Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

«Мы должны бороться за телеэфир…»

"Электронные СМИ имеют дело с «эфиром», воздухом, а ведь это та сфера, которая, по слову Апостола Павла, является местом обитания «князей воздушных», демонов. Здесь, в воздухе, влияние демонических сил особенно сильно."


Автор и ведущий православных телепередачи «Преображение» и радиопередачи «Колокол» на ГТРК «Курск» Евгений Борисович Муравлев, несмотря на тридцатилетний возраст, является одним из самых опытных православных журналистов России на электронных СМИ (средства массовой информации). Его телепередача «Преображение» была признана победителем конкурса Союза журналистов России на лучшее журналистское произведение в одной из номинаций. Такой высокой оценки пока не удостоилась ни одна региональная православная телепрограмма. О профессионализме и духовности в работе православного тележурналиста и состоялся наш разговор с давним другом редакции Православной газеты «Благовест».

— Наша газета много внимания уделяет взаимоотношениям Церкви и электронных СМИ. Тема эта — конфликтная, острая — сейчас приобрела особую актуальность. Каким вам видится дальнейшее развитие этих, прямо скажем, непростых взаимоотношений?
— Причина конфликта Церкви и телевидения лежит, на мой взгляд, вовсе не на поверхности, и дело тут не только в сиюминутных политических интересах… Дело в том, что СМИ недостаточно понимают роль и, если хотите, саму «природу» Церкви, а в церковных кругах плохо представляют себе значение СМИ в современном мире. Так сложилось не только в силу особенностей исторического опыта России ХХ века (гонения на религию в СССР), — просто Церковь и СМИ находятся в достаточно разных «слоях» бытия и входят в соприкосновение только в эсхатологической перспективе. Ведь появление и развитие электронных СМИ — один из признаков Апокалипсиса, именно на телевидении будет явлен «зверь» — Антихрист. Об этом ясно говорит Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «и проглаголет икона зверина…» (Откр. 13, 15). И все же до тех пор, пока СМИ не будут полностью подчинены силам ада, есть смысл церковным людям бороться за это необычное «пространство». И нужно это делать не только потому, что, как часто говорят, если на телевидение не придут православные, туда придут баптисты, католики и т.д. Нет! Мы должны бороться за телеэфир потому, что телевидение — это одна из новых цивилизационных форм влияния на души людей (в первую очередь именно на души, а уж потом на разум!). Мы должны выпускать православные передачи потому, что нам безконечно дорог каждый человек! Нам не известно, кто каким путем придет в Храм — это тайна Промысла Божия. Кто-то обретет веру после встречи с духоносным старцем, но кто-то — и таких очень много! — придет в Церковь после просмотра православной программы. Придя в Церковь, человек обязательно встретит там духоносного старца. Возможно даже, что после воцерковления для него отпадет надобность в православной телепрограмме, пусть так! Но многим и многим, особенно на первых порах, Православие на телевидении жизненно необходимо.
— Чем обусловлены те сложности, с которыми сталкиваются Православные на телевидении?
— Церковь в лице своих иерархов давно понимает все возрастающую роль электронных СМИ в жизни общества. Миссионерский отдел и Отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии многое делают для того, чтобы Церковь оказывала влияние на работу СМИ. Но в этой борьбе за души людей посредством телевидения есть и иная сила — темная, демоническая. «Там», в инфернальных сферах, также понимают значение СМИ и делают все возможное для того, чтобы не состоялся союз Церкви и телевидения.
Электронные средства массовой информации — телевидение и радио — имеют дело с «эфиром», воздухом, а ведь это та сфера, которая, по слову Апостола Павла, является местом обитания «князей воздушных», демонов. Здесь, в воздухе, влияние демонических сил особенно сильно. В этой «воздушной области», теле— и радиоэфире приходится преодолевать особенно ожесточенное сопротивление падших духов. И это должны хорошо знать те Православные, которые ставят перед собой задачу отвоевать для Церкви на телевидении хотя бы немного эфирного времени.
Я убежден, что Церковь сможет если не «завоевать» телеэкран, то хотя бы как-то воздействовать на него (а посредством него и на души миллионов телезрителей) в том случае, если у Русской Православной Церкви появится продуманная стратегия в отношении СМИ, которая будет реализовываться не только в центре, но и в епархиях. Пока же такой стратегии нет, и потому говорить о каких-то значительных достижениях в этой области преждевременно. Какие-то шаги в этом направлении предпринимаются, например, проводится ежегодный фестиваль-семинар «Православие на телевидении», но все это пока не оказывает заметного влияния ни на жизнь общества, ни на жизнь Церкви.
— А что бы вы, исходя из своего опыта, порекомендовали будущим разработчикам такой стратегии?
— На мой взгляд, недальновидная политика — делать ставку на светских журналистов, работающих на Православие лишь по найму, а не по велению совести (хотя тут могут быть исключения). Не стоит увлекаться таким явлением, которое в девятнадцатом столетии называли «цензурой» и которое даже тогда принесло вреда больше, чем пользы, так как введение духовной цензуры привело к отторжению от Церкви того лучшего, что создавалось многими творческими людьми. Нет, сейчас требуются совершенно иные подходы! Надо воспитывать кадры православной журналистики — и не щадить для этого ни духовных сил, ни материальных ресурсов. Эти затраты очень скоро оправдают себя.
— Были ли в последние годы удачные «церковные проекты» на всероссийском телевидении?
— Кроме Крутова с его яркой, профессиональной программой «Русский дом» в общенациональном масштабе, похоже, ничего запоминающегося сделано не было. Но и эта передача, несмотря на свои очевидные достоинства, не может служить эталоном православной тележурналистики. «Русский дом» все же передача идеологическая, то есть больше воздействующая на разум, а не на души зрителей.
- Как начался ваш путь в православную журналистику?
— Семь лет назад ныне Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (председатель Миссионерского отдела Московской Патриархии) благословил меня на создание радиопрограммы «Колокол». А спустя год Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий дал мне благословение стать автором телепрограммы «Преображение».
— На какую аудиторию рассчитаны ваши передачи?
— Мы в основном работаем для людей еще не воцерковленных, которые еще только услышали в душе зов Божий и сердцем потянулись к Православию. Так сложилось, что воцерковленным людям мы нужны все-таки меньше, но зато мы просто необходимы тем телезрителям (и их в современной России большинство!), которые еще только ищут дорогу в Православный Храм. Возможно, в дальнейшем православное телевидение станет культурой, цивилизационным компонентом. Тогда наши передачи станут интересны и необходимы тем верующим, которые уже вошли в церковную жизнь и которые в настоящее время во многом справедливо считают телевидение явлением демоническим…
— Каково творческое кредо ваших передач? На чем делаете основной акцент в работе?
— Мы ориентируемся не на православную «идеологию», как это зачастую бывает, а на живые истоки, живые тайны нашей Святой Православной веры. Рассказываем о чудесах, знамениях, которые люди часто не замечают или не хотят замечать. Мы считаем, что именно в этих явлениях сейчас во многом сосредоточена благодатная жизнь Церкви. Но, как это ни странно, о них-то, этих подлинных чудесах Божиих, которыми, несмотря ни на что, так богато наше сложное время, — о них-то предпочитают молчать не только люди неверующие, но и верующие.
— А были ли в вашей журналистской практике чудеса, свидетелем которых вам лично довелось быть?
— В этом году в праздник Преображения (тезоименитый нашей телепередаче) произошло масовое мироточение икон в небольшой церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение» села Тазово, что расположено в нескольких километрах от Курской Коренной пустыни — одного из важнейших духовных центров юга России. Мы засняли на видеопленку, как иконы источают святое миро! А икона Святителя Николая впервые замироточила, когда я взял ее в руки…
— Какие журналистские впечатления больше всего повлияли на ваш духовный мир, на мировоззрение?
— Знакомство с настоятелем Свято-Никольского Рыльского монастыря архимандритом Ипполитом (Халиным). Он старец высокой духовной жизни. Во многом благодаря его святым молитвам Курская земля не лишена милости Божией.
Ну а самое яркое впечатление — это встреча с Курской Коренной пустынью, с ее святыми источниками, где происходят до сих пор поистине евангельские чудеса, когда «слепые прозревают, хромые ходят» после того, как окунутся в эти святые родники…
— Как вам удается осуществлять свои творческие планы? Ведь телевидение — дело достаточно дорогостоящее…
— На сегодняшний день наши передачи поддерживает государство в лице руководства ГТРК «Курск». Эфир нам предоставляется безплатно. Совсем недавно Митрополит Ювеналий подписал распоряжение о финансировании нашей программы «Преображение». Но это, конечно, решает лишь часть проблемы. К сожалению, в процессе работы над передачами нам приходится нелегко — нет своей технической базы, нет постоянных благотворителей, нет средств на приобретение профессиональной видеокамеры. Все это значительно осложняет работу.
— И последний вопрос. Как вы, курянин, православный журналист, восприняли трагедию подлодки «Курск»?
— Несомненно, потонувшая подводная лодка не случайно носила имя нашего города. Ведь имя — это сакральное понятие, и потому между нашим городом и погибшей подлодкой существует прямая духовная связь. Курск — важный духовный центр не только прошлой, но и современной России. Вероятно, в будущем наш город будет играть в духовной жизни России еще более заметную роль. Ведь с Курском связано чаемое возвращение на родину, в Россию, одной из немногих дошедших до нас великих чудотворных икон Божией Матери — Курской Коренной иконы «Знамение». Эта икона во многом будет определять будущее России, ее жизнь, судьбу. Ведь Россия — Дом Богородицы, и этот Дом должен быть украшен Ее чудотворными иконами, через которые изливаются в наш падший мир огромные потоки благодати Святого Духа. Возвращение в Россию из США иконы «Знамение» — вопрос не сегодняшнего дня и, может быть, даже не завтрашнего. Хотя, насколько мне известно, этот вопрос поднимался на уровне губернатора Курской области Александра Руцкого. Икона находится сейчас в Синоде Русской Православной Церкви за границей. Вряд ли стоит ожидать возвращения Курской Коренной иконы Божией Матери в ближайшее время, так как мы еще не готовы к этому сакральному событию. Но это возвращение, вероятно, все же произойдет. И, возможно, с возвращением этой великой святыни закончится тот процесс распада русской нации, который начался в то время, когда икона эта покинула пределы России. Сейчас же процесс распада только лишь набирает силу, только приближается к своему апогею, — и трагедия в Баренцевом море еще одна веха на пути этого страшного распада. Видимо, нам нужно через это пройти, чтобы потом началось подлинное возрождение России. Возможно, эти погибшие моряки-подводники, сами того не зная, спасли от гибели целый город Курск. Ведь о гибели Курска пророчествовала «ясновидящая» Ванга. Вероятно, само существование нашего города не дает покоя темным силам. И вот они, моряки-подводники, приняв этот страшный бесовский удар на себя, отвели угрозу от большого города, носящего то же имя…

Антон Жоголев

27.10.2000
921
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru