‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Старец из Псебая

"Он был продолжателем подвижнических традиций своих духовных наставников Архиепископа Зиновия Сухумского и глинского старца схиархимандрита Виталия из Тбилиси".


24 июля 2005 года в селе Дивееве Нижегородской области скончался схиархимандрит Антипа (Оборин). Его похоронили на местном кладбище, а отпевание прошло в монастырском Свято-Троицком соборе. Настоятельница Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия взяла на себя заботу о похоронах этого церковного труженика. Ведь еще при его жизни в монастырском храме престарелому схимнику отводилось почетное место с другой стороны от игуменского. Так ценили на святой дивеевской земле этого сильного молитвенника и духовника. Он был продолжателем подвижнических традиций своих духовных наставников Архиепископа Зиновия Сухумского и глинского старца схиархимандрита Виталия из Тбилиси. Недавно в редакции нашей газеты побывали духовные чада схиархимандрита Антипы (в миру Александр Григорьевич Оборин) — Благочинный Альметьевского благочиния Казанской епархии, настоятель Петропавловского храма г. Альметьевска протоиерей Алексий Державин и настоятель Свято-Сергиевского храма Альметьевского района Татарстана иерей Сергий Голованов. Они рассказали об этом удивительном человеке.

Наша справка. Батюшка Александр Оборин родился в Пермской области 12 сентября в 1925 году, на праздник св. Александра Невского. Он два года учился в Ленинградской Духовной семинарии, но ее не окончил — получил благословение на рукоположение. В 1954 году на праздник Успения Божией Матери в храме г. Чусового Пермской области он рукоположен в дьяконы, а в г. Добрянке 5 марта 1955 года принял сан священника. Рукополагал его Архиепископ Иоанн (Лавриненко). В Добрянке отец Александр прослужил два с половиной года, потом служил в г. Кизиле. Семнадцать лет прослужил в Лысьве. Там его стали заставлять сотрудничать с КГБ. Священник от этого категорически отказался. И по благословению Владыки Зиновия Сухумского он без документов переехал в Краснодарскую епархию, подальше от внимания «органов». Кубанский Владыка Владимир (Котляров, ныне Митрополит Санкт-Петербургский) принял его без документов — в 1981 году. Вскоре Оборин стал служить в Псебае. Там он прослужил семнадцать лет и шесть месяцев. В 2002 году он переехал в Дивеево. Тайное монашество с именем Анания он принял по благословению Владыки Зиновия, а постриг совершил схиархимандрит Виталий. В схиму он пострижен 24 апреля 2005 года на Лазаревскую субботу — с именем Антипа, в честь священномученика Антипы Пергамского.

Протоиерей Алексий Державин:
— Я несколько лет служил в городе Курганинске Краснодарского края. Духовником Краснодарской епархии в то время был протоиерей Александр Оборин. Он служил в Преображенском храме горного поселка Псебай на границе с Карачаево-Черкесией. Этот храм был построен Преображенским полком во время войны с горцами на Кавказе. Я познакомился с отцом Александром в 1993 году. Ездил к нему сначала на исповедь, а потом и просто для духовного общения. В храм он приходил в три часа ночи и вынимал тысячи поминовений по синодикам, которые ему достались еще от Владыки Зиновия из Тбилиси и своего духовного отца схиархимандрита Виталия. Потом он совершал исповедь и служил Литургию. Я много раз с ним служил, и могу сказать, что он служил благолепно, одухотворенно. Во время Евхаристического канона — нужно было видеть его лицо! — он всегда плакал, хотя и старался не показывать нам своих слез. Чувствовалось, что мы своим присутствием стесняем его, а так бы он плакал еще сильнее…
Его строгие советы относительно священнического служения часто совпадали с советами моего отца — протоиерея Иоанна Державина из самарской Нероновки. Протоиерея Александра очень уважал Митрополит (в то время Архиепископ) Исидор, часто с ним советовался. Большинство священников его тоже очень уважали. Но не всем нравится, когда говорят им правду в глаза. Когда Епархия разделилась на две — Кубанскую и Майкопскую, — у отца Александра начались трения с Благочинным и с новым настоятелем храма в Псибае. После перенесенного инфаркта он ушел за штат и переехал в Дивеево. Думаю, это была воля Божия.
Отец Александр не раз говорил, что сейчас в России отчитывать бесноватых никто не может. И кто это делает, лучше бы им этого не делать. В то время в Ставропольском крае был известен своими отчитками один священник, но отец Александр не благословлял к нему ездить.
Он меня благословил на переезд с Кубани в Казанскую епархию. Благословил меня на этот шаг и мой отец.
Молодой священник Андрей Ардашев, мой друг, служил в курганинском соборе — проходил практику. И вот когда он совершал крещение, то перепутал пузыречки и сначала помазал крещаемого св. миром, а потом св. елеем. А надо делать наоборот. Мне он об этом рассказал с сокрушением. Вскоре он поехал к отцу Александру на духовную беседу. И вот духовник ему прикровенно сказал о его грехе: «Бывают такие священники, которые ленятся понюхать и определить, что в пузырьке, — а ведь миро отличается по запаху от елея!». Отец Андрей приехал ко мне и стал высказывать, зачем я выдал духовнику его ошибку, ведь он сам хотел в этом покаяться. Но я ответил, что не ездил в Псибай и не говорил об этом с отцом Александром. А больше об этом никто не знал…
Когда отец Александр приехал ко мне в гости в Альметьевск, было жарко, а он был у меня дома в тонком подряснике. Он немного вспотел, и я увидел, что у него на спине параман. Так я понял, что он тайный монах. Я об этом своем наблюдении промолчал, а отец Андрей человек более эмоциональный, он решил ему об этом сказать. Но отец Александр был этим очень недоволен. «Кто тебе сказал, что я монах?» — резко ответил он. Своего тайного монашества он никому не раскрывал.
Он был противником глобализации. Говорил, что в будущем нас ожидают трудные времена — и для народа, и для Церкви. Он был против ИНН, говорил, что эти номера не нужно принимать. Но он не был фанатиком и до крайностей никогда не доходил. И конечно, никогда бы он не отказал в исповеди человеку, который принял ИНН. Всегда он был человеком реально мыслящим. Сейчас уже начали за границей внедрять микрочипы под кожу. А он говорил нам об этом еще в начале 90-х годов, когда об этом никто и не слышал. Я-то не удивлялся, мне дома об этом неоднократно говорил отец. Ну а другие батюшки от таких слов духовника изумлялись. Но вот прошло десять лет, и это его мрачное пророчество постепенно начинает сбываться…
Когда я переехал в Казанскую епархию, со мной вместе переехали с Кубани отец Сергий и отец Андрей. И вот уже служа в Татарстане, мы с отцом Андреем вновь поехали по делам в Краснодарский край и решили навестить батюшку в Псебае. Он тогда уже намеревался переехать в Дивеево. Было такое же желание и у священника Андрея Ардашева. У него в то время теща переехала в Дивеево, и он ехал к старцу взять благословение на переезд туда. Отец Александр знать об этом не мог. Но как только мы приехали, он буквально с порога как бы в шутку сказал: «Матушка, смотри, отец Андрей приехал брать благословение на переезд в Дивеево…» Сейчас отец Андрей служит в храме в двенадцати километрах от Серафимо-Дивеевского монастыря.
Когда отец Александр приехал ко мне в гости в Альметьевск, мы отвезли его в Санаксарский монастырь, к известному старцу схиигумену Иерониму (Верендякину). Встреча у двух старцев была такая, как будто они всю жизнь были знакомы. И при встрече отец Иероним иносказательно обратился к нему: «Я знаю одного священника, который доживет до восьмидесяти лет. Я-то не доживу, а он доживет…» Мы поняли, что он говорит о нашем батюшке Александре. Это было сказано в 2000 году. Все так и случилось! Отец Александр (в схиме Антипа) умер в возрасте 80 лет.
Отец Александр Оборин давно хотел переехать в Дивеево. И даже сказал перед своей кончиной матушке Анне Алексеевне, чтобы она после его смерти ни в коем случае не переезжала из Дивеева, а навсегда осталась на этой святой земле.
Он был великий молитвенник, в совершенстве владел умной молитвой. Даже когда перед смертью он впал в безсознательное состояние, пальцы его продолжали перебирать четки…

Священник Сергий Голованов:
— Я познакомился с отцом Александром в 1993 году, когда готовился к рукоположению. И вот когда я принял сан, захотелось поучиться у него служению, и я попросился на вновь открытый приход в станицу Андрюковскую возле Псебая. Там я служил три года и все это время видел старца почти каждый день. Батюшка меня наставлял во всем. Бывало, ругал так, что шкура трещала. Учил серьезно относиться к уставу. Никогда он не кричал, но иногда так скажет, что лучше сквозь землю провалиться… Просыпался он в полночь, совершал правило перед Богослужением. В три часа ночи он был уже в алтаре. Всех поминал — кого знал по прежним приходам еще в Перми, кого крестил — тоже потом долго поминал. У него была большая стопка синодиков. До восьми часов утра он вынимал частички, целых пять часов!
Я помогал батюшке переезжать в Дивеево. Старенький грузовичок не мог вместить всех вещей, которые подготовили к переезду отец Александр и матушка Анна. Шофер об этом ему сказал. Батюшка не стал спорить, а сразу ушел в дом, помолился перед иконами. Когда грузили вещи, все вошло. Сели в машину. Батюшку провожал весь поселок. Он благословил водителя и попросил его проехать мимо храма и перекреститься на храм. И только потом уже — с Богом! — ехать в дальний путь. Мне потом водитель с изумлением рассказывал, что машину с номерами южного региона, переполненную вещами, ни разу не остановили. Ни одной поломки тоже не было. Это было чудо! Из Дивеева водитель уехал верующим человеком.
Многие просили батюшку помолиться перед дорогой, и по его молитвам люди ехали без проблем: машина не ломалась, милиция не останавливала…
Когда он слышал по радио (телевизора у него не было) о каких-то природных катаклизмах, ураганах, землетрясениях, то сразу шел свечку ставить… Теракты, войны, катастрофы — он сразу идет в храм со свечой…
Одной девушке, певшей на клиросе, вдруг стало плохо. В горах ведь много колдунов… Батюшка подошел к ней и помазал ее маслом из лампадочки от престола. Она тут же выбежала из храма, ее вырвало, и вышли из нее какие-то волосы. Так она исцелилась от порчи. Колдуны боялись батюшку и клеветали на него, называли «колдуном». А он просто Богу молился!
Один священник впал в грех с женщиной. Об этом случае многим стало известно. Священник приехал к отцу Александру, и батюшка сказал ему: «Тебе служить нельзя!» Это ведь канонически запрещается (причем другому священнику, впавшему в тот же грех, он не сказал, что ему служить нельзя!). В результате другой авторитетный священник благословил этого согрешившего священника служить. Он не послушал своего духовного отца — протоиерея Александра, и стал служить. Вскоре он начал пить и однажды обморозил себе руки, и ему отрезали их. Служить он больше не смог… Случилось все это в течение года. Причем на Кубани и морозов-то сильных не бывает! А он выпил и ходил всю ночь вокруг своего дома и не мог войти в него… И так обморозился.
Отец у протоиерея Александра не был священником. Но у его отца, Григория Оборина, была удивительная кончина. Ему была открыта дата своей смерти. Он попросил прощения у своих близких, взял свечу в руки, лег на лавку, запел «Святый Боже…» и отошел ко Господу…
Еще за несколько десятилетий до своей смерти отец Александр попросил у своих духовных наставников — Владыки Зиновия и схиархимандрита Виталия, — чтобы старцы его предупредили о смерти заранее. И вот за пять месяцев до батюшкиной смерти к нему в видении пришел отец Виталий и предупредил его о скорой кончине… С тех пор отец Александр жил уже как будто не на земле. Он был в полном разуме, но все время молчал. Слушал, улыбался, а говорил совсем мало. За два месяца до смерти он рассказал матушке свой сон, как Владыка Зиновий в сослужении многих Архимандритов посвятил его в сан Архимандрита. Это было как наяву!.. Незадолго до кончины ему было явление Божией Матери. Кроме него Царицу Небесную никто не сподобился узреть, но все находившиеся в доме почувствовали неземное благоухание… А его дочь Наталья, которая живет в Краснодаре, однажды спросила его, правда ли, что ему являлся Преподобный Серафим, и он подтвердил, что такое явление ему было.
В последний раз причастился схиархимандрит Антипа за несколько минут до смерти. Его причастил духовный сын, священник Андрей.

На снимках: Протоиерей Александр Оборин; отец Александр рядом со Святейшим Патриархом Алексием II во время его визита в Краснодарскую епархию; батюшка принял схиму незадолго до смерти.

Антон Жоголев
23.12.2005
4538
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru