Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Уральская обитель

Свято-Николаевский монастырь в Верхотурье сыграл особую роль в истории России.

Свято-Николаевский монастырь в Верхотурье сыграл особую роль в истории России.

В Царские дни во время поездки с Ганиной ямы в Алапаевск в паломническом автобусе рядом со мной оказалась екатеринбурженка, с которой мы разговорились о Верхотурье. "Другого такого места на земле нет! — убежденно говорила она. — А я знаю, о чем говорю, во многих святых местах за последние годы побывала. Но всем советую в Верхотурье побывать обязательно! Далеко, конечно, этот монастырь, но стоит того, чтобы поехать туда. Там мощи Симеона Праведного. У меня там что-то перевернулось в душе. Не знаю, как это выразить словами. Все мирское там отходит, перестает волновать".
Господь и меня привел в это благословенное место. Семь часов ночным поездом из Екатеринбурга — и рано утром приезжаем в Верхотурье.
По грамоте Царя Феодора Иоанновича в 1598 году на высоком скалистом берегу реки Туры начали строить острог и первый храм в честь Святой Живоначальной Троицы — так стал расти город, который имел первостепенное значение для жизнедеятельности русского государства в семнадцатом и первой половине восемнадцатого века. Верхотурье — некоронованная столица Урала — пополняло казну за счет мягкого золота, пушнины. Через Верхотурье осуществлялась связь с Зауральем через единую Государеву сибирскую дорогу. Здесь была таможня, и когда ее закрыли, город оказался не у дел. Сейчас Верхотурье живет трудно, градообразующих предприятий нет. А храмы все же постепенно начинают восстанавливаться. Такие, как великолепный Свято-Троицкий собор, которому в следующем году исполнится 300 лет. Его строили лучшие московские каменщики по указу Царя. Маленький автобус быстро довозит от вокзала до поворота, откуда видны главки этого красивейшего собора, а справа от него открывается Свято-Николаевский мужской монастырь. В скромной монастырской гостинице гостеприимно встретила матушка Валентина и предложила отдохнуть до начала службы.
Радостно сознавать, что находишься в этой древней благословенной обители, которой скоро исполнится 400 лет. Основан Николаевский монастырь в 1604 году монахом Ионой. А 12 (25) сентября 1702 года сюда были перенесены мощи святого праведного Симеона из Меркушино. Святой Симеон в 1620 году молодым пришел на Урал, где жили языческие народности, проповедовать слово Христово. В 1642 году он умер, а ровно через полвека гроб праведника поднялся на поверхность и забил источник, который до сих пор не иссякает. Мощи праведника оказались нетленными. 18 (31) декабря 1695 года праведный Симеон был канонизирован.
Особенно увеличилось число насельников монастыря с прибытием сюда в конце ХIХ века валаамских монахов Архимандрита Арефы и схимонаха Илии, при них монастырь образно даже называли сибирской Лаврой. Они ввели общежительный устав, раки с их мощами сейчас стоят в Преображенском храме. Архимандрит Арефа канонизирован, сейчас поднят вопрос о прославлении и схимонаха Илии.
В годы советской власти Верхотурский Николаевский монастырь, как и все монашеские обители в нашей стране, пережил гонения. Мощи праведного Симеона хотели уничтожить, вскрывали гробницу, кощунствовали. Но мощи удалось вывезти сначала в Нижний Тагил, потом Екатеринбург — и спасти. Передали их Екатеринбургской и Верхотурской епархии 25 мая 1989 года. Эта дата сейчас отмечается как день второго обретения мощей.
В 7 часов утра в Преображенском храме монастыря начинается братский молебен. В годы гражданской войны тут расположилась воинская часть, иконостас использовали как тир. Храм частично разрушили, уничтожили фресковую живопись, не было колокольни, купола. Службы в Прео-
браженском храме вновь начались с 1992-го года, в том же году сюда 25-го сентября перенесли мощи Симеона Праведного.
Если прийти в храм до молебна, то в почти пустом храме можно приложиться к благоухающей честной главе Праведного Симеона: инок Далмат, стоящий у мощей, с благоговением и радостью открывает всем стеклянную крышку. Можно успеть приложиться еще к ракам преподобного Архимандрита Арефы и схимонаха Илии, к мраморному надгробию, где покоится прах Высокопреосвященного Неофита, Архиепископа Пермского и Верхотурского. Собирается братия, с земными поклонами прикладывается к мощам. Колокол созывает верующих на молитву. Впереди молятся монахи, миряне за ними, отделенные цепочкой. Молящихся немало, причем мужчин не меньше, чем женщин. 20-го июля служили молебен насельнику монастыря иеросхимонаху Иоанну (Кевролетину), умершему в 1961 году. Иоанн-исповедник прошел все советские Голгофы, тюрьмы, ссылки, но не сломался, не отрекся от Христа. На Колыме у него началась цинга, обморозив ноги, он лишился пальцев на ногах и ходил впоследствии с посошком. Спасался подвигом юродства. Вернулся в монастырь уже в пятидесятые годы и служил в единственном открытом здесь кладбищенском Храме Успения Божией Матери. В храме можно увидеть его икону, его многие помнят и почитают. Отец Иоанн был прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.
Одна из запоминающихся встреч в монастыре — с его игуменом Филиппом (Ельшиным). Он исполняет обязанности наместника Свято-Николаевского мужского монастыря с апреля 2000 года, приехал издалека, из Троице-Сергиевой Лавры.
— Отец Филипп, как вы восприняли свое назначение в эту древнюю обитель?
— Как Промысел Божий. На это было благословение духовника Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита Кирилла (Павлова), он подбадривал меня, молился. Святые угодники и подвижники сами молятся, сами друг с другом договариваются о нас.
— Вы особо почитали до вашего приезда сюда Святого Праведного Симеона Верхотурского?

— Я здесь бывал в 1994-м году, но у меня тогда впечатление о Праведном Симеоне складывалось в основном по книгам. Потом мне подарили икону Праведного Симеона. Однажды вечером я молился перед ней и почувствовал, что Праведный Симеон молчаливо укоряет меня: "Мне нужна твоя помощь, а ты не едешь!" Мысль поехать все больше укоренялась в душе, но, с другой стороны, боялся трудностей. Потому что этот монастырь очень большой, большие объемы строительства, а я был простым иеромонахом.
— Вы ощущаете помощь Святого Праведного Симеона?
— Да, все время. Праведный Симеон — очень смиренный святой. Как говорил о нем один батюшка, он простой-простой, святой-святой. Когда к нему приходишь с верою, постоянство в молитве к нему проявляешь, он помогает и утешает.
— Ваш монастырь сыграл особую роль в истории России, он связан с Царственными Мучениками, расскажите об этом.
— Монастырь возник как миссионерский в 1604 году. Те люди, кто пришел сюда в конце шестнадцатого — начале семнадцатого века, были подвижниками. Не думаю, что это были только те, кто был неустроен. Шли завоевывать новые просторы, раздвигать границы матушки-России. Потом здесь появилась таможня, Верхотурье стало столицей Урала, и монастырь стал столичным. А в начале восемнадцатого века сюда перенесли из Меркушино чудотворные мощи угодника Божия Симеона, и к ним отовсюду пошли паломники. В советское время монастырь пережил гонения, здесь была колония. Сегодня мы пытаемся возродить монашескую жизнь. Особая судьбоносная черта Николаевского монастыря — то, что он связан с именем Праведного Симеона, а Праведный Симеон связан с Царственными Мучениками. Они почитали его, молились ему, в монастырском музее есть благодарственные телеграммы от Царя Николая II за то, что молились за Него Праведному Симеону. Здесь в 1914 году побывала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. У Царской Семьи была мысль привести сюда Цесаревича Алексея. Построили дом для высоких гостей, так называемый Распутинский дом. Надеялись, что у мощей Праведного Симеона исцелится Наследник. Будет сильный Наследник — будет сильное Царство. Но этим планам помешала война. Наместник монастыря отец Ксенофонт с батюшкой Иоанном (Кевролетиным) были в Царском Селе у Императрицы на приеме. Монастырь был в отдалении, а его настоятель был известен Царственным Особам, они его почитали. Есть надежда, что наш монастырь еще расцветет и вновь будет оплотом Православия.
— Как идет возрождение монастыря?
— Сегодня трудностей много. Самое сложное — сочетать жизнь духовную и повседневно-хозяйственную. В начале своего монашеского пути я знал, что мое дело — как можно больше молиться, о другом думать не надо, все уже обустроено. И был общий подъем в начале девяностых годов, много было
желающих потрудиться на ниве Христовой, люди обратились к Церкви. Сегодня энтузиазм поутих, а объемы работ остались большие. Нужно, чтобы и монастырь действовал, и паломники приезжали, и церковно-приходское училище было, и подворье, чтобы все храмы были восстановлены, все здания приведены в порядок. А постоянных доброхотов у нас, по большому
счету, нет. Для этого надо, чтобы человек полюбил монастырь. Одновременно требуется и возрождение молитвенно-духовной жизни, люди приходят в монастырь с разными язвами, их нужно врачевать. Монастырское братство требует любви и внимания, терпения немощей друг друга, постоянной молитвы. Сегодня в монастыре не хватает духовника, который бы вел ежедневную работу с братией. Нужно молиться и уповать на волю Божию, чтобы все обустроить. Место действительно святое, и хочется в полноте дать паломникам радость от пребывания здесь. А приезжают целыми автобусами — из Московской области, Чувашии, Ростова-на-Дону, Харькова, Перми, Кургана, Оренбурга. Постоянно едут из соседних епархий: Челябинской, Тюменской, Тобольской. Екатеринбуржцы стали часто ездить.
— Отец Филипп, как вы относитесь к проблеме ИНН? Она продолжает волновать верующих.
— Когда я познакомился с этой проблемой, сразу внутренне почувствовал, что это очень страшно, и, конечно, ничего хорошего не предвещает. Сегодня этот процесс приобретает более четкие черты, слово "глобализация" звучит открыто. Мы летали в мае в Италию служить и освящать икону на мощах Николая Чудотворца, так теперь это не Италия, а "государство Шенген". Нельзя сказать, что полный контроль над личностью наступит завтра. Но если мы будем к этому относиться равнодушно, то это время наступит очень быстро. И все же, как бы ни было сложно, нам надо остаться Православными христианами, образа Божия не затмить. Молиться, по силе трудиться, не лениться. Простые истины, но они сегодня актуальны. Бывает, что опускаются руки и ничего не хочется делать в предчувствии времен грозных, которые могут быть. Но мы не должны забывать, что мы — христиане, воины Царя Небесного, что у нас есть помощь Божия, с нами святые угодники, которых сонм — прославленных и непрославленных.
— Посоветуйте, как укрепляться в вере?
— Человек должен твердо уповать, что он находится в руках Божиих, что сильнее Божией власти нет никакой силы. Вера требует не просто знаний, что есть Бог и Царствие Небесное, а постоянного общения с Христом, молитвы, работы над собой. Чтобы за большими задачами — возведением храмов мы не забывали самих себя, спасения своей души. Может быть, иногда не получается быстро строить, но это потому, что храмы не востребованы. Приехав сюда, мне так хотелось поскорее восстановить Крестовоздвиженский собор, один из крупнейших храмов в стране, в нем помещается 5 тысяч человек. Но даже на праздник Святого Симеона 25 сентября он не полон, в нем набирается тысячи четыре паломников. Храм уже действует, но там до сих пор холодно, не удается его утеплить. Я вот сейчас думал обо всем этом и открыл Евангелие от Марка. И мне попалась 45 глава, где говорится о том, что тот, кто оставляет все ради Бога, получит награду, поэтому мы не должны сомневаться в награде и утешении.

Людмила Белкина
23.08.2002
847
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru