Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

"Я свято верю в идеалы Православной Монархии"

Эксклюзивное интервью Великой Княгини Марии Владимировны Православной газете "Благовест".


Как уже сообщала наша газета, 24 июля Самару посетила с однодневным визитом Глава Императорского Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна. В ходе этого визита Государыня дала эксклюзивное интервью редактору Православной газеты "Благовест" Антону Евгеньевичу Жоголеву — вопросы к интервью были заранее переданы в Канцелярию Ее Императорского Высочества. В фоторепортаже "Самара встречает Государыню" мы ознакомили своих читателей с одним фрагментом интервью. И вот теперь мы публикуем полностью ответы Великой Княгини Марии Владимировны на вопросы Православной газеты "Благовест".

— Ваше Императорское Высочество! 2003 год — год двух очень значимых событий, в которых Вы примете участие. Я имею ввиду освящение Храма всех Святых в Екатеринбурге, на месте расстрела Императорской Семьи, и 100-летие канонизации Преподобного Серафима Саровского. Какую роль должны сыграть эти масштабные события в деле духовного возрождения России и укрепления Российской государственности? Почему Вы приняли решение участвовать именно в этих торжественных событиях?

— Эти торжества имеют огромное духовное значение для нашей Родины. Освящение Храма-на-крови в Екатеринбурге является символом всеобщего покаяния в грехе цареубийства, а юбилей прославления Преподобного Серафима напоминает всем нам об идеалах Святой Руси, которые словом и делом проповедовал этот великий подвижник, один из самых чтимых русских святых. Оба эти празднования связаны со священной для нас памятью Государя Николая Александровича. Участие в них является для меня радостным долгом и как для его преемницы в возглавлении Династии Романовых, и как для верной дочери Русской Православной Церкви.

— Православная газета "Благовест" немало сделала для того, чтобы состоялось причисление Царской Семьи к лику святых. И вот канонизация Царя-Мученика и его Семьи состоялась. Но все же почитание их в России, на наш взгляд, пока только начинается. В чем для Вас заключается значение этого великого исторического события — причисления к лику святых Царственных Страстотерпцев? Может ли это событие стать поворотным в судьбе страны?

— Почитание Царственных Мучеников началось сразу после их мученической кончины. По установлениям Православной Церкви уже существующее почитание святых является одним из непременных условий их канонизации. Начало почитанию убиенной Царской Семьи положил официально, если можно так выразиться, мой дед император Кирилл Владимирович, который вместе с Митрополитом Антонием (Храповицким) 11 июля 1929 года объявил день цареубийства — 17 июля — "Днем всеобщей скорби русских людей". В 1981 году Царскую Семью прославила Русская Зарубежная Церковь. В 1989 году в России состоялись первые открытые молебны Царственным Мученикам, затем они стали местночтимыми святыми в ряде епархий Русской Православной Церкви, и, наконец, в 2000 году произошла всецерковная канонизация. Значение этого события трудно переоценить — Церковь своим авторитетом прекратила всякие сомнения в святости Царской Семьи. Но насколько этот акт будет поворотным в жизни нашего поколения, зависит от нас. Почитание святых заключается не в экзальтации и не во внешних формах, а в следовании их примеру и в верности их идеалам. Не дай нам Бог уподобиться фарисеям, которые украшали гробницы святых пророков и при этом требовали распятия Сына Божия.
В Екатеринбурге, который до сих пор оставался как бы темной точкой на карте России, теперь воздвигнут величественный Храм. Его освящение озарило это место, озарило 17 июля, который из Дня Скорби превратился в Праздник. Я убеждена, что Господь по молитвам Царственных Страстотерпцев простил всех нас и вновь открывает нам путь возрождения.

— Православие и Монархия в России всегда были неразделимы. Сейчас многие россияне возвращаются к Православной Вере. Влияет ли это на рост монархических настроений в современной России?

— Российская Монархия немыслима вне Православной Веры, а в Православном богословии содержится четкое и стройное учение о Монархии как единственном Богоустановленном и Богоугодном строе. Не углубляясь чересчур в богословские тонкости, приведем простое сравнение. Человек создан по образу и подобию Божию. Следовательно, человеческое общество в идеале должно являться образом и подобием Царствия Небесного. Там, как вы понимаете, республики нет. Так что для Православных не может быть сомнения в том, что наилучшее из всех возможных человеческих устройств есть Монархия. Я верю в то, что, несмотря на многие десятилетия антимонархической пропаганды, среди русских людей не угасла историческая память о Монархии, и ценности этого строя вновь становятся понятными и дорогими им. Но Монархия без единения, без труда, без стремления жить по-христиански всех — от Государя до самого простого гражданина — не может быть полноценной. Поэтому подлинное возрождение монархического идеала возникнет только в результате общего процесса деятельного возвращения к традиционным ценностям.

— Многих Православных верующих очень тревожит надвигающаяся на Россию проблема глобализации. Живя за границей, вы раньше нас столкнулись с этой проблемой. Какую угрозу монархической идеологии может представлять, если можно так выразиться, "идеология глобализма"? В чем ее суть? Является ли глобализация вызовом христианским ценностям? Какие выходы из этой ситуации, на ваш взгляд, предпочтительны?

— Угрозу и христианским ценностям, и определяемой ими монархической идеологии представляет материализм во всех его проявлениях, будь то коммунизм, глобализм, да и антиглобализм в его нынешнем виде тоже. Суть всех этих "измов" — в подмене Богоустановленного жизненного порядка искусственными конструкциями, призванными якобы служить благу людей, а на деле оборачивающимися террором, ГУЛАГом, бомбардировками, духовным и физическим порабощением. Но противостоять любому злу злом — значит не найти выход, а зайти в тупик. Будем помнить слова святого Александра Невского: "Не в силе Бог, а в Правде". И следовать заповеди Преподобного Серафима: "Стяжи дух мирен, спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся". Мы должны твердо хранить Православную Веру и стараться жить по ней, при этом не отгораживаясь от мира, не уходя в "духовное гетто", используя и направляя на благо все, что дает нам современная цивилизация.

— Некоторые политологи и аналитики обосновывают вывод о том, что русский народ сейчас переживает острейший кризис во всех сферах жизни — экономической, геополитической, демографической и т.д. С какой идеей, идеологией может быть связано возрождение русского народа? Какое событие лично для вас могло бы стать зримым символом того, что Россия действительно ступила на путь возрождения?

— Первопричиной всех кризисов, на мой взгляд, является духовный кризис. Российская Империя была отнюдь не самой неудачливой и отсталой страной, но ее сокрушила страшная революция, ставшая возможной только в условиях разрушения традиционного и религиозного самосознания. То, что веками определяло бытие нашего народа, было заменено различными вымышленными идеологиями, принесшими одни лишь страдания. Нам нужны не идеологии, а возвращение на традиционный путь развития. У Владимира Святого, у Александра Невского, у Димитрия Донского, у Петра Великого, у Александра Миротворца не было никаких идеологий. Они просто любили свою Родину, служили ее величию и давали личный пример самопожертвования своим соотечественникам.
Связывать надежды на национальное возрождение с тем или иным конкретным событием, на мой взгляд, очень рискованно. После Второй Мировой войны, во время которой Сталин пошел на некоторые послабления в отношении религии, многие сочли это символом эволюции коммунистического режима. Впоследствии оказалось, что имело место лишь тактическое отступление, а при Хрущеве, несмотря на так называемую "оттепель", гонения за веру в Бога возобновились и усилились. Спаситель заповедал нам не искать знамений, а следовать самым главным заповедям: любви к Богу и ближним.

— Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь Заграницей по-прежнему разделены, хотя объективно сама ситуация подталкивает к столь нужному сейчас единству. Что делает возглавляемая вами Императорская Семья для достижения церковного единства?

— Во времена господства коммунистического богоборческого режима в России наличие Зарубежной Русской Церкви было оправдано и необходимо. Смысл ее существования был в том, чтобы сохранить русские Православные церковные устои, которые далеко не во всем и не всегда можно было сохранить в условиях жесточайших гонений на Родине, а также, чтобы свидетельствовать перед всем миром об истинном положении Церкви в СССР.
Лучшие иерархи, пастыри и чада Зарубежной Церкви никогда не отделяли себя от порабощенной Церкви-Матери на Родине. Достаточно вспомнить Святителя Иоанна ШанХайского, который был очень близок Нашей Семье. Мои дед и отец, вся наша Семья на протяжении всего периода изгнания старались поддерживать отношения со всеми юрисдикциями, способствовать всему, что объединяет.
Как только Церковь в России освободилась от гнета, Зарубежная Церковь должна была воссоединиться с ней, принести все то, что ей удалось сохранить, и помочь в возрождении церковной жизни. Вместо этого зарубежные иерархи начали усиливать конфронтацию. В их поступках не было христианской любви, да и с чисто канонической точки зрения открытие параллельных приходов в России являлось большой ошибкой. Мой отец приложил немало усилий, чтобы восстановить единство Русской Церкви. В этом он нашел понимание у многих, но многие и возненавидели его за это. После первого визита на Родину моих отца и матери и их встречи со Святейшим Патриархом Алексием иерархи Зарубежной Церкви изменили нашей Династии, изменили постановлениям собственных Соборов и позиции первых трех своих Первоиерархов. Когда отец скончался в Майами, духовенство Зарубежной Церкви отказало нам в совершении чина положения во гроб. Как могли так поступить не только Православные, но и вообще верующие в Бога люди! В те дни нас очень поддержал духовно Патриарх Алексий. В нашей памяти навсегда останутся слова утешения, написанные тогда Патриархом нам и сказанные им во время отпевания отца в Исаакиевском соборе.
С тех пор прошло уже одиннадцать лет. Время показало, кто был прав, а кто заблуждался. Русская Православная Церковь стоит незыблемо, а Зарубежную Церковь потряс ряд расколов уже внутри нее самой. Все это — следствие гордыни, необоснованных амбиций, стремления к лидерству и политики, скрываемой под благочестивыми лозунгами. Но эти лозунги уже никого не могут ввести в заблуждение.
Чада Зарубежной Церкви, которым дорога русская Православная традиция, должны перейти под омофор Святейшего Патриарха Алексия, а те, кому эта традиция безразлична, могут найти свой путь в других Поместных Православных Церквях.
Среди духовенства и верующих Зарубежной Церкви есть стремление к воссоединению с Матерью-Церковью, но немало и непримиримых. Если возобладает позиция первых, Зарубежная Церковь достойно перейдет к новой стадии своего бытия. Путь для этого раскрыт в одном из недавних обращений Патриарха Алексия. Если же победит злоба и нетерпимость, то некогда славная Зарубежная Церковь окончательно выродится в маргинальную раскольническую секту.
Императорский Дом всецело поддерживает Московскую Патриархию. Всех верных нам людей, которые находятся в иных юрисдикциях, мы призываем максимально способствовать процессу воссоединения с Матерью-Церковью.

— Ваше Императорское Высочество! Летом 1993 года вы побывали в Самаре. Этот визит для нашего города стал очень большим событием. Многие самарцы впервые узнали, что Династия Романовых продолжается. А лично для Вас чем памятен этот визит? С какими людьми, историческими событиями ассоциируется для Вас наш город?

— Самара основана при последнем Царе из Дома Рюриковичей Феодоре Иоанновиче. Она была свидетельницей многих исторических событий. Самарцы вправе гордиться историей своего города. Когда мы посетили Самару десять лет назад, больше всего нас тронуло общение с горожанами. Могу также отметить, что Самара активно представлена во всем мире, что способствует созданию положительного образа России в целом.

— И последний вопрос. В Православной среде широкое распространение получили пророчества известных подвижников благочестия о том, что в России в конце времен будет на короткий срок восстановлена Монархия. Каково Ваше отношение к этим пророчествам? При каких условиях эти предсказания могут исполниться?

— Я не считаю для себя возможным комментировать пророчества святых подвижников. Они имели дар предвидения, им было открыто то, что доступно далеко не всем. Единственное, что могу сказать: я сама свято верю в идеалы Православной Монархии, долг хранить которые я получила от Бога. Знаю, что немало соотечественников разделяют эту веру или близки к этому. Но вера без дел мертва. Еще раз повторю: только от нас, от нашего упорного труда зависит, возродится ли Россия на своих исторических началах, или ее постигнет участь тех цивилизаций, которые канули в Лету, не выполнив своей исторической миссии или исчерпав весь свой потенциал. Если мы будем идти вперед с верой в Бога и с уверенностью в собственных силах, ничто нам не сможет помешать.

29.08.2003
882
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru