Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Атмосфера

Новую рубрику ведет редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев.


Новую рубрику ведет редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев.

Благословение граду нашему

Все мы знаем пророчество Святителя Алексия о нашей Самаре: «Здесь будет город великий, в нем просияет благочестие, и никогда и никем этот город не будет разорен». Слышали, и даже живем по нему. А вот откуда взялось оно? В «Житии Святителя Алексия» об этом ничего не сказано. А тогда ведь телевидения не было — и прямой репортаж «с места событий», таким образом, исключен. И все-таки? Может, придумали позднее губернские журналисты? Какой-нибудь Иегудиил Хламида (кощунственный псевдоним молодого Горького в «Самарском листке»)?
Оказалось, достоверные факты все-таки имеются!
…Недавно к нам в редакцию пришел Леонид Львович Рафельсон. Принес он для ознакомления главу из своей только что написанной книги о Святителе Алексии, Митрополите Московском и всея России, чудотворце. Хорошее дело им задумано — наконец-то написать исследование всей жизни великого Святителя. В прошлом он инженер, а сейчас возглавляет центр народных художественных промыслов и ремесел Самарского края «Средневолжская ассоциация мастеров». Эти мастера принимали участие в росписи Храма-памятника во имя Георгия Победоносца на самарской площади Славы. Теперь все силы он отдает книге о Святителе Алексии.
— Представляете?! Есть такой историк в Нижнем Новгороде. Молодой. Так он и вовсе дошел до того, что отрицает, будто бы Святитель Алексий ездил в Орду и исцелил там ханшу Тайдулу. Диссертацию на этом защитил. Диссертацию! Для этого, как выяснилось, и «докапывался» до нашего Святителя. Я когда это все прочел — руки опустились. А потом наоборот решил засучить рукава и взялся за дело.
Сейчас книга почти готова. Возможно, скоро она увидит свет. Много в ней новых сведений, много интересных находок. Приведу только одну из них, которую первым сделал Леонид Рафельсон.
…Это старинное самарское предание впервые было записано Петром Ивановичем Рычковым и опубликовано им в «Топографии Оренбургской губернии», вышедшей в свет в 1762 году. Самара была тогда небольшим уездным городком — без всяких там амбиций… И в ней вряд ли водились тогда журналисты-«пиарщики»… Вот как описал Рычков историю этого предания: о предсказании великой будущности Самаре:
«Оренбургскаго нерегулярного корпуса сотник Иван Куприянов сын Могутов, муж престарелый и достойный вероятия, сказывал по преданию предков своих, которые были Самарские же уроженцы, яко бы Святый Алексий Митрополит и Чудотворец Московский, имея путь свой на реке Волге в так называемую Золотую орду, к самому тому месту, где Самара река впала в Волгу, приставал, на котором месте был тогда густой лес…»
…И все это красивое самарское предание со старцем-пустынником, вышедшим на берег Волги к Святителю из темного леса, и слова Святителя Алексия о будущности этих мест — вдруг из легенды приобрели достоверность факта…
Ради этого, перефразируя слова известного поэта, стоит «заводить архивы, над рукописями трястись».
… А вот другой факт, но на близкую тему. Сегодня, 17 сентября, когда пишу эти строки, пришло известие: в Самаре поставлен своеобразный российский рекорд — там появился на свет настоящий богатырь весом почти 7 килограммов. У молодых родителей Таганцевых это уже третий ребёнок. Вес мальчика — 6,750 килограмма — абсолютный рекорд. Это уже третий ребенок у супругов Таганцевых. Здоровьем и богатырским сложением младший пошел в своих старших сестричку и братика. И даже превзошел их.
«Первая у меня девочка была — в 2002 году. Мы ее Машенькой назвали, ее вес был 4,270 килограмма. Через полтора года появился второй малыш — Виктор весом 5,250 килограмма и ростом 65 сантиметров», — рассказывает Светлана Таганцева, мама богатыря.
…Супруги договорились сегодня же вечером вместе заглянуть в церковный календарь и дать малышу имя в честь одного из православных святых, чья память отмечается сегодня. А выбор богатый: тут тебе и Моисей с Иоасафом, а еще и Петр, и Иоанн, и Александр… Кого только нет в этот день в Святцах!
Вот какие богатыри родятся в Богохранимой Самаре! И, значит, не отнял Святитель Алексий своего благословения от наших мест!

Диалоги

Люди вернулись из отпусков. Некоторые — побывали в жарких странах. Были среди них (хотя и немного) мои знакомые — верующие люди. А они и там оказались не как все, несколько «с причудами»…
Вот несколько диалогов.

— Вы где отдыхали?
— На Крите.
— А… там, где Минотавр… Ну и как вас там… кормили?
— Да как… Я специально такой отель искал, чтобы не было «шведского стола» (когда отдыхающие сами себе выбирают блюда из всего изобилия, которое там к их услугам имеется). Это чтобы глазами не распаляться. А то наложишь на тарелку и того, и этого, и другого охота… И даже потом съесть не сможешь, вот сколько наберешь. Нет, не хочу я еще и глазами есть. Выбрал себе отель, где можно просто заказывать еду по меню. Так правильнее.

Другой диалог.
— Где отдыхали?
— В Греции, на Кассандре. Это такая горная гряда возле Афона.
— А почему вы не загорели совсем?
— Ну, какой там загар. Приходила к морю, купалась — и сразу домой. Не лежать же на солнце рядом с Афоном. Нельзя это мне. Стыдно.

Встречаю в самарском храме знакомого, Л. — в прошлом очень известного предпринимателя. Он активно участвовал в возведении крупнейшего в городе собора.
— А вы что, — говорю ему, — в «свой» храм не ходите молиться?
— Нет, — отвечает. — В другой храм езжу, поменьше. На самой окраине.
— А почему?
— В том храме, в большом, который мы строили и построили, — у меня тщеславие просыпается. Вот, мол, я какой, такой храм большой начал строить! А это молиться мешает. Нет, мне лучше где поменьше… И где про меня не знает никто.

Тест на тщеславие

Недавно мне позвонили из российского представительства крупного иностранного издательства, которое с незапамятных времен, еще с конца позапрошлого века специализируется на издании книги серии «Кто есть кто» или что-то в этом роде. Издательство работает по всему миру, добралось и до России. В нескольких регионах уже действуют их представители. Мне предложили — безплатно! — включиться в каталог. Не скрою, было приятно. Но захотелось разобраться — что это за издание. Для чего оно, какие у него задачи… Запросил у издателей информацию, получил. Да, дело и правда нешуточное.
Основной «мотор» этой идеи, как я понял, тщеславие. Хочешь себя «уважать» — плати. Если раньше издание специализировалось на элите, на сливках общества, то сейчас оно в духе времени доступно для всех, у кого есть деньги и амбиции.
Включение в каталог абсолютно безплатное (важно только, чтобы твою фамилию утвердили где-то за границей — не то в Польше, не то в Швейцарии). Но зато если тебе одного лишь включения покажется мало, если, например, захочешь приобрести для себя такую книгу со своей фамилией (сказав «а», так естественно сказать «б» и в итоге добраться до самой последней буквы алфавита, какой — всем известно), придется раскошелиться. Фото свое захочешь здесь разместить — уже плати, а если захочешь у себя на край рабочего стола положить такую вот солидную книгу в кожаном переплете, да еще и с твоей фамилией, выгравированной на металле, плати еще больше. Хочешь повесить на стену своего кабинета диплом-сертификат о включении твоего имени в книгу — тоже придется заплатить (справедливо считается, что у тех людей, кто достоин войти в книгу, деньги свободные имеются в нужном количестве). Вот такой у них суп из топора… Вроде и безплатно, а на поверку выходит совсем по-другому.
Я было загорелся этой идеей. Живешь, работаешь, не поднимая головы, и вот к тебе приходит приятная девушка, задает умные вопросы — кто твои родители, бабушки-дедушки, чем они знамениты, каковы твои достижения, что в своей жизни считаешь главным… И сразу захотелось все это приобрести — сначала поместить свое фото, потом книгу купить и заодно уже сертификат… Деньги? Ну да ведь за любое удовольствие (кроме ковыряния в носу) приходится платить. Что тут удивительного?
Зато на всю жизнь останется эта книга. И тебя переживет. И дети ее увидят. И дети детей…
Нет, я совсем не против этой идеи и желаю издательству этому успехов в выпуске все новых томов. Тем более что работают они честно и грамотно. Я о нас пишу, тех, о ком пишется эта безконечная книга…
…Как только девушка-опросница чуть-чуть замолчала, склонившись над записью моих ответов, для меня сразу выветрилась значительная доля обаяния этой доведенной до совершенства идеи… Тест на тщеславие, — подумал я. Но девушка словно бы прочла мои мысли:
— В этой идее нет никакого тщеславия, — сказала она, отрывая взгляд от текста. — Просто люди думают о своих детях. Благодаря этой книге потом дети узнают и годы жизни своих прабабушек-прадедушек, и их место работы. И главные достижения в жизни родителей… При чем здесь тщеславие?
И эта карта оказалась битой… В совершенном проекте все ответы совершенны. Продумано все до мелочей.
И вспомнил я, как еще студентом в библиотеке Питерского госуниверситета наткнулся на большие красивые тома похожего издательства — на английском языке. Находил на нужных страницах фамилии известных людей, видел их адреса, телефоны. Вот поэт Вознесенский (в ту пору для меня большая величина!), вернее, не так, а Woznesensky. Ему можно запросто позвонить (телефон указан) и попросить об интервью или просто сказать, например, что-то приятное… А вот еще какой-то известный человек, а вот еще и еще. Оказаться в этой книге рядом с такими людьми было для меня тогда не то что мечтой, нет, а чем-то уже за ее пределами. Сказкой.
И вот идея сегодня оказывается до банального проста. Приходят, опрашивают, уходят. Делают замер твоего «самоуважения». Потом в соответствии с результатом выставляют счет. И ты еще, если пожелаешь, называешь им вдогонку несколько имен друзей и знакомых, которым можно предложить вот так же включиться в безразмерную книгу. Все предельно честно и по-европейски солидно. Но… вспомнилось, как уже включали меня в каталог «лучших людей России». Естественно, наши доморощенные издатели до западных не дотягивают, все там было не с таким международным блеском. Но принцип тот же. И, что удивительно, сработало, как я убедился на встрече однокурсников, когда кто-то из них сказал, что видел меня в этой самой «лучшей» книге…
— Наша книга, можно сказать, вечная, — объясняет мне девушка. — Главы администраций, директора банков сменяют один другого. Все течет. И потому у нас никогда не будет недостатка в клиентах. На смену одним начальникам приходят другие. Потом третьи… С XIX века столько воды утекло…
Нет, решил я, для меня это и слишком дешево, и слишком дорого одновременно («для графа де ла Фер слишком мало, для Атоса слишком много» — как написано в гениальном французском романе)… Дешево — для того, чтобы вот так вот запросто, за не такую уж заоблачную сумму войти в «элиту», и дорого — чтобы просто удовлетворить свое тщеславие.
Уходя, девушка попросила меня расписаться в листке о том, что, мол, хочу разместить фото и приобрести книгу с дипломом. Я… замедлил и не расписался.
— Это вас ни к чему не обяжет, — с улыбкой убеждала она меня.
Но подпись всегда к чему-то обязывает. Всегда.
От покупки сертификата и книги я отказался. Хватит у них и без меня клиентов.
А парочку имен все-таки назвал. И вот теперь немного тревожусь за них. Вдруг да они тест на тщеславие не пройдут? Вдруг захотят рассказать о себе потомкам? Вот и посмотрим, кто есть кто.

«Антихрист», фильм Ларса фон Триера

Обычно рецензии пишут, чтобы завлечь людей в кинозал. Я, напротив, настаиваю: если есть возможность не смотреть эту скверную ленту — не смотрите! Мало ли в нашей жизни и без того жестокости и грязи, чтобы марать свою душу еще и этим — сочиненным злом!
Но раз уж я не удержался и посмотрел, скажу несколько слов в «Атмосферу».
Фильм известного элитарного режиссера справедливо зовут «скандалом года». Даже для видавшей виды западной кинокритики этакой густой концентрации зла и погани показалось все-таки многовато. Но Ларс фон Триер легко и невозмутимо поставил их на место: я гений, примерно так и сказал он в ответ этой публике, сегодня я лучший режиссер в мире. И значит, мне все позволено.

Сложно пересказать сюжет так, чтобы тем самым уже не оскорбить психически здорового читателя. Но я попробую. Пока муж с женой развлекаются в ванной, ребенок выпадает из окна (все это под хорошую классическую музыку, да со смакованиями!). После его гибели мать впадает в депрессию, но муж-психотерапевт забирает ее из больницы. Решает лечить сам. Они уезжают в загородный дом, где она окончательно превращается в ведьму и пытается его убить (смакуются всевозможные самые немыслимые садомазохистские детали). Никакие психологические методики на нее не действуют! Заговорить зубы дьяволу с помощью психоанализа и прочей дребедени явно не удается. В нее вселяется бес, а сама она вдруг становится похожа на врубелевского «демона». В итоге муж душит ее и испытывает от этого огромное облегчение. И ему уже как-то не хочется обличать (как это он делал совсем недавно) тех инквизиторов, которые в средние века сотнями сжигали на костре ведьм. Труп ее он тоже сжигает, а потом с облегчением ест землянику.
Все! И далее — посвящение нашему русскому режиссеру Андрею Тарковскому.
Он-то здесь при чем? А вот оказывается при чем-то. Конечно, наш Тарковский такой дряни снимать бы не стал. Но путь-то примерно один и тот же: «творец» — он над всем, над людьми, над верой и неверием. Над добром и злом… А поздний Тарковский (не путать с Тарковским «Иванова детства» и «Андрея Рублева»!), Тарковский «Ностальгии» и «Жертвоприношения», мне кажется, шел в этом все-таки направлении, — на Западе, похоже, успешно внушали ему этот элитарный бред… (Впрочем, не дошел он до глубин сатанинских, Бог ему не дал до них дойти.) И получилось, что элитарное кино пришло к тому же самому, в чем давно бултыхается массовый кинематограф. К вампирам и ведьмам, живописанию зла. Ибо без Бога есть только дьявол. А отказав Богу в реальности (не на словах, а на деле), ничего не осталось другого, как почувствовать на себе реальную силу зла. Перед которым люди оказываются беззащитны.
«Это дыхание сатаны…» — кивает на раскрытую форточку женщина-ведьма. «Страх приходит ниоткуда, — терпеливо объясняет ей муж-психотерапевт. — Но разум прогоняет страх». Оказалось, не тут-то было… Все эти лживые и смехотворные методики («представь себя травой, слейся с ней…») на настоящее зло отнюдь не действуют. Когда он хочет доказать жене, что ее страх напрасен, она в ответ вбивает в его ногу штырь с грузом и закручивает с другой стороны гайкой. Нет, психотерапия как суррогат духовности не способна справиться с духом антихриста (а не этим ли сегодня занимается «гуманистический» Запад?). Тут нужны другие рецепты. Но дьявол смеется над этими цивилизационными потугами. Ему надо реальной крови, и ясно, что он ее получит — под жалкий лепет неудачников-психотерапевтов….
Итак, о чем этот фильм (если оставить за скобками кровавые бредни полоумного режиссера)? Он о том, что без Бога с дьяволом не сладить. А Бога звать на помощь на Западе почти разучились.
На этом и ставим точку.
Кто может, обойди этот фильм стороной.

На снимках: часовня Святителя Алексия в Самаре; вид на Святую Гору Афон; трафаретное изображение лидера; в фильме "Антихрист" многие кадры узнаваемы (см. картину Врубеля "Демон").

Антон Жоголев
24.09.2009
830
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru