовой же отделкой насыщенного колера, что все архитектурное решение этой части дома совершенно иное: вытянутые кверху окна закруглены сверху, а над ярко-зеленой крышей высится замечательно двухцветный купол!.. Мне было проще: настоятель Иоанно-Богословского храма протоиерей Геннадий Беловолов дал четкие указания, как найти это здание, в какую арку войти и куда потом повернуть… Впрочем, теперь уже многим петербуржцам — да и не только им — хорошо знаком этот связанный с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского храм, к тому же еще и являющийся подворьем старинного Леушинского монастыря. Монастыря, которого давно уже нет.

«Свеча, горевшая в трудах»

…1875 год. Уже шесть лет как в сельце Леушино Череповецкого уезда на Новгородчине создана женская монашеская община, но все эти годы были наполнены немалыми искушениями и скорбями. И вот Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор назначает в Предтеченскую общину начальницей — уже четвертой по счету — казначею Знаменского Званского монастыря монахиню Таисию (Солопову). А уж если не справится и она — высокообразованная, молитвенного духа монахиня, знающая наизусть Евангелие, мудрая в отношениях с людьми, — тогда Владыка решил закрыть общину.
Но все старания и новой начальницы поначалу были напрасны, и «по долгом и здравом о сем размышлении» матушка Таисия решила покинуть обитель. И тогда Сама Пресвятая Богородица явилась ей в страшном и грозном сне.
Матушке Таисии приснилось, что обитель объята пожаром, огненные тучи ходят по небу, вот-вот вспыхнет келейный корпус. Матушка стала молиться — и тут она увидела в окне необычную икону Божией Матери «Скоропослушница» (у ног Богородицы лежала живая глава святого Иоанна Предтечи, с которым Владычица громко разговаривала). И Пресвятая Богородица сказала матушке Таисии: «Чего вы все смущаетесь, и ты чего боишься?.. Мы с ним всегда храним Свою обитель! Не бойся, больше веруй!»
Утешенная и укрепленная явлением Пресвятой Богородицы, матушка «твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители и стараться упорядочить и облагоустроить ее с помощью Самой Владычицы, в чем уже и не сомневалась».
Не сразу, не вдруг все изменилось в обители, многими скорбями и трудами пришлось преодолевать внешние и внутренние нестроения. Но не ослабевала горячая молитва к Царице Небесной, и Она не оставляла Свою обитель.
«Однажды, — писала матушка Таисия в своих «Записках», — я сидела вечером в своем кабинете одна… Тяжело мне было, очень тяжело, и я как-то безмолвна была и мыслью, и душой. Вдруг очевидно, не во сне, ясно увидела я среди кельи моей крест деревянный, такой большой, что почти до потолка от пола; в том месте, где соединяются долевые и поперечные части, было как бы перевязано кровавой чертой наискось; увидев крест, я нимало не смутилась; а перекрестившись на него, невольно подумала: «Какой большой, где же мне его снести». Вдруг как бы с самого этого креста услышала я слова: «Понесешь и снесешь, сила бо Моя в немощех совершается!». Это сочла я или подкреплением мне в моей многоскорбной жизни, или же предзнаменованием новых и еще больших скорбей. Хотя и грустно мне стало, но я благодушно приняла это, будучи готова на всякое страдание ради блага обители и ради прославления Имени Божия чрез нее».
А в ночь на 27 ноября 1886 года — это был праздник иконы Божией Матери «Знамение» — матушка Таисия вновь удостоилась видения Пресвятой Богородицы. Она увидела во сне, что вместе с сестрами обители идет Крестным ходом встречать Царицу. Матушка Таисия шла с двумя восковыми свечами: одна, маленькая, уже догорала, а большую необожженную свечу матуш-ка несла, чтобы зажечь от огарочка и вручить Царице.
Вдруг вдали показалось как бы восходящее солнце, двигавшееся по направлению к обители. «Когда этот солнечный шар подошел ближе, то ясно можно было разглядеть, что он овальный, и ядро света заключается в самой середине, в центре его. Когда оно подошло еще ближе к св. вратам, то уже ясно все увидели, что это Царица Небесная шла к нам, Она-то и была ядро света солнечного, а круг, образовавшийся около Нее, были лучи. Как только Она взошла в св. врата обители, над Ней в небе запели Невидимые Силы «Достойно есть». Эту же песнь запели и сестры, ожидавшие Ее, зазвонили все колокола. «Так вот какая Царица пришла, не земная, как я ожидала, а Небесная Царица!..»
Игуменья Таисия, подойдя к Царице с низким поклоном, со страхом и благоговением подала Ей зажженную от огарочка свечу. «Но к удивлению моему, Она, милостиво смотрев на меня, подняла ручку и протянула ее не к подаваемой Ей большой свече, а к моему огарку, который я держала в левой руке, и при этом сказала мне: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечу (указав на большую) возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на это место».
Игуменья проснулась, объятая трепетом благоговейным. Она поняла: «Царица Небесная благословила Своим посещением место, назначенное для Ее храма (во имя Похвалы Богородицы), ибо Она на этом именно месте стояла; благословила и труды мои, приняв прежние и указав новые, большие и труднейшие, которые предстояли мне в деле созидания храма Ее».
Обо всем этом повествуют «Записки игумении Таисии». А участникам международной конференции «Святой праведный Иоанн Кронштадтский и соборное возрождение России» в Санкт-Петербурге об этих давних событиях рассказал на экскурсии по Леушинскому подворью после Литургии отец Геннадий Беловолов.

Третий придел

Из-за закрытых дверей храма доносился назойливый громкий стук.
— Вы стали свидетелями исторического события: сейчас ломают старый лифт — последнее, что осталось от психоневрологического диспансера, который много лет занимал помещение храма, — сказал отец Геннадий. — Прихожане возрожденного храма пешочком поднимаются по лестнице. И сегодня у нас операция «конец советского лифта».
Еще до начала Литургии помощница батюшки Геннадия Екатерина рассказала мне, что главный храм Леушинского подворья в Петербурге был освящен 21 ноября 1894 г. в сослужении отца Иоанна Кронштадтского. Через месяц был освящен придел в честь великомученицы Варвары. А третий престол так и оставался неосвященным — матушка Таисия, пережившая отца Иоанна на семь лет, ожидала канонизации Всероссийского пастыря к десятилетию его праведной кончины. Но когда пришла эта дата, в декабре 1918 года, в объятой пожаром революции стране было не до юбилеев… За два месяца до этой даты в Кронштадте, на берегу Финского залива, был расстрелян вместе с сыновьями племянник Иоанна Кронштадтского и брат первого настоятеля Иоанно-Богословского храма протоиерея Иоанна Орнатского протоиерей Философ Орнатский. Мученический венец ожидал и протоиерея Иоанна Орнатского…
Леушинский монастырь, один из крупнейших в дореволюционной России, был закрыт, многие монахини, не пожелавшие покинуть свою обитель, поселились в окрестных селах. Но в Леушинском подворье в самом центре Петрограда еще девять лет продолжалась монашеская жизнь! 18 февраля 1932 года были арестованы последние леушинские монахини. Через пять лет, 25 января 1937 года, была убита преемница матушки Таисии игумения Агния.
И лишь в 2000 году храм Леушинского подворья был возвращен Церкви…
Протоиерей Геннадий Беловолов продолжил рассказ своей помощницы:
— Сам Царь предпринял особые меры к прославлению отца Иоанна Кронштадтского, указав ежегодно совершать поминовение батюшки Иоанна во всех храмах Российской Империи. И все рассматривали это уже как первый шаг к прославлению отца Иоанна в лике святых. И матушка Таисия хранила боковой придел в своем храме, чтобы освятить в честь святого пастыря Иоанна Кронштадтского, как только свершится его канонизация. Таким образом, этот придел, хотя и доныне еще не освящен, по сути является первым приделом Иоанна Кронштадтского в России. И когда будет сделан иконостас, этот придел, конечно, будет освящен в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Когда храм был возвращен Церкви, мы решили воздать долг памяти тем, кто созидал это подворье, — Иоанну Кронштадтскому и игумении Таисии. С этого началось возрождение подворья, которое продолжается и сейчас.

«Аз есмь с вами…»

Мы спускаемся на второй этаж, где в бывших игуменских покоях создан музей матушки Таисии. На стене у входа — икона преподобного Серафима Вырицкого. На первый взгляд кажется, что это известный образ Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне в лесной глуши. И лишь приглядевшись, видишь, что это вырицкий старец, и молится он пред другим образом Божией Матери — «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

— Утверждают, что преподобный Серафим Вырицкий всю войну молился на камне, вымаливая спасение нашего народа. Но это не так, — говорит протоиерей Геннадий. — Старец молился на камне с 1937 года и первые месяцы войны. В войну он уже лежал не вставая. 1937 год был объявлен началом пятилетки безбожия, и тогда отец Серафим начал молитвенное стояние на камне. Сохранился камень, сохранилась икона. Она очень большая и, конечно, вряд ли каждый раз выносилась на камень. Но в келье батюшка всегда молился перед ней.
В начале 1860-х годов, задолго до возникновения монашеской общины в Леушино, эту икону пожертвовал в храм святого Иоанна Предтечи гатчинский купец Гавриил Медведев. А когда уже в обители в 1889 году был воздвигнут Похвальский собор, икона была перенесена туда. С нее в иконописной мастерской монастыря делались списки, один список, сделанный для отца Иоанна Кронштадтского, Батюшка сам освятил.
Точный список Леушинской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» мы поместили в келье матушки Таисии. И в нашем храме вы видели несколько списков, очень красивый, в византийском стиле, выполнен на Горнем месте, а этот абсолютно точно повторяет ту самую Леушинскую икону. Писал один киевский художник прямо с подлинной в Георгиевском монастыре Черниговской епархии. Получилась настолько точная копия, что в монастыре даже удивились и сказали: «Вы только не перепутайте иконы, пожалуйста!» Освятили эту икону на мощах Иоанна Кронштадтского, и сейчас в Иоанновском монастыре над мощами помещен такой же список, только небольшой.
Мы точно знаем, что такая икона была у отца Иоанна, он молился перед ней. Подаренная игуменией Таисией и сестрами, написанная специально для отца Иоанна. И 27 мая 1905 года отцу Иоанну было видение Матери Божией в образе этой иконы. Он записал это видение.
Впоследствии отец Иоанн эту икону передал петербургскому купцу Василию Муравьеву, сказав, что придет время и он будет молиться пред ней за всю Россию. Уже в советское время Василий Муравьев стал иеросхимонахом Серафимом, эту икону он хранил в Александро-Невской Лавре, потом в Вырице, а в 1937 году встал на тысячедневное моление. И, верим, вымолил Россию — как и Петербург в годы блокады. Сам же Серафим Вырицкий боялся только одного: что если его арестуют, икона попадет в руки безбожников. И он передал ее духовной дочери монахине Варсонофии, заповедав хранить как зеницу ока, каждый день читать пред ней акафист. И она хранила ее всю блокаду у себя дома в комнатке коммуналки, икона была известна среди верующих, к ней приходили молились. Но матушка Варсонофия была в недоумении, что же ей самой делать с этой святыней. А отец Серафим ответил:
— Не безпокойся, придет Херувим — ты ему эту икону отдашь.
Она еще больше недоумевала: как это Херувим, высший Ангел, придет к ней, простой монахине, и заберет икону!
В 1962 году один монах (тогда ему было тридцать лет) с Украины услышал об этой иконе и пришел перед ней помолиться. А когда увидел ее, то просто ахнул: никогда не видел такую икону! На всех иконах Матерь Божия прижимает к Себе Богомладенца, а здесь Младенец Христос нас, по сути, обнимает!
— Матушка, вы же старенькая, что будет с иконой? — сказал монах. — Дайте мне ее, я буду ее хранить! А когда начнут монастыри открывать, передам в ближайший монастырь.
Но матушка ответила:
— Нет, этого я сделать не могу! Это икона знаменитая, из Леушинского монастыря! Перед ней молились игумения Таисия, отец Иоанн Кронштадтский, отец Серафим Вырицкий. А вы, простите, кто будете?
Он развел руками без всякой надежды:
— Простите, я грешный монах Херувим…
Она обомлела: как — в жизни не встречала человека с таким именем!
А его постригали Глинские старцы, он духовное чадо преподобного Лаврентия Черниговского. И оказалось, что в нашей Церкви это был первый монах, которого в советские годы постригли с именем Херувим. С именем Серафим постригают многих, а Херувим он был один. У греков это имя распространено, а у нас почему-то так не нарекали даже в постриге.
И тогда матушка Варсонофия поняла, что, верно, именно его приход батюшка Серафим предсказал — не случайно же этот молодой монах дерзнул попросить у нее икону. И она со скорбью, потому что расставаться со святыней было тяжело, и с радостью, ибо она знала, что исполняет пророчество старца и волю Божию, передала эту икону отцу Херувиму. Он увез икону на Украину и 35 лет был ее хранителем. А в 90-е годы исполнил свой обет. Сам он так рассказывал. Попал как-то в Георгиевский
монастырь близ Чернигова, незадолго до того начавший возрождаться, увидел, что там на стенах одни репродукции икон из журналов. Нет ни одной писаной! И тут он вспомнил: я же обещал икону в обитель передать! И сказал, что подарит такую икону, которой эти монахи еще не видели.
Ее привезли в монастырь как раз на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Это была такая встреча! Первая икона монастыря, перед ней стали молиться, пошла молва по округе, стали люди исцеляться, пошли чудеса и знамения от нее. Монастырь издал две толстые книги о чудесах от этой иконы. Ее провезли по всей Малороссии. И потом она была официально внесена в список чтимых икон Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. И праздник ей установлен на Похвалу Пресвятой Богородицы. Больше всего поражает, что на Украине же и не знали того, что икона эта и зовется иначе «Похвала Пресвятой Богородицы», что в честь этого образа был воздвигнут Похвальский собор в Леушинском монастыре. Потом только они узнали об этом, уже от нас. А мы от них — о новых чудесах, связанных с этой иконой. И это «совпадение» доказывает, что все произошло по Промыслу Божию, что это прославление иконы было не человеческим… Сейчас это одна из самых почитаемых икон на Украине, и в России тоже растет ее почитание. Ну а для нас это главная святыня Леушинского монастыря и подворья. Мы молимся перед копией с чудотворной иконы каждый день, читаем акафисты. И на первом этаже нашего храма есть часовня, посвященная этой иконе.

На снимках: Отец Иоанн Кронштадтский и игумения Таисия в Леушино; Иоанно-Богословский храм Леушинского подворья; храмовый список иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»; картина, изображающая видение матушки Таисии о затопленном поле.

Окончание следует.

Ольга Ларькина
12.09.2008
1360
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
15
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru