‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Время покаяния

"Покаяние — это живой родник народной души. Забьешь его здесь, он выйдет в другом месте…"


Русский марш в Мытищах

В праздничные ноябрьские дни, когда все газеты и телеканалы трещали о запрете «русского марша» в столице — я как раз стал участником этого марша. Только прошел он не в центре Первопрестольной, где в эти дни омоновцев было больше, чем митингующих, а в далеком от столичной толчеи подмосковном Тайнинском. Здесь, возле памятника Царю-Мученику Николаю, прошел очередной Чин Всенародного Покаяния. И случилось это 3 ноября, в день восшествия Государя Николая II на престол. Не было тут ни ОМОНа, ни политиков, ни транспарантов с сотрясающими воздух проклятиями. А были хоругви, иконы, тихие слезы покаяния. Был Крестный ход, протянувшийся на полкилометра от Благовещенского храма в Мытищах до памятника Царю Николаю. И когда одни перед началом шествия кланялись могиле подвижника — Архимандрита Тихона (Агрикова, в схиме Пантелеимона, + 2000 г.), впереди идущие уже прикладывались к распятию у подножия памятника Царю-Мученику. Несколько тысяч москвичей и приезжих со всей страны и даже из ближнего зарубежья пришли сюда, чтобы стать гражданами Святой Руси, снять со своей совести грехи богоотступничества и цареубийства…
Само по себе явление это — Чин Всенародного Покаяния — можно смело отнести к феноменам нашего времени. Представьте — почти без всякой рекламы, без санкций властей, без поддержки Московской епархии вот уже несколько лет с интервалом примерно два раза в месяц проходит это одно из самых массовых на сегодняшний день религиозное собрание под открытым небом. И не где-нибудь в тайге проходит оно, а в самом сердце России, в столице! К Чину Покаяния можно смело отнести слова Гамалиила из Книги Деяний Апостольских: «Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5, 38)… А желающие разрушить дело это, увы, были, — находятся они и теперь. Одна старушка из Оптиной пустыни мне со слезами рассказывала, как священник московского храма не благословлял ее ехать сюда — но сердце все равно звало, и совесть болела…
О том, что Чин этот — народное творчество и народная инициатива, не подкрепленная, к сожалению, благословением Священноначалия, — здесь не скрывают. В листовке, распространяемой в Тайнинском, прямо сказано, что взаимопонимание с епархиальными властями пока что не достигнуто, но организаторы считают это «досадным недоразумением», которое со временем обязательно будет устранено. Зато здесь я не один раз услышал, что Патриарх Алексий II и Священный Синод призывают народ к покаянию в грехах богоотступничества и цареубийства, и это дает надежду, что все недоумения будут со временем устранены. И к идущей «снизу» могучей народной инициативе добавятся организационная стройность и идеологическая четкость, которые обретаются лишь при административном участии «сверху». И дальше «не замечать» это массовое, объединяющее тысячи Православных действо, думаю, уже невозможно. Невозможно его и запретить, ведь покаяние — это живой родник народной души. Забьешь его здесь, он выйдет в другом каком-нибудь месте… Лучше всего епархиальной власти постараться понять этот покаянный феномен, убедиться в том, что он не несет угрозы единству Церкви, и после этого мягко «влиться в процесс». И не меняя ничего в его сути, избавить его участников от каких-то нежелательных крайностей, неизбежных даже и при самом искреннем и благонамеренном самочинии… Только в этом случае из родника народной инициативы выльется уже целое море, своей очистительной и животворной волной преображающее всю Россию…
А что смутьянам и раскольникам тут дают крепкий отпор, я почувствовал… на себе! Когда попытался без разрешения организаторов раздать несколько номеров газеты «Благовест», с меня строго спросили, по чьему благословению издается газета, и только услышав успокоивший их ответ, дали мне «добро» на раздачу. Одна из организаторов, Галина Конько, несколько извиняясь, объяснила мне, что такая строгость — вынужденная. Здесь люди готовы к провокациям, ведь уже были попытки использовать эту трибуну для пропаганды антицерковных взглядов. Но с такими господами здесь не церемонятся…

Тайнинское — от слова «тайна»

Топонимика этого места весьма удивительна, необычна. На слух это слово — Тайнинское — воспринимается как «тайна» (так же как и Дивеево — от слова «диво»). И это, конечно же, не случайно. Раньше через эти места пролегал путь от Кремля до Троице-Сергиевой Лавры. Этот маршрут связывал воедино власть светскую и власть духовную. На том месте, где сейчас высится памятник Императору Николаю, стоял Путевой дворец. И когда в столице не нашлось места для памятника Царю, решили установить его на окраине Москвы. Тогда мне это решение казалось странным. Теперь все прояснилось: более удобного места для собрания тысяч Православных людей просто не найти. Вроде бы и совсем недалеко от конечной станции метро «Медведково», и в то же время это уже пригород, то есть не на виду у властей! И пустырь перед памятником тоже промыслителен: вокруг в радиусе полукилометра — ни одной постройки! Ну не диво ли? Есть где собраться народу на покаяние…
На первоначальном памятнике Царю Николаю, созданном известным скульптором Вячеславом Клыковым (+ 2006 г.), была надпись: «С покаянием — от всего русского народа». Когда памятник взорвали вандалы из какой-то экстремистской коммунистической секты, люди стали приходить на это место, читать акафисты Царю-Мученику. Взрыв как будто встряхнул людей, пробудил от спячки… И когда памятник был отстроен заново, на нем почему-то уже не было таблички со словами про покаяние, но зато люди пришли сюда и стали живым свидетельством подлинности этого покаяния!
— Это как на моей родине, в Башкирии, — рассказывает Галина Конько. — 
Когда коммунисты взорвали Святой Табынский источник, то вместо одного родника из земли забило сразу несколько святых ключей! Так и здесь, враги ничего не добились взрывом. Напротив, после этого Тайнинское стало одним из центров русской духовной жизни. Сюда со всей страны потянулись люди, чтобы славить Святого Царя!
Не случайно и то, что Чин Покаяния совершается в Мытищах. Название старинного русского города связано с Яузским волоком — крупным транспортным узлом Древней Руси. Здесь тянули волоком суда и брали пошлину — мыт. Отсюда пошло и название. Подобно Евангельскому мытарю, русские люди приезжают на Чин Покаяния в Мытищи, дабы умолить Бога простить грехи (налоги) и пременить Божий гнев на милость…
…Когда-то по этой дороге через Тайнинское пришел в Москву первый Царь новой династии — Михаил Феодорович Романов. И кто знает, не прокладывают ли эти покаянные моления в Тайнинском дорогу на Москву для нового русского Царя из той же славной Династии?

«Время сотворити Господеви…»

Перед Чином покаяния была прочитана Соборная клятва 1612 года, на все времена до скончания веков обязывающая каждого Православного русского под страхом проклятия и отлучения сохранять верность Царской Династии Романовых. Чин Покаяния возглашал один из множества присутствующих священников (говорят, в основном приезжих — из Молдавии, Украины, Сибири, Татарии). Чин Покаяния — это тоже народное творчество, автор его неизвестен. И, видимо, есть несколько списков этого Чина. Я буду говорить о том, что слышал сам.
Кто-то скажет, что Чин этот «нетолерантен» — так как грех называет грехом и все вещи называет своими именами. Когда движение всенародного покаяния наконец обретет официальный статус, наверное, неизбежно изменится и Чин покаянный — из него, скорее всего, уберут все то, что коряво звучит для «цивилизованного уха». Но важно, чтобы не ушло главное! Этого допустить ни в коем случае нельзя…
Когда звучат слова об абортах, людоедской фетальной терапии, о комсомолии и пионерах, о дискотеках, растленной одежде, принятии ИНН, первомайских демонстрациях, — особых объяснений не нужно. Это понятно всем. Но есть в Чине и другие слова, которые все же нуждаются в комментариях или хотя бы в подготовке. Имею в виду, например, попытку списать часть вины в Российской смуте на реформы Петра Великого (который, к слову сказать, был законным Царем, Помазанником Божиим, который вооружил и защитил Россию от Запада — без чего западное влияние было бы у нас еще более дерзким, ведь с завоеванными народами и вовсе никто не церемонится!). У кого-то вызовет недоумение упоминание в Чине о детских прививках, кто-то вздохнет, услышав слова о косметике. Кто-то не согласится с тем, что нужно каяться в вине раскола XVII века (на мой-то взгляд, и в этом нужно нам всем покаяться! Вместе со старообрядцами…) И все же несомненно, что Чин этот вполне может стать основой для всенародной уже не только по названию, а и по сути — по всей стране проводимой, в каждом храме! — акции покаяния. Ибо Чин этот не только называет грехи, но и бичует их, заставляя сжиматься сердце в покаянном чувстве… Сейчас критерии добра и зла размыты настолько, что важно не просто назвать грех, но и донести до сердца весь ужас и мрак многолетнего служения этому греху («А ведь и я…» «И это тоже было…» — сколько раз вот так неожиданно-остро кольнет у каждого сердце во время Чина!..) Многие плачут. Кто-то падает на колени… Кто-то до крови кусает губы. Но никто не пытается оправдать себя. А это главное!
И пока еще Чин этот не стал официальным, мы можем увидеть в нем отражение народной души в неприглядной простоте ее и в неброском величии! ТАК каяться может только русский народ! Только народ-богоносец столь сурово вершит суд над самим собой — пред святым ликом убиенного Царя, в виду правды Божией! И это покаянное чувство размягчает любые сердца. Делает людей совсем иными. Преображает души!
— У меня есть знакомая — директор представительства фирмы «Л’Этуаль» в одном крупном сибирском городе, — рассказывает Галина Конько. — Я пригласила ее на Чин Покаяния. Когда она оказалась здесь, у нее было такое лицо, как у человека, который не понимает, зачем он сюда пришел. Она очень замерзла, устала и ушла недовольная. Мне стало понятно, что она с нами разного духа. И вот спустя некоторое время я звоню ей, чтобы поздравить с праздником. И она говорит: «Галина, что со мной происходит? Во-первых, я теперь не могу смотреть телевизор. Во-вторых, не могу общаться с прежними друзьями, это пустое общение меня раздражает». Потом она рассказала, что по несколько тысяч со своей зарплаты теперь жертвует в детские дома, приюты… Она увидела, что у некоторых девушек из ее фирмы на полках стоят оккультные книги, она эти книги собрала и сожгла — а взамен поставила им на полки Православные книги… Девушки с интересом прочли книги, и в их душах тоже что-то стало меняться…
…Бывают случаи, когда после Чина Покаяния воцерковляются семьи, восстанавливаются разрушенные браки. Одна чета накануне развода решила пойти на Чин Покаяния — посмотреть, что после этого будет. И вернулись они оттуда крепкой Православной семьей… Другая семья много лет была неплодной, и вот после Чина Покаяния наступила беременность и родился ребенок. Мальчик родился как раз в день Царя Николая, когда в Тайнинском проходил очередной Чин Покаяния. И ребенка назвали Николаем…
Анастасия Муллабаева из Татарии, из города Бугульмы, приезжает в Тайнинское уже пятый раз — на «газели», с подругами. Все они многолетние подписчицы «Благовеста». Анастасия рассказала про свою знакомую, Любовь (которая тоже приехала вновь на Чин Покаяния), она побывала здесь в первый раз вместе со своей тридцатилетней дочерью. У дочери были проблемы со здоровьем, она не могла выйти замуж, как они предполагают, из-за колдовства одного близкого родственника. После прохождения Чина Покаяния в жизни ее дочери все изменилось. Она выздоровела, неожиданно получила квартиру. Сейчас начала устраиваться и ее личная жизнь… А маму каждый раз вновь тянет сюда — под священническую епитрахиль!
— Первое, что меня более всего потрясло здесь, — это покаяние за 
внутриутробные убийства, — говорит Галина Конько. — Я впервые осознала тяжесть этого греха, и не только как личного, но и перед всей Россией! Когда я подошла к священнику под епитрахиль, то услышала: «Отпущаются грехи Галине и роду ее…» Я подумала: как же так, никто из сродников не просил меня каяться за них. Но жизнь моя с тех пор полностью переменилась, и жить как раньше я уже не могла… Мама уехала ухаживать за братом, которому предстояла тяжелая операция на глаза. И вот мама возвращается через неделю — операцию отменили! Врачи сделали укол в глазное дно и сказали, что будут наблюдать за его состоянием. Я почувствовала, что это неожиданное улучшение здоровья брата как-то связано с Чином Покаяния, который я прошла… Вскоре мой брат уже водил машину. Теперь он каждое воскресенье стал ходить в храм, венчался и крестил своих детей.

«Сильный, Державный…»

Старожилы рассказывают о многочисленных чудесах, происходивших в Тайнинском. Паломников из Новочебоксарска сюда привел радужный столб. Их автобус ехал три дня вслед за радугой! А группу паломников с Украины долго продержали на таможне, и они приехали сюда с опозданием, плакали и целовали эту землю. Когда они сами прочли Чин Покаяния, из Благовещенского храма неожиданно вышел священник и благословил их. И когда паломники вышли за ворота храма, они увидели над куполом — Царицу Небесную…
Но для меня самым большим чудом было другое. Увидеть нескольких деток разных возрастов (Православная семья, где мал мала меньше!), которые вместе с мамой дружно выводят в такт: «Бо-же, Ца-а-ря хра-а-ни!.. Сильный, Державный!..» Заметить в толпе кающихся двадцатилетнюю девушку в модных брючках и неудобных сапогах со вздернутым носком, которая что есть силы кутается в тоненький, негреющий (потому что модный!) шарф, ежится от пронизывающего холода — но не уходит. Увидеть на Крестном ходе молодых розовощеких парней, несущих хоругви. А под самый конец стать свидетелем невиданного зрелища: несколько священников с епитрахилями, с крестом и Евангелием в одной руке выстраиваются по периметру вокруг памятника и совершают таинство Покаяния! А люди со всех сторон осаждают их — стараются как можно быстрее попасть под епитрахиль… Так было, наверное, в 1607 году — во времена Патриархов Иова и Ермогена, которые в Успенском соборе Кремля вот так же отпускали народу грехи — и тем ковали русскую победу в борьбе со Смутой!
А сверху на всех нас, собравшихся на этот Чин, и на всю огромную — Великую, Белую и Малую Россию, направивших сюда своих ходоков — смотрит Царь Николай. И радуется вместе с нами, и плачет с нами, и с нами надеется. Жива Русь, жива вера, а значит, все у нас впереди. Была Голгофа, значит, будет и Воскресение.

На снимках: Крестный ход в Тайнинском; у памятника Царю-Мученику Николаю; "Покаяния отверзи ми двери…"

Антон Жоголев
Фото автора.
10.11.2006
1436
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru