Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

«Православные люди создадут нравственную экономику»

Интервью с ректором Уральского института бизнеса священником Александром Миняйло.


— считает ректор Уральского института бизнеса священник Александр Миняйло.

О священнике Александре Миняйло из Екатеринбурга я впервые узнал из одного Православного сайта в интернете. Там он выступил как эксперт в, казалось бы, далекой от духовности сфере: говорил о причинах недавнего повышения цен на товары первой необходимости. А вскоре мне довелось встретиться с отцом Александром. И оказалось, что он не только клирик известного на весь мир екатеринбургского Храма-на-Крови, но и профессор, доктор экономических наук, ректор Уральского института бизнеса имени И.А. Ильина. Вот почему разговор наш пошел на тему очень редко обсуждаемую — о нравственности в экономике и бизнесе. Но сначала я вновь спросил иерея Александра Миняйло о причинах стремительного взвинчивания цен на самые необходимые товары…

— Производители хлебобулочных изделий всегда имели желание повысить цены на свою продукцию, — говорит отец Александр. — Но подходящего повода для этого не было. Нет сейчас в России хлебных бунтов!.. И вот когда нам сказали, что цена на зерно на мировом рынке увеличивается, они это посчитали хорошим поводом, чтобы затуманить головы народу и объявить, что из-за возросших цен на зерно мы повышаем цены на хлеб. Но если взять себестоимость хлеба, то цена пшеницы или муки занимает не более десяти процентов от общей стоимости, то есть цена на пшеницу практически не влияет на повышение цен. А основное — это транспортные расходы перекупщиков. Отчего у нас транспортные расходы столь велики? Потому что бензин дорогой. Мы производим нефть, а бензин у нас уже стоит столько же, как в Америке… Поэтому повышение цены на хлеб необоснованно. Цена на хлеб должна быть доступная для всех.
— Расскажите о возглавляемом вами Уральском институте бизнеса. Наверное, вы — единственный во всей стране ректор светского вуза в сане священника!
— Пятнадцать лет существует наш институт. Нам надо готовить людей Православного духа, которые совершенно не связаны с индустриальной экономикой, а открыты для экономики нового типа. У нас уже наработаны свои традиции: учебный год мы начинаем с Литургии в Храме-на-Крови. Каждую неделю мы начинаем с Акафиста Казанской иконе Божией Матери. Мы начали строительство храма в институте. У нас учится полторы тысячи студентов. Задача перед нами сложная: как подготовить Православного, совестливого человека, личность, к работе в новых условиях. Нужно менять и хозяйство, и людей. Но ведь во всем надо начинать с себя. В сане я всего около года и стал священником, так как пришел к убеждению, что будущее за новой, одухотворенной Православной нравственностью, экономикой.
— Какие идеи в области экономики проповедует возглавляемый вами институт бизнеса?
— Мы стали изучать экономику высшего порядка — духовно-нравственную экономику. Предпринимательство (слова «бизнес» лучше все-таки избегать) и нравственность не должны противоречить друг другу. Сейчас Россия находится в кризисе, и в основе этого кризиса отнюдь не экономические, а духовные причины. Индустриальная экономика себя исчерпала. Нужен переход к совершенно новой экономической модели. Некоторые ученые на Западе говорят, что следом за индустриальным обществом идет постиндустриальное, информационное общество. А мы в нашем институте утверждаем: самый высший порядок хозяйствования — духовно-нравственный! И за ним будущее. Эту экономику будет создавать Православный человек. Сейчас все ресурсы у индустриальной экономики. Руководители индустриального типа мыслят по-старому. Индустриальная экономика породила мегаполисы — но сейчас эра мегаполисов прошла! Пробки на дорогах — это же коллапс… И с этой проблемой в рамках индустриального общества не справиться. Надо вернуться к нашим устоям. Да, крестьянство уничтожено, но надо вернуться к этому укладу уже на другой основе. Нужно давать преимущество малым городам, поселениям. Учитывая новые информационные и биотехнологии, можно создавать производства, которые дают возможность расселить людей. Нужно строить индивидуальное жилье, нельзя отрывать человека от земли. Почему коммунисты начали строить пятиэтажные бараки? Да потому, что это отрывает человека от земли. А если человек оторван от земли, то это все, он полностью зависит от властей. Я считаю, что каждый мужчина должен построить дом. Каждый! И в этом тоже мне пришлось начинать с себя. Сейчас у меня большой дом в пригородном районе под Екатеринбургом.
— Есть ли уже сейчас в современной России ростки этой новой экономики?
— Первый этап нового предпринимательства — это благотворительность. Посмотрите: уже сейчас на пожертвования предпринимателей возводятся храмы. Но это только начало. Со временем деловое сообщество должно осознать, что оно должно участвовать в решении и социальных проблем. Участвовать в образовании, здравоохранении… Второе — человек, одухотворенный Православием, не может строить хозяйство, которое не основывается на Заповедях Божиих! Целевая установка Православного человека находится за пределами земной жизни, в вечности, и это неизбежно скажется на его способе ведения хозяйства.
— Но будет ли эта Православная экономика рентабельной? Сможет ли конкурировать с жесткой, хищнической западной моделью бизнеса?
— Вся современная экономическая мысль не присуща для России, она сплошь западная. И такие категории, как конкуренция, например, для России не должны быть основополагающими. Возьмите такую категорию, как труд. В современной экономике трудом считается то, что вы делаете для извлечения прибыли. А если посмотреть глубже, то трудом являются те усилия, которые человек прикладывает для соединения с Богом: это в первую очередь молитва, пост… А остальное не труд, а работа, дело. Другая категория: земля. Какую мы сделали колоссальную ошибку, допустив продажу земли! Дорогая земля в городах ведет к преобладанию высотного строительства. У нас уже сейчас в Екатеринбурге земля стоит сто тысяч рублей за сотку. И пятнадцатиэтажный дом для нашего города — уже пройденный этап. Строятся и проектируются дома с еще большей этажностью. Может ли молодая семья, например, через ипотеку купить такую дорогую землю для строительства индивидуального жилья? Нет! Я считаю, можно продавать землю в горшочках для цветов. Но земля как место обитания человека — она нам Богом дана и не должна продаваться. Сдайте ее в аренду на сто лет! А теперь еще появились перекупщики земли, ростовщики. Переход к духовно-нравственной экономике возможен лишь через строительство индивидуального жилья. Тут должна быть целая государственная стратегия. Губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко продает десять соток земли всего за десять тысяч рублей, и потому Белгородская область вышла на первое место по темпам строительства жилья. Причем это в основном индивидуальное жилье. И еще губернатор дает льготные кредиты на покупку жилья. Еще одна категория: рынки. Сейчас правительство издало хороший указ по рынкам, что только жители России могут на них торговать. Что такое рынки? Это живые деньги. И когда, например, не заплатив налогов, деньги перекачивают в Грузию или Азербайджан — это плохо. Но надо идти дальше, создавать инфраструктуру, фирмы, которые бы в деревне закупали продукцию. Тогда бы уже наш крестьянин и жил, и работал по-другому. Далее, категория «финансы». Процент банкам брать — это же грех, ростовщичество. Нам нужно изменить всю финансовую систему. Если деньги вы отдали в банк, то брать процент за вложенные деньги для Христианина грех. Выходит, нужно создавать государственные банки или банки, которые берут плату не за деньги, а за услуги. Вы берете деньги, вам оказали услугу, за это платите — но не проценты! А если бы был безпроцентный кредит для молодежи на приобретение жилья, представляете, как бы рванула вверх демография! За три года бы мы отстроили заново Россию и увеличили население. Возник бы новый тип расселения людей, минуя мегаполисы. Вот что значит — пойти в экономике по Божественному пути! Сейчас у нас в институте выходит монография по нравственной экономике. Это все тяжело пробивается в сознание даже молодых людей. Учебники по современной экономике надо просто выкинуть. Индивидуализм, конкуренция… Зачем все это? Соборность нужна, а не конкуренция. Я читаю спецкурс по новой, нравственной экономике. Не все это воспринимают. Правильно говорится: невольник не богомольник. Но надо помнить, что студент к нам пришел из среды, которая живет на самой низшей степени нравственности. Через телевидение сеется разврат и нравственное одичание. Но кто-то все-таки начинает разделять эти высокие убеждения. Мы уже давно не даем рекламу нашего вуза — он у нас как будто семейный. Кто проучился в нем, рассказывает своим родственникам, знакомым, и они идут к нам учиться. Обучение у нас платное.
— А раньше, в прежней России, были ростки этой самой Православной, нравственной экономики?
— Конечно, были. Всем нам нужно изучить уникальный опыт русской артели. Строилась артель на духовной основе. Если бревно толстое и если ты самый сильный, то должен взяться за самый толстый конец бревна. Если возьмешься за тонкий — тебя выгонят из артели. В первом ряду стояло у артели не материальное обогащение, а духовное: красота, качество работы. У нас на Урале в селах мало красивых домов. Люди жили как будто временно. Не было ни украшений на домах, ни наличников, ничего. И вот приходит на Урал артель вятских мужиков-плотников. И какие замечательные украшения остались от них в тех местах, где трудилась эта артель! Какие украшения! Делали тонкую резьбу по дереву, наличники…
— Вы служите в Храме-на-Крови. Ощущаете ли духовную связь возглавляемого вами института с Царственными Страстотерпцами?
— Царь нам помогает! Первый капитал на создание института был получен от издания книги об убийстве Царской Семьи. Автор этой книги, бывший председатель Екатеринбургского исполкома П.М. Быков, просоветски настроен. Но его книга «Последние дни последнего Царя» содержит много ценной информации, и потому она долго лежала в спецхранах, ее запрещали издавать. Мы ее издали тиражом 240 тысяч экземпляров. Книга стоила пять рублей и разошлась за неделю. Так начался наш институт. С тех пор мы тесно связаны с Царем-Мучеником Николаем II, и я не случайно служу в Храме-на-Крови, построенном на месте расстрела Царской Семьи.

Антон Жоголев
02.11.2007
Дата: 2 ноября 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru