Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

«Живем в мире, согласии и любви»

Для шенталинцев встреча с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием стала большим и светлым праздником.


Для шенталинцев встреча с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием стала большим и светлым праздником.

С хлебом-солью

В знак особого уважения глава Шенталинского района Владимир Дмитриевич Петров встретил Правящего Архиерея на границе Шенталинского и Исаклинского районов. Народный ансамбль «Шенталинка» пропел приветствие дорогому гостю, Владыке поднесли хлеб-соль.
В Шентале у храма в честь Успения Божией Матери Владыку встречали сотни людей. По сельской традиции верующие выстлали из головных платков путь Архиерею от церковных ворот до притвора храма. Вместе с сельчанами всю воскресную службу усердно молились глава района и работники местной администрации.
После Богослужения состоялась научно-практическая конференция «Православные ценности в современном мире».
— В нашем районе создаются центры духовного возрождения, очаги Православного просвещения и милосердия, — говорил с трибуны конференции Владимир Петров. — Мы убедились: вера — это та основа, на которой строится нравственное и материальное благополучие людей.
Директор Новокувакской школы Наталья Анатольевна Герасимова рассказала, что возрождение духовных ценностей происходит через приобщение учащихся к народным традициям родного края, а воспитание любви и бережного отношения к родному селу способствует воспитанию любви к России. «Можно ли выстроить духовно-нравственное воспитание вне Православия? Ответ однозначен: нет, потому что нравственность вне ее духовных корней так же невозможна, как плоды без дерева. Мы также стремимся воспроизвести ту духовную атмосферу благоговения перед Православными святынями, которая через предания дошла до нас и сохранилась в народе».
С 2006 года Новокувакская школа является региональной базовой площадкой по учебному курсу Основы Православной культуры. Уроки ОПК проводятся в начальной школе со 2-го по 4-й класс и в основной школе — в 5-м классе. Православная культура преподается также в Шенталинской школе № 2, в школах сел Аксаково и Каменка.

Шентала — район двух религий

— В районе сложилась традиция конструктивного сотрудничества основных конфессий, — говорил глава района Владимир Петров. — Это, считаю, является основой укрепления гражданского мира и гармоничного развития каждого жителя района. Всего в нашем районе проживает 18 тысяч человек. Русские только три деревни, остальные — чувашские, мордовские и татарские.
Поддержку Православия и ислама власти осуществляют на протяжении уже многих лет. В райцентре, в тридцати метрах друг от друга, соседствуют храм и мечеть. Строится Православный храм в поселении Салейкино и реставрируется церковь в селе Новый Кувак. Две мечети открыты в селе Денискино, по одной в Карабикулово и Татарском Абдикеево. Мне рассказали, что при мечети в Шентале работает воскресная школа. Уроки в ней ведет бывший заместитель главного врача района хирург Анвар Сальманович Суфьянов.
Когда в районе проводятся меро-приятия светского характера, в них, как правило, участвуют представители Православного духовенства и мусульманской общины. Между прочим, мусульмане Шенталы с одобрением восприняли проведение конференции «Православные ценности в современном мире», поскольку речь шла об укреплении семьи, нравственности.
А перед этим я обратил внимание на то, что на воскресном Богослужении в храме были и татары. Они не молились, но очень внимательно наблюдали за ходом службы. А проповедь Архиепископа Сергия о духовном возрождении России произвела на них сильное впечатление.
Нельзя не сказать и о том, что к проблеме противодействия тоталитарным сектам и ваххабитам здесь относятся очень серьезно. Власти и верующие обеих конфессий убеждены, что сектанты всех мастей — это серьезное зло, разрушающее мир в селах. Когда представители сектантов иногда появляются в районе и пробуют вести агитацию, их просто-напросто выгоняют.

«Семья — опора государства»

— Детей воспитываем на духовных корнях народа, — говорит глава района Владимир Петров. — Это делает их невосприимчивыми ко злу и способными на добро. Национальные традиции сохраняются и в смешанных браках, которых у нас достаточно много. На чувашских и мордовских девушках охотно женятся татарские парни. Бывает и наоборот, когда парни из Православных семей женятся на татарках.
Галина Якубовна Какарова по национальности татарка, мусульманка. Ее муж Александр Ефимович чуваш, Православный. Галина Якубовна частенько бывает в церкви.
«Потому что я уважаю религию мужа, которая учит добру и любви к людям», — поясняет она. Их дочь Лена сейчас учится в медицинском институте. Когда Лена подросла и стала проявлять интерес к вероисповеданиям, родители предоставили ей право самой выбрать религию. И так поступают во многих смешанных семьях. Тот факт, что в районе немало крещеных татар, здесь никого не удивляет.
В целях укрепления семьи в районе образованы совет женщин и совет мужчин, последний возглавляет глава района.
В работе обоих советов участвуют Православный священник и представитель мусульманской общины. Важное направление работы советов — воспитание патриотизма, подготовка юношей к службе в армии, а девушек — к семейной жизни.
Глава района Владимир Дмитриевич Петров по национальности чуваш. Во многом его заслуга в том, что в районе люди сохранили свою веру, национальные традиции, уклад жизни. Между прочим, Самарский институт повышения квалификации работников образования именно в Шентале стремится проводить областные олимпиады по чувашскому языку.
Свою самобытность сохранили и татары. В школе большого татарского села Денискино хотели было даже перейти на преподавание на татарском языке, но вскоре сами учителя от этого отказались. Дело в том, что слабое владение русским языком тормозит дальнейшее образование молодежи. А ведь многие юноши и девушки стремятся получить высшее педагогическое, юридическое, техническое образование.

«Мы все хотим в рай…»

Село Салейкино, которому недавно исполнилось триста лет, находится на границе с Татарстаном. Здесь уже ждали Владыку Сергия. А встретили его жители села у недостроенного храма во имя Великомученика Димитрия Солунского. Как-то сам собой возник митинг. Не обращая внимания на падающие через прорехи в куполе капли дождя, люди рассказывали Архиерею о своих проблемах. Некоторые от волнения говорили на чувашском языке. Главное пожелание от имени всех сельчан высказал Иван Михайлович Краснов — житель соседней деревни Старое Афонькино: «Дорогой Владыка, мы все хотим в рай. Помогите нам достроить храм...».
Волнение людей передалось и Владыке Сергию. Он заверил, что епархия не останется в стороне от духовных нужд жителей Салейкино.
Когда импровизированный митинг закончился, глава района предложил сельчанам спеть тропарь великомученику Димитрию Солунскому. Под куполом храма раздалось умилительное пение на чувашском: «Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа...».
...Люди тепло простились с Архиепископом Сергием, поблагодарив его за приезд в сельскую глубинку. Глава района Владимир Дмитриевич Петров проводил Владыку Сергия до границы Челно-Вершинского района.

Слово Церкви должно дойти до всех

В Самарском отделении Всероссийского общества глухих зазвучала Православная проповедь.

На доске объявлений в Доме культуры «Аврора» бросалось в глаза сообщение: «Сегодня в 13.00 состоится лекция «Традиции Православных праздников». Читает диакон Владимир Харитонов». До начала лекции оставалось немного времени, и исполняющая обязанности директора Сурдоцентра Самарской области Татьяна Левина рассказала мне о сотрудничестве Центра с Самарской епархией.
— Наши подопечные в своем большинстве — люди Православные, крещеные, они тянутся к вере, хотят больше знать о Православных традициях, о жизни Церкви. По нашей просьбе Самарская епархия направила к нам сотрудника миссионерского отдела диакона Владимира Харитонова, клирика храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Первые встречи показали, что Православная проповедь нашла отклик в сердцах людей с ограниченными возможностями...
Лекция началась. Отец Владимир держит в руках икону и неспешно рассказывает о  празднике.
— Мы очень рады таким встречам, — говорит мне пенсионерка Лариса Ивановна Меркулова. — Дело в том, что нас, глухих, очень активно зазывают баптисты и «свидетели Иеговы». Они каким-то образом узнают наши адреса и ходят по домам, агитируют вступать в их структуры. Но для нас, Православных, это совершенно неприемлемо. Встречи с отцом Владимиром — это окно в Православный  мир, возможность больше узнать о Боге, о Церкви.
Лариса Ивановна рассказала, что работает уборщицей на заводе «Агрегат». После того как она окрепла в вере, у нее изменилось отношение к работе. «Трудиться для людей — великое благо», — говорит она.
После нескольких лекций-бесед глухие пожелали побывать в Православном храме. И вот  в церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Божественную литургию приехала с сурдопереводчиком группа пенсионеров. Храм им очень понравился, но службу они не поняли. Сурдопереводчик потом призналась, что многие слова Богослужения она сама не поняла, а потому и перевести не смогла.
— После этого мы разработали для сурдопереводчика специальную памятку, — рассказывает отец Владимир. — Провели с сурдопереводчиком несколько учебных занятий. Богослужение стало более понятным, но теперь требовалось умение передать его внутреннее содержание. Когда со временем была решена и эта задача, люди испытали ни с чем не сравнимую радость.  Несколько человек захотели исповедаться и причаститься Святых Таин.
Доверительные отношения со священнослужителями Софийского храма расположили глухих на откровенность. И у отца Владимира спросили о том, что больше всего волновало: за что Бог послал им испытание глухотой? Сами же люди считали, что страдают за свои грехи.
— Нам важно знать, что Бог — наш Отец, — ответил диакон Владимир. — Бог любит нас. Но наши отношения с Богом часто похожи на отношения врача и его пациента, который тяжело болен. Как врач назначает лечение больному, так и Бог хочет вылечить нашу больную душу — часто через страдания тела. Но в болезни, в страдании душа очищается, просветляется. И становится готовой быть с Господом в Царствии Небесном.
Простое объяснение, а сколько облегченных вздохов и слов благодарности прозвучало в ответ!
В Самаре проживает около трех тысяч глухонемых. Из них абсолютное большинство — люди, крещенные в Православии. Многие тянутся к Церкви. Но дать этим людям духовную литературу — лишь часть дела. Читать они могут, но усвоить смысл порой не удается — из-за специфики заболевания. Необходимы сурдопереводчики, понимающие Православное Богослужение.
Самарскому отделению Всероссийского общества глухих готова помочь Самарская епархия — кадрами, методическим материалом. Сурдопереводчики могут пройти переподготовку на межвузовской кафедре теологии и  истории религий при Самарском университете путей сообщения.

На снимках: хлебом-солью встречали шенталинцы Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на границе своего района; Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и глава администрации Шенталинского района Владимир Петров (на снимке справа); Благодаря трудам диакона Владимира Харитонова (на снимке — в центре, во втором ряду) в Самарском обществе глухих образовалась Православная община.

Олег Бедула
Фото автора и Н. Таировой
28.11.2008
1042
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru