‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Школа не может быть вне религии…»

Министерство образования России приветствует преподования в школах "Основ Православной культуры".


13 ноября с.г. Министерство образования России разослало письмо Министра Владимира Филиппова региональным органам управления образованием о "Примерном содержании предмета "Православная культура". Этот документ должен стать ориентиром в вопросах изучения Православия в начальной, средней и старшей школе. Документ рекомендует уделять изучению нового предмета по одному часу в неделю в начальной и по два часа в средней и старшей школе.
В документе говорится, что «Православная культура» — это светский, а не вероучительный предмет, который не нарушает закона о свободе совести и не требует от учащегося принадлежности к Православной Церкви. Предмет проходит как региональный или школьный компонент — то есть за него несет ответственность либо сама школа, либо местные РОНО. Директор школы сможет решать сам, принимая во внимание желание родителей своих учеников, будут ли его подопечные в течение 544 часов (или 612 часов в условиях 12-летки) изучать основы Православного образа жизни.


Битва за школу идет давно. Еще с декрета Ленина “Об отделении школы от Церкви”. Этот декрет до сих пор не списан историей в архив. Сторонников у него и сейчас предостаточно. Несколько месяцев назад председатель Комитета по образованию Госдумы Ирина Хакамада требовала “отлучить” школу от влияния Православия. Тогда ее голос не привлек особого внимания. Но стоило только Министерству образования предпринять реальные шаги к тому, чтобы дети из Православных семей смогли получать на уроках сведения о СВОЕЙ религии, как сразу раздались крики на телевидении и в газетах с возмущением нарушениями ленинских норм в образовательном процессе. Сразу оговорюсь, что «официальный» наследник Ленина — лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов как раз занял противоположную позицию. "Это предложение Церкви о преподавании в школе Православной культуры вполне обоснованно. Православие лежит в основе развития нашей страны. И в этом нет никакой опасности для других конфессий", — сказал он. Похоже, сейчас наследники большевизма находятся в ином — ультра-демократическом лагере. Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил, что "любое изучение религии в школе должно носить более чем факультативный характер". Российская Федерация "не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение. Оптимально — за пределами здания школы". Особенно жутко прозвучали его слова о том, что от этого документа Министерства образования "веет средневековьем и мракобесием". Так о Церкви не говорили с хрущевских времен.
Естественно, Волина бы устроил только такой религиоведческий курс, когда в нем преподавались бы «основы всех религиозных мировоззрений, а заодно история атеизма".
Это упоминание об атеизме отнюдь не случайно слетело из уст правительственного чиновника высокого ранга. Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Солнечногорский Сергий ответил на этот грубый выпад представителя аппарата Правительства: «Неприятие Православного предмета основано на давней религиозной зависимости некоторых правительственных чиновников, которая называется "атеизм". В нашем обществе по-прежнему все замешано на атеизме, в том числе учебная работа в вузах. Если в нашей стране существует отделение Церкви от государства, то необходимо, чтобы атеизм тоже был отделен от него». Но это авторитетное мнение иерарха Церкви потонуло в хоре голосов противников преподавания в школе даже факультативно основ Православной культуры. Известный педагог, руководитель издательского дома «Первое сентября» (в эту структуру входит Православная педагогическая газета «Воскресная школа») Артем Соловейчик негативно отреагировал на саму возможность говорить с детьми на темы религии: "Способ, которым предполагается ввести Православную культуру в школу, на деле учит детей смиряться перед правом сильного: мы, управляющие школой, мы Православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не повезло, что ты относишься к другой конфессии, — это твоя проблема. Это еще один принцип, по которому можно разделить друг друга на "наших" и "не наших". Оспаривать эту логику — невозможно, так как и логики тут никакой нет. Если следовать этому, то получится обратное — диктат меньшинства (в данном случае — религиозных меньшинств) над русским народом, который «не виноват» в том, что вопреки прогнозам еще существует на свете, и исповедует Православие. И считает Россию (быть может, по дремучему предрассудку) своей родиной…
Есть поворотные виражи истории, на которых становится все и всем понятно: все маски слетают и обнажается суть — отношения к родине, народу, истории… Таким стал вопрос о введении основ Православной культуры в школе. Старец Архимандрит Кирилл (Павлов) однажды сказал, что от вопроса о том, будет ли введено преподавание основ Православия в школе, зависят сроки Апокалипсиса. Если русских мальчишек и девчонок, сегодня сидящих за партами, будут учить становиться Православными, сроки конца времен могут быть отодвинуты… Так стоит ли удивляться тому ожесточению, с каким набросились на Церковь и на Министерство образования со всех сторон тайные и явные сторонники не то ленинского декрета, не то апокалиптического проекта, который в последние годы осуществляется стахановскими темпами…
Ниже мы приводим мнения тех, кому не нашлось и вряд ли найдется в ближайшем будущем место на страницах светских газет и на экранах СМИ во время обсуждения этой темы. Для них Православие и школа — жизнь, боль, профессия…

Священник Димитрий Лескин, настоятель Архиерейского подворья в г. Тольятти, храма Всех Святых, директор Православной гимназии, кандидат философских наук:
— Причина конфликта — в чуждости многих представителей властных структур России
подлинным интересам русского народа. Мы имеем конкретные цифры, полученные по социологическим опросам, которые говорят о том, что русский народ в массе своей является Православным, хотя бы в силу принятия таинства Крещения и других церковных таинств. Недавно Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что пора закончить говорить о том, что Россия — это многоконфессиональная страна. Россия — Православная страна с другими религиозными меньшинствами. И в соответствии с этим должен решаться вопрос о преподавании религии в общеобразовательных школах. Это один из самых существенных вопросов образования в стране. Не секрет, что все попытки донести до учащихся свет Христовой веры вызывают отчаянное противодействие прежде всего со стороны либеральных, демократических, космополитически настроенных чиновников и многих средств массовой информации. Православная Церковь многократно высказывалась о необходимости ввести курс «Основы Православной культуры» в школы по крайней мере как школьный или региональный образовательный компонент. Но ни в одном регионе (кроме тех, где своим волевым решением соответствующие распоряжения подписывали губернаторы) такого курса пока нет. Однако нам известны отрадные примеры Курской, Тульской, Новосибирской областей. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий очень многое делает для того, чтобы Православие пришло в школы. Он раньше многих понял важность этой проблемы. В Самарской епархии накоплен ценный положительный опыт работы со школьникам и учителями. Мы уверены, что с появлением этого письма, где Министерство образования просто разъясняет юридическую возможность введения такого курса в общеобразовательную школу, процесс этот сдвинется с мертвой точки. Если уж говорить о мракобесии, то оно проявляется как раз со стороны тех людей, которые не давали развиваться нормальной религиозной культуре.
Пока государство максимум, что может сделать — это дать зеленый или хотя бы желто-зеленый свет для введения в школах Православного курса. Все остальное мы должны сделать сами. Церкви нужны многочисленные квалифицированные кадры преподавателей, которые бы могли донести до учеников свет Православия. Это задача сложная, но, я считаю, вполне посильная. Многое будет зависеть от епархиальных отделов образования и катехизации на местах.

Протоиерей Борис Развеев, настоятель храма Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, г. Москва (в 1970-е и 80-е г.г. — узник совести, опытный духовник):
— По телевизору сейчас показывают возмущающихся новым предметом детей мусульман, русских детей, которые не хотят «восьмой урок»… Но все же это очень важно, что в обществе осознается необходимость преподавания в школе основ Православия. Да, будет сложно нам настоять на своем, переломить пагубную тенденцию, но это нужно обязательно сделать! Если этот урок и введут, сложностей все равно будет немало. Но даже если просто научить детей хоть одной молитве — это даст со временем свои плоды. Воскресная школа при храме — для детей из воцерковленных семей. А это будет урок для всех детей. Это очень важно!
Сейчас спорят, сколько у нас Православных. Если строго смотреть, то Православным можно считать лишь того, кто учится бороться со своими страстями. Сейчас у нас, к сожалению, мало таких людей, кто с помощью благодати борется с грехом в своем сердце. Вот и нужно вводить в школах такой предмет, чтобы Православных людей становилось больше. Нужно хотя бы привить детям понимание того, к Кому им нужно обращаться в трагических обстоятельствах. Уже одного этого будет достаточно, ради одного этого Господь дает нам такую возможность. И то, что сейчас спорят об этом предмете, говорит, наверное, не столько об усилении влияния Церкви на общество, сколько о том, что усилилась трагичность ситуации, в которой мы все, весь народ, оказались…

Лидия Николаевна Булкина, директор школы № 54 «Воскресенье» г. Самары:
— Православие — это наши корни, это история России, вот почему Православие столь естественно вписывается в учебный процесс. На уроках истории, изобразительного искусства, музыки, литературы можно и нужно говорить о Православной культуре. А отдельный предмет «Основы Православной культуры» должен стать интегрирующим курсом. Дети с удовольствием все это воспринимают. Они как голодные бросаются на крупицы Православных знаний. Особенно маленькие, с первого класса.
Вот говорят, как быть с детьми, воспитанными в иной религиозной традиции? Но эта проблема надуманная: предмет этот преподается с культурологических позиций, и всем детям пригодится знание о Православии, ведь жить им предстоит в Православной стране. И всем нужно знать ее историю, ее культуру… У нас в школе учатся дети разных национальностей, но на этой почве конфликтов не возникает.
При нашей школе заканчивается строительство храма Святым Царственным Страстотерпцам. Курирует это строительство глава администрации Октябрьского района Константин Александрович Фоменко. И дети, и учителя — все ждут, когда храм этот будет освящен. Когда возобновляется строительство — для всех в школе праздник!

Владимир Меньшиков, профессор Курского государственного педуниверситета, координатор программы развития Православной культуры в Курской области:
— В Курской области изучение в школах «Основ Православной культуры» ведется с 1996 года. Тогда впервые в России был подписан пакет документов об изучении факультативного курса "Основы Православной культуры в системе среднего и высшего образования области". Это договоры о сотрудничестве между администрацией области, Курской епархией, комитетом образования областной Администрации, а также Курским государственным педагогическим университетом, Православной гимназией и Духовной семинарией. Сейчас эти договоры пролонгированы на 10 лет, к сотрудничеству присоединились все вузы г. Курска, подписавшие аналогичные соглашения. В том же году был создан общественный Совет по развитию Православной культуры, утвержденный распоряжением в то время Губернатора области Александра Владимировича Руцкого.
Православная культура — региональный, а не федеральный образовательный компонент, и в принципе, по желанию детей, родителей, учителей, вместо нее в любой конкретной школе может изучаться мировая художественная культура или ритмика. Но когда область вымирает, становится не до танцев. Это прекрасно понимают и нынешние руководители области, и немалая часть педагогической общественности. Недаром более чем в трехстах курских общеобразовательных школах преподается именно Православный факультативный курс, а не что-то взамен. Конечно, это дело выбора родителей и педагогов. Результатом такого выбора и стало инструктивное письмо от 22 октября 2002 г. №1452876 ИН/16 за подписью Министра образования Российской Федерации, к органам управления образования субъектов РФ, подготовленное в том числе и на основе опыта Курской области, образовательных программ, которые были созданы в лаборатории русской школы на базе Курского государственного педагогического университета.
Этой осенью прошли выездные курсы для учителей школ, после окончания которых учителя получают государственный сертификат преподавателя Основ Православной культуры, мы провели такие курсы уже практически во всех районах области. Это совместная работа членов общественного Совета, администраций районов, районных отделов образования, администраций школ, учителей, родителей. Сегодня многие священники участвуют в работе школ, общаются с детьми, для этого они должны иметь необходимое образование и государственный сертификат того же образца, плюс благословение управляющего Курской епархией. У нас за всеми школами закреплены священники, и неизвестный проповедник "с улицы" так просто в школу, к детям, не войдет. Мы возвращаемся к своей традиции — и от этого всем может быть только лучше!

Алексей Ефимович Шишкин, директор Православной гимназии «Ладомир»:
— Главная проблема в том, что современные дети не готовы, не желают слушать о духовном мире. Духовное оскудение за эти годы зашло очень далеко! В школах я встречаюсь с детьми и вижу, что для девочек-старшеклассниц тема целомудрия, сохранения невинности — все эти идеалы для них невозвратно ушли, и это начиная с седьмого класса! С мальчиками трудно говорить, уже начиная с шестого класса, о смирении, о послушании родителям — и говорить об этом не желают. У них другой идеал — «крутой» жизни… Произошел переворот в сознании молодых людей. Пришло время и у нас, как еще раньше на западе, говорить о постхристианском времени. А чем заняты родители? Отдают своих дочерей на всевозможные конкурсы красоты, на которых уже появилась номинация «Крошка» — там могут участвовать девочки с четырех (!) лет… Начинают своих детей приучать к косметике, модной одежде…
Нужна доктрина национального образования. Какой был первый шаг Путина-президента? Он собрал учителей и выдвинул тезис: нужна доктрина национального образования. Но прошло время, закончились предвыборные баталии — а этой доктрины так и нет. Теперь стали уже говорить по-другому: если какая-нибудь религия поднимет голову (имеется в виду в первую очередь Православие), то следует это считать религиозным шовинизмом, угрозой толерантности. Толерантность и плюрализм — эти два лозунга правят в школе сегодня. А это очень удобно: не надо никого воспитывать, ведь на воспитание нужны огромные деньги.
Другая проблема: носителей Христа очень мало, а тут надо, чтобы педагог был живым носителем веры, умел свою веру передать детям. Не слова, а опыт жизни во Христе в первую очередь оказывает воздействие на ребенка. Нужны сердечное расположение и подвижнические труды.
Сегодня в России доктрину национального образования может выдвинуть только Церковь. Школа вне религии быть не может. В любом случае школа религиозна. Учитель на своих уроках или невольно, или сознательно, но обязательно отражает свое мировоззрение. Даже Ленин признавал, что школа не может быть вне идеологии. Сейчас в школе царит «религия» гуманизма, оплодотворенного атеизмом. Человек со всеми его грехами и страстями ставится в центр вселенной. А Православие ставит над человеком — Бога!

Сейчас как противники, так и сторонники изучения основ Православия в школе прекрасно осознают, что речь в этом случае идет не только и не столько о школе, сколько о всей Российской государственности. Какой ей быть: светской (что по сути дела является эвфемизмом атеистической) или Православной? Вот почему так трудно договориться в этом вопросе. Вот почему такой натиск испытывают на себе все те, кто понимает необходимость нести детям свет Православия. Слишком высоки ставки, слишком разнородные силы оказывают влияние на общество. Теперь запрет снят: Православие МОЖЕТ прийти в школу. Сама эта возможность досталась нам в многолетней борьбе с отжившими и отживающими стереотипами. Но ясно и то, что без воли народа (иногда — молчаливой, а иногда — высказываемой четко и недвусмысленно) решение этого судьбоносного вопроса произойти не может. В конечном итоге исход дела решат не политики и не журналисты, а сам русский народ. Только он и может ответить на древний, еще Пушкиным заданный вопрос: «Куда ж нам плыть?..»
И все остальное будет органично следовать из этого решения.

22.11.2002
969
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru