Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Возвращение на царский путь?

В течение недели в Санкт-Петербурге пребывала мироточивая икона Царя-Мученика Николая II. Чудотворный образ принимали в нескольких храмах города на Неве, и везде притекало к нему множество молящихся.


В течение недели в Санкт-Петербурге пребывала мироточивая икона Царя-Мученика Николая II. Чудотворный образ принимали в нескольких храмах города на Неве, и везде притекало к нему множество молящихся. Был совершен Крестный ход в воздухе — вертолет облетел Петербург и его окрестности, откуда священники благословляли иконой Царя-Мученика северную столицу. Последним местом поклонения народа чтимой иконе стал Феодоровский Государев собор в Царском селе, любимый храм Царской семьи. 12 сентября, в день св. благоверного князя Александра Невского, здесь торжественно встретили икону сотни верующих. «Радуйся, Царю Николае, искупителю греха народа Российского!» — пел весь храм, где столько раз молился Государь. Единодушное всенародное почитание Царственных Мучеников православными Санкт-Петербурга было явлено со всей очевидностью.
10 сентября в Издательском Совете Московской Патриархии православное общество «Радонеж» провело встречу, посвященную теме канонизации Царственных Мучеников. Профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов вкратце повторил высказанные им ранее в печати аргументы против канонизации Императора Николая II. Он усматривает серьезные недостатки в государственной деятельности последнего Русского Царя, а также, по его мнению, личные грехи Императора. Страдальческая кончина последнего русского самодержца, по мнению профессора, — не мученичество за Христа, а политическое убийство, которое не может быть основанием для канонизации.
Протоиерей Валентин Асмус напомнил, что сами члены Синодальной комиссии по канонизации рассказывали, как по мере исследования исторического материала отпадали одно за другим все возражения и проявлялся лик благоверного страстотерпца-Царя.
Священник Владимир Переслегин говорил о христианском смысле отречения Государя как о жертве. Он отметил, что подход профессора Осипова упраздняет само понятие страстотерпчества и делает безсмысленным почитание других страстотерпцев — свв. Бориса и Глеба, св. Царевича Димитрия Угличского.
Протоиерей Владимир Цыпин, член Синодальной комиссии по канонизации, напомнил собравшимся, что Церковь устами священноначалия уже заявила о возможности прославления Государя в лике святых страстотерпцев, и не видно, чтобы с тех пор у противников канонизации нашлись серьезные аргументы против прославления Государя Николая II.
21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Москве состоялось заседание Собора православных мирян «Всенародное покаяние». Среди участников собора была вдова племянника Императора Николая II Ольга Куликовская-Романова. Она призвала русский народ проявить мужество «в это тяжкое время испытаний, верно следовать царскому пути, прийти к осознанию того, что на всех русских людях в России и за рубежом до сих пор лежит грех богоотступничества и цареубийства».
На Соборе было принято воззвание к соотечественникам, в котором выражены боль и страдание православных мирян от ситуации в нынешней разоренной России. «Убийство Помазанника Божия носит роковую печать не только на поколении, допустившем этот тяжкий грех, но и на всех последующих», — говорится в воззвании.
Участники Собора считают своим христианским и гражданским долгом всячески разъяснять необходимость деятельного народного покаяния в надежде, что Господь переменит Свой гнев на милость. Собор обратился к православным всего мира с просьбой о сугубых молитвах о ниспослании благодати покаяния в наши умы и сердца ради преодоления нынешней смуты и возрождения России в новом духовном величии и Божией славе.
Почитание Царственных Мучеников значительной частью православных людей в России — есть ФАКТ, которого, видимо, не станет оспаривать ставший «знаковым» в современной духовной жизни общества противник канонизации профессор Осипов (интересно отметить, что другой Осипов, тоже профессор Духовной Академии, в начале 60-х годов стал первым «отреченцем» — перешел на службу к атеистам и разъезжал по стране с антирелигиозными лекциями. Это, прошу заметить, вовсе не историческая параллель, а всего лишь «ирония истории»).
Чудеса, связанные с Царственными Мучениками (мироточение от икон исцеления, видения) насчитываются сотнями и уже собраны в нескольких объемных сборниках. И это тоже неоспоримый ФАКТ.
По учению Православной Церкви, эти два факта являются основными при причислению праведника к лику святых. Ну, а наличие личных слабостей и даже политических просчетов (и этого не может не знать профессор Осипов) — не являются препятствием к канонизации, ибо «несть человек, иже не согреших». И только Господь Иисус Христос без греха.
Подвиг святости заключается в максимально возможном УПОДОБЛЕНИИ Христу в конкретных земных условиях существования. Многие из тех «просчетов» и «слабостей», которые чаще всего ставятся в вину Императору (отречение от престола, непротивление революционной смуте), оказываются лишь подтверждением его святости, а никак не препятствием к канонизации, если, конечно, оценивать события не по земной логике борьбы за власть, а по неотмирной «логике» Евангельской, Христовой. Здесь-то как раз уподобление Христу достигло высокой степени, ибо ведь и сам Царь — Помазанник Божий является как бы «иконой» Царя-Христа. Власть любой ценой, даже вопреки воле обезумевшего, выбравшего «материализм» народа не могла устраивать Государя. А стать конституционным монархом по типу европейских стран Самодержцу не могло позволить осознание себя УДЕРЖИВАЮЩИМ (Фес…). Вот почему Царь выбрал иной путь — ведущий на «екатеринбургскую Голгофу».
Видимо, отнюдь не случайно все время откладывается решение этого судьбоносного вопроса — о канонизации Царственных Мучеников. Вот уже и не в начале юбилейного 2000 года, как говорили прежде, а в конце его Архиерейский собор окончательно выскажется по этому вопросу. И решится он положительно, видимо, лишь в том случае, если канонизации будет предшествовать всенародное покаяние в грехе богоотступничества и цареубийства. Прославление в лике святых последнего русского Самодержца будет СЛЕДСТВИЕМ народного покаяния, но не призывом, не стимулом к нему. Ну, а пока покаяние не происходит, решение вопроса о канонизации откладывается — до последней черты… Покаяние происходит в неисследимых глубинах народного духа, но все же и вовне оно должно проявиться в некоем организационном акте, который под силу осуществить не раздробленным стихийным группам верующих, а только всей полноте Русской Православной Церкви, во главе с ее священноначалием…
Противники и сторонники канонизации — кто-то отчетливо, а кто-то, быть может, подспудно, но все понимают, что речь идет не только о личности Царя. И все аргументы — как «за», так и «против», — лишь затушевывают суть спора — о будущем России. Пока — об «идеальной модели» этого будущего, ориентире, «иконе»… Причисление к лику святых Царя-Мученика Николая Александровича Романова может стать великим сакральным событием, открывающим нам, россиянам, давно утерянную дорогу в Святую Русь. И вот этого-то ВЕЛИКОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ и не хотят (быть может, неосознанно) многие из тех, кто продолжает отыскивать все новые «просчеты» и «слабости» в государственной деятельности и характере последнего русского Самодержца. Подчеркну: канонизация Царственных Мучеников лишь только ДАСТ НАДЕЖДУ на наше возвращение на столбовую российскую дорогу, но вовсе не гарантирует успешного прохождения исторического маршрута.
Спор идет не только о личной святости Государя (она для многих православных россиян несомненна), а о типе церковно-государственных отношений, который должен возобладать в наступающую эпоху в России. И вот это-то и является основной «закавыкой» в вопросе о канонизации Царской Семьи, а вовсе не пресловутые царские «папироски», к которым сводят весь спор противники прославления.
Если канонизация не состоится, если общество признает за истинное такое понимание событий, при котором екатеринбургская кровавая жертва Царя будет названа лишь политическим убийством, Церкви придется довольствоваться в новой России скромной ролью «традиционной конфессии». В этом случае нам могут обезпечить «безбедную старость», но апокалиптические процессы будут развиваться стремительно.
Если канонизация Царственных Мучеников состоится, это станет актом признания святости уже не только Государя, но и того (во многом, конечно, несовершенного) Императорского периода русской истории, в который реально существовала симфония светской и церковной властей и которая прервалась выстрелами в Ипатьевском доме Екатеринбурга. И тогда появится исторический шанс — призвав на помощь Государя-Мученика, начать борьбу за воцерковление государства и общества, за саму душу России… В этом случае придется столкнуться с новыми страшными вызовами, с могучими противниками. Это будет жертвенный, крестный путь. Но это и есть тот самый путь, который освятил своим жертвенным подвигом последний русский Самодержец — Царь-Мученик Николай II.

Антон Жоголев
28.10.1999
960
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru