‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Кому помешал Двуглавый орел?

Российскую армию лишают державного символа нашего государства.


   Сообщение о том, что личный состав Российской армии лишают нашивки с государственным флагом и кокарды с двуглавым орлом, вызвало в Вооруженных Силах обиду, а в обществе — недоумение и непонимание.

   Иначе как нелепыми нельзя назвать слова начальника Центрального вещевого управления Минобороны РФ генерал-лейтенанта Сергея Шляева, прокомментировавшего это решение: «Они (нашивки и орлы) выполнили свою роль и больше не нужны. Использование этой фурнитуры было обусловлено тем, что в начале 90-х годов после распада СССР необходимо было выделить военнослужащих отделившихся республик».
   Первая мысль: не мог профессиональный военный так заявить! Дело в том, что форма одежды для военнослужащего значит гораздо больше, чем для гражданского человека его костюм или та же косоворотка. Все элементы военной формы одежды адаптированы друг к другу и в совокупности формируют «лицо» мундира, шинели, плащ-пальто или бушлата. Спороть нарукавный знак и согнать орла с тульи фуражки — это то же самое, что гражданскому человеку надеть разноцветные носки или пляжную шляпу к вечернему костюму.
   Даже если окружающие и не заметят перемены во внешнем облике, сам военнослужащий еще долго будет себя ощущать «гадким утенком». Пока не привыкнет.
   Вспоминаю, как 25 лет назад нам, офицерам Туркестанского военного округа, разрешили в сорокоградусную жару снять галстуки. Дышать, действительно, оказалось легче. Но ощущение того, что внешний вид стал каким-то невоенным и легкомысленным, долго не проходило.
   А какие психологические стрессы испытывали военнослужащие, когда армия через каждые 20-30 лет переходила на новый вид форменной одежды. Но если раньше поиск этого нового «лица» объяснялся желанием поднять престиж и достоинство армии, то в последнее десятилетие объяснение было уже другое: государству стало накладно содержать своих защитников.
   Сначала обидели полковников — с них сняли знаменитые каракулевые папахи. Потом у всех офицеров и прапорщиков отняли хромовые сапоги, за ними — сапоги яловые. Потом штабных офицеров лишили теплого нательного белья. Перестали выдавать перчатки и шарфы, ремни к парадной форме одежды. Постоянно менялась по цвету, дешевея, ткань мундира и шинели. И хотя новая дешевая ткань стала быстро изнашиваться, сроки использования военного обмундирования не сокращались. В итоге офицеры стали порой походить на бомжей — часто в залатанных брюках, изношенных мундирах, застиранных рубашках. В таком виде уважающие себя офицеры и прапорщики уже стеснялись показываться на публике.
   Чтобы сохранить бравый вид, многие офицеры стали приобретать в военторге за свой счет новое обмундирование. Другие ходили в обносках. Третьи предпочли закрыть на все глаза с помощью рюмки… Но и это еще не был конец унижениям. Если раньше у офицера форма одежды была трех категорий — парадная, повседневная и полевая, то теперь ее для многих категорий военнослужащих решили унифицировать. Армию стали одевать в камуфляж. На все случаи жизни. Поди разбери теперь, кто командир полка, а кто рядовой — все на одно лицо. Разница лишь в крохотных знаках различия на погонах. Трудно сказать, как много государство на всем этом сэкономило. Потери же, с учетом всех социальных «ударов» по военным, оказались огромны. Прежде всего, упал престиж службы. Даже сыновья офицеров перестали мечтать об офицерской карьере. И то, что служат теперь офицеры часто без энтузиазма и блеска в глазах, — факт.
   Но вернемся к форме одежды. Помню, какой восторг у военных вызвала команда прикрепить к фуражкам кокарду с двуглавым орлом. Было это в начале 90-х годов прошлого века. Первое время орлов на вещевых складах не хватало. На счастливых обладателей гордой птицы смотрели с завистью. Казалось бы, мелочь — новинка фурнитуры, но как она подняла дух войска! Тех, первых орлов, называли мирными — за их кроткий вид. Но вскоре «на вооружение» поступили новые, уже свирепые видом птицы.
   На мой взгляд, взгляд верующего Православного человека, Двуглавый Орел как символ Самодержавной, Богоустановленной власти подсознательно способствовал восстановлению в памяти у многих военнослужащих славного исторического прошлого Отечества. В те «орлиные» годы к вере Православной пришли тысячи военнослужащих. Не за это ли пострадала гордая птица?
   Выступавший по телевидению министр обороны Сергей Иванов недавно заявил, что в российской армии в ближайшее время начнут работать иудейские раввины. Но ведь иудеев в армейском строю единицы. Так, может, это представителей нехристианских религий — мусульман, иудеев, буддистов — смущал государственный символ Российского государства, на котором изображены кресты? Вряд ли. Скорее всего, «постарались» сами же армейские чиновники, чтобы всем угодить — даже и тем, кто об этом их и не просил. Но во всей этой истории, которая пахнет политикой и попранием национальных интересов, очевидно одно: армия, которую святой Царь Николай Второй называл одним из главных союзников Православной России, стала объектом атаки. Орлы на кокардах и флаг на нарукавном знаке — символы государства. Они как Боевое знамя полка во время атаки. Полк, утративший в сражении Боевое знамя, подлежал расформированию.

Олег Бедула
полковник запаса, г. Самара.
15.04.2005
1080
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru