Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

Старец Феодор Кузьмич

Существуют разные мнения о том, кто же был этот таинственный старец. Широкое распространение получило мнение, что сибирским старцем стал император Александр I Благословенный. Так это или не так — по-прежнему остается тайной…


С середины XVII века в центре Томска стоит Богородице-Алексеевский мужской монастырь. У алтарной части монастырского Казанского собора в январе 1864 года был похоронен известный в тех местах старец Феодор Кузьмич. По воспоминаниям старожилов, к этой могилке дважды приезжали российские императоры с семействами, одним из паломников был Николай II.
В советское время, когда монастырь закрыли, власти постарались уничтожить место захоронения старца, сравняли могилку с землей. Но люди, с верой в молитвенную помощь подвижника Христова, все равно шли со своими бедами и уходили утешеннными. Рассказывают о таком случае. Доктора не могли вылечить экзему у девочки, несмотря на то, что ее мать сама была врачом и старалась применить в лечении все известные медицинские средства. Однажды, когда эта женщина была в отъезде, ее супруг взял земли с могилы Феодора Кузьмича и помазал ею болячки на теле дочери. Через несколько дней кожица стала чистой, и вернувшаяся из поездки мать была изумлена происшедшим чудом.
Старец Феодор Кузьмич появился в тех краях в первой половине XIX века как безродный и безпаспортный бродяга. Полиция задержала его в Красноуфимске, со слов старца записала его под именем Феодора Кузьмича и отдала под суд. И уже по определению суда странник поселился в деревне Зерцалы при казенном винокуренном заводе. Последние годы жизни он провел на заимке купца С.Ф. Хромова в пяти верстах от Томска. За шесть лет до смерти Феодора Кузьмича, во время тяжелой болезни старца, хозяин дома спрашивал, не откроет ли он себя. «Нет, — ответил Феодор Кузьмич, — это не может быть открыто никогда». И добавил, что о том же его спрашивали Преосвященные Иннокентий и Афанасий, и они получили такой же ответ.
Вопрос не был случайным, поскольку старец имел большое внешнее сходство с императором Александром I, неожиданная смерть которого в Таганроге породила множество толкований. Говорили, что Государь не умер, что вместо него похоронили другого, а сам Александр I, отказавшись таким образом от царского венца, стал странником или даже монахом. Свидетели его встреч с преподобным Серафимом вспоминали, как в 1825 году саровский старец сказал на прощание своему именитому гостю: «Сделай же, Государь, как я тебе говорил».
В том же 1825 году, за два месяца до смертельного исхода в Таганроге, император Александр I ночью посетил Александро-Невскую лавру. Его встретили митрополит Серафим, архимандриты в полном облачении и братия. Государь, выйдя из коляски, приложился ко кресту, был окроплен святой водой, принял благословение от митрополита и направился в соборную церковь. Хор пел тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…».
Во время молебна Государь стоял перед ракой святого благоверного князя Александра Невского и плакал. Когда началось чтение Священного Писания, Император, опустившись на колени, преклонил голову под Евангелие. По окончании молебна, положив три поклона перед мощами и приложившись к образу Александра Невского, он поклонился всем. Прощаясь, благословился у схимника Алексия и попросил митрополита и братию: «Помолитесь обо мне и о жене моей».
Спустя одиннадцать лет после этих событий в Сибири появился бродяга, называвший себя Феодором Кузьмичом, как две капли воды похожий на покойного Императора.
Одевался он очень просто — в холщовую рубаху, подпоясанную тонкой веревочкой. Питался ржаными сухарями, размоченными в воде, и печеным картофелем. В его келии стояли кровать, сколоченная из двух досок, две скамейки и небольшой столик. Висели святые образа Божией Матери и Александра Невского. На столе стояло Распятие, лежали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и книжечка «Семь слов на Кресте Спасителя».
Старец вставал очень рано. Когда он молился — никто не видел, но после смерти Феодора Кузьмича на его коленях обнаружили большие наросты, свидетельствовавшие о тайном молитвенном подвиге.
Детишек он учил грамоте, со взрослыми беседовал об отечественной истории и при этом порой сообщал такие подробности, которые мог знать только участник тех событий.
Был он прозорлив. Люди, посещавшие его впервые, удивлялись, что старец приветствовал их по имени, хотя они не были знакомы. Ему дано было видеть то, что происходило за десятки тысяч верст. Известен случай, когда старец, который никогда не умывался, вдруг попросил жену купца Хромова полить ему на голову воды из бочки. Удивленная женщина исполнила просьбу, а позже выяснилось, что в тот час в Петербурге горел Апраксин рынок.
Феодор Кузьмич имел дар исцеления. За помощью к нему как-то обратилась и известная томская блаженная Домна Карповна, ныне прославленная в сонме сибирских святых. «Я взошла на крыльцо, — говорила она купцу Хромову, — на порог его келии, и он исцелил меня, святой старичок!». Подобные случаи купец записывал в большущую тетрадь.
Старец отошел ко Господу, приобщившись Святых Таин, 20 января (2 февраля) 1864 года. По его успении под полом келии появилась вода. Многие потребляли ее и исцелялись. Налитая в сосуды, она не портилась долгое время.
Несколько лет назад произошло обретение мощей праведного старца и его прославление как местночтимого святого Томской и Асинской епархии. Там, где была могила старца, устроили часовню, а раку поставили в Казанском соборе. Под зеленым покрывалом выделяются голова и руки старца. Слева от святого образа Спаса Нерукотворного над ракой висят две его иконы: каноническая и написанная еще до прославления Феодора Кузьмича, где он стоит на фоне Богородице-Алексеевского монастыря.
Сейчас обитель возрождается, хотя братии в ней немного — человек десять. Но каждый день совершает службы наместник монастыря отец Силуан и проводит исповеди духовник отец Иоанн.
Еще будучи Великим Князем, Александр I в 1796 году писал своему другу В.П. Кочубею: «Я всякий раз страдаю, когда должен явиться на придворную сцену, и кровь портится во мне при виде низостей, совершаемых другими на каждом шагу для получения внешних отличий, не стоящих в моих глазах медного гроша….Я сознаю, что не рожден для того высокого сана, который ношу теперь, и еще менее для предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или другим образом… Знаю, что вы осудите меня, но не могу поступить иначе, потому что покой совести ставлю первым для себя законом».
Покой совести — вот что важно.
Наталья Огудина.

От редакции. Существуют разные мнения о том, кто же был этот таинственный старец. Но наиболее широкое распространение получило мнение, что сибирским старцем стал император Александр I Благословенный.
Так это или не так — по-прежнему остается тайной. Но явно — одно. У России и безкрайней земли Сибирской на Небе есть предстатель и молитвенник, старец Феодор Томский.


Память святого праведного Феодора Томского почитается:
20 января (2 февраля) — день кончины святого,
22 июня (5 июля) — обретение мощей святого,
10 июня (23 июня) — собор Сибирских святых.

14.01.2000
Дата: 14 января 2000
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru