Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

«Милость превозносится над судом…» (Иак. 2, 13)

Мнение нашего читателя о соответствии нравственности и закона.


В свое время этот рассказ моего отца поверг меня в шок.
Он у своих родителей был восьмым ребенком. В тридцатые годы для многих семей в советских деревнях, в большинстве которых свирепствовал голод, многодетность была настоящим бедствием. И потому от некоторых детишек пытались избавиться — в первую очередь от более хилых по сравнению со своими братишками и сестренками (семье нужны были физически сильные работники). Как избавиться? По-разному. Например, моего отца, тогда еще младенца, клали к распахнутому окну — в осенний холод и зимнюю стужу, чтобы он простудился и умер. Но умер не он, а его близнец, коего считали более крепким и здоровым и всячески оберегали. Отец же вырос на редкость выносливым и почти никогда не болел. Обо всем этом ему рассказала его мама за несколько дней до своей смерти. Рассказала со слезами на глазах, попросив у сына прощения.
— Не мне судить родителей, — сказал  отец, — еще неизвестно, как бы на их месте поступил я…    
Историю эту я вспомнил в связи с заметкой, напечатанной в одной из центральных газет. В ней сообщалось, что некий гражданин США подал в суд на своих отца и мать за то, что, когда он был ребенком, они не согласились определить его в музыкальную школу. Из-за чего, по его мнению, в нем не состоялись Бетховен или Моцарт. И в качестве компенсации за потерянные «гонорары» и «славу» этот человек потребовал со своих родителей довольно крупную сумму.
Эти две истории разительно отличаются друг от друга. Первая говорит о «вопиющей несправедливости», даже «дикости», а вторая — об уважении к «правам личности».
Согласно Священному Писанию, смысл существования человека состоит в его духовно-нравственном совершенствовании: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), — главные элементы которого — научиться прощать людей (Мф. 6, 14-15), сопереживать им (Мф. 22, 39), ощущать их нужды и печали как свои собственные. А для этого каждому из нас необходимо испытать определенную долю скорбей и страданий, как говорится, на собственной шкуре. Что неизбежно влечет за собой ограничение человека как в материальных благах, так и в его «правах и свободах».
Однако в своем большинстве люди выбрали совершенно иную цель: стяжание не Духа Святого, а исключительно земных, «желудочных» благ. Причем на сегодняшний день количество и качество этих благ превысило пределы необходимого уровня для нормального существования человека в десятки, а у иных и в сотни раз! То есть многие из нас уже трудятся не ради «хлеба насущного», как и заповедал Господь (1 Тим. 6, 8-10), а с целью получения всевозможных удовольствий и развлечений, то бишь «кайфа» (затягивающего людей в пучину греха, словно трясина).
Эгоизм — нравственное состояние человека, поставившего в центр своего внимания и забот самого себя. И напрочь утратившего понимание того, как в этот самый центр можно поместить кого-то иного. Эгоизм подавил сострадание к ближнему, соответственно исчезло и внимание к нему, особенно к его душевному состоянию. Отгороженность людей друг от друга породила неискренность в отношениях между ними, всяческую ложь, которая, в свою очередь, вызвала недоверие к окружающим, подозрительность и, что неизбежно, стремление поставить возможным «притязаниям» ближнего заслон. А отсюда — создание соответствующей нормативной базы. Скажем, отношения супругов между собой во многих случаях стали регламентироваться так называемым брачным контрактом. И конечно, нормами Семейного кодекса. Который также предписывает проявлять заботу и о своих престарелых родителях. А если на вашем пути встретится человек, например, вывихнувший ногу, то оказать ему помощь (хотя бы вызвав «скорую») вас может подтолкнуть соответствующая статья Уголовного кодекса, предусматривающая лишение свободы за неоказание помощи, в большей мере, чем естественное сострадание к человеку, оказавшемуся в беде.
Иными словами, люди дошли до того, что просто обязали самих себя — под страхом ответственности! — выполнять определенные внешние действия по отношению друг к другу, ранее вызывавшиеся естественными чувствами любви и сострадания — очевидно, на сегодняшний день у многих из нас утраченными.
Так вот именно эгоизм (выпячивание своего «я») стал питательной почвой для того, чтобы непререкаемым авторитетом стали права человека. Причем за последние десятилетия поклонение этому идолу стало принимать поистине карикатурные формы. Чего только стоят «табачные» процессы — при которых курильщики за свое подорванное здоровье в результате пагубного пристрастия предъявляют судебные иски предприятиям, производящим папиросы и сигареты. Или случаи, когда ученики подают в суд на своих педагогов якобы за проявление к ним излишней требовательности или необъективности в оценке их способностей. Дальше, я думаю, будет еще интересней: наступили мне в троллейбусе на ногу — подаю на своего обидчика в суд. Пересолила жена яичницу — к ответу ее за доставленный мне этим дискомфорт. Да что там: родили меня отец с матерью, скажем, не в самых комфортных условиях жизни — пусть компенсируют мне это материально. В конце концов, я своего согласия на появление на свет именно в таких условиях и в такую эпоху не давал! И мое неотъемлемое «право» здесь явно нарушено.
Маразм, скажете вы. Однако я уверен, со временем дойдет и до подобного: поле для деятельности в этом смысле широкое.
Но главное: согласно высказываниям некоторых христианских подвижников, недалеко то время, когда прощение человека станет считаться в обществе одним из неприличных, а затем и, может статься, уголовно наказуемых поступков (скажем, с формулировкой «за потакание преступному деянию…»). И для такого утверждения есть основания: известно, что общественные явления, достигнув определенного количественного показателя, неизбежно переходят сначала в моральную, а затем и в юридическую норму. Иными словами, скоро вся наша жизнь будет пропитана сплошной подозрительностью в отношении окружающих людей и предъявлением им судебных исков по малейшему поводу — из себялюбия и гордыни или с целью наживы (возможности получения компенсации «материального и морального вреда»). Что, по слову Апостола Павла, и явится преддверием апокалипсиса. Вот эти слова: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-5).                  

Владимир Кузин
г. Владимир
16.02.2007
Дата: 16 февраля 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru