Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Крестный ход

"Паломничество — это Сретение Бога, это — шествие со Христом…"


Крестные ходы из обители преподобного Тихона Луховского Ивановской епархии в Ипатьев монастырь уже можно назвать традицией. Если первое шествие было весьма немногочисленным, то через год паломники уже собрались отовсюду.
И в этот раз в село Тимирязево съехались отовсюду. Не только из близлежащих — Иванова, Луха и Вичуги, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода. Большая группа, около пятнадцати человек, из Костромы. Также с Украины и из Почаева.
12 июля, в день первоверховных Апостолов Петра и Павла, все приготовления были закончены. Праздничная служба по сути уже является началом крестного хода.


Настоятель монастыря игумен Агафон, указывая на покаянный характер крестного хода, в проповеди особо подчеркнул: "Народ русский, согрешивший богоотступничеством, допустивший убиение Царской Семьи, нарушивший клятву, данную в 1613 году, должен принести плоды покаяния, без этого спасение России невозможно. И наш крестный ход нужно рассматривать как призыв к такому покаянию".
Запели: "Царю Небесный..." Пошли. Идут люди самых разных возрастов: одна старушка из Нижнего Новгорода (уж ей никак не меньше 80 лет) прошла все предыдущие крестные ходы, включая первый — в Дивеево. Идет семья из села Тимирязево, глава семейства несет младшего ребенка на руках. Кинорежиссер Владимир Васильков — москвич, приехал с двумя детьми: взрослый сын, и младшая дочь. На вопрос, какие цели привели на крестный ход, отвечает: духовные, чисто духовные... Идут много детей с родителями, и без них: некоторые — сироты, воспитанники монастыря. Зазвучала молитва: "Господи, помилуй!" — пение ее будет продолжаться в течение всего пути в Кострому.
На последнем привале нас догнал на микроавтобусе иеромонах Паисий из Преображенской церкви деревни Ногинской Кинешемского района Ивановской области. Незадолго до этого приход пострадал от бандитского нападения, сам отец Паисий был жестоко избит. Думали, болезнь не позволит ему идти крестным ходом. Но Бог рассудил иначе. Автомобиль остановился, и под малиновый звон (била располагались на одном из сидений) вышел сухощавый иеромонах с иконой Царя-Мученика на груди. Едва лишь успел похристосоваться с игуменом, как икона заблагоухала и замироточила. Икона словно ожила, благоухание исходило клубящимися волнами, через край пульсируя неземными ароматами. Нечего и говорить, что перед образом сразу выстроилась очередь паломников.
Вечером прибыли в Вичугу. Это здесь два года назад произошло чудо обретения портрета Императора Николая II в котельной городского культурного центра. Тогда молебен еще не прославленному Государю пришлось служить у стен ДК, за памятником "истукану". Сейчас молебен служили в церкви во имя Воскресения Христова, днем раньше отпраздновавшей свой 90-летний юбилей.
В Вичуге к нам присоединились певчие, как оказалось, не совсем обычные. Евгений Григорьевич Галкин — руководитель хора в Шереметев -центре г. Иваново, бывший вице-мэр г. Вичуги; Евгений Николаевич Бобров — профессор, директор Шереметев-центра; Алексей Николаевич Нечаев — директор культурного центра г. Вичуги и самый молодой из них — Игорь Владимирович Брусов, руководитель вокальной студии. Все вместе — вокальный ансамбль "Родник". Все — духовные чада отца Агафона. В зной и непогоду будут нести на своих плечах "Державную" икону Божией Матери.
Спрашиваю Владимира из Почаева: как обстановка на Украине? "Все слава Богу, — с достоинством отвечает он. — Раскольники хотя и захватили много храмов, но их храмы пусты, а Православные полны. И в этом наша победа".
После утреннего молебна в Воскресенском храме продолжаем шествие, местные жители, так же как и вчера, при встрече становятся на колени пред иконой Царицы Небесной, которую проносят над ними. Знакомлюсь с идущими по обочине инвалидами — Виктором и Александром из Гатчины. Один ведет под руку другого, Виктор инвалид по зрению. Их Православное братство образовалось недавно, приехали впятером. Руководитель братства инвалидов Михаил почти незрячий, на одной ноге у него протез, идет на костылях. Братство остро нуждается в материальной помощи, но просят Царицу Небесную и святых Царственных Мучеников не о плотском здоровье, — о спасении души и становлении своего начинания. Да будет услышана их молитва!
Каждый прибыл на крестный ход промыслительно. Как магнит притягивает предметы только из железа, так и это шествие притянуло к себе людей одного духа. Время становится иным, жизнь все более поляризуется, пропасть между носителями крестоносного духа и носителями духа "мира сего" разрастается. "Не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34).
Все пять дней шествия стояла испепеляющая жара, воду не успевали подвозить. Но благодать придавала сил, пожалуй, только во время крестных ходов и можно понять, что значит — шествие по благодати. Паломничество — это Сретение Бога, это — шествие со Христом. Крестными ходами воздух очищается, молитва доходит до небес.
К концу второго дня, на подходе к селу Горки-Чириковы, началась гроза. Едва обошли вокруг полуразрушенной церкви во имя Святителя Николая, на месте бывшей деревни Лаптиха, как налетел шквалистый ветер, и шествие без преувеличения вошло в шторм. Некоторые раскрыли над собой зонты, но вскоре стала понятной их полная безполезность. Большинство детей попрятались в автобус, но оставшиеся мужественно шагали вместе со взрослыми, лица их были спокойны, радостны. Впереди молнии с треском и шипением лупили в землю. Гром яркими вспышками раскалывал небосвод. Шквалы налетающего ветра рвали из рук хоругви. Ощущение духовной брани было настолько явным, что казалось не силы природы восстали на нас, а силы преисподней. Но не было ни страха, ни смятения. Впереди — фонарь со свечой светит во тьме, как зримый евангельский образ. Несет его покаявшийся разбойник Иван (когда-то, собираясь на очередное "кровавое дело", случайно купил на вокзале Закон Божий — это и решило его дальнейшую судьбу...). Следом — Крест. Священство. Хоругви полощутся под дождем. Позади несут Державную икону Божией Матери Эта соборная молитва не прекращается ни на секунду. Ливень. Гроза. Фонарь со свечой, которую никак не обымет бушующий мрак. Державная икона Божьей Матери. И — "Господи, помилуй".
В Горки-Чириковы вошли без малого в полночь. На другой день отслужили молебен в наполовину разрушенной, но уже действующей церкви. Как сказал отец Агафон: думается, что и не без нашей молитвенной помощи происходит возрождение храмов. Ибо, если четыре года назад нас встречали в основном руины, то теперь -сверкающие на солнце купола и кресты. Возрождаются храмы, возрождаются души...
После молебна стекло иконы Царя-Мученика Николая II запотело изнутри и благоухание волнами стало изливаться на нас.
Во второй половине дня миновали Приволжск; пустынные под раскаленным солнцем улицы... Если раньше его жители становились на колени, встречая крестный ход, то теперь — никого. Редкие прохожие безразлично взирали на шествующих, ни одного крестного знамения в ответ. Как если бы ничего не происходило. Воистину наступили другие времена.
Вечером вошли в Костромскую область. Солнце шло на закат. Миновали еще несколько верст пути, и за широким пустырем показалась окраина города энергетиков Волгореченска. В предчувствии чего-то необъяснимого хоругви сами вздымаются вверх, в сердцах поселяется радость, усталости как не бывало. И вдруг — совершенно неожиданно -! из-за стоящего стеной бурьяна показывается встречный крестный ход. Оба шествия сливаются воедино. Даже природа была с нами в согласии. Два облака, как бы омофором покрывавшие нас, слились в одно в момент соединения крестных ходов. Звучат приветствия. Троекратные целования. Прикладываются к иконам, крестам. Костромичи радостно вскрикивают, узнавая своих. Один из волгореченских батюшек обходит шествующих, кропит нас святой водой. Густо и обильно кадят ладаном. Отец Паисий сказал в проповеди: "Один из встречающих нас, горько посетовал: "Вот, идут остатки русского народа". Нет, скажу, не остатки. Это новый, молодой росток будущей Святой Руси!"
Вечером четвертого дня на подходе к поселку Сухоногово повернули к деревне Лунево (это уже стало традицией), дабы отслужить молебен у поклонного Креста, на месте будущей часовни во имя святой Царицы-Мученицы Александры Феодоровны. В июне 1984 года прошедший по Ивановской области смерч практически стер с лица земли эту деревню. Земля, лишенная благодати Божьей, земля, на которой не живут праведники, земля, в которой храмы — "яко овощное хранилище", — обречена.
До прибытия речного трамвая, который отвезет нас в Кострому, еще сорок минут. Дети с веселым визгом устремились к волжской речной прохладе. За ними потянулись взрослые. Тихо и светло на душе: мы почти у цели. Вскоре подходит речной трамвай. С хоругвями, иконами располагаемся на верхней палубе. И едва катер отшвартовался, как звонкие девичьи голоса зазвучали над Волгой: "Николай, Александра, Алексей, Мария, Ольга, Татьяна, Анастасия..." Незаметно пролетели полтора часа пути, вдали показались костромские окраины. Уже виден храм Воскресения Христова на Нижней Дебри, колокольня вся в лесах.
В Богоявленский-Анастасьин женский монастырь Костромы прибыли к началу Богослужения. "Державную" икону Божьей Матери и икону святого Мученика Царя Николая II внесли в правый придел, туда, где находится фамильная святыня Дома Романовых Феодоровская икона Божией Матери. Находящийся на крайнем правом столпе образ Великомученика Пантелеимона сразу откликнулся на это событие благоуханием, чуть позже на стекле, против ковчежца целителя, появилась также благоуханная капелька мира.
Икону Царя-Мученика возложили на аналой рядом с образом Преподобного Серафима, что на переднем правом столпе. Так и расположились иконы последовательно: Феодоровская икона Божьей Матери, святого Царя-Мученика Николая II, Преподобного Серафима. Паломники и прихожане монастыря прикладываются к иконам. И вновь Господь явил чудо: на стекле святого Царя-Мученика появились и кротко истекли вниз четыре капельки мира. На другой день, ознаменованный мученической кончиной Царской Семьи, шествие направилось в Ипатьев монастырь. Под колокольный звон вошли в древнюю родовую обитель Дома Романовых. Здесь 14 марта 1613 года юный Михаил Феодорович Романов дал согласие быть Государем на Московском государстве.
Не успели мы войти в Троицкий собор, как следом торжественно во главе с Архиепископом Костромским и Галичским Александром внесли Феодоровскую икону Божией Матери. Началась Божественная литургия.
Радостно, но — тихая печаль уже сходит на душу.
"Вот и кончилась "война", — говорят участники шествия, — наступают будни". Светлое сожаление о завершившемся пути появилось в сердцах многих. Тихая грусть, что совсем недавно мы были "все-едино", "единодушны вкупе", едины со Христом, шествовавшим среди нас. Эта светлая грусть, как белый клин улетающих осенью журавлей, не о видимых чудесах только, хотя и это важно, а о более глубоком, сокровенном, чистом. И многие уже знают: эта спасительная ностальгия вновь приведет их сюда, на "царский" крестный ход.

Александр СОРОКОВИКОВ, г. Покров Владимирской области

24.08.2001
942
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru