‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Расписание на завтра

Продолжается противостояние введению школьного предмета «Основы Православной культуры».


Продолжается противостояние введению школьного предмета «Основы Православной культуры».

Специальная общественная комиссия решила не торопиться с введением в школах Самарской области предмета «Основы Православной культуры», против которого выступили мусульманская и иудейская общины, сообщил общественный комитет по образованию Самарской Губернской Думы.
Вопрос о том, вводить или не вводить в образовательных учреждениях Самарской области новый предмет «Основы Православной культуры», стал камнем преткновения. В Самарской губернии проживает более ста национальностей с различными вероисповеданиями, а школьникам на изучение предлагается только Православная культура. Представители татарской диаспоры выступили с обращением к депутатам Губернской Думы о нецелесообразности введения нового предмета. Они считают, что даже в факультативной форме преподавание основ каких-либо религий недопустимо, так как это якобы может привести к третированию неправославных детей, которые находятся в меньшинстве.
Участники специально созданной общественной комиссии опасаются, что введение предмета «Основы Православной культуры» приведет к межнациональным конфликтам. По мнению депутата Самарской Губернской Думы Светланы Кузьминой, «с национальным вопросом надо быть поосторожнее».
«Если элементы Православной культуры или какой-то другой религиозной культуры будут внедряться, то все должно быть исключительно добровольно, при согласии родителей, педколлективов», — подытожил работу комиссии депутат Губернской Думы Николай Мусаткин. Искать компромисс поручили рабочей группе, в которую вошли парламентарии, чиновники от образования и представители различных религиозных конфессий.
Девочка из соседнего дома Ириша пошла в первый класс. И вскоре радостно сообщила всем детям в нашем дворе, что люди произошли от инопланетян. А каждую ночь нужно оставлять на столе блюдце с водой — для домового. Все это ей и еще трем десяткам первоклашек поведала на уроке учительница. А еще эта же учительница рассказала им про знаки зодиака и по гороскопу определила, кому с кем сидеть за одной партой. Правда, тут же Ириша похвасталась, что на День Знаний в школу приходил священник. Он окропил класс святой водой и раздал каждому первокласснику по маленькой иконочке…
Вспомнил я об этом школьном парадоксе, когда читал открытое письмо вице-губернатору Самарской области Сергею Александровичу Сычеву аксакалов Самарской соборной мечети от 30 декабря прошлого года, в котором они выразили свое отрицательное отношение к предмету «Основы Православной культуры». Сейчас у школы два пути: или сверяться с гороскопами, магией, дремучим язычеством, пагубными лженауками, или же сотрудничать с традиционными религиями в нашей стране. Православием — в большой России и исламом — в тех регионах, где он доминирует численно и исторически (Татарстане, Башкирии и некоторых других).
Появление именно сейчас такого письма, как ни странно, вызывает у меня не сплошь одни отрицательные чувства. Раз такой сильный гнев вызвала совместная работа Самарской епархии и губернских властей, значит, дело и правда набирает обороты уже всерьез. И те усилия, которые прилагают в борьбе за школу Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, другие светские и духовные лидеры, далеко не напрасны!
Но все-таки неожиданное письмо написали самарские аксакалы! «Общественность не может не настораживать тот факт, — пишут они, — что все беды (социальные, экономические, нравственные, преступность и даже низкую рождаемость)… порой пытаются объяснить исключительно отсутствием веры в Бога. Особенно в этом усердствует духовенство Русской Православной Церкви». Трудно поверить, что этот текст утверждался в Соборной мечети, где собираются на пятничный намаз верующие люди, а не воинствующие атеисты…
Особое раздражение вызывает у авторов письма, что в России «Православие — основная традиционная религия, которую исповедует большинство россиян». И далее следует заявление, что «в Самарской области проживают представители ста национальностей и двадцати трех религиозных конфессий». Сегодня статистика — дело не столько научное, сколько пропагандистское. И подсчет Православных в России — занятие отнюдь не отвлеченных теоретиков. Доказать, что нас тут всего-то навсего пять процентов (как это пытаются сделать авторы обращения), — значит, связать руки властям в их разумном стремлении опереться на нравственный авторитет Русской Церкви. Но почему забыли авторы письма, что среди ста народов, населяющих область, есть и русский, к которому принадлежит 90 процентов населения Самарской области (такую цифру приводят сами подписанты)? С этими-то процентами как быть? Может, не замечать их вовсе, чтобы не мешали спокойно жить другим 99 народам? Но нетолерантно как-то получится: Парламентская Ассамблея Совета Европы, на которую ссылаются авторы документа, может не так понять.
Да и о какой многоконфессиональности может вестись речь, если по международным нормам Россия является Православной страной, ведь Православие у нас исповедует 80 процентов населения? И упоминание авторами обращения в этой связи о позиции Президента России Владимира Путина звучит неожиданно. Ведь как раз он во время паломничества на Святую Гору Афон во всеуслышание заявил, что Россия — Православная страна! А в Мекку он до сих пор не съездил.
«Религиозное воспитание — дело семьи, а не государственной школы», — говорится в обращении. Их бы устами да мед пить! Что же к этому совету все не прислушаются в мусульманских странах — Саудовской Аравии, Иране и других, где каждый шаг пронизан религиозным духом? Или толерантность — это продукт на экспорт, для гяуров, а для своих — шариат, с его не вполне светскими атрибутами — многоженством, чадрой, особенностями правосудия. Да и толерантность авторы письма, по-видимому, понимают не как нормальное стремление всем народам жить в мире и согласии, а как некое пугало, которым удобно стращать чиновников, чтобы навязать большинству волю меньшинства… К тому же вовсе не религиозным воспитанием собираются заниматься в школах на этом уроке педагоги, а рассказывать детям о великой Православной культуре, на фундаменте которой поднялась наша цивилизация. Или, может, Чайковского на уроках музыки слушать запретить, раз он не только «Щелкунчика», но и Богослужебную музыку сочинял?.. Да и «Щелкунчик», если разобраться, тоже не годится. Дело-то ведь там не в Рамадан, а на Рождество происходит…
В обращении к руководителю партии «Единая Россия» Б.В.Грызлову от 24 января с.г. представители двух татарских общин Самары Шамил Багаутдинов и Джамил Валиуллин заявили: «Преподавание в стенах школ основ каких-либо религий даже в факультативной форме недопустимо, так как это приведет к разделению детей на «православных» и «неправославных», к унижению, оскорблению «неправославных» (т.к. их будет меньшинство)». Вот как, оказывается! Даже факультативно… А почему тогда в татарских школах изучают Коран? Правильно! Потому что они татарские. Без Корана татарская культура непредставима, как и русская — без Библии. Так про какие же школы говорят в своем письме татарские лидеры? Про русские школы! Ибо «толерантных» национальности, языка и культуры, а значит, и школы пока еще не придумали. Так почему же нам отказывают в праве даже факультативно, по требованию родителей, изучать родную культуру в русской школе? Словно и государство-то теперь уже не наше, а чье-то другое и, главное, непонятно чье, раз большинство населения не может жить так, как ему того хочется.
В нашем классе в семидесятые годы был только один одноклассник-татарин, Марат. Мы с ним и дружили, и ссорились, всякое бывало. Но больше дружили, конечно. Я вспоминаю его с теплотой. Но вот я с тревогой думаю теперь: а вдруг в третьем классе по конфессиональному признаку он мне однажды нос на перемене расквасил? Или я ему не за что-то еще, а за его национальность в пятом классе очки разбил? То-то бы мы посмеялись тогда, если бы кто-то нам что-нибудь подобное заявил…
Часто вижу по утрам в раздевалке школы неславянской внешности женщину и ее дочку, спешащую на урок. И нимало не смущает их, что рядом на школьном дворе красуется золотыми крестами храм во имя Царственных Мучеников, и Православный священник здесь для учеников не более экзотичен, чем классный руководитель или завуч…
«Просим Вашего содействия, — пишут авторы письма Борису Грызлову, — чтобы в школах Российской Федерации преподавался урок не Православной культуры, а истории религий». Вот ведь, оказывается, как — в масштабах страны! А как тогда быть курянам, вологжанам, смолянам, где русское население составляет даже не 90, как у нас, а все 98 процентов? Им тоже прикажете изучать все что угодно, вплоть до негритянского культа вуду, но только не родное Православие?
Испокон веков рядом с русскими жили в мире другие народы разных религий и культур. И неплохо ладили. Никому в голову не приходило искать гарантий добрососедства в духовном одичании титульной нации. Напротив, лидеры других народов проявляли заинтересованность в том, чтобы русские были богобоязненными, культурными, Православными, наконец. А когда сокрушилась Православная держава, чашу страданий вместе с русским народом пришлось испить и другим народам, населяющим нашу страну. Ведь в устроенном интернационалистами-безбожниками ГУЛАГе обитателей бараков не разделяли по национальному и религиозному признаку. Неужели история и в этот раз ничему не научит?
Быть ли Православной культуре в школе — это не только вопрос об образовании. А о будущем характере цивилизации на шестой части суши. Будет ли это единое могучее государство, претендующее на мировое лидерство в культуре и экономике и дающее образец решения межнациональных проблем; или же будет расчлененным, живущим по учебникам Сороса колониальным образованием, забывшим и о своей тысячелетней истории, и о добром соседстве некогда братских народов. Почему оказались сейчас вдруг в этом вопросе по другую сторону баррикад наши друзья-соседи, трудно понять. Да и, признаюсь, не хочется понимать. Ведь живем спокон веку мы на одной земле и никуда все равно друг от друга не денемся. Мы зла не помним! Простим и эту неожиданную подножку: не впервой нам, и, как говорится, судьба…
…Ирочке первого сентября досталась иконочка не обычная — а как раз святой Ирины. «Батюшка ведь не знал, как меня зовут, но дал мне иконочку моей святой… Это, наверное, чудо!» — радостно рассказала она. И при этом поцеловала маленькую иконку.

«Православная культура — это святое…»

Игумен Георгий Шестун,
кандидат педагогических наук, заведующий межвузовской кафедрой Православной педагогики:

— Каждый народ заботится в первую очередь о своем собственном благополучии. Но разжигание межнациональной розни происходит лишь тогда, когда представители одного народа вмешиваются в жизнь другого народа. Вопрос о том, преподавать ли Православную культуру в русских школах, я думаю, меньше всего должен касаться татарских общин Самарской области. Вопрос должен ставиться в другой плоскости: как обезпечить для татар изучение их национальных традиций.
Нельзя путать национальные и цивилизационные традиции. Мы живем в России, а это Православная цивилизация. Основной закон демократии заключается в том, что большинство заботится о меньшинстве, но меньшинство не указывает большинству, как ему жить. Если у нас власть думает о государстве, то Основы Православной культуры обязательно будут преподаваться в школах. Ни один нормальный русский Православный человек не скажет татарам: «Не изучайте основы ислама, не изучайте татарский язык!» Но почему же татарские лидеры нам указывают, что нам следует изучать? Я считаю, что это заявление татарской общины служит разжиганию национальной и религиозной розни в Самаре.
Татары, иудеи и представители других народов должны понять главное: если русский народ будет нравственным и духовным, то среди него будет хорошо жить и всем другим народам. А если русский народ развратится, то он развратит всех, кто живет рядом с ним.
Секулярная Европа карикатурами на Магомета оскорбила мусульманский мир, и мы, Христиане, очень скорбим по этому поводу. Святынь нельзя касаться никому! Но в Самаре сложилась прямо противоположная ситуация: представители некоторых татарских мусульманских общин пытаются оскорбить Православное большинство Самарской области. Ведь для русских людей Православная культура — это святое.

«Уже никому не удастся повернуть ситуацию вспять…»
Лидия Николаевна Булкина, директор школы № 54 «Воскресение» г. Самары:
— Никому уже не удастся повернуть ситуацию вспять! На недавние Рождественские чтения, посвященные взаимоотношениям Церкви и школы, в Москву приехали более десяти тысяч человек со всей страны! Эти люди и будут в разных регионах России преподавать Основы Православной культуры в школах.
Мы еще несколько лет назад начали говорить, что Основы Православной культуры должны быть не только отдельным предметом в школе, но и внутри других предметов! Знакомить с Православной культурой ведь можно и на уроках литературы, истории, рисования, музыки… Должна быть интеграция Основ Православной культуры с другими дисциплинами. Раньше наши слова не воспринимались большинством коллег, а вот сейчас на Чтениях многие говорили именно об этом!
Думаю, это противостояние вокруг Основ Православной культуры идет от незнания. Наверное, и мы в чем-то виноваты: надо было заранее показать нашим оппонентам методические разработки, документы, и тогда все сомнения и подозрения отпали бы сами собой. В прежней Царской России народы жили в мире и согласии, хотя в каждом светском учебном заведении преподавался Закон Божий. И это не ущемляло прав других народов.
Татары в своих школах сейчас изучают свои национальные традиции и культуру, а почему нам, русским, нельзя делать того же? Кому от этого станет хуже? Основы Православной культуры сделают нацию добрее, и национальные отношения от этого только улучшатся. У нас в школе этот предмет преподается углубленно. Он стоит в расписании занятий. И что же? Конфликтов на национальной почве нет, и на моей памяти их не было. Хотя в школе учатся не только русские, есть и татары. Если кто-то из них не хочет ходить на этот урок, мы не препятствуем. Но я знаю, что тех родителей-мусульман, которые приводят к нам своих детей, наша школа вполне устраивает. Думаю, страсти со временем улягутся и предмет этот будет вводиться в школы России.

«В школе не учат вере, а дают знания…»
Юрий Васильевич Ефимов, председатель Самарского областного комитета защиты прав учащихся, родителей и педагогов:
— Противостояния живущих в нашей стране народов хотят только враги России, ведь это противостояние может привести к расчленению страны. Но именно Православная цивилизация объединяет наши народы.
Живет ли мусульманин среди подавляющего большинства населения, ведущего Православный уклад жизни, или же Православный живет среди мусульман, им равно необходимо адаптироваться в незнакомой для них среде. А для этого нужно знать этические нормы, культуру тех народов, среди которых живешь. Это, конечно, не означает, что татарин или иудей должны учить в школе Закон Божий, или Православный, живущий в Татарстане, — суры Корана. В школах не должны учить вере, а должны давать знания о Православной культуре, которые необходимы не только русским, но и представителям других народов, живущих в России.
Сейчас в Самаре только в школе № 54 углубленно изучают Основы Православной культуры. И детям из Православных семей приходится ездить в эту школу со всех концов города. Едут в эту школу даже с далеких окраин и ученики начальных классов. Это отнимает немало времени и сил, а также сопряжено с определенным риском. Из-за одного этого уже можно ставить вопрос о введении Основ Православной культуры и в других школах, чтобы дети из верующих семей могли спокойно учиться по месту жительства.
Все мы изучали в школах мифы Древней Греции (правда, изучали в сильно урезанном виде, из-за опасения за нашу нравственность). Мы и не подозревали тогда, что это все — языческая религия. Почему же никто не возмущался, что наших детей учат языческой религии? Да потому, что вера и знание — разные вещи. И изучение древнегреческой мифологии никого еще не сделало язычником. Так и сейчас приобщение детей к Православной культуре не приведет к обращению детей из мусульманских семей в Православие. А мусульманская, иудейская культура давно уже, и причем без всякого обсуждения, преподаются в татарских и еврейских школах. Лучше бы борцы с преподаванием Православной культуры обратили внимание на засилье всевозможных растлевающих программ «секспро-света», которые норовят под различными названиями внедрить в наши школы. Ведь это будет одинаково пагубно для детей всех национальностей и вероисповеданий. А то, если изгоним из школ Православную культуру, не получилось бы так, что ребенок, придя с уроков, скажет родителям: «А мы сегодня изучали свальный грех…»

«Мы говорим не о религии, а о культуре…»

Елена Павловна Бельчикова, проректор Самарского института повышения квалификации работников образования:
— У нас в институте разработана программа преподавания Основ Православной культуры. Я уверена, что если на этот урок придет мальчик из татарской семьи, то для него тоже это время не пройдет зря. Он сможет лучше узнать классическую литературу (а классическая литература не узко национальная!), и когда придет в художественный музей, он будет понимать, о чем рассказывают те или иные произведения. Он лучше узнает историю своей страны.
Самое главное в предлагаемой методике — это возвращение к нашим духовным истокам. Известный ученый-психолог Виктор Петрович Зинченко в статье о воспитании души говорит, что духовный потенциал ребенка можно раскрыть только при знании и изучении им своих народных традиций, культуры. Культура помогает человеку выстроить свой духовный мир. Культура — это не религия, а представители татарской диаспоры в своем обращении почему-то как раз переводят разговор в плоскость религии. Мы же речь ведем не о религии, а о культуре. Когда заседала рабочая группа в министерстве образования и науки Самарской области, мы пытались донести до всех присутствующих, что речь идет не о религиозном курсе, а о культурологической дисциплине. Но эту разницу не услышали наши оппоненты.
Преподавать предмет «Основы Православной культуры» сможет учитель любого профиля. Важно только, чтобы у него возникло это желание и чтобы он прошел обучение на курсах повышения квалификации. У нас в Самаре и области в институте повышения квалификации работников образования по этому профилю уже прошли обучение более 250 человек. Некоторые из них уже ведут в своих школах кружки или факультативы по Православной культуре.

Антон Жоголев
17.02.2006
1084
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru