Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

«Надо делиться радостью!..»

Священник из Каширы протоиерей Виталий Коценко привез в Самарский Воскресенский монастырь на поклонение верующим частицы мощей многих святых угодников.

Священник из Каширы протоиерей Виталий Коценко привез в Самарский Воскресенский монастырь на поклонение верующим частицы мощей многих святых угодников.

С 26 июля по 2 августа в Самарском Воскресенском мужском монастыре были выставлены на поклонение верующим частицы мощей Великомученика и Победоносца Георгия, блаженной Матроны Московской, мученика Виталия Римского, Киево-Печерских святых и иконы. А привез эти святыни в самарскую обитель благочинный Каширского округа Московской епархии, настоятель Успенского кафедрального и Преображенского соборов в Кашире протоиерей Виталий Коценко.

Подарок всем прихожанам

На вопрос о том, по чьей инициативе столько сразу святынь прибыло с ним в Самару, протоиерей Виталий ответил:
— Дело в том, что мы давно дружим с наместником Воскресенского монастыря игуменом Серафимом (Глушаковым). И когда отец Серафим был у меня в гостях в Кашире, я как-то в разговоре спросил, что подарить ему на День Ангела. Но он ответил: «Ты лучше не мне подари, а моим прихожанам. Привези мощи к нам на несколько дней, чтобы люди порадовались, приложились к ним и помолились святым угодникам».
— А вышел подарок и всей Самарской епархии!..
— И мне было так радостно сослужить у мощей Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию на Божественной литургии в воскресенье 29 июля и слышать от Владыки слова благодарности за то, что мы привезли эти святыни на Самарскую землю.
Мы привезли с собой не только частицы мощей, но и две иконы. Я каждый год бываю на Афоне, и вот четыре года назад я привез в свой храм со Святой Горы, из Русского Пантелеимонова монастыря, Казанскую икону Божией Матери. К этой иконе верующие относятся с большим благоговением — вся она увешана золотыми кольцами. Значит, люди получают через нее от Заступницы нашей благодатную помощь и благодарят за это как могут. Еще одна икона — блаженной Матроны Московской — написана в Москве, моим духовным чадом-иконописцем. Она всегда пребывает с мощами. И через этот образ люди тоже получают исцеления и помощь от Матронушки, очень почитаемой в Москве…
— И только ли в Москве!..
— Да, сейчас ее почитают по всей России. Но начало было оттуда. Я помню, когда она еще не была канонизирована, уже люди ходили в Даниловский монастырь на ее могилу и брали земельку, просили Матронушку, как живую, — и она помогала просящим. Поэтому она стала почитаема не только в Москве и Московской области, но и по всей России. Я тоже люблю эту угодницу Божию, и в городе Раменском Московской области, где я тогда служил, в ее честь был построен храм Матроны Московской. Первый храм в России, который носил ее имя.
— А в Башкирии, близ села Ира, есть Матронушкин скит — его основал протоиерей Виталий Чернышев, ныне игумен Николай, наместник Покрово-Эннатского монастыря Уфимской епархии. Батюшка тоже очень любит блаженную Матрону, и однажды ему вдруг увиделся белоснежный храм изумительной красоты в окружении чудесной природы. А когда он приехал на место будущего скита, то поразился: это же то самое место, что предстало перед ним в видении. Нет пока только Матронушкиного храма. Но, может быть, еще будет…
— Дай Бог!

Святые приходят на помощь

— Вы привезли с собой частицу мощей святого Виталия. Это тот святой монах, который был поругаем как блудник, а на самом деле тратил тяжко заработанные деньги на то, чтобы хоть на одну ночь уберечь от греха падших женщин?..
— Нет, это вы говорите о преподобном Виталии Александрийском, но святых с этим именем несколько. Мы привезли мощи святого мученика Виталия Римского, одного из семи сыновей мученицы Филицаты, пострадавших вместе с нею. Я почитаю обоих святых Виталиев. Это ведь раньше, до революции было так: только родился человечек, и его сразу крестили, и батюшка нарекал ему имя по святцам. А в советский период чаще всего называли в честь людей земных, родственников или знакомых, и получалась путаница: сегодня день рожденья, а именины чуть не через год. Поэтому благочестивые Христиане праздновали и одного, и второго святого и всем воздавали честь.
Слышал от многих, что в храмах России в наши дни нет мощей святого Виталия. Промыслом Божиим в Италии, в городе Риме, в базилике святого Виталия католический священник вручил мне частицы мощей святого мученика. Со мной были двадцать три паломника, матушка и дети мои, и в их присутствии произошло это незабываемое событие. Это просто милость Божия! Нечасто бывает в Италии, чтобы Православным священникам передавали частицы мощей.
Я думаю, что это подвижники, имена которых мы носим, в самое безбожное время своими молитвами и открывали нам глаза, открывали ту жизнь, к которой мы должны стремиться. Не говорю, что мы должны быть совсем уж идеально похожи на своих Небесных покровителей: до этого нам далеко!.. Но хотя бы стремиться к этому — и это уже есть большая благодать.
Слово «Виталий» переводится с латыни как «жизненный», и по своему пастырскому долгу я, как и другие священники, пытаюсь вдохнуть новую Православную жизнь в своих пасомых. Потому что бездушие, которое заполнило все во времена советской власти, привело современного человека к духовному падению. Мы пытаемся дать людям и понимание Православия, и то во многом утраченное понимание любви — любви к Богу, к России. Сейчас и в армии служить некому, ребята не хотят защищать Родину. Потерялся тот дух, которым ранее славился русский ратник. Был прежде у русского воинства, у казаков девиз «За Веру, Царя и Отечество!». Русский народ потерял веру в Царя — или хотя бы во власть предержащих — жившие некогда в единой стране люди теперь ощущают себя чужими, никому не нужными и в тех бывших республиках, где родились и где трудились, и здесь, в России, им нелегко прижиться заново. Осталась только вера в Бога. Вот на ее основе и надо возрождать утраченные идеалы.
— У нас в городе площадь Славы украшает величественный храм святого Георгия Победоносца. И для верующих стала большой радостью возможность приложиться к его мощам.
— Частицу мощей Георгия Победоносца я тоже привез в свой храм из Италии. Благословил мне эту святыню отец Георгий, настоятель Православного храма в городе Флоренции. Мне знакомы в Неаполе отец Андрей, в Бари отец Владимир… — наверное, в каждом крупном городе Италии сейчас есть Православные храмы.
Мы привезли в Самару и частицы мощей многих Киево-Печерских святых, из Дальних и Ближних пещер. Я чуть ли не каждый месяц бываю в Киеве, и чудесным образом столько святых мощей попало ко мне. Как сказал мне мой духовник: «Это тебе в награду за то, что ты очень любишь паломничать». Я бывал на Афоне, в Италии и на Кипре, вожу с собой группы паломников. И вот, кажется, за то, что я людей стараюсь просвещать, милостию Божией мне достаются для храма частицы святых мощей.
— Как вы думаете, почему именно сейчас так много святынь осеняют благодатью Россию?
— Потому что тяжело пастырям, проповедникам, миссионерам отеплить окаменелые сердца россиян, которые во всем изверились. Святые угодники Божии видят же наши нестроения — и спешат на помощь. Святые в своих мощах и чудотворных иконах идут к нам для того, чтобы нас отогреть и призвать к жизни во Христе.
— Вы прежде уже бывали в Самаре?
— У меня здесь учился родной брат, он много лет назад окончил тогда еще Куйбышевский авиационный институт. И моя супруга родом из Самары. Я не думал, что вновь окажусь в этом городе вот так, в святой обители, но пути Господни неисповедимы. Мы не знаем, куда завтра Господь нас пошлет. Поэтому я принял все это с благодарностью Богу и буду стремиться к тому, чтобы еще и еще посещать Воскресенскую обитель и с Божией помощью привозить еще какие-то частицы мощей, чтобы радовать сердца верующих жителей Самары и губернии. Надо делиться той радостью, той святыней, которая есть в нашем соборе.
— А с отцом Серафимом как познакомились? Тоже в паломничестве?
— Нет, я приезжал в Самару к своему давнему знакомому, одному батюшке, а он привел нас сюда. И отец Серафим очень радушно нас принял. Это радушие ко мне, незнакомому священнику, тронуло и породило теплоту в наших отношениях. Потом отец Серафим, бывая в Москве, тоже приезжал ко мне домой и в храм. А на время нашего пребывания в Самаре он подготовил для нас прекрасную культурную программу, чтобы мы с Жигулевских гор посмотрели на матушку Волгу, побывали в храмах города Тольятти. Я приехал не один, со мной здесь матушка и сыновья Владимир и Николай. Я ведь сейчас в отпуске.
— Кстати, фамилия Коценко в Самаре на слуху благодаря известному патриотическому фестивалю «Борис Коценко представляет» — в его рамках в Самаре проходят выступления замечательных артистов…
— Организатор этого международного фестиваля Борис Васильевич Коценко — мой близкий родственник, человек верующий, Православный. Мое духовное чадо… Не реже чем раз в три месяца он старается приезжать ко мне в Каширу, исповедуется, советуется по духовным вопросам.

Храм… с молотка?

— В чем особенность вашего служения в старинной Кашире?
— В моем благочинии девятнадцать приходов, почти все храмы были разрушены, а для их восстановления не хватает средств. Влияет удаленность от Москвы: Каширский район — это ведь почти юг Московской области, влияет и невысокое социальное положение прихожан. Все же милостию Божией удалось восстановить Успенский кафедральный собор, где я настоятель. Я также настоятель Никитского монастыря, Преображенского храма. Храм Великомученика Никиты — один из старейших в Подмосковье, уникальный памятник архитектуры XVIII века. Но неожиданно Никитский храм выставили на продажу — неслыханное по нынешним временам безбожное деяние! И это не в разгул советского атеизма, а в XXI веке! Конечно, продают его не как церковное здание, а как производственное помещение бывшей чулочной фабрики. А ведь есть официальный документ, свидетельствующий о его высокой исторической и культурной ценности. И значит, продавать его производственники просто не имеют права. Это достояние России, достояние русского народа. Я всеми силами борюсь против святотатства, прошу Господа в молитвах своих о том, чтобы восторжествовала справедливость и все встало на свои места. Наш Правящий Архиерей Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и светские власти — мэр города, администрация района — всячески содействуют тому, чтобы храм возвратили Церкви. И общественное мнение сложилось против продажи храма с молотка. Об этом пишут и говорят многие средства массовой информации. Но, знаете, некоторые люди не ценят ничего святого, для них деньги превыше всего, это их бог. Я пытался, конечно, достучаться до их сердец, но и переговоры, и уговоры были тщетны. Только остается воздействие правовых норм закона, судов. Все это длится уже около года.
— А суда Божьего они не боятся?
— Не боятся: они, как говорится, секта атеистов. Потому что они власть имущие и деньги имущие, считают, что деньги решают все в этой жизни. Потому и думают, что у них «все схвачено».
Но суда Божьего святотатцам не избежать, а мы надеемся и на справедливость земного суда.

«Достучаться до каждого сердца»

— Приходится вам быть не только сеятелем слова Божия, но и воином Христовым…
— Так и должно быть. По своему роду деятельности и по характеру я не могу сидеть на месте. Мне нравится быть миссионером. Я ведь являюсь и войсковым священником Центрального казачьего войска, корабельным священником малого ракетного корабля «Мираж» Российского флота, что в Севастополе, духовно окормляю правоохранительные органы Подмосковья. Занимаюсь также издательским делом, в моем подчинении Православное издательство «Светоч», всероссийская газета «Крупицы мудрости», газеты «Кашира Православная», «Казачий вестник», «Путь к истине».
Тщетно наше служение, если мы не просвещаем души Православных людей! Потому что не всегда ведь успеваешь что-то важное для душ человеческих с амвона сказать. И не все успевают услышать проповеди. Поэтому стараемся делать это и через газеты. Если кто-то не ходит в храм и не читает газет, то идем мы. Идем в войска, к солдатам, к милиционерам, ко всем, кто хочет слышать слово Божие.
— Случалось, наверное, вам и в горячих точках бывать?
— Приходилось. Раньше, когда я был военным. Профессия осталась прежней — защищать Родину, поднимать Родину. Когда-то мы защищали Отчизну, сейчас мы ее поднимаем из пепла. Своим миссионерством, проповедью, целительством душ человеческих.
И Россия обязательно возродится, обязательно воспрянет. Для этого мы трудимся с верой и надеждой, с любовью к Богу и людям.

На фото: протоиерей Виталий Коценко у Самарского Воскресенского собора; поклонение святыням.

Ольга Ларькина
Фото автора.
17.08.2007
1674
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru