Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

"Не прикасайся к Помазанникам Моим..."

Глеб Панфилов нарушил эту заповедь своим кощунственным фильмом про Царя.


Недавно хранительница мироточащих и кровоточащих икон Ольга Ефимова из села Державино Оренбургской области привозила в Кирилло-Мефодиевский Собор Самары для поклонения верующих мироточащие иконы. Среди них была и икона Царственных Мучеников, на ней сильнее других мироточили образы Царицы Александры Феодоровны и Великой княжны Ольги Николаевны. Именно тех исторических персонажей, кому особенно не повезло с фильмом Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья". Впрочем, "не повезло" с этим совершенно уникальным произведением современного киноискусства всем Царственным Мученикам. Хочу сразу уточнить: уникален этот фильм не по своим художественным достоинствам или душевному благородству. Чего нет... Этот кинопродукт, выдающийся по своему лукавству и клевете на Царскую Семью, только что на Московском международном кинофестивале получил приз "За большой вклад в мировой кинематограф". Что ж, кто заказывает музыку, тот и раздает сребреники, простите, призы.

Немало зрителей, а фильм шел и у нас в Самаре в киноцентре "Художественный", рыдали на сцене расстрела в Ипатьевском доме, в простоте полагая, что Глеб Панфилов и Ко так же, как и они, любят Царственных Мучеников и сочувствуют им. Я, признаюсь, тоже не могла сдержать долгих горьких слез, когда все это наконец закончилось. По двум причинам: от скорби из-за того, что произошло 17 июля 1918 года — и от того, что вновь на наших глазах происходит попытка уничтожить Царскую Семью — теперь уже духовно, и мы вновь это допускаем! Царственные Мученики, простите нас грешных за этот чудовищный фильм!
Сравнительно недавно на телевидении показывалась лента о Григории Распутине и Царской Семье. Но его делали чужие — западные кинематографисты, которые ничего не смыслят в России, клевета в нем была грубой, явной и поэтому не столь опасной."Но предавать — отличие своих, и предают не только лобызая", — поет иеромонах Роман (Матюшин). "Романовы", которых Панфилов снимал десять лет, — именно предательство лобызая, с улыбкой на устах, поцелуй Иуды, длящийся почти три часа экранного времени.
...Он сидит за столом и пишет что-то важное. Она подходит к нему сзади, тянет его сильно за ухо -"идем, мой хороший мальчик", — и он смущенно и послушно встает, а она ведет его за ухо в постель. В постели она настойчиво убеждает его быть "твердым и сильным", хватает за что-то, и он, извиваясь, обещает ей делать все, как она велит. Это "Государь" (Александр Галибин) и "Государыня" (Линда Беллингхэм), самая первая сцена фильма. Дальше можно не смотреть, так как стало противно и все понятно сразу. Но посмотреть пришлось — ради дела. Панфилов взял за основу ту клевету, которую настойчиво распространяла о Царской чете продажная пресса при их жизни, отвращая от Царя и Царицы народ и готовя тем свержение самодержавной монархии в России. Суть этой клеветы: Царь Николай Второй — слабый, никчемный правитель, хотя человек хороший, но он находится под каблуком у жены, взбалмошной немки, которая и правит Россией. У Царицы в фильме сильный характер, чувствительность, грубый неприятный акцент и плохое знание русского языка. Читает сыну из "Евгения Онегина": "Она по-русски плохо знала, джурналов наших не читала и выраджалася с трудом на языке своем родном".
Панфилов оставляет за скобками своего повествования другие мифы: о якобы зловещей роли Григория Распутина в бедах России, о Николае Кровавом — только легким намеком: в ответ на упрек человека, у которого погиб шурин на Ходынском поле, Царь смущенно опускает глаза. Эта грубая клевета может сейчас не пройти, по крайней мере, у части общества. Поэтому нужна более тонкая: Царь Николай Второй, один из самых сильных правителей в истории России, при котором страна достигла небывалого расцвета, Царь-Мученик, сознательно взошедший на Екатеринбургскую Голгофу ради того, чтобы Господь помиловал Россию, у Панфилова переживает трагедию маленького человека, которому приходится быть Царем. Но эта ноша в фильме ему явно не под силу. А гораздо ближе — тихие семейные радости. Его приближенные переглядываются, когда Он никак не может проститься на вокзале с супругой. Панфилов намеренно монтирует кадры так, чтобы противопоставить тихого семьянина и суровую реальность... В поезде Царь прежде всего расставляет на столе фотографии жены и сына и смущенно прячет фото при стуке в дверь — в это время в Петрограде в Думе кипят страсти: депутаты обозлены тем, что Государь не приехал на заседание. Террористы бросают бомбу в толпу. Жуткие кадры — старик, поддерживающий свои вывороченные кишки, и тому подобное. Зачем понадобился такой натурализм Панфилову? А чтобы тут же показать Государя, который, выпив, поет "степь да степь кругом", а потом сладко спит, и телеграмму от Родзянко ему не отдают — "расстроится, доложим завтра". В Ставке на слова генерала Алексеева: "В Петрограде волнения", -звучит ответ: этого не может быть! Я только вчера оттуда, все было спокойно, это какое-то недоразумение. Действительность Царь не знает и, главное, не хочет знать. Поэтому в государственных делах — одни ошибки. Он собирается ехать в Ставку на фронт. Очень ненавязчиво нам намекают, что не стоило бы ему туда ездить: сын просит — не уезжай, дочки недовольны, что отец оставляет Царевича Алексея, ведь он "такой несчастный, одинокий" (?!). Даже Его дети лучше понимают, что надо делать! В Ставке все приближенные говорят Ему, как больному, внушая, тихим голосом, что правильное место Его и Наследника — здесь. Он соглашается, кто-то крестится — пронесло, но внезапно в кадре под титром "роковое решение" генералы узнают о решении Государя ехать в Царское Село. Все сидят, оглушенные этим известием. Ошибка, ошибка! — на все лады внушает нам Панфилов. Как слаб и жалок этот "Царь", как трудно Ему подписать отречение! Перо дрожит в Его руке; чтобы набраться храбрости, подтягивается, тяжело дыша, на турнике, сваливается вместе с турником на пол. С кровожадным удовольствием Панфилов показывает: в Думе серпом разрезают сверху донизу портрет Государя. В ночь пред гибелью Царь скажет жене (по воле Панфилова, разумеется): "Мне открылось вдруг, что любить тебя, растить детей — мое главное предназначение".
Царице приснится "пророческий" сон, она дико завопит среди ночи: "Не верь Родзянко, не верь Керенскому, мы не уедем в Англию, крейсера из Англии не будет". Намек на то, что Николай Второй хотел сбежать из России, да обстоятельства не позволили. В ответ "Царь" ругается матом. Любопытно, что Панфилов, сведя всю личность Николая Второго к прекрасному семьянину, и тут не удержался от клеветы: Государь нечаянно роняет фотографию некоей дамы, которые носит у сердца, и что-то фальшиво пытается объяснить жене. Абсолютная ложь!
В Тобольске, катаясь на санках, Государь спросит сына: "Как ты думаешь, я был хороший царь?" И тот дипломатично ответит: "Папа, я тебя очень люблю". Весь фильм — нагромождение лжи, пересказывать его просто тяжело.
Подлинность обстановки, интерьеров, вещей, которой столько сил и внимания совсем не случайно уделяет Панфилов (в фильме несколько художников-постановщиков) должна обмануть, подменить подлинность событий и характеров. Может звучать музыка Великого князя, которую тот не сочинял, но "обои должны быть как на самом деле". Фильму присущ какой-то музейный, холодный мертвенный дух.
Как бы с сочувствием изображается жизнь Семьи в Тобольске и Екатеринбурге. Милые Великие княжны, любящая семья. Но документальность в фильме — только внешняя. Реальных событий для авторов недостаточно, а если быть точным, реальность-то как раз их и не интересует. Поэтому возникает линия на самом деле несуществовавшей "любви" Царевны Ольги Николаевны и рядового Андрея Денисова, лукаво отвлекающая зрителя. Один критик точно подметил, что Панфилов создал вариант латиноамериканской мыльной оперы, которая вызывает у зрителя суррогат сердечного умиления. Неслучайно на роль Царицы выбрана английская актриса Линда Беллингхем, известная своими ролями в мелодраматических сериалах.
В фильме вообще все "хорошие". Керенский хороший — с каким умилением, радостно говорит Царю, что все подозрения о Его измене не подтвердились и дружески прощается с Николаем Вторым за руку. И комиссар Яковлев хороший, симпатичный и вежливый. Ленин, Троцкий и Свердлов тоже ничего, правда, очень сильно смахивают на кукол Шендеровича. Всерьез их воспринять как-то очень трудно. Они, вращая глазами, как бы вынуждены принять решение убрать Царскую Семью — ситуация на фронте тяжелая. По Панфилову, в цареубийстве виноват не кто иной, как... сам Николай Второй! Сразу вслед за совещанием тройки пойдут кадры: Государь ночью молится коленопреклоненно, дрожит и плачет: "Я грешник, я великий грешник, я погубил детей, семью, Россию". Сам, мол, виноват — совершил ошибку, отрекся, погубил Россию, теперь расплачивайся. Нет ничего важнее для Панфилова, как оправдание убийц и отрицание сознательной жертвы, которую принесли Царь-мученик и вся Его Семья во имя спасения России.
Финальные кадры фильма — хроника захоронения останков в Петропавловском соборе, но ведь для Православных это лжеостанки! В видеоверсии этих кадров уже нет, они заменены съемками в Храме Христа Спасителя 20 августа 2000 года, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II всенародно прославил Царскую Семью как Страстотерпцев в Сонме Новомучеников и Исповедников Российских и благословил народ иконой Новомучеников.
Панфилов считает, что если бы на месте Николая Второго был волевой правитель, мы имели бы сейчас цветущую Россию, и тут же лукаво приветствует канонизацию Царственных Мучеников. "Искренне" удивляется: "Зачем нужно было убивать первую семью России? Вот вопрос, на который я не могу найти ответ". Называет революцию "трагической цепью случайностей" и тут же утверждает, что личные качества Государя не спасают его от личной ответственности. Он ответственен за все". Лукавству и цинизму Глеба Панфилова нет предела
Панфилов когда-то начинал фильмом с пророческим названием "В огне брода нет". Брода в ТОМ огне действительно может не оказаться: ведь там, в вечности, он обязательно встретится с Царственными Мучениками. Что он, а также все те, кого он вовлек в создание и участие в клевете на Помазанника Божия, скажут в свое оправдание?
Чему нас, Православных, может научить этот фильм? Царь-Мученик по-прежнему смертельно опасен для тайных и явных врагов России. Им не удалось Его победить. Они знают, сколь велико Его дерзновение перед Престолом Божиим и сколь сильна Его молитва за Россию. И пытаются убить Его вновь и вновь — но теперь уже в наших сердцах. Николай Второй взошел с Семьей и верными слугами на Голгофу, чтобы вымолить у Бога Россию. И вымолит — но только если мы сами захотим своего спасения, покаемся в цареубийстве (а в чем каяться после этого фильма?), будем обращаться к Царственным Мученикам с молитвой: "Царственные Мученики, простите нас! Молите Бога о нас, грешных!"
...А в доме в селе Красном Яре, где ночевала на самарской земле мироточащая икона Царя-Мученика Николая Второго, которую Олег Иванович Бельченко привозил на десятилетие "Благовеста", вскоре замироточили сразу пять икон! Десять икон мироточат сейчас в Богоявленско-Анастасиином монастыре Костромы, в скитах Валааама — после того как там побывала та же икона Царя-Мученика, объединяя нас и призывая к всенародному покаянию. На книге "Царь-Мученик" Олег Иванович Бельченко написал мне: "Надеюсь, что еще увидим Православного Царя. В России".

Людмила Белкина
13.07.2001
957
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru