Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

"Из России уже некуда уезжать…"

Люди по разным причинам оставляют родные края. Кто-то спешит на историческую родину, кто-то — за лучшей долей. А вот священник Михаил Сидорук, настоятель Михаило-Архангельской церкви с. Зуевка Нефтегорского района Самарской области, уехал с Украины по совсем иным причинам. Их можно назвать духовными.

Люди по разным причинам оставляют родные края. Кто-то спешит на историческую родину, кто-то — за лучшей долей. А вот священник Михаил Сидорук, настоятель Михаило-Архангельской церкви с. Зуевка Нефтегорского района Самарской области, уехал с Украины по совсем иным причинам. Их можно назвать духовными. Мы попросили протоиерея Михаила Сидорука рассказать о духовной ситуации на Украине и причинах, побудивших его искать крова в России.

— Я служил в Херсоне, в храме в честь Воздвижения Креста Господня, — рассказывает отец Михаил. — Уезжать никуда не собирался. Но в последние годы власти Украины стали вводить новшества, с которыми я как священник, как верующий человек не мог согласиться. Я имею в виду идентификационные коды или социальные номера.
Начиналось все постепенно, не сразу. Сначала раздали ваучеры. На Украине люди бедно живут. Украинские купоны мало что стоят. Зарплаты и пенсии урезались. Люди не знали, как им сводить концы с концами. А тут еще появился купон достоинством в двести гривен с изображением трех «шестерок»… Стали выдаваться всякие ваучеры, временные пособия. И люди, чтобы выжить, принимали все это. Потом вышло распоряжение, чтобы у каждого гражданина Украины — от младенца до старика — был свой личный социальный номер.
— Как «технически» осуществлялось присвоение идентификационных кодов?
— Моему отцу не принесли пенсию. Он подождал с месяц и пошел на почту разбираться. Там ему сообщили, что у каждого пенсионера должен быть этот код, иначе пенсию ему не выдадут. Предложили расписаться, что он принимает номер. Но отец отказался. И остался без пенсии.
Были и еще более дикие случаи: новорожденных не выписывали из роддомов, пока их матери не примут этот самый номер. Бывало, не разрешали хоронить умерших, пока родственники не распишутся, что согласны принять идентификационные номера. И даже если человек решил от всех этих новшеств убежать в Россию — в билетной кассе не продавали билет, пока не будет принят социальный номер…
— Как отнеслись верующие к этому новшеству?
— В большинстве — отрицательно. В 1998 г. было даже большое возмущение в Одессе. Этот город стал как бы центром борьбы с идентификацией. Митрополит Агафангел обратился к городским властям с просьбой избавить верующих от этого опасного эксперимента. Власти ответили, что если найдется двадцать тысяч недовольных введением этих номеров, они пересмотрят свое решение. Но несогласных принять идентификационные коды было гораздо больше, чем двадцать тысяч. У нас в Херсоне тоже был Крестный ход к Белому дому, верующие выражали несогласие с решением властей провести идентификацию физических лиц.
— А как отнеслись к этой проблеме церковные иерархи и рядовые священники на Украине?
— Практически все архипастыри высказались против нововведения. Только один архиерей публично заявил, что он не против введения идентификационных номеров (священники в его епархии все равно отказывались принимать номера, но некоторые рядовые верующие после заявления архипастыря заколебались и согласились принять коды). Когда священноначалие Украинской Православной Церкви (Московской Патриархии) встретилось с президентом Украины Леонидом Кучмой и обратилось с просьбой отказаться от практики насильственного введения этих номеров, президент ответил: «Но вот ваш владыка Л. сказал же, что он не против введения этих номеров». И все же православная общественность на Украине сумела настоять на своем. Отношение украинских властей к этой проблеме стало постепенно меняться.
Священники отказывались принимать коды как на храмы, так и на себя лично. Я знаю только одно исключение. У нас в Херсоне настоятель одного храма принял номер. Принял его и второй священник — его родственник. А вот дьякон принимать код отказался. Ему пришлось уехать в Россию. Сейчас он служит где-то в Белгородской епархии.
Верующие херсонцы очень скорбели, что священник принял идентификационный код. Я как раз взял отпуск после Пасхи и приехал из Самары в Херсон за вещами. Мои бывшие прихожане высказывали возмущение поступком священника. Многие от него отшатнулись. Я лично знал этого священника. Служил он хорошо, у него красивый голос. Был он замечательный проповедник. Но, к сожалению, жил он не по проповеди…
— Чем объясняли необходимость ввести эти «номера» власть предержащие?
— Мне кажется, что те, кто вводил эти коды, и сами хорошенько не знали, зачем это делают. Ведь совсем непонятно, зачем выдавать социальные номера пенсионерам и малолетним детям. Уж они-то никаких налогов платить не могут!
— Принятие идентификационного кода — еще не принятие «печати антихриста», о которой говорится в Откровении Иоанна Богослова. Так в чем же тогда опасность этих идентификационных номеров?
— Те, кто принял этот номер, уже, можно сказать, подпали под влияние антихриста. Если предложат им принять что-то еще, они, скорее всего, примут. Так постепенно дело дойдет уже и до той — последней «печати»… Старец из Троице-Сергиевой лавры говорил: «Ничего не принимайте! А то не заметите, как примете печать антихриста». Вот я и решил ничего не принимать. Стал готовиться к отъезду в Россию.
— Много священников из Украины уехали в Россию?
— Много. Херсонский владыка Иов (сейчас он служит в Сумах) не хотел меня отпускать. Объяснил: очень много священников уехало. Но когда пришел вызов из Самарской епархии, он меня все-таки отпустил.
— Вы как пастырь замечали изменения в личности тех людей, кто принял идентификационный номер?
— Замечал. Психология от этого меняется. Человек подпадает под «защиту беса», если так можно сказать. Что это такое, постараюсь объяснить. У верующих православных людей искушений много: один выпивает, другой блудит… А посмотрите на какого-нибудь представителя тоталитарной секты: не пьет, не курит, хороший семьянин… Почему? Ведь все, вроде бы, должно быть наоборот… Одна девушка мне говорила: когда я ходила в православный храм, я красилась. Теперь я к сектантам хожу и не крашусь. Даже желания такого нет. А когда была православной, хотелось краситься… Я ей объясняю: пойми, когда ты ходила к нам в храм, враг тебя искушал. А теперь ты под его «защитой», но это временно. Он тебя пока как бы не искушает, чтобы душу погубить… Так и здесь. Кто принял номер, внешне, быть может, кажутся как бы нравственней. Но это лишь потому, что произошло пленение их душ.
— Верующие на Украине одержали моральную победу. Присвоение идентификационных номеров физическим лицам теперь производится лишь с согласия граждан. Что помогло выстоять?
— Молитва. Епископы, священники призывали народ молиться. И люди молились… Тех, кто постоянно ходит в церковь, причащается, дома молится, — Ангел-Хранитель бережет. Покрывает благодатью.
Даже многие неверующие отказались принимать идентификационные коды. У меня есть знакомая — директор вокзала в Херсоне. Она приняла код только на организацию (это было неизбежно). На себя же принимать номер категорически отказалась. Своим подчиненным предложила действовать по их усмотрению.
— Вы уехали с Украины год назад, в самый разгар драматических событий. А если подобные процессы со временем начнутся и у нас? Куда поедете?
— Никуда. Из России уезжать уже некуда.

17.12.1999
1161
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1




Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru