Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Живет на острове праведник

Тысячи православных во всем мире знают и любят старца Николая Гурьянова. Каждый день спешат к нему мечущиеся, больные, скорбные, печальные люди.


Тысячи православных во всем мире знают и любят старца Николая Гурьянова. Каждый день спешат к нему мечущиеся, больные, скорбные, печальные люди. Зимой — пешком и на машинах, летом — на моторках, катерах, некоторые умудряются и на вертолете прилететь.
Жизнь на небольшом островке сама по себе подвиг. Но батюшка несет еще и подвиг послушания: послушание родной матери, старцу и архиерею. Это они определили место его служения. Подвижником он бы стал где угодно. Святость — дело внутреннее. Местные жители так говорят о старце Николае: "Как приехал, так сразу мы его полюбили. Всем по душе пришелся. Другого такого не было и не будет. Уж больно всякую Божью тварь любит, а людей так, что и передать нельзя"..
Едут как-то к старцу повздорившие между собой священник и псаломщик, а уж батюшка все знает, переживает за немирие, желает исправить ситуацию. И, встречая путников, как всегда, одной фразой, одним движением ответил рассорившимся. Псаломщику прямо говорит: "Не надо так, дорогой мой", — а священнику молча поднес к лицу зеркало. Что проще и что мудрее?Старец приехал на Нижний Талабский остров (ныне о. Залит) по благословению печорского старца иеросхимонаха Симеона. Мать батюшки Николая — Екатерина Степановна — тоже хотела, чтобы сын поселился поближе к воде, так как родом Гурьяновы из села Чудские Заходы Гдовского уезда полуострова Самолва, что в Чудском озере..
Николай Гурьянов очень любил мать, женщину кроткую и богобоязненную. Отец был более горяч и несдержан. Он имел абсолютный слух, который передался всем четверым сыновьям. Коля полюбил музыку на всю жизнь. Ему было 4 года, когда отец умер..
Мальчик с детства любил уединяться для молитвы. В церковь его не надо было звать, он бежал сам. Юношей никогда не ходил на "народные гуляния". Когда Коле исполнилось 11 лет, он впервые побывал на Талабске. А получилось так. В Пскове умер владыка Григорий. Священник из храма Архангела Михаила с. Кобылье Городище, в котором был крещен мальчик и прихожанином которого он являлся, взял Колю с собой на похороны. Плыли на лодке. На Талабском пристали отдохнуть. В это время там подвизался блаженный Михаил. Блаженный всю жизнь сидел, обвешанный тяжелыми железными цепями, ходить он не мог — были больны ноги. Вошли к нему вдвоем: священник и Колюшка. Блаженный дал священнику маленькую просфору, а Коле — большую, со словами: "Гостек наш приехал"..
Но нескоро сбылись слова прозорливца. Николай стал своим на острове лишь в 1956 году, — уже священником.После окончания школы Николай уехал в Петербург, поступил в Гатчинский педагогический техникум. Мать переживала за любимого сыночка: как он, такой юный, в большом городе, полном соблазнов… Хоть и не замечала в нем легкомыслия — с шести лет ни с одной девочкой не играл. А он: "Мама, ты не безпокойся, часто писать буду"..
И писал часто-часто, и все письма — стихами. Техникум окончил, поступил в педагогический институт в Ленин-граде. Очень любил (и любит) детей и природу: ни одного листика не сорвет, о каждом котенке заботится..
В институте, при завершении 1 курса, пытался выступить против закрытия храмов. Созвал собрание в группе, призывал встать на защиту Церкви. Не поддержал никто, а у Николая начались неприятности, пришлось уйти из института. Стал служить псаломщиком в с. Ремда Середкинского района Ленинградской (ныне Псковской) области. Преподавал в школе. Однажды вспылил в ответ на резкое высказывание одного чиновника о Церкви. И начался для Николая Алексеевича период ссылок и лагерей, а было ему 20 с небольшим лет.
Начало 30-х, лагеря наполнены священниками. Находясь в лагере на строительстве железной дороги на Воркуту, Николай с ужасом заметил, что на эту "ударную стройку" собраны почти все архиереи. Истощенные до последней стадии, они часто умирали. Николай боялся, что если останется жить, то некому его рукополагать в священники будет — вдруг все умрут в лагерях! Постоянно все пребывали в голоде, холоде и сырости. Люди падали от истощения прямо в грязь и шептали, едва шевеля губами: "Хлеба, хлеба…".
Как-то один владыка, глядя на Николая, сказал: "Сорвали цветок и топчут в грязь"..
В грязь тогда втаптывали достойнейших людей, и поэтому Николай Алексеевич решил быть с ними. Там, на строительстве железной дороги, ему покалечили ноги, уронив на них рельс. Ночные проверки, сторожевые собаки, угрозы, побои, издевательства, тяжелая работа, голод… Старец не любит вспоминать эти годы — слишком тяжелы они. Лишь начало войны положило конец узам Николая..
Мать ничего не знала о его судьбе, и тогда осенью 1941 года по ее горячим молитвам Бог открыл место нахождения сына. Она как-то прочитала в газете его фамилию и имя в списке поступивших на Виленские пастырские курсы. Радости Екатерины Степановны не было границ!.
Учился Николай Алексеевич хорошо, поведение было примерное, и на Сретение Господне в 1942 году митрополит Сергий (Воскресенский) рукоположил его во иереи. Служил в Риге в Свято-Троицком женском монастыре, в Вильнюсе в Свято-Духовом монастыре, в Рижской пустыньке. В 1958 году переведен в Псковскую епархию, на остров Залит.
За время служения в Латвии батюшка окончил заочно Ленинградскую духовную семинарию и два курса академии. Отец Николай всегда учился хорошо и охотно. Братья его погибли во время войны. Они все "по музыке пошли" — все играли, пели, но мать любила Колю больше всех за тихий, кроткий нрав, богобоязненость, молитвенность. Когда он сидел в лагерях и не было от него известий, пошла она к прозорливцу-юродивому. Тот сказал: "Коля тебя доглядит, Коля". Успокоилась. Потом и нашелся сын, да и как нашелся-то: на пастырских курсах!.
На остров приехал вместе с матерью. Отцу Николаю было уже 50. Застал там рыбный колхоз, среднюю школу на 300 учеников, плотно стоящие дома с дружными жителями. Остров отстраивался после войны. Он был выжжен полностью в войну. Некоторые подростки попали в лагеря. Приходил сюда и карательный отряд, много бомбили с воздуха. В 1945 жители острова начинали с землянок, потом строили дома, разживались мебелью, одеждой. Работали много: вставали в три утра, шли на озеро, ставили сети..
Батюшка "включился" в работу сразу. "Он приходил к нам в избушку сам, без приглашения и говорил: "Ты, Валюшка, иди в озеро-то, а я посижу с детьми", — рассказывает соседка, — и сидел с двумя моими младенцами — 1,5 лет и трех месяцев". Рассказывает это Валентина Алексеевна просто, обыденно, но с великой любовью и благодарностью за помощь в то тяжелое время.
Жители острова поражаются его трудолюбию. "Когда батюшка приехал, на острове не было ни одного деревца. Он поедет в Почаев, привезет липы, из Киева — каштаны, в Тарту дали жасмин, откуда-то достал саженцы яблонь. Глядя на него, и мы стали около домов яблони сажать. В жару берет два ведра и бегом на озеро за водой. Нас-то всех подымет: "Идем, Валюшка, и твои яблоньки пить хотят". Все уж спешим гуськом с ведрами к озеру, а он все бегом, бегом, скорее всех. Забежит — выльет, и опять в свою череду. Все бегом, с шутками, как усидишь? Так и засадили остров. А уж кладбище-то он сам. Как батюшка приехал, так и остров изменился". Постепенно жизнь стала лучше, колхоз миллионером стал, а он все в тех же галошах и шерстяных носках ходит.
Рассказывают, как в начале 60-х, во время хрущевских гонений, одна бедная жительница решила выслужиться перед властью и написала "куда следует" донос на батюшку, что он Ленина поносит. Об этом как-то узнали; батюшку спрятали, сумели отстоять — не побоялись. Кто-то "ходил по верхам". Но когда в праздник эта женщина пришла с пустой миской, чтобы ей дали рыбы (существует на Талабе такой обычай — на праздники рыбаки, имеющие сети, одиноким и вдовам рыбы дают), один рыбак молча плюнул в ее миску и закинул в озеро, а другие так же молча отвернулись. Так отвечают эти неученые люди, рыбаки, на добро и зло.
За 40 лет батюшка всего один раз был в санатории — лечил больные ноги, настояли любящие его жители острова, и несколько раз уезжал на Ольгин день в Псков — и все! Не любит он ездить. Однажды — в 70-х это было — из собора идет на катер садиться, а какой-то парень в него камнем кинул: "У, поп!" Перекрестился батюшка: "Слава Богу, что за Христа!", — а парню ни слова. Отец Николай всегда и везде ходит в подряснике.
Талаб — особенный остров. Его посещали царь Николай II с супругой царицей Александрой Феодоровной. К их приезду рыбаки поймали огромного сома, на цепь посадили, царице показывали. Бывала здесь проездом в Спасо-Елеазаровский монастырь Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.
С 1820 года Нижний Талаб стал называться Александров Посад — в память об Императоре Александре I, а уж после революции стал носить фамилию утвердившего здесь советскую власть революционера.
Раньше сюда крестные ходы ходили из Спасо-Елеазарова, из Печорского монастыря. Перед самой революцией крестный ход заблудился, с тех пор ходить не стали. А шли-то на другой день Крещения. Несли чудотворную икону Успения Божией Матери и пели после Крещенского тропаря тропарь Успению. Морозы сильнющие; батюшек везли на санях, сами пешком шли.Что будет с Талабом? Ведь он жив, пока живет старец. Колхоз распустили, работы на острове нет. В осеннюю слякоть и весеннюю распутицу нет никакой связи с материком. "Не стоит село без праведника", и именно праведником стоит Нижний Талабск: 91-летним отцом Николаем. Продают рыбу паломникам, благо числа им нет, а бабушки одинокие на ночлег пускают. Вот и живет остров, где теперь осталось всего 65 домов (в город уехали все), одним человеком — праведником! Продли, Господи, дни его земной жизни!

Фото автора.

Татьяна Зотова
16.09.1999
1140
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru