‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Чистое сердце — это огромное богатство»

О домовой церкви в честь Святаго Духа в стенах Самарской гуманитарной академии и о своем пути к вере рассказывает ректор Наталья Юрьевна Воронина.


О домовой церкви в честь Святаго Духа в стенах Самарской гуманитарной академии и о своем пути к вере рассказывает ректор Наталья Юрьевна Воронина.

Все чаще в современных вузах можно встретить храм или часовню. Где-то — просто молельная комната или уголок с иконами. Где-то — отдельно стоящая церковь с ярким куполом, видным издалека. А вот самым первым вузом в Самаре, где появился свой храм — стала Самарская гуманитарная академия. Самарская гуманитарная академия — успешно развивающееся высшее учебное заведение, где на четырех факультетах (юридический, философско-филологический, психологии и институт налоговой службы на правах факультета) обучается около 5000 студентов, открыты филиалы в Тольятти, Димитровграде и Жигулевске.
 В небольшой комнате на втором этаже административного корпуса Академии совершается Литургия, служатся молебны. Идет настоящая Православная жизнь. О том, как возник храм, как относятся к этому студенты и преподаватели, мы беседуем с ректором академии Натальей Юрьевной Ворониной.

«Наша святыня нас сама найдет»
 
— Наталья Юрьевна, как возникла идея при вузе открыть сначала часовню, а потом храм?
— Еще в 1992 году, когда наша Академия создавалась, был принят устав, согласно которому работа вуза ориентирована на Православие. А Самарское епархиальное управление вошло в число наших учредителей. Кроме того, как только Академия начала работать, у нас открылся Православный богословский факультет. Его деканом был тогда протоиерей Иоанн Гончаров. Вскоре у нас была создана часовня. Когда Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освящал часовню, он сказал: «А вот тут надо Царские врата поставить. Здесь вполне может быть храм». И в 2002 году в часовне была выделена алтарная часть, в которой был установлен престол с антиминсом. Получается, что мы стали одним из первых учебных заведений Самары, где есть домовая церковь. Владыка Сергий сам заказал для нашего храма Царские врата. Их расписывала талантливый самарский иконописец Татьяна. Нам понравилась ее манера письма, и мы заказали ей еще храмовую икону Покрова Божией Матери. С одной стороны — это каноничное письмо, строгое, а с другой — есть в ее иконах что-то детское, очень светлое. Епархия нам очень помогла — утварь, что находится в алтаре, Царские врата — все приобретено на средства Епархии. Каких-то особых святынь, откуда-то издалека привезенных, у нас в храме пока нет. Мы даже не знаем, откуда их берут. Наверное, святыня должна сама прийти в храм, ее не нужно специально искать. И наша святыня нас сама когда-нибудь найдет.

На совещание — после Литургии — Как отнеслись преподаватели и студенты к открытию храма в вузе?

— Я уже говорила, что Православное направление работы академии заложено в устав нашего вуза. И все, кто здесь работает, хорошо это знают. Конечно, нельзя сказать, что это понимание пришло легко и сразу. Потому что преподавателю прийти к вере порой  значительно сложнее, чем, скажем, студенту. У преподавателя — свое прошлое, своя жизнь, свое образование, как правило, на атеистическом фундаменте. Возможно, поэтому в первое время Богослужения в нашем храме были очень немногочисленны и немноголюдны. А сейчас Богослужения идут каждую неделю, по праздникам и по понедельникам. И для меня это настоящее чудо. Я человек занятой, а здесь у меня есть возможность бывать на Богослужениях и причащаться в храме. В понедельник у нас собирается ректорат, и большинство членов ректората приходят на Литургию, а по ее окончании мы идем на свое совещание. Теперь на службе уже не так одиноко молиться. Люди приходят.
— Студентов в храме прибавляется во время сессии?
— Я бы не сказала, что прибавляется именно во время сессии. В этом корпусе, где храм, не очень много студентов учится. У нас есть еще корпус на улице Дыбенко, и основная часть студентов находится там. В проекте этого учебного корпуса тоже есть храм — не отдельно стоящий, а на территории академии. Но сейчас, к сожалению, финансирование его строительства заморожено. И скоро ли будет там храм, пока непонятно. Но мы надеемся, что деньги найдутся. Также в каждом корпусе проводятся молебны — в начале учебного года, по крупным церковным праздникам. Например, обязательно служим молебен в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которых считаем своими покровителями. Потому что академия была открыта в весенние дни, рядом с праздником. Постепенно жизнь меняется. Все больше и больше преподавателей приходят в храм, все больше и больше студентов.
— Почему храм посвящен Святому Духу?
— Еще в 1992 году мы решили, что именно Третье Лицо Пресвятой Троицы ближе всего к гуманитарным знаниям, к свободе творчества. И когда встал вопрос о часовне, Владыка Сергий одобрил наше решение и благословил создавать часовню именно в честь Духа Святаго. День Святаго Духа — особый, торжественный, праздничный день для нашей церкви и для Самарской гуманитарной академии. Божественную литургию в церкви Святаго Духа в Престольные праздники несколько раз совершал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. С самого начала окормляет домовую церковь Академии  проректор Самарской Духовной семинарии по учебной работе протоиерей Олег Агапов. На Богослужениях ему помогают ребята из семинарии, для них это практика. И небольшой хор, который сопровождает Богослужение, тоже из семинарии. Хотя в хоре всего три человека, но они очень хорошо поют.

— А студенты поют в хоре?
— У нас раньше был достаточно большой хор из 15 человек. И преподаватели пели, и я сама пела. Потом Галина Максимовна Тимаева, которая хором занималась, ушла от нас, ее пригласили на другую работу. И хора не стало. А наши вокальные коллективы не исполняют духовные песнопения. Нам захотелось воссоздать эту традицию, чтобы наши студенты тоже активно участвовали в Богослужениях. Запланировали встречу регента с нашей вокальной студией. Так что студенческий хор — вполне реальная перспектива. При храме у нас хорошие традиции сложились на кафедре теологии. Мы уже и кафедру, и храм как одно целое рассматриваем. Ведь в образовании обязательно должна быть духовная традиция. И единственное возможное, на чем может держаться образование в России — это Православие.

«Добро и свобода могут быть только вместе»

— Как встраивается Православие в образовательный процесс?
— У наших студентов есть выбор. Есть два курса — один курс называется «Введение в Православие», а другой — этический. Какой-то один нужно обязательно выбрать. Но оба курса читают Православные люди. Так что все равно студенты с Православными позициями знакомятся. То богатство, которое есть в нашей духовной традиции, оно для них все равно открывается. Но это совершенно не значит, что мы исключаем возможность учиться у нас студентам других вероисповеданий. Когда отец Иоанн Гончаров в свое время читал у нас катехизис (сейчас это «Введение в Православие», а тогда это был настоящий катехизис), на него ходили студенты всех вероисповеданий, не только Православные. На молебны мы всех приглашаем. И все присутствуют — кто-то молится, кто-то просто наблюдает. И батюшка после молебна кропит святой водой. Однажды был случай, когда один студент ко мне подошел и говорит: «Я не хочу, чтобы меня кропили, потому что я мусульманин». Он просто вышел. Обид никаких не было. И конфликтов на почве веры у нас никогда не возникает. Все понимают, что никакой опасности для их свободы нет, что никто насильно ничего насаждать здесь не будет. Да это и невозможно. Люди должны самостоятельно делать выбор. Как говорил известный мыслитель, автор «Истории русской философии» протоиерей Василий Зеньковский: «Добро и свобода могут быть только вместе. Не может быть добра без свободы и свободы без добра». И поэтому не нужно искусственно принимать какие-то административные меры, чтобы студенты пришли в храм. Куда более ценно, когда они приходят туда сами. Я думаю, что мы нашли здесь правильную форму взаимоотношений светского и церковного, которая вызывает доверие. И это доверие подвигает людей идти к нам. Нужно смотреть на вещи реально: трудно ожидать, что все студенты стройными рядами пойдут на Богослужения. Потихоньку, понемножку приходит все больше и больше. Некоторые студенты в нашем храме начали причащаться Святых Христовых Таин. А ведь поначалу было время, когда  только я одна причащалась. Сейчас — и коллеги, и студенты. Кроме того, наши студенты не только изучают Православие и ходят в храм, но и помогают делом тем, кому нужна помощь.
— Расскажите об этом, пожалуйста…
— С 9 мая 2005 года Самарская гуманитарная академия шефствует над ветеранами Великой Отечественной войны. Студенты ходят в гости к фронтовикам, дарят им подарки, беседуют с ними, помогают. С января 2008 года «нашими» стали и бабушки из богадельни при Вознесенском храме. Они очень рады, когда студенты Академии приходят к ним. Весной и осенью ребята моют окна в богадельне, приводят в порядок клумбы, вскапывают огород. Также Академия сотрудничает с Областным детским фондом. Собираем вещи, которые передаются потом в многодетные и малоимущие семьи. Под Новый год студенты вырезают из цветной бумаги ёлочные игрушки и расклеивают на них фотографии детей-сирот, а затем эти игрушки вывешиваются в больших супермаркетах города, где все желающие могут сделать подарок малышу. Отмечаем Православные праздники. На Рождество Христово наши студенты готовят праздник. У нас есть свой театр кукол, лауреат всяческих премий, который готовит очень хороший спектакль, Рождественскую сказку. Сначала Рождественские елки устраивались для студентов, сотрудников и их детишек. А начиная с прошлого года, стали делать Рождественские елки для детей-сирот. Наш тольяттинский филиал уже давно показывает Рождественскую сказку детям-сиротам со всего Тольятти. Мы последовали их примеру. А еще в прошлом году провели благотворительную елку на территории гостиницы Холидей Инн Самара. Мы решили, что состоятельные граждане нашего города, может быть, захотят своих детей привести на Рождественскую елку. Они купят билеты, а мы на эти деньги проведем еще одну бесплатную елку с подарками для сирот. Все так и случилось.

«В храм меня привела дочь»

— Каков был ваш путь к вере?
— Можно сказать, к вере я пришла через профессию. Я ведь тоже получила атеистическое образование. Причем, самое атеистическое, какое только может быть — философское. В советское время было немного философских факультетов — оплотов коммунистической идеологии. Это были факультеты в Москве, Ленинграде, Свердловске и Киеве. Я год проучилась в Куйбышевском авиационном институте, и именно там мне понравились лекции по философии. Поэтому я решила поступать на философский факультет. Ехать поступать в Москву я побоялась, а вот в Свердловск поехала. Нас там учили очень хорошие педагоги, но русская религиозная философия не изучалась вообще. У меня всегда вызывало недоумение: мы изучаем такое богатство западной философии, а где же наши мыслители? Почему всего несколько имен, да и то все близки к революционным идеям? Неужели больше ничего не было? И вот в 1988 году я поехала на повышение квалификации в Ленинград, где мне открыли доступ в спецхран. Это Специальный отдел в библиотеке, доступ к которому был ограничен. Здесь находились издания, ознакомление с которыми широкой публики считалось нежелательным по идеологическим соображениям. Для просмотра книги из спецхрана требовалось письменное ходатайство с места работы читателя и ряд других документов, получить которые было очень нелегко. Ссылки на литературу из спецхрана были  запрещены. И вот там я открыла для себя все богатство религиозной русской философии. И поняла, какое это сокровище. Которое так долго людям вообще не открывали. Эта полугодовая стажировка зимой 88-89 года перевернула мое мировоззрение. Я поняла, что Бог есть. Но это был такой интеллектуальный приход к вере. А в храм меня дочь привела. Сказала: «Мама, я хочу покреститься». Ей было тогда 14 лет. Я как будто очнулась: а я же тоже некрещеная. Поэтому мы крестились с ней в один день. И тогда я пришла к вере не только интеллектуально, но и фактически. Православие удивительным образом сочетает в себе возможность найти свое, близкое и понятное любому — и простому человеку, и самому высокому интеллектуалу.
— Что поменялось в вашей жизни после того, как вы пришли к вере?
— Все поменялось. Я повенчалась со своим мужем. И наша жизнь после этого тоже стала иной. Муж меня поддерживает, но ему немного сложнее было прийти к вере. Дочь сейчас живет в Лондоне, там ходит в Православный храм. Наверное, ей легче, потому что когда человек воспитывался в Православной вере с детства — это проще. А когда приходишь в зрелом возрасте — намного сложнее. Приходится переделывать себя, свои привычки. Но я верю, что Бог великодушен и щедр. Гораздо более щедр, чем мы, люди. Изменилась что-то и внутри меня. Та связь, которую с Богом чувствуешь, очень важна. Но важна и внутренняя дисциплина. Когда долго не причащаешься, в твоей духовной, да и не только в духовной, а и просто в жизни начинаются проблемы, которые ты явственно чувствуешь. Начинаешь испытывать даже психологический дискомфорт, разлад с самим собой. И тянет на исповедь… Чистое сердце — это огромное богатство. Когда грех лежит на совести — очень плохо жить. Чем бы ты ни заполнил пространство вокруг себя, как бы весело ни было — все равно внутренняя нечистота будет давать о себе знать. Ну, а кроме того, преподавание, которое я строила, тоже изменилось. Я поняла, что задача не только в том, чтобы ввести отдельный курс по Православию. Это слишком просто. Задача в том, чтобы все преподавание всех гуманитарных дисциплин было через призму Православия. И вот это гораздо сложнее. Для этого нужно, чтобы сам преподаватель преобразился. И этот труд у нас идет, не прекращаясь. Мне кажется, что все школы в нашей стране должны быть Православными. Чтобы там работали Православные люди, для которых эта культура — родная. И тогда любовь, которая в их сердцах есть, они передадут и детям тоже.

Беседовала Татьяна Горбачева
29.10.2009
843
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru