Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Зарубки на память

Своими сокровенными мыслями делится с читателями профессор Владимир Мельник.


«И просветимся торжеством…»

Когда приходит Пасха и всю Светлую седмицу поют в церкви: «Христос Воскресе из мертвых», — каждый раз кажется: такой светлой Пасхи я еще не переживал в своей жизни! Всех готов обнять, всех простить. И того, кто в церкви, и кто — на улице, и в темных норах непраздничных квартир. Раньше все в Пасху шли в церковь или просто по улице — обнимались и целовались как братья и сестры: «Христос Воскресе!» Радость-то какая: ведь с Христом и все мы — воскреснем! Нет у человека высшей радости… А теперь что-то изменилось — не в церкви, а на улице, в домах наших.
Прихожу радостный из храма, кладу освященный кулич в пакет, иду в соседний подъезд. Там баба Таня живет, ей уже 95 лет, она едва выходит на улицу и заплетающимся языком всегда спрашивает о здоровье: «Я за тебе молюся». Баба Таня живет с племянницей. На мой пасхальный звонок в ответ долгое молчание, шуршание, выглядывание в глазок: «Вы кто? Из какой квартиры?» — «Да я из соседнего подъезда, бабе Тане кулич, яички-крашенки принес. Христос Воскресе!» Снова пауза, какие-то глухие движения. «Да что же вы, не доверяете?» — «А вдруг отравитель какой?» Называю номер своей квартиры. Мой пакет с куличом, кажется, даже съежился, сжался, стал меньше: «Да не отравитель я. Христос Воскресе!» Забыли люди, что — «Воистину Воскресе!» Впрочем, кулич племянница, молча протянув руку из темноты прихожей, взяла. Слава Богу! Иду домой и думаю: «А может быть, мы и это, нерадостное, переживем? Должны пережить!»

Любовь все терпит…

В Богоявленском соборе принято проводить общую исповедь перед индивидуальной. На Крестопоклонной неделе исповедников было много, после исповеди все разошлись на молитву. Вдруг в тишине снова раздались первые слова священнической молитвы к исповеди. Что же оказалось? Батюшка, назовем его отец Александр, снова начал исповедь — всего для нескольких опоздавших. А ведь порой батюшка казался таким строгим… Нет, не иссякла еще любовь пастырей к «овцам»!

Как молился Серафим

Серафим — значит «огненный». И молитва Преподобного была — огненная. Он весь был тогда — сердце, обращенное к Богу. Много об этом написано, даже о том, что во время молитвы он поднимался над землей: так дух его рвался ввысь, так истончилось от подвигов тело. Но вот интересный факт. Маленькая девочка, будущая жена «Серафимова служки» Мотовилова, Елена Ивановна, однажды пришла к Преподобному в келью, когда он вставал на молитву. Детей он не прогонял. Усадил ее, дал ей орешков, а сам стал молиться. Что-то у нее с орешками не получалось. Елена Ивановна рассказывала, что время от времени старец отрывался от молитвы, подходил к ней и показывал, как надо колоть орешки двумя камешками.
Не грех и нам подумать, что, на самом деле, есть молитва.

Чем послужить Господу?

Грешница, узнавшая, что Господь возлежит в доме фарисея, пришла туда, взявши алавастровый сосуд с миром, «и ставши позади у ног Его и, плача, начала обливать ноги его слезами и отирать волосами головы своей…» (Лк. 7, 38). Мы же сегодня таковы, что и слез не имеем (все выплаканы по печалям житейским), и волосы с головы срезали — и мужчины, и женщины. Чем отирать ноги Христа?

Кто я? Где я?

Как велики тайны Божии — мы не отдаем себе отчета. Но каждый наш день — это прикосновение к ним. Однажды довелось быть в Георгиевском монастыре в Крыму. Храмы там высечены в цельной скале. Начал эту работу священномученик Климентий — второй по счету, еще Православный, папа Римский, сосланный туда. Потом я узнал, что в свое время монастырь посетил Император Николай П, будущий святой Царь-Мученик. В горах над монастырем жили два седовласых отшельника, которых никто не видел: знали о них лишь потому, что тарелку с едой, выставляемую на тропинку, кто-то в ночь уносил и возвращал пустую. Когда Царь стоял в храме, монахи вдруг засуетились, поднялся какой-то шум. Оказывается, отшельники спустились с гор. Когда Царь выходил из храма, они молча поклонились ему в ноги. Как будущему святому страдальцу-мученику. И молча удалились.
Узнал я все это потом, позже. И подумал: а ведь у вечности нет времени, оно есть лишь в земной нашей жизни. Но когда мы входим в храм, мы посещаем вечность, стоим там вне времени. Значит, вместе со всеми, кто посещал этот храм — во все времена. И, значит, стоял я на том же церковном пороге, рядом со святым нашим Царем! И так в каждом храме. Так с каждой намоленной иконой. Мы прикасаемся к вечности, к святым. И безконечно перемежается в нашей жизни: земля — и небо, работа, улица, дом — и храм, мелкая суета — и молитва, время — и вечность. И если все эта так (а это так!), то  — кто я? где я?

Не торопись! Молитва Иоанна Грозного

Царь Иоанн Грозный был не только воином, но и молитвенником. При взятии Казани он отправил войска на штурм крепостных стен, а сам стоял в походном храме, где служилась Литургия. Во время Литургии раздались два страшных взрыва под крепостными стенами — и начался штурм. Царь спокойно продолжал молиться. Один из приближенных вошел в церковь и сказал Царю: «Государь! Время тебе ехать; полки ждут тебя». Иоанн отвечал: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». Следом прискакал второй гонец: «Непременно нужно ехать Царю, надобно подкрепить войско». Что же Иоанн Грозный? Ведь уже два похода на Казань закончились неудачно! — Царь вздохнул глубоко, слезы полились из глаз, он начал молиться: «Не остави мене, Господи Боже мой! Не отступи от мене, вонми в помощь мою!» Литургия уже подходила к концу. Царь Иоанн приложился к образу чудотворца Сергия, выпил святой воды, съел кусочек артоса, просфоры, принял благословение духовника и обратился к духовенству: «Простите меня и благословите пострадать за Православие, помогайте нам молитвою!» И лишь после этого сел на коня и поскакал к своему полку — в гущу боя. На этот раз Казань взяли.

Земное и Небесное

Надо понять, что в Небесной Церкви земные Христианские Церкви будут приняты по-разному. Сейчас весь мир настаивает на терпимости друг к другу, толерантности. Боимся указать друг другу даже на явные искажения Божией Правды. Раньше не боялись указать, что только в Православии сохраняется полное учение Церкви. И никого это не оскорбляло. Когда в 1573 г. в Новгороде лифляндский король Магнус, протестант, женился на царской племяннице, в царском Указе было сказано нетолерантно, зато без нарушения Истины: «Приехав к венчанью, княжне идти в церковь, а королю стать на паперти».
Как это характерно! В Небесной Церкви тоже будет так: Православная войдет в храм, а протестант останется на паперти. Но зачем же стоять на паперти, когда можно пройти в Православную Церковь, где вся полнота Истины?

Будьте, как дети

Легко ли в наше время оставаться детьми по духу? Сколько препон! Самолюбие современного человека страдает от каждого прикосновения к другой душе. Знакомая женщина рассказала: «У мамы старенькой соседка цыганка. И как она с ней живет в коммуналке? Однажды мама была в больнице, я пришла к ней. Стук в дверь. На пороге соседка-цыганка: «Морковки надо». Я с недоумением на нее смотрю. Дала пару морковок. Через пять минут снова стук: «Ножницы надо» — «Знаешь, мама вернется из больницы, с ней говори». В ответ — тоже округленные глаза… Когда мама вернулась, спрашиваю: «Мама, как ты с ней живешь? Разве так можно?» — «Можно, дочка, она хорошая. Берет, как ребенок — когда надо. А то постучит: — У тебя капуста есть? — Нету. — На тебе. — И поставит целую сумку у порога». Жаль, не знает моя знакомая, читала ли эта цыганка Евангелие. Да ведь мы-то читаем.

Рисунок Ирины Евстигнеевой.

Владимир Мельник
член Союза писателей России, г. Москва.
19.05.2005
733
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru