Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Вызовы виртуального мира

Своими размышлениями и советами с читателями «Благовеста» вновь делится кандидат медицинских наук, психолог, настоятель Свято-Димитриевского храма села Сырейка Самарской области иерей Александр Авдейчев.


Своими размышлениями и советами с читателями «Благовеста» вновь делится кандидат медицинских наук, психолог, настоятель Свято-Димитриевского храма села Сырейка Самарской области иерей Александр Авдейчев.

«Дети индиго»

— Сейчас много говорят о «детях индиго» — о них написан роман, снят фильм… Что это за явление, модная выдумка — или нечто реальное? И как к нему относиться?
— Есть такой цвет — индиго кармин, голубовато-«джинсовый». Применительно к людям слово «индиго» я услышал впервые всего два года назад. А сейчас об этом не говорит только ленивый… При фотографировании человека в лучах особого спектра в темной комнате можно увидеть исходящее от человека некое свечение. Это называется «эффект Кирлиана». Физики объясняют его так: человек представляет некую электромагнитную структуру, каждая клетка имеет свой биопотенциал, свою энергетику. И это имеет свое отражение, которое можно запечатлеть и даже сфотографировать. Физики убедились опытным путем: человек действительно светится, но люди светятся по-разному. Если бы все мы светились одинаково, то и вопросов бы не возникало. Но у людей это излучение бывает разных цветов и формы. Обычно свечение бывает розоватое и ровное. А у некоторых детей — их и называют «индиго» — свечение особое, фиолетово-синее. Этих детей с особым свечением стали диагностировать психологи и убедились, что это несколько особые дети. Они отличаются тем, что изначально рождаются как будто бы взрослыми. И развиваются иногда вопреки законам возрастной психологии. Они раньше начинают говорить, их волнуют совершенно другие вопросы, не те, которые должны волновать детей в их возрасте. Еще их отличает крайне низкая подчиняемость авторитетам, в том числе авторитету родителей, школьных учителей…
Есть данные о том, что количество таких вот детей-индиго растет в геометрической прогрессии. Если раньше ученые фиксировали среди общей массы детей примерно 20 процентов индиго, то через год эта цифра возросла до сорока, потом еще больше… Это данные детских психологов.
Научно объяснить это явление я не могу. Просто выскажу свою личную точку зрения.
Как развиваются индиго? Они не чувствуют равных себе. А ведь основой воспитания является авторитет взрослого. Конформность — психологическое свойство любого человека (конформизм — производное от него, возникает, когда это свойство становится патологическим), когда человек соглашается с группой. У него может быть одно мнение, но он жертвует им, подчиняет свое мнение мнению какого-либо авторитета или группы, соглашается с ним. А вот такой ребенок ничем не жертвует, он нередко воспринимает окружающих лишь как фон, который может или препятствовать, или помогать ему в выполнении собственных замыслов. Эти дети-одиночки очень развиты, они мгновенно схватывают информацию — не аналитическим, а синтетическим способом все целиком охватывают и быстро начинают ориентироваться в ситуации.
Духовно можно понять это явление как одно из проявлений последних времен. В Евангелии о последних временах сказано: «восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 10, 21). В Евангелии описывается несовместимый конфликт поколений, физически несовместимый, который закончится кровью и гибелью… Описанный русским классиком конфликт отцов и детей — давнишний конфликт, но это только духовная несовместимость. А в конце времен будет несовместимость абсолютная, физическая, кончающаяся взаимным уничтожением. Трудно сказать, на каком этапе этого процесса мы находимся. Поживем — увидим.
Дети-индиго труднее адаптируются в обществе, они плохо поддаются воспитанию. Ведь общество — это иерархия, преемственность поколений, и передача опыта идет из рук в руки… А тут дети пытаются постигнуть мир индивидуальным путем. Если нет ограничивающих рамок в поведении, то у них могут утратиться категории добра и зла. Когда у детей мало авторитетов в жизни, то и постулаты веры для них не будут казаться безспорными и абсолютными…
В воспитательной работе с детьми-индиго традиционные способы не подходят. Их труднее пристыдить, подхлестнуть примером других, а у нас вся работа построена как раз на этом… От многих родителей порой приходится слышать поразительные истории. Мне рассказывают: ребенку нет еще года, а он с жадностью смотрит информационные выпуски по телевидению. Не играет с игрушками, а как только слышит позывные теленовостей, бежит, а иногда и ползет (когда еще даже не научился ходить!) к экрану… А вообще это явление еще недостаточно исследовано, чтобы делать какие-то окончательные выводы.

В мировой паутине

— Отец Александр, мы с вами уже подробно говорили об игромании, компьютерной зависимости. Но есть и еще одна, не менее серьезная угроза: интернет-зависимость. Ребята в 13-14 лет с компьютерных игр переходят на «зависание» в интернете… Что нам несет компьютерная «паутина»?
— Соблазн большой! Только сегодня посмотрел данные: посещаемость эротических и порносайтов очень высокая. А ведь это далеко не единственное искушение в «мировой паутине»… Много слов сказано о пользе интернета в обучении, в поиске полезной информации. Это, конечно, так. Но и здесь все далеко не безспорно. Чтобы нечто нами по-настоящему ценилось, должно достигаться с трудом, в результате кропотливой работы. Как это достигалось раньше? Идешь в библиотеку, поднимаешь литературу, собираешь данные по крупицам. Вначале нужной информации почти не находишь. Копаешь дальше, идешь в отдел редкой книги. И наконец вот оно, обретение! Такая информация запомнится на всю жизнь… А сейчас нажал на кнопку — и компьютер выдает тебе все, что нужно. Но при этом часто нет готовности эту информацию переработать и воспринять. Работа с информацией — это один из компонентов душевной работы. Этот процесс сам по себе обогащает личность. Мотивация — это интерес, готовность постигать. Если мотивации нет или она не дозрела, мы информацию не переработаем. Это все равно что ребенка кормить, когда он не голоден. Так можно воспитать в нем отвращение к пище. Вот и интернет перекармливает нас информацией. В результате мы можем получить информационное отравление, а то и попросту нести в себе по жизни мертвый груз информации, который мы «не переварили» и не осмыслили и потому не можем использовать в жизни.
— А как научиться работать в интернете с пользой, и чтобы при этом не было вреда?
— Если речь идет о ребенке, то родителям надо сидеть рядом с ним. Когда он «висит» в интернете, следите за тем, чтобы он не свернул на «опасные» сайты, не увлекся чем-то посторонним… И требуйте, чтобы он использовал «паутину» только в той мере, какая необходима ему для учебы. А от взрослых людей на исповеди я не раз слышал, что они не удержались, «щелкнули» мышкой на какой-то посторонний сайт и попали в грязь, в порнуху, и не скоро оттуда выбрались…
— Сейчас уже появился новый вид грехов — когда человек допускает падения в виртуальном мире. Но мир-то может быть виртуальным, а грех — он всегда конкретен. Недавно в редакцию по электронной почте пришло письмо от пятнадцатилетней Виктории. Она рассказала страшные вещи. Раньше она время от времени смотрела порнографию в интернете, но вскоре почувствовала какое-то «принуждение» к просмотру этих сайтов. До этого она горячо молилась, но когда «зависла» на этих сайтах, не смогла совмещать их просмотр с молитвой. Но бросила она не сайты — бросила молитву… Когда брала себя в руки и не входила в интернет, то прокручивала эти «картинки» в уме. А потом опять бралась за старое… Теперь она стесняется идти на исповедь и спрашивает, а можно ли как-то без исповеди загладить этот грех… И чтобы при этом ее больше не преследовали угрызения совести…
— По милости Божией у этой девушки еще сохраняется стыд. Она от этого страдает, борется со стыдом, но он сохраняется и… сохраняет ее. У нее в жизни теперь вряд ли будет религиозное безразличие — она почувствовала два полюса в жизни, свет и тьму. Виктория понимает, что нельзя молиться Богу и при этом заходить на порносайты… Ей надо преодолеть ложный стыд, который в ней раздувает лукавый, и прийти на исповедь. Покаяться нужно по-настоящему, при этом не нужно ей бояться ни огласки (она совершенно исключена!), ни епитимии — сейчас епитимии применяются чаще всего только по отношению к монахам. Она может обратиться к любому священнику, к которому у нее есть доверие. Может быть даже, по немощи, сходить к священнику из другого храма… Исповедь даст ей благодать и силу бороться с грехом.
Никаких «виртуальных» грехов не бывает. Происходит внутренний выбор человека. Например, в интернете человек дает согласие на что-то плохое, например, нажимает кнопку порносайта. Это — выбор! И отнюдь не виртуальный только. Рано или поздно любая модель, которая проигрывается сначала как бы виртуально, потом проявит себя в действительности. Грехи, которые совершились на плоском экране компьютера, — требуют исповеди, как и другие грехи.
Видимо, теми средствами, какими раньше нас врачевал Господь — болезнями, скорбями небольшими, уже наши духовные болезни не всегда врачуются. Порой нужны какие-то сверхсильные, шоковые методы воздействия. В медицине есть понятие «шоковая терапия». Чтобы на время остановить шизофрению, в психиатрии проводятся электрошоки, инсулиновые шоки… Вот и в этом случае Вика закалится в горниле этого тяжелого искушения, и уже на всю жизнь у нее будет сильная прививка от этого зла… Или сломается окончательно… Но ведь Бог не попускает нам непосильных искушений. Так что надо бороться.

Опустевшие парки юности…

— А как вы относитесь к брачным объявлениям в интернете? Сразу скажу, что на сайте газеты «Благовест» есть один из крупнейших в Православном интернете клуб знакомств для Православных — «Светелка»…
— Недавно по НТВ показывали фильм про будущих матушек. Троице-Сергиева Лавра, семинария. Разговор идет о том, как семинаристы знакомятся, создают семьи. И оказывается, что Пафнутьевский парк неподалеку от Лавры сегодня не в моде, туда уже редко ходят для знакомства молодые верующие люди. Зато в моде сайт знакомств будущих матушек. Показывают автора этого сайта, он говорит: раз это есть, значит, Господь допустил это. Значит, так и надо. Наверное, этот молодой человек в чем-то прав. Но я смотрю на проблему глазами психолога. Да, интернет-знакомства в какой-то степени избавляют от того дискомфорта, который человек испытывает при реальном знакомстве с ровесником или ровесницей. Но тут возникают другие проблемы. Чтобы подойти к девушке и познакомиться, для этого нужно иметь определенную смелость. А чтобы появилась эта смелость, нужно иметь высокую мотивацию. Нужно ХОТЕТЬ расстаться с холостой жизнью. Действительно дозреть до семейной жизни, до понимания, что уже не можешь быть один. Тогда и идешь на все — смело подходишь к незнакомой понравившейся девушке. Покраснев, вспотев, но все же подходишь… Возникает личный контакт. Если девушка заинтересована в знакомстве, она тут же поможет тебе избавиться от смущения, от неловкости. Ведь от девушки идет встречная мотивация. Ей тоже невмоготу больше быть одной…
А когда все происходит виртуально… Есть опасение, что и в дальнейшем семейная жизнь будет проходить наполовину виртуально. Фантазии, мечты, несовпадение идеального образа супруга с реальным… Но Бог попускает это по нашей немощи. Нужно принимать во внимание, что большинство из нас духовные инвалиды. А инвалиду нужна палочка, чтобы дойти до ближайшего магазина…
— …или до Иерусалима.
— …или до Иерусалима. Но не пешком, как положено, а на самолете… Господь нам всем дает своеобразные поблажки. И в этих особых условиях знакомство по интернету, как своеобразный «духовный костыль», в принципе, возможно. Когда я похоронил жену, овдовел, то тоже к вам на сайт «Светелка» за помощью обращался. Разместил у вас в 2001 году свое объявление. Отозвалось немало женщин, но переписка возникла только с одной. Она оказалась Православной гречанкой. За несколько лет до этого она из России уехала в Афины. Завязалось интернет-общение (до встречи у нас дело не дошло — я через какое-то время решил принимать священнический сан, а значит, и не мог жениться, будучи вдовцом). Но возникло понимание, дружба. Она жила в другой стране, но это не помешало человеческому общению. Около года велась переписка, причем общение было на духовном уровне. И хотя мы не создали семью, но как-то справились с гнетущим нас в ту пору одиночеством. А это тоже важно.
Вообще, борьба с одиночеством имеет разные проявления. Откуда у людей сегодня такое стремление поехать в паломничество, даже в Крестный ход пойти? Одиночество — состояние аномальное. А в паломничестве это ощущение уходит, и некоторые люди едут не столько помолиться, сколько пообщаться. И возвращаются, получив отдушину.

Поле футбольных страстей

— Футбол — это тоже один из «наркотиков» нашего времени?
— Сейчас я футбол не люблю, а в юности был болельщиком. Когда-то он мне казался чем-то красивым. Даже на матчи «Крыльев Советов» ездил в конце 10 класса и на первом курсе института. Но ездил за компанию, друг у меня был заядлым болельщиком. Футбол привлекает простотой, доступностью, понятностью правил. Если регби — это откровенная жестокость, да и правила малопонятные, то здесь все просто. И красота определенная действительно есть. Во всем есть проявления Божественной гармонии. Если человек себя обуздывает и учится управлять мячом так, что мяч становится единым целым с футболистом, то это, конечно, проявление гармонии. Но эта гармония спрятана за различными фантиками бурных околофутбольных страстей. Когда собирается сразу много людей, то разжигаются страсти. Хоккей, волейбол — там такая толпа не уместится, а значит, и страстей таких не будет. А здесь огромный стадион, многотысячная толпа, в которой полностью растворяется «я» и появляется «мы». У входа на стадион человек снимает с себя ответственность за свои поступки. Там он может заорать что угодно, выпить за компанию, бросить на поле бутылку… Порой даже трезвые ведут себя как пьяные. Все делают, и ты делаешь. Когда Бога в душе нет, надо хотя бы какую-то отдушину найти. И ищут ее в футболе. Страсти должны вырваться наружу. Может, это и не самый худший повод для выхода страстей. Сын у меня сейчас увлекается футболом. Раньше я был категорически против этого, а потом успокоился. Он занимается футбольной аналитикой — прогнозирует результаты матчей, но не делает никаких денежных ставок. Это для него суррогат общения, которого в действительности маловато. Домашнее и церковное послушание он выполняет, но именно за послушание. А хочется что-то и «для души»…

Антон Жоголев
11.10.2008
864
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru