Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

«Мы едем, едем, едем в далекие края…»

Продолжение беседы с кандидатом медицинских наук, психологом, настоятелем Свято-Димитриевского храма самарского села Сырейка священником Александром Авдейчевым.


Продолжение публикации бесед с кандидатом медицинских наук, психологом, настоятелем Свято-Димитриевского храма самарского села Сырейка священником Александром Авдейчевым. На этот раз темой нашего разговора стали сезон отпусков и те проблемы, которые в связи с ним возникают.

У Абхазских святынь

— Лето заканчивается. И с ним заканчивается сезон массового паломничества по святым местам, туристических поездок по России и миру. А вы где побывали этим летом?
— Вместе с детьми полторы недели провел в Абхазии. Но отдыхом эту поездку трудно назвать. Ехали мы туда на машине. До последнего дня я надеялся выехать на своей «Оке», но перед поездкой она стала сыпаться, что-то случилось с колесами… Я понял: нет воли Божией ехать на ней. В последний день перед отъездом прихожанин решил повезти своего сына и нас на своей иномарке. На переднем стекле машины мы сделали наклеечку с надписью «Свято-Димитриевская Православная миссия». И поместили туда же иконочку. Делалось это во многом для того, чтобы гаишники по дороге нас то и дело не останавливали (и это правда сработало!). Но для Бога мы действительно стали теми, кем себя назвали, — миссией! Это определило весь характер нашей поездки. И Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил меня не просто на отдых, но и на молитву в святых местах. А святых мест в Абхазии очень много.
Что мы знаем об Абхазии? Была здесь всесоюзная здравница — правительственные санатории, дача Сталина… Гагры — лучший в СССР климатический курорт. Пицунда. Пляж, солнце, море, пальмы… С таким настроем и едут туда люди за отдыхом и здоровьем. Но там ведь недавно совсем, в 1992-93 годах, была кровопролитная грузино-абхазская война. И она наложила отпечаток на все там происходящее. Много осталось еще руин. Заросшие кустарниками фундаменты домов, девятиэтажки с пробоинами в стенах, дороги с рытвинами от снарядов.
Туристов в этом сезоне больше, чем в прошлые годы. Люди в купальниках бродят по городу. Постепенно возвращается в эти края отпускная расслабленность.
— У каких абхазских святынь вы смогли побывать?
— В Абхазию Христианство пришло намного раньше, чем на Русь. Еще во время Первого Вселенского Собора там уже была Епархия. Следов от тех времен осталось много. В Сухуми есть храм V века в честь священномученика Ипатия. Это недействующий храм, он находится на территории греческого музея. Но мы там свободно отслужили панихиду, помолились. Смотритель этому не препятствовал. Это византийский храм, безкупольный. Есть там и престол, и жертвенник, и даже епитрахиль висит. То есть священник может там даже отслужить Литургию.

Мы посетили Команы, место, где отошел ко Господу Святитель Иоанн Златоуст. Сейчас восстановлен мост через реку, и в монастырь можно добраться на легковой машине. А еще в прошлом году туда перевозили паломников на… вездеходах. Сейчас в Команах небольшой монастырь. Раньше на этом месте был храм мученика Василиска Команского. Этот святой жил в IV веке. Мы молились совершенно одни в этом храме, возле каменной гробницы Иоанна Златоуста, в которой он был похоронен. Его вели в ссылку в Пицунду, вели так быстро, что из-за тягот пути он умер в дороге. До Пицунды он не дошел. Когда Святитель заболел, ему явился мученик Василиск и предсказал место упокоения в его храме. Здесь же на территории монастыря находится могила мученика Василиска. Под горой течет источник мученика Василиска, он пробился по молитвам святого.
Во время войны с Грузией именно здесь был прорыв фронта — с Коман началось вытеснение из Абхазии грузинских военных. Село полностью разрушено, люди из него ушли, остались лишь святыни и несколько монахов в Команском монастыре. В Сухуми есть знаменитое городское кладбище. Там упокоилось много кавказских пустынников. На кладбище небольшой храм во имя Преображения Господня. В храме к нам вышел послушник, который рассказал о похороненных здесь пустынниках. Мы совершили по ним панихиду. Эти пустынники, наследники Глинских старцев, во множестве подвизались в абхазских горах. Теперь они лежат на сухумском кладбище. А в горах сейчас там больше нет настоящих пустынников. Есть разве что «пустырники», как выразился в разговоре со мной о самовольно подвизающихся одиночках местный священник. У меня 15-летняя дочь совершенно не восторженная, но и она почувствовала святость этого места. «Отсюда уходить не хочется», — сказала она. Хотя ведь и не знала толком, кто здесь лежит.
— А в Новом Афоне побывали?
— Да, побывал. Но у меня не сложилось впечатления, что сейчас этот монастырь может стать для кого-то местом молитвенного утешения. Там множество туристов, автобусы едут один за другим из Сочи, из Адлера… Большая территория, совершенно пустой — без окон, без дверей — двухэтажный корпус. Видно, что усилия прилагаются, но пока еще там далеко до полного восстановления обители. В этом монастыре, формально по-прежнему относящемся к Грузинской Православной Церкви, Патриарха-Католикоса Грузии Илию II давно уже не поминают. Странность и запутанность ситуации в том, что в ответ на прекращение молитвенного общения Патриарх Илия II не наложил на абхазских священников никаких прещений…
— Какое впечатление от поездки в Абхазию вам особенно дорого?
— В самый последний день нашего паломничества по святой Иверской земле мне довелось служить Божественную литургию в Успенском храме VIII века (!) в Лыхны. Настоятелем там служит 84-летний протоиерей Петр. Батюшка передвигается по алтарю в инвалидной коляске — у него перелом шейки бедра. С большим трепетом я развернул антиминс времен Императора Александра III и причащал прихожан из Святой Чаши времен Императрицы Екатерины II. Когда выходишь на амвон, с удивлением отмечаешь, что причастники стоят на давнем захоронении местного абхазского принца, который и завещал похоронить себя на амвоне храма. И все это здесь обыденно, просто. Без «восклицательных знаков». Без всякого ажиотажа. Ведь основные паломнические маршруты пока как-то минуют эту древнюю землю.
Отец Петр служит в этом храме с 1967 года. В тот день он на колясочке совершил проскомидию. С послушниками он строгий. Пожилая монахиня Зосима вдруг запела «детским» голоском, и он прямо из алтаря сделал ей замечание, чтобы пела нормально. Своим голосом…
…А в храме на паперти еще остались с древних времен каменные полуразрушенные лежаночки для нищих, даже с изголовьями. На одной из этих лежанок, я видел, кто-то положил одежду для раздачи неимущим.

Машина для русской души

— Отец Александр, в начале нашего разговора мы уже затронули «автомобильную тему». Теперь прошу вас дать совет читателям: как правильно выбрать себе автомобиль?
— Я выбрал себе «Оку». Она адекватна условиям моей жизни сельского священника. Это уже третий по счету автомобиль (вожу машину я с восемнадцати лет). Были до этого «москвич» 76-го года выпуска и новая «четверка». В 2004 году купил новую «Оку». По мирской логике я должен был пойти «на повышение» — купить себе десятку, а потом иномарку. Но мне нужен был маленький автомобиль. Даже искал машину-«инвалидку» с ижевским мотором, но не нашел. И потому остановился на «Оке». Просто в моих условиях жизни большая машина будет только мешать. Занесло снегом, бездорожье — «окушка» легкая, плечом ее толкнул и поехал. Большие расстояния мне преодолевать не нужно. Включил подсос и выехал из сугроба. На «десятке» такое не получится — закопается в снег, да и посадка низкая.
Сегодня я завершил поиски маленькой машины по автосалонам. Сколько их объездил и ничего не нашел. Есть спрос только на большие и средние автомобили. Ведь кризис — и вдруг такое! У маленького автомобиля меньше расход топлива, но, похоже, это мало кого волнует. На первом месте идет «форд-фокус», мне говорят: таков уж парадоксальный русский характер. Так ничего мне и не подыскали.
Меня занимал вопрос, какая машина более всего соответствует русскому характеру. Если говорить о парадоксальности русской души, то ответ найти непросто. Если у немцев, у американцев есть определенный «стиль жизни», то у нас такого стиля пока нет. У нас может рабочий ездить на «лексусе», а адвокат на «шестерке». На Западе такое вряд ли возможно.
— Как свести к минимуму автомобильные искушения?
— Помнить, что руль не только в твоих руках, но и в руках Божиих. К Нему и надо обращаться за помощью. Был случай: выезжаю с переулка на главную дорогу. Смотрю — ни справа, ни слева никого нет. И вдруг выезжает машина, которой только что не было, — и проезжает в миллиметре от меня. Как удалось избежать столкновения? Господь «довернул» мой руль, и столкновения не произошло. Ничем другим не могу это объяснить.
А как психолог дам совет: соблюдайте чувство меры — вымаливайте его у Бога! Чтобы Господь дал и скоростной режим подходящий к вашим возможностям, и чтобы не искушать никого. А уж если нужно торопиться, езжайте только с молитвой, хотя бы самой краткой: «Господи, помилуй!». И еще, никого не обижайте на дороге. Держите дистанцию побольше, не зажимайте, не подрезайте. Если будешь мешать другим, с тобой сделают через десять минут то же самое. Это закон.

Полезно ли загорать?

— А просто искупаться в море удалось вам? И вообще, полезно ли купаться в море? Загорать…
— Три раза искупался… Больше не захотелось. Раньше было: выходил из моря радостным, бодрым. Приятен был и запах морской соли… А сейчас ощущаешь себя как огурец в рассоле — весь липкий от соли. Искупался больше ради приличия.
Врачи сейчас с достаточными основаниями оспаривают полезность загара. Раньше бодро пели: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Из списка «лучших друзей» я бы исключил ультрафиолетовые солнечные лучи в больших количествах. Южное солнце для человека средней полосы не может быть полезным. Особенно вредны прямые солнечные лучи. Но даже в тени там находиться не слишком полезно — пусть и отраженные, ультрафиолетовые лучи все равно тебя найдут. Да и сам загар, я считаю, не полезен. Что такое загар? Это организм вырабатывает пигмент меланин, который защищает кожу белого человека от проникновения ультрафиолетовых лучей, а эти лучи вредны для здоровья. В небольших дозах нахождение под лучами солнца, загорание может быть полезно. При этом происходит выработка витамина «Д» в организме (предохраняет от рахита, укрепляет кости). Но оно должно проводиться по медицинским показаниям (не для всех это может быть безвредным!) и лучше находиться не под прямыми ультрафиолетовыми лучами, а под рассеянными, отраженными. В них ультрафиолет содержится в оптимальном для организма человека количестве. В целом же загар — это защитная реакция организма. И значит, в нем как таковом вряд ли есть что-то хорошее. Если защищает, значит, есть угроза. Защищает нас загар от нашего невежества и дикого стремления следовать моде. Не солнце вредно, а злоупотребление загаром. Вообще загар вошел в моду только в начале ХХ века. А до этого всегда загар был уделом лишь людей физического труда, которые проводят много времени на воздухе, как правило, занимаются тяжелой черной работой. Во все времена люди стремились закрывать тело. Руки и ноги у мужчин и женщин были закрыты, и потому нахождение под лучами солнца было не опасно. А в ХХ веке появилась противоположная тенденция — все более оголять тело. В это время стала возникать и мода на загар. Сейчас мы почему-то считаем загар чем-то красивым и модным. Но ведь раньше не смуглая, а как раз белая кожа была признаком аристократичности (естественно, я говорю о загаре как о моде, но не о природной пигментации кожи). Мы все дальше отступаем от заповедей Божиих, и потому происходит массовое греховное смещение понятий. То, что никогда раньше не казалось красивым и престижным, сейчас большинству кажется как раз таковым. Причем в самом по себе отдыхе на море нет ничего плохого. Ионы поваренной соли хорошо действуют на дыхательные пути, на иммунную систему (по этому принципу даже созданы лечебные гала-камеры: в воздухе распыляется мелкодисперсная соль, и люди в лечебных целях ее вдыхают). А загорать в соляриях (в искусственной среде) еще менее полезно. Так как если у моря это происходит совместно с вдыханием ионов соли (причем особенно полезно вдыхать морской воздух, когда море штормит), то в солярии это чисто косметическая процедура. Но нужный эффект достигается, кожа темнеет.
А обгореть от солнечных лучей ничуть не лучше, чем от чего-то другого. Чем бы ни был вызван ожог — химическими веществами, ультрафиолетовыми лучами или огнем — это одинаково опасно.
— Ну ладно, будем считать, что с загаром разобрались. А что вы скажете о пляже как месте отдыха?
— Когда сидим мы часами на берегу Волги, купаемся, хорошо бы нам не забывать, что Господь спросит с нас за каждую минуту. И вот как ответить на вопрос: «На что вы потратили два (или больше) часа»? А то и целый день… Что вы для души приобрели там? Тем более что и отдых на этом пляжном «лесоповале», когда шагу негде ступить от лежащих людей, на мой взгляд, сомнителен. Другое дело — отдыхать в тихом и безлюдном месте у реки, где можно уединиться, посмотреть на воду, полюбоваться красотой природы, подумать о высоком. Нет, современный пляж не даст нам отдыха. Когда мы устаем, нужно искать уединения. А не идти в толпу, которую, по сути, мы и находим на пляже.

Дома — лучше всего!

— Какие впечатления у вас от отдыха в Абхазии?
— У меня — самые положительные. А некоторые мои знакомые даже уехали из Абхазии, чтобы продолжить отдых в Адлере. По их мнению, к отдыхающим россиянам в Абхазии относятся порой не лучшим образом. В магазине не обращают на тебя внимания, например. Я не сразу, но потом все-таки понял, почему я-то этого не заметил. Они приехали с теми же ожиданиями сервиса, который здесь, в больших городах, они в супермаркетах получают. А там все сдержанно: надо тебе — покупай. Что такое «шопинг», в Абхазии пока неизвестно.
И все же мы завершили нашу поездку на пять дней раньше, чем запланировали. И вернулись домой с большой радостью. Святые отцы советовали: оставайся в келии и никуда не уходи из нее, пока не выгнали. Живи где живешь. Наверное, для того и надо отправиться в дорогу, чтобы убедиться — дома, оказывается, лучше всего.

На снимках: священник Александр Авдейчев; гробница Святителя Иоанна Златоуста в Команах; колокольня Ново-Афонского монастыря; Свято-Успенский храм в Лыхны.

Антон Жоголев
10.09.2009
Дата: 10 сентября 2009
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru