‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Шествие к Великой реке

Крестный ход с Великорецкой иконой Святителя Николая прошел в Вятке.


Николин жребий
Сам Николай Чудотворец эту вятскую глухомань своим уделом избрал. Вскоре после Куликовской битвы в тех дремучих местах блеснул в лесу яркий свет проезжавшему мимо крестьянину Агалакову. Увидал он на дереве икону Святителя Николая, принес домой. И вскоре начались чудотворения. Первым исцелился от явленной иконы его односельчанин Иван, 20 лет перед этим пролежавший в постели.
Сперва чудотворную икону выпросили себе в дар жители города Хлынова. Но перед этим обещали каждый год возвращать ее домой — на место обретения. А потом и москвичи про ее исцеляющую силу узнали. Тогда Великорецкий образ неоднократно носили в Москву. Там к нему русские Цари прикладывались. Сам Иоанн Васильевич Грозный выходил встречать святыню за ворота столицы и падал пред нею на колени.
Великая нам, вятчанам, оказана от Господа милость! С тех пор из года в год во исполнение древнего обета совершается это молебное шествие. Сейчас стало модно про национальную идею толковать. Что бы, дескать, нам, русским, изобрести этакое… А ведь ничего и придумывать не надо, сотни лет существует в Вятке своя национальная идея — Великорецкий Крестный ход. Недаром тут на Великую реку даже московские политики зачастили, какой-то секрет у нашего брата высматривают, чем жив народ Православный.
А тем и жив — хранит свои многовековые обеты. Как древний Израиль, несет на своих плечах ковчег Завета — чудотворный образ Cвятителя Николая, дарованный шестьсот лет назад.

А чудеса-то где?

Один раз в дороге обезножела старушка. Взяли ее под руки дюжие мужики. Да много ли на себе дотащишь, когда и здоровому-то человеку трудно. Еле-еле довели эту богомолку до привала. Вокруг на десятки километров пусто — ни села, ни деревни. Дорога старая, транспорт по ней давно не ходит. Куда теперь эту бабульку девать-то? И только ее посадили на обочину дороги, глядим — впереди носилочки стоят самодельные. Какой-то добрый человек позаботился: вот тебе, бабка, стульчик с двумя перекладинами! Ну, посадили ее на этот стул, как царицу на царские носилки, да так и тащили целый день до Великорецкого. Она сперва запротестовала, но какой-то священник ее пресек: «Сиди да молись, бабушка!». И представьте себе, никто из нас даже не удивился, откуда здесь в лесу стул, кто такие носилочки смастерил.
Этому случаю я лично был свидетелем. И думаю, что это было самое настоящее чудо. А еще передают и такую историю.
Крестный ход пришел в бывшее село Горохово. Люди там давно не живут, а полуразрушенная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери осталась. Рядом — святой источник с целебной водой, которая глазные болезни излечивает. Пошли к тому источнику, чтобы молебен совершать, святой водой запастись, искупаться. И настолько мощный бурьян за год вырос, что просто так не пройдешь. Стали мужики дорогу расчищать, да голыми руками несподручно. Тут вроде какая-то женщина топор подает. Кто такая, откуда у нее топор-то? — конечно, не обратили внимания! Давай этим топором дорожку к источнику прокладывать. Прочистили, наконец, и спрашивают: «Чей топор?». Доискивались хозяйки, да так и не нашли. Спрятали топор в укромном месте до следующего года, дескать, в будущем году отдадим. А через год и топора не обнаружили! Исчез безследно. Вот и догадайся, Чей это источник, Кто топор мужикам подавал, чтобы дорогу проторить к святому месту?
На реке Великой получила исцеление от болезни ног бабушка моей супруги Васса Александровна Бушкова. В прежние годы, когда Крестный ход совершался тайно, ей посоветовали сходить на Великую. Несколько лет она собиралась, а ноги болели все сильнее и сильнее. Наконец, решилась, и со многими испытаниями, даже с приводом в милицию (кордоны милиции препятствовали Крестному ходу) дошла до Великой. Искупалась там вместе с другими богомольцами и почувствовала облегчение. С тех пор прошло много лет, а ноги у нее, уже древней старушки, не болят.
Сколько чудес творит через свою икону Святитель Николай, покровитель земли Вятской — один Бог знает! Недаром в древнем тропаре Великорецкому образу поется про вятских, что они «веселятся… неоскудно черплюще источник исцелений».
Но самое большое чудо — сам Великорецкий Крестный ход, величайшая святыня земли Вятской и всей России, очищающий не только души человеческие, но и освящающий просторы нашей Родины. Сотни лет ведет Cвятитель Николай крестным путем вятский народ.

«Жизнь — это крестный ход»

В Господню землю идем — к реке Великой. Есть два пути — пеший и колесный. Как дойти? Завзятые туристы сходят с пути. А древние старухи с котомками доходят и возвращаются обратно.
Среди штатских платочков и кепок встречаются военные фуражки. Это офицеры из кировских частей берут отпуска и со своими семьями идут на Великую. В прошлые года ходили стихийно, сами по себе. А нынче впервые участвует целое воинское подразделение солдат с офицером во главе. По официальной версии у них — выполнение боевой задачи — «сопровождение колонны беженцев». А по факту — участие в Крестном ходе. Идут с полной боевой выкладкой (правда, без оружия), это 30 килограммов за плечами. Говорят, что раньше воинские части традиционно участвовали в Крестных ходах, особенно казаки. Молитвенный настрой нашего Крестного хода передается и молодым солдатам. На Великой они хотят причащаться, многие впервые.
Многие богомольцы шествуют целыми приходами с батюшкой во главе. Вот идет из города Малмыжа священник Борис с матушкой и своими прихожанами. Все вместе поют нараспев акафист Святителю Николаю. Вместе со своими прихожанами шагает священник из далекого Вятлага (поселок Рудничный Верхнекамского района) отец Леонид Сафронов, самобытный русский поэт, член Союза писателей России. Однажды он одной фразой ответил на вопрос какого-то биографа: «Моя жизнь — это Крестный ход».
Среди паломников встречаются лица из администрации Кировской области. Они здесь — отнюдь не почетные гости, а обычные трудники.
Самое тяжелое время пути — раннее утро. На ходу читается Псалтирь — сшибаем сон. Чтецов выстраивается небольшая очередь, иначе победить сон практически невозможно. Но иногда на заре охватывает дикое оцепенение: проваливаешься в полузабытье через каждые пять-десять шагов. Клюнув носом, резко пробужаешься — для того, чтобы сделать следующие пять-десять шагов. И так до первого привала, где засыпаешь крепчайшим сном на целых полчаса.
Между прочим, среди нынешних вятчан часто раздаются предложения «усовершенствовать» традицию Крестного хода. Пробить среди лесов дорогу, закатать ее асфальтом, на святом источнике в селе Великорецком устроить заводик, автоматизировать разлив святой воды, торговать оптом и в розницу пей не хочу! Тогда, дескать, незачем будет «ходить за три моря», можно лечиться прямо на дому великорецкой водой из магазина. Дорога, кстати говоря, уже строится — республиканского значения. Как стрела, прорезает она лесной массив в направлении на Петербург, а Великорецкое-то под боком у этой автострады.
Конечно, таких «бытоулучшителей» не остановишь. Но думаю, что Крестный ход все равно пойдет тесным путем, не обращая внимания на «блага цивилизации».

Маленькая река Великая

Великая — неширокая река со спокойными водами. Здесь на берегу под высокой горой 6 июня совершается Богослужение. Нынче, как и в прошлом году, служили сразу три владыки — Вятский Архиепископ Хрисанф, Костромкой Епископ Александр и Марийский Епископ Иоанн. Великорецкий храмовый комплекс в трех километрах отсюда просто не может вместить тысячи богомольцев со всех концов России. Исповедь с вечера всю ночь напролет принимают десятки священников. Наутро начинается Божественная Литургия. Большой деревянный алтарь распахнул свои врата на берег реки, превращая все пространство в нерукотворный храм. Выносят несколько чаш со Святыми Дарами. Начинается самое главное — Божественная трапеза, пир духовный.
Это Святитель Николай Чудотворец, греческий Епископ, благословивший северную Вятскую страну, привел ко Христу, Хлебу Небесному. Причастие продолжается около часа. Тысячи уст принимают брашно негиблющее, нашу Пасху — Самого Христа.
Подхожу и я, грешный, к чаше со Святыми Дарами. Диакон строго смотрит на мои заветревшие губы и говорит:
— Будь аккуратен, у тебя губы потрескались. Запомни, — кровь человека не должна смешиваться с Кровью Бога!
Его слова приводят в священный трепет. Еще одно напоминание о том, какую святыню дерзаем принимать! Тысячи людей нынче разнесут по всей Руси принятого в себя Христа, тихо и незаметно преображая нашу испорченную жизнь.

Олег Четвериков, г. Киров (Вятка)

19.07.2002
895
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru