‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Волга Православная" /продолжение/

Трудно в наше время отказаться человеку от угождения своей плоти. Но только не для тех, кто знает: узок путь в Царствие Небесное…


Начало здесь

«Не примешь трудного — не получишь светлого»

Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге — белое чудо среди природы, его храмы и колокольня поднимаются словно из самой воды. Он составляет единое целое с Волгой и небом. Когда монастырь возникает на горизонте, вздрагиваешь от изумления и не можешь оторвать глаз: неужели это не мираж, а рукотворное творение! После разлива Волги монастырь не ушел под воду, а Божиим Промыслом оказался у самого берега.
…Нам открыли кованую дверь в стене, и мы сразу поспешили к могилам первых иноков-мучеников, погибших в ХV веке от рук ордынцев. Но когда к хану привели преподобного Макария, хан был потрясен его мудростью и незлобивостью и отпустил на волю, с обязательством не возобновлять монастырь. Макарий ушел на реку Унжу и основал там новую обитель, нынешний Макарьев Костромской области. Мощи преподобного находятся в Унженском монастыре, а здесь — частица мощей в почитаемой иконе в соборе во имя преподобного Макария. Макарьев на Волге был возобновлен через 200 лет.
В главном монастырском соборе во имя Пресвятой Троицы службы идут только раз в год: 7-го августа, в день преставления преподобного Макария, в другое время проходят водосвятные молебны. В храме трава на полу — с последнего молебна в день Пресвятой Троицы. И мы отслужили здесь молебен. Собор не действует с 1859 года. Тогда в Светлый Понедельник рухнул центральный купол от удара молнии. Черный цвет на фресках — от той молнии. Никто из людей не пострадал, но был разрушен иконостас. В народе стали говорить, что Господь покарал монахов за нечестие, и все из обители разошлись. С 1883 по 1927 год в монастыре была женская обитель. Потом — концлагерь, колония для малолетних преступников. В Троицком храме фрески забелили. Те, кто был в самом первом паломничестве в 1995 году, говорят, что тогда были только черные закопченные стены. Но по Божией милости побелка стала отпадать, а фрески — обновляться сами собой. На наших глазах преобразился монастырь. Cамарцы помнят в монастыре и спортивный зал, и разоренные храмы. А сейчас уже в четырех храмах идут Богослужения.
На монастырской дорожке я встретила схимницу Александру. Маленького росточка, с палочкой, с добрым приветливым лицом, она разговаривает с собеседником ясным народным говором, светясь радостью, воспринимая мир просто и мудро, как ребенок. Так бы и не уходил от нее. Паломники, завидя схимницу, идут к ней за благословением, она привлекает рукой к себе, семь раз крестит и сосредоточенно читает молитву. Подошла и я, благословилась.
— Матушка Александра, дайте совет, как молиться за человека с ожесточенным сердцем?
— Молись иконе Божией Матери «Одигитрия». Матерь Божия, укроти злое сердце раба твоего (имя). Cвятый (имя его святого), вразуми его, смягчи его сердце злое, приведи его к покаянию. Молись! Знаешь что: Господь не скоро слышит, Он ждет усердной молитвы. Не смущайся, что не дает просимого, а ты молись и молись. И Господь услышит. И Матерь Божия услышит. Она уже по земле ходит, нас, грешных, спасает.
— Прибавилось ли сестер в обители за последний год?
— Нет, те же двадцать человек. Говорят: тяжело в монастыре — ничего тяжелого нету! Там будет легко, если здесь примешь трудное. Не примешь трудного — не получишь светлого. Приходили, но которые Макарию были неугодны, всех отсеял.
— Вы-то сами давно здесь живете?
— С начала, с 1991 года. Я пришла, тут ничего не было! Раньше я жила в Литве в Свято-Духовом монастыре. Там три мученика лежат, в прошлом году им 650 лет справляли. А лежат как живые. Надевают на них носочки, тапочки, а ножки разваливаются, не коченеют, мы к ним прикладываемся. Вот какое чудо!
Я уроженка Нижегородской губернии и всегда приезжала сюда в отпуск, к священнику. Монастырь был закрыт. В 1991 году я встретила в Дивеево обретенные мощи Преподобного Серафима, оттуда приехала сюда, — а Макарию через день, 7-го августа, память. Игуменьи здесь еще не было, в монастырь не пускали. Но потом мне открыли дверь, и я поселилась в келье наверху — ни дверей, ни окошек в ней не было. Отслужили в Троицком соборе молебен преподобному Макарию и сделали кругом крестный ход. На молебне объявили: монастырь передается в монашеское владение, помогите, Православные, кто чем может. Стали помогать, я все принимала. Месяц здесь пожила и поехала за вещами в Вильнюс. Там-то я в трапезной работала, как царица была. Меня не хотели отпускать, но я уехала и здесь поселилась. В храме Воскресения Христова мы свечки ставили, записывали поминания. Накопили денег и отстроили дом. Игуменью Михаилу назначили — а уже кельи готовы! Знаешь, как я старалась! Запасала на зиму продукты, огурцы соленые. Радость такая была! Из Вильнюса я пришла, мне уже 79-й год был. Мне сейчас 89-й. До девяноста, может, доживу? Схиму я приняла уже третий год, мое дело сейчас — молиться.
— Матушка Александра, а что вы думаетет про наше настоящее время? Много тревожного: налоговые номера, новые паспорта с графой "личный код"…
— Я еще сорок лет назад читала об этом в книге, там сказано: придет время, будут давать номера — их не берите. Так сделают, что нельзя будет ни купить, ни продать. Но все равно номера не берите. Надо крепиться, потому что такая страда будет! Но Господь пошлет напасти не на верующих… Россия должна спастись. Господь поможет, Он столько благодати дает. Знаешь, на нашем монастыре благодать есть. Когда первый раз шли мы крестным ходом, над монастырем был огненный шар.
Самарские паломники тоже стали свидетелями особой благодати этого места. В 1995 году от монастыря к теплоходу перекинулась радуга, не касающаяся земли, в виде звездицы — двух крестов. При самарцах в поселковом храме Казанской иконы Божией Матери недалеко от монастыря во время молебна замироточила явленная икона Богородицы. И мироточит с тех пор постоянно, то больше, то меньше.
И в этот раз мы поспешили в поселковый храм. Он 1790 года, в нем много старинных икон. А служат в нем просто, незаметно, не стараясь привлечь к себе внимание, не все и знают, что рядом со знаменитым Макарьевым монастырем есть эта церковь. Но где просто — там ангелов до ста. В храме полутемно, службы нет, но самарцев помнят и нас встретили как родных. Мы сразу поспешили к Явленной иконе Богородицы, долго на коленях со слезами молились и прикладывались к ней. На иконе были видны дорожки от недавно истекавшего мира. Матушка Ольга рассказала, что те, кто с верой припадают к этой иконе, получают от нее исцеления. Икону называют Явленная, потому что она чудесным образом явилась черной доской на лесах. Ее обрел прежний настоятель протоиерей Василий, Царствие ему Небесное. Икону хотели взять другие, но только ему она далась в руки. Икона старинная, ХVII века, никто ее не реставрировал, молящиеся как бы слезами и молитвами омыли. Икона напоминает Валаамскую Божию Матерь. Лик у нее скорбный, но никто от нее неутешенным не уходит.
А недавно из храма украли храмовую икону Казанской Божией Матери. Но храм не остался без Покровительницы Небесной. Во время отсутствия Казанской стали молиться Явленной иконе как храмовой. А скоро и Казанская чудесным образом вернулась в храм. Ее привезли добрые люди из Дивеево, в Дивеевский же монастырь украденную икону отдали цыгане со словами: возьмите, измучились, всякие несчастья им от нее происходят.

«Иди в это место и спасешься»

В Кирилло-Белозерский монастырь в Горицах мы попали 22 июня — в день начала Великой Отечественной войны и в праздник преподобного Кирилла, ученика Сергия Радонежского. Прикровенная красота севера. Чистая, нетронутая природа, желтые и белые кувшинки на глади прохладных озер, дурманящий сладкий запах клевера. Мы идем строго по тропинке, чтобы не примять траву. Экскурсовод рассказывает, что сюда в 1397 году из Москвы по указанию Самой Богородицы пришли монахи Кирилл с Ферапонтом и основали обитель. Через год Ферапонт ушел и основал новую обитель, а преподобный Кирилл жил здесь еще 30 лет и преставился на 90-м году жизни в 1427 году. Появление преподобного Кирилла в этих местах было не случайным. Когда он ушел на покой в Симонов монастырь, во время чтения увидел в окне свой кельи яркий свет, который его вел в дальние леса в район Белого озера и услышал голос Пресвятой Богородицы: «Иди в это место и спасешься». По повелению Богородицы он основал эту обитель. Преподобный Кирилл был великий аскет, строго соблюдал посты и ввел необычный для России устав. Кроме того что службы начинались очень рано, обстановка была аскетичная, монахи не могли ходить друг к другу в кельи, преподобный Кирилл ввел правило: спиртное никакое в монастырь не вносить и даже на Пасху не пить ничего, кроме кваса, воды и укропника. Он говорил, что если этот завет в монастыре будет нарушен, его молитвы отойдут от обители. Очень долго здесь действовал один из самых сильных уставов на Руси. Монастырь был известен и как место ссылок. Монахи этого монастыря молились о рождении сына у Елены Глинской. Иван Грозный считал, что во многом по их молитвам — и в основном преподобного Кирилла — он появился на свет. Он делал обширные вклады в монастырь и сюда же ссылал своих противников. Ссыльным здесь был боярин Федор Никитич Романов, здесь постриженный с именем Филарета. Стал впоследствии Патриархом Московским и всея Руси. Его сыну Михаилу Федоровичу Романову принесла клятву верности как Помазаннику Божия вся Русская земля. В Кирилло-Белозерском монастыре долго томился в ссылке опальный Патриарх Никон. Отсюда на север двинулись монахи, которые основали многие монастыри на севере Руси. Кирилло-Белозерский монастырь был одним из крупнейших монастырей, оплотом Православия.
Сохранились личные вещи преподобного Кирилла — деревянный посох, кожаный пояс с сумкой, большие вериги — удивительно, как их мог носить человек. Они хранятся в музее в Архимандричьих палатах. Но приложиться к этим святыням нельзя — музейные экспонаты! Со странным чувством мы бродили по этому великолепному музею. Вот пророческий ряд иконостаса церкви Архангела Гавриила 1530 года. Вот две иконы Дионисия, от них невозможно оторваться — такая законченность линий, светоносность… Православный человек не сомневается, что место иконам — только в храме. Но здесь другого мнения: «Мы живем далеко от Москвы, у нас нет средств, морозы у нас бывают до сорока градусов, иконы в храме пропадут» Музей здесь появился в 1924 году, когда монастырь был «упразднен». С одной стороны, это позволило многое сохранить. Но сейчас, когда Православие возрождается, иконы здесь «как в плену», по словам игуменьи Иоанны. Только если монастырь будет укрепляться, можно будет ставить вопрос о постепенной передаче ему икон.
В небольшом храме преподобного Кирилла Белозерского почти каждый день идут службы. Мы совершили молебен, приложились к раке преподобного Кирилла, и нас помазали освященным маслом от лампады преподобного Кирилла. Милость Божия! Мощи преподобного почивают под спудом в земле. Пока они не обретены, время не настало. Должен быть особый знак, чтобы их открыть.
Настоятеля храма в постриге зовут Кириллом. Мне удалось поговорить с иеромонахом Кириллом.
— Много людей приходит поклониться мощам преподобного Кирилла?
— Да, паломников особенно много весной и летом.
— Сколько открыто храмов в монастыре?
— В 1997 году нам передали три храма: преподобного Кирилла и два храма на Ивановской горке. Монастырь зарегистрирован всего два с половиной года.
— Братия здесь есть?
— Очень немногочисленная. Из монахов я один пока.
— Помогай вам Господь! Как вы думаете — монастырь возродится?
— Этот процесс будет не быстрый, не совсем простой, но постепенно монастырь будет становиться на ноги. Это дело не одного года. Но если мы будем соблюдать заповеди преподобного основателя монастыря, если будем приближаться к уровню монашеской жизни, который нам показали преподобный Кирилл и другие святые, будем стремиться к этому, — то Господь может возродить монастырь.
— Какая заповедь преподобного, по вашему мнению, особенно важна для нас сейчас?
— Одно из существенных правил этого монастыря, отличных, может быть, от других монастырей, — полное исключение из монастыря каких-либо спиртных напитков, даже в праздничные дни. Преподобный считал, что вино является великим злом, особенно для русских людей, и строго запрещал держать в кельях и употреблять вино. Вино здесь было только для совершения Божественной литургии. Я убеждаюсь, что особенно в наше время пристрастие к винопитию является очень удобными воротами для внедрения страстей. Из-за этой страсти может прийти сотня других. Наверно, не зря преподобный Кирилл оставил эту строгую заповедь после себя. И действительно, чувствуется до сих пор сила его заповеди. Если люди ее нарушают, то обычно скорби себя не заставляют ждать — вразумляют. Людям в наше время это требование трудно соблюдать, народ приходит в монастырь и уходит
Трудно в наше время отказаться человеку от угождения своей плоти. Кажется это почти невозможным. Да ведь и во времена преподобного Кирилла его заповедь полного отказа от спиртного казалась необыкновенно строгой. Но только не для тех, кто знает: узок путь в Царствие Небесное, — кто чувствует всем существом своим великую истину слов Господа «иго Мое благо, и бремя Мое легко». Легко представить, с каким радостью, не раздумывая откликнулся преподобный Кирилл на призыв Богородицы: « Иди в это место и спасешься». И в наше время тоже нашелся такой инок, пусть он пока и один, который услышал этот зов и смог вместить.
А нам повезло еще побывать в соседнем Горицком Воскресенском женском монастыре на берегу Волги, основанном высланной сюда Евфросиньей Старицкой. Храмы в нем сейчас реставрируются, в 1996году появилась матушка Евфалия и пять сестер. Мы приложились к Тихвинской иконе Божией Матери, которая мироточила, напились и омылись водой из источника под белой часовней. Покидали эти места, напитавшись благодатью.

Продолжение

На снимке: матушка Александра.

Людмила Белкина
27.07.2001
836
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru