Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

«В единстве Церкви и государства — будущность России!»

В Самаре прошел круглый стол «Православные духовные традиции в общественной жизни и государственной политике».


С 11 по 25 мая в Самаре проходили Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Вера и культура». 23 мая в самарском Доме ученых после пленарного заседания под председательством Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия состоялся Круглый стол «Православные духовные традиции в общественной жизни и государственной политике». Открывая заседание, Владыка Сергий отметил особую, жизненную значимость обсуждаемых тем, потому что в них — будущность России.
Секретарь Самарского Епархиального управления протоиерей Виктор Ушатов, ознакомив собравшихся с тем, что сделано в епархии для укрепления взаимоотношений Церкви и государства, выразил надежду на то, что и в дальнейшем это время благоприятное, которое по Божией милости мы имеем, будет использовано во благо — и призвал всех участников Круглого стола к серьезному разговору.
Предлагаем вашему вниманию выступления некоторых участников обсуждения.

«В армии должны быть полковые священники…»
Алексей Горбанюк, председатель Борского территориального отделения регионального движения «Самара Православная», тренер-преподаватель высшей категории по армейскому рукопашному бою:
— …Я спрашиваю наших старшеклассников, что такое Хатынь. Они не знают! И даже не могут понять, с какой стати я спрашиваю об этом… Хочу напомнить слова Апостола: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). Не уподобиться бы нам неплодной смоковнице, уготованной в огонь! У нас сейчас такая сила, но мы еще все отступаем!
На чем испокон веков зиждилась традиция русского воинства? Благоверный русский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» писал: «Сидя в седле, едя на коне на ратный подвиг или куда-то, не думай безделицу какую-то, а твори молитву Господню». Его учение до того конкретно воспринял святой благоверный князь Александр Невский, который встал за веру Христову. Потомок Невского святой благоверный князь Димитрий Донской, воспитанник Святителя Алексия Митрополита Московского, по молитвам Преподобного Сергия Радонежского победил в Куликовской битве. Митрополит Алексий сказал князю: «Храните Православие, ибо оно есть обруч русского благочестия». И все — от Великого князя до последнего воина — с молитвой шли на врага. И побеждали.
Потом был Суворов, который перед смертью написал Покаянный канон. Герой, который вообще не знал никаких поражений. Прошел со своим войском через непроходимые Альпы, показал такой героизм русских чудо-богатырей, что в истории таких аналогов не было.
И был еще святой праведный адмирал Федор Ушаков, который окормлялся в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре и там черпал свои духовные силы. Когда он готовился к битве с турецким флотом, он ехал в Санаксар, молился и постился наравне с монахами. Потом ехал на эскадру — и на всю эскадру, вплоть до последней канонерской лодки, налагал пост. «Сегодня молимся, постимся, завтра — в бой!» И вот так они побеждали. Ушаков взял остров Корфу: единственная в истории военно-морская операция, в ходе которой с моря была взята хорошо укрепленная крепость! Ушаков молитвой взял! Когда его корабли под флагом святого Апостола Андрея Первозванного только показывались на рубежах, у турецких воинов уже начиналась паника. Потому что Ангелы шли впереди! Был у нас маршал Георгий Константинович Жуков, Православный воин…
Но — не так давно все было — мы помним, как в годы армейской службы нам запрещали крестики носить. На полковом построении — форма одежды 2, без рубашки — у кого видели нательные крестики, тут же велели снимать. И ровно десять лет назад в Чечне простой солдат-пограничник Евгений Родионов попал в плен, боевики обнаружили у него крестик и сказали: «Снимай и принимай ислам!» Но он выбрал путь скорби. И за его отказ снять с себя крестик ему отрезали голову. Это было совсем недавно…
А в Беслане: офицер, капитан, освобождающий заложников, берет на руки девочек — одна мусульманка, одна Христианка, и он не рассуждает, мол, Христианку возьму, а мусульманка пусть остается… — идет, обеих в окно выбрасывает и получает вражью пулю в спину.
А еще у нас был подвиг Шестой роты псковских десантников. Есть во Псковской епархии монах Харлампий, окормляющий подразделения, которые уходят на боевое взаимодействие в «горячие точки»: Чечню, Северный Кавказ, Сербию… И он говорит, что те роты, где все исповедуются и причащаются, возвращаются из боевых операций без потерь. В крайнем случае, бывают раненые. А перед Шестой ротой боевики поставили выбор: «Возьмите деньги и пропустите — мы уйдем», — они отказались, выбрали честь русскую. И Басаев сказал: «Это русские десантники, их деньгами не возьмешь. Только убивать». И они умылись кровью — что поделать! Из девяноста человек только четверо остались живы. Почти всем присвоены звания Героев России, они посмертно удостоены орденов Мужества. Это наши восемнадцатилетние мальчики, откуда они взялись такие вот?
Честь мундира очень дорого стоит. Беслан получился не только потому, что так боевики захотели, а еще и потому, что кто-то их пропустил — за деньги. Вот приезжаем мы на соревнования в воинскую часть, и стоит солдат на КПП и просит: «Дайте пачку сигарет». Я сам в армии служил, дам сигарет. И вот те же соревнования, та же бригада спецназовцев, миротворческие войска, которых в Сербию, в другие «горячие точки» везут — и на том же КПП стоит жалкий солдатик и говорит: «А дайте мне денег! Хоть десятку, чтобы меня сержанты не побили». А потом уже и до того дошло, что приезжаю — просят хлеба… И в эту же часть к офицерам приезжают на дорогих иномарках девицы. А солдат просит хлеба!..
И если мы с вами будем продолжать церемониться: нужны нам в армии священники, не нужны, — мы дойдем до той наемной армии, которая бежит от врага. Как сказано в Евангелии о пастыре добром, который видит волков — вооружается против них и встречает без страха. А наемник бежит, бросая овец. И мы можем докатиться до такого. Одной из причин того, что Византия пала, была опора на наемническое войско. И в наше время в Персидском заливе во время «Бури в пустыне» был случай, когда французским наемным легионерам не выдали полагающуюся по контракту пепси-колу со льдом — и они отказались выполнять боевую задачу. А русский воинский дух всегда был на чести основан. Совсем разные критерии. «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). За землю свою родную.
Время полумер, ни туда ни сюда, давно уже прошло. В армии должны быть полковые священники. Пусть в частях, где это нужно, будут одновременно и муллы, как это было в Царской Армии. Но каждый воин перед своим пастырем дает присягу на верность! Меня часто спрашивают: «Зачем ты водишь своих ребят в храм?» Я говорю: «Крещеный? — Крещеный. — Присягу дал? — Дал. — Иди в храм!» Я мусульман или других иноверцев в храм не веду. А русским, крещеным, надо идти в храм. Исповедоваться, причащаться. И результаты показывают, что дело правильное. И хотя бывает и ропот, надо настаивать на своем. На малодушие у нас просто времени нет.
Присутствие в армии священства должно быть конкретным. При каждой части необходим священник.

«Нам нельзя молчать»
Председатель регионального движения «Самара Православная» депутат Губернской Думы Дмитрий Вадимович Сивиркин:
— На самом деле, война против Православного народа идет! Только почему-то мы этого не замечаем. При обсуждении вопроса о введении преподавания в школах Основ Православной культуры, от своего коллеги-депутата в Думе я услышал: «Но как же все другие культуры! В школах же учатся и мусульмане, и иудеи… Это несправедливо по отношению к ним». Я говорю: «А сколько у нас мусульман?» — «Ну, сколько: много, наверное. Процентов тридцать, и иудеев процентов десять». Тогда я предложил ему открыть статистический справочник по Самарской области, который у каждого депутата есть. А в нем приведены цифры: в нашей области 3,6 процента мусульман и 0,2 процента евреев.
На прошлой неделе, как вы знаете, мы от имени регионального движения «Самара Православная» обратились в областную прокуратуру — копию направили в Генеральную Прокуратуру — с заявлением по поводу демонстрации в пяти кинотеатрах Самары фильма «Код да Винчи». Оскорбляющего чувства верующих, кощунственного и богохульного по своему содержанию. Идет всемирная реклама этого фильма, оплаченная огромными деньгами. В очередной раз предпринимается попытка дискредитировать Христианство, особенно в глазах подрастающего поколения. Мне говорят: «Может быть, не стоило поднимать шум, тем самым создавая дополнительную рекламу этому фильму?» Но представьте, что кто-то взял и навалил огромную кучу мусора в вашем доме. Смолчите ли вы, станете ли игнорировать — или засучите рукава и дадите ответ наглецу? Если мы будем молчать, когда такую грязь наваливают в нашем собственном доме, этого нам не простят ни наши потомки, ни наши предки. Мы должны — разумеется, в рамках действующего законодательства — уметь дать адекватный ответ на подобные акции.

«Откуда берутся лукавые цифры?»
Первый проректор Самарской Духовной семинарии Игумен Вениамин (Лабутин):
— Усилия Русской Православной Церкви по духовному возрождению русского народа, конечно, вызывают сильное противодействие со стороны определенных сил в обществе. Сил, которые имеют зарубежную подпитку. Здесь уже хорошо говорил Дмитрий Вадимович Сивиркин о фильме «Код да Винчи». Параллельно с выходом этого фильма уже опубликовано якобы случайно найденное так называемое «Евангелие от Иуды» — гностическое, датируемое третьим веком, которое совершенно искажает Христианское понятие голгофской жертвы, искупительного подвига Спасителя. Уже сейчас представители некоторых либеральных кругов интеллигенции в Самаре начинают цитировать эту фальшивку и пытаются с ее помощью опровергать традиционное Христианское учение.
Нам в этой полемике необходимо прибегать к системе убедительных фактов. Порой факты в полемике грубо искажаются. Приведу очень простой пример. Когда мы говорили о необходимости преподавания в школах Основ Православной культуры, либеральная пресса устроила крик. Во-первых, будто бы обижены мусульмане, которых аж двадцать процентов в Российской Федерации, в то время как Православных всего пять-шесть процентов населения. Когда такое слышишь, возникает ощущение, что пишут не о России, а об Узбекистане. Откуда такие цифры берутся? А очень просто. Число мусульман включает все лица тюркских, арабских, восточных национальностей, которые считаются исламскими, — без учета того, во что верует конкретный человек, ходит ли в мечеть и выполняет ли он предписанные исламом обряды. Очень много людей, будучи по корням мусульманами, практически эти обряды не исполняют. В то время как в число тех пять-шесть процентов Православных включают тех, кто два-три раза в неделю бывает в храме, соблюдает посты, не менее шести-семи раз в год исповедуется и причащается, то есть является глубоко воцерковленным и ведет активную церковную жизнь. Но, простите, а остальное население?
Вот если мы обратимся к нашей статистике, все увидится несколько по-другому. Мы увидим, что примерно двадцать процентов населения хотя бы раз в месяц бывает в храме, старается соблюдать Великий пост, хотя бы раз в течение года исповедуется, причастится. Но даже те 80 процентов, о которых мы говорим и которым некоторые либеральные средства массовой информации отказывают в праве быть Православными, в важнейшие моменты своей жизни прибегают к Церкви: после рождения — крещение, вступает в брак — мы его венчаем, умирает — его отпевают. В самые критические моменты человек все равно с молитвой приходит в церковь! Пусть он не ведет активной духовной жизни, он все равно является Православным. И Православная Церковь тем более должна его интересы представлять.

«Казачество всегда было Православным…»
Атаман Волжского казачьего войска полковник Борис Гусев:
— Десять дней назад в Крыму, в Феодосии, проходил Всеказачий форум. Были на нем представители всех десяти казачьих войск, в том числе Волжского казачьего войска. Проходил он с единственной целью: оказать помощь местному населению против экстремистских и террористических действий националистов крымско-татарской диаспоры. Так вот, когда там появилось две с половиной тысячи казаков, то все эти пикеты, митинги, шествия прекратились. Кого успели догнать — ускорили этот процесс… Тем не менее в ночь перед тем, как поставить памятник Апостолу Андрею Первозванному, постамент памятника был взорван. Памятник до сих пор не установлен, он находится на территории атаманского управления. Поставили только Поклонный крест. Вот какой там расклад сил на сегодня.
Если, скажем, в Санкт-Петербурге совершен какой-либо хулиганский поступок, моментально это объявляется русским национализмом и со всех телеэкранов поднимается жуткий вой! Но в Чечне в период с 1994 по 1996 год были вырезаны тысячи казаков, их потомков и беженцев. И ни один правозащитник, ни один руководитель государства, хотя мы обращались по этому вопросу ко всем высшим руководителям, — ни один в публичных выступлениях не вступился за них, не вспомнил об этом ни разу. Мы с вами сидим, спрятав голову в песок, как страусы, и ждем: кто же все-таки там, наверху, вспомнит про нас, у кого совесть проснется…
Казачество всегда было Православным. Оно многонациональное, в одном только нашем Волжском войске насчитывается более тридцати национальностей. У нас есть и татары, и даже один негр. Так что назвать меня националистом нельзя — я интернационалист!..

Подготовила Ольга Ларькина
02.06.2006
904
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru