Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

«Халяль» из Обшаровки

Современный бизнес порой ставит перед людьми религиозные проблемы.


В один апрельский день после Пасхи жительница самарского поселка Управленческий Людмила Васильевна Захардяева отправилась на рынок за курицей к обеду. Подошла к одному из прилавков и стала рассматривать имеющуюся продукцию. Внимание покупательницы привлекли суповые куры в зеленоватой упаковке. Людмила Васильевна уже вознамерилась было приобрести «цыпочку из Обшаровки», но словоохотливая продавщица вдруг сообщила, что эта курица называется «халяль». «Почему «халяль»? — удивилась Людмила Васильевна. И услышала в ответ, что эта партия кур заколота особым способом, по мусульманскому обычаю: кровь из птиц выпускается с мусульманской молитвой. Желание приобрести такую курицу у Православной женщины сразу отпало. Позже мы выяснили, что к некоторым упаковкам кур из этой партии была приложена этикетка с надписью «Халяль». Но на курах без упаковки, лежащих на лотке по соседству, никаких этикеток не было. А между тем продавец сообщила, что эти куры забиты тем же способом с соблюдением мусульманских традиций. Да и само слово «халяль» для русского уха звучит непривычно. Мало кто знает, что оно означает. Вот почему мы решили в этом разобраться и оповестить наших читателей.
ООО «Обшаровская птицефабрика», чья продукция широко представлена в самарской торговой сети, является одним из крупнейших поставщиков мяса птицы в нашей губернии. Вскоре мы связались по телефону с исполнительным директором этой организации Александром Владимировичем Верховцевым и задали ему вопрос о курицах «халяль».
«В зеленоватых пакетах продаются безенчукские куры», — быстро отреагировал Александр Владимирович. Но тут же добавил: «Мы учитываем и еврейские, и татарские, и русские Православные традиции…» И Александр Владимирович разъяснил, что на любое обращение представителей различных религий руководство птицефабрики откликается, предоставляет возможность по их желанию отдельно забивать птицу. Мусульмане, например, присылают своего муллу, который при забое птицы сам делает накол на курице и читает при этом специальную молитву. У евреев технология еще сложнее. Но во всех случаях, заверил А.В. Верховцев, санитарно-эпидемиологические нормы и технология обработки птиц соблюдаются. По его словам, иудеи такую продукцию забирают к себе в синагогу, и в торговую сеть она не поступает. Что касается кур «халяль», то, припомнил исполнительный директор, «500 голов мы забивали в прошедшее воскресенье. Эти куры забиваются именно для татар, для мусульман».
— А как часто это случается? — поинтересовалась я.
— Нечасто. Раза три в год.
— Как вы считаете, покупатели иных вероисповеданий — в частности, Православные — должны знать, какую продукцию они покупают?
— Я не знаю, почему куры «халяль» попали в продажу. Мусульмане тоже обычно стараются забирать их в свою общину. Это редкий случай.
Александр Владимирович в конце разговора отметил, что среди руководства Обшаровской птицефабрики мусульман нет. В основном здесь работают Православные люди. Эта известная в Самарской области фирма много делает для восстановления Православных храмов, и в частности, на их средства построен Православный храм в Обшаровке.
Что означает слово «халяль», не знали ни сотрудники редакции, ни другие Православные люди, к которым мы обращались с таким вопросом. И потому я решила обратиться за разъяснением к имаму самарской соборной мечети Иршату Сафину. Вот что он сказал:
— «Халяль» по-арабски буквально означает «дозволено». Относится это понятие не только к курам, но ко всей дозволенной в пищу для мусульман скотине (кроме свиней). «Халяль» означает животное или птицу, заколотую с произнесением имени Всевышнего. Если любое дозволенное животное или птица забито таким образом, оно становится «халяль». Его разрешается принимать в пищу мусульманам.
— То есть, по сути, совершается специальный религиозный обряд?
— Никакого мусульманского обряда здесь нет, — ответил имам, подтвердив, однако, что над «халяль» действительно мулла читает молитву.
О том, как Православным относиться к «халяль», мы спросили у Православного священника Валерия Бахтина, настоятеля храма во имя Архистратига Божия Михаила в селе Владимировка Самарской епархии, который ведет в газете рубрику «Отвечает священник».
«Нам Священное Писание запрещает принимать жертвенную пищу, а «халяль», наверное, в принципе можно назвать религиозно посвященным продуктом, — сказал священник. — И если Православный человек съел этот продукт по незнанию, греха на нем нет. Вина за это лежит на руководстве торговой или производящей продукцию организации, которая своевременно не проинформировала покупателей о том, какую именно продукцию она им предлагает. Согрешают и те, кто не информирует нас о вредных для здоровья генетически измененных продуктах, реализующихся в торговой сети».

Когда с курицами «халяль» ситуация прояснилась, одна сотрудница нашей редакции рассказала о случившемся с ней буквально накануне.
— Я хотела купить в обычном продуктовом магазине маринованные огурчики «Дядя Ваня», — поделилась она. — Вкусные огурчики, мне они всегда нравились, и единственное, что меня остановило, — крупная надпись на этикетке: кошерные…
В этом случае ясная, своевременная и, главное, понятная для значительной части населения печатная информация удержала нашу коллегу от нежелательного приобретения.
О кошерных продуктах, заполнивших рынок Канады, еще два года назад нам писали наши канадские читатели — русские по происхождению Кристина Сокович и ее муж Виталий. Эти Православные люди встали перед непростой духовной проблемой, которую не могли сами разрешить. Дело в том, что в Канаде почти все продукты кошерные, то есть изготовленные с соблюдением ритуалов иудаизма. Кристина и Виталий уважают религиозные чувства представителей других вероисповеданий и, конечно, не возражали против продажи кошерной продукции. Но сами, будучи Христианами, не хотели ее употреблять, а альтернативы в Канаде практически нет. Православные канадцы попросили совета в этом вопросе у своего духовника, и он им ответил, что если другого выхода нет — надо смиряться и есть, и греха в этом не будет. Но у нас в России ситуация иная, и вполне можно мирно, со взаимным уважением друг к другу эту и другие возникающие межрелигиозные проблемы решать без ущерба для каждой из сторон.
На наш взгляд, выход прост. И он состоит не в запрете (или ограничении) на реализацию в магазинах и на рынках мяса «халяль» и прочих продуктов, приготовленных с соблюдением ритуалов различных религий. К этому мы отнюдь не призываем. Ведь мусульманство и иудаизм считаются исторически традиционными для нашей страны религиями, многочисленные представители которых, конечно же, имеют право на потребление своей ритуальной пищи, так же принятой в их обиходе, как, например, освященные Пасхальные куличи у Православных. Выход в том, чтобы такие ритуальные продукты продавались или в местах компактного проживания представителей этих религий, или возле их храмов. А если продукция продается в обычных торговых точках, куда приходят покупатели, исповедующие разные религии, покупателей нужно своевременно и полно проинформировать о той продукции, которую предлагают им в торговой сети, независимо от того, супермаркет ли это или обычный лоток на мини-рынке. И тогда люди сами смогут решить, покупать им курицу «халяль» или обычного цыпленка. И религиозные чувства искренно верующих Православных не будут оскорблены, и мусульмане или иудеи не останутся в обиде. Если уж такая проблема появилась, значит, нам нужно обратить на нее внимание и разумно решать ее, уважая чувства всех верующих.

Татьяна Трубина-Гусельникова
30.04.2004
1672
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru