Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

«Молодежь XXI века — будущее великой России»

Под таким названием прошла в Самаре областная научно-практическая студенческая конференция.

Под таким названием прошла в Самаре областная научно-практическая студенческая конференция.

В зале Самарской филармонии, заполненном в основном студентами, было в этот день много и священнослужителей. И сама научно-практическая конференция была организована совместно Самарской епархией, межвузовской кафедрой теологии и истории религий и Самарским государственным университетом.

«Приумножать сокровища духовного наследия»


Пленарное заседание «Будущее России: мнения, предложения, действия» открыл Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. В своем выступлении Владыка Сергий сказал:
— Этот год, объявленный годом молодежи, призван стать переломным в отношениях власти и юношества, духовно-нравственном состоянии нашего юношества. На недавно завершившемся в Москве Всемирном Русском Народном Соборе Священноначалие Русской Православной Церкви, виднейшие ученые и специалисты наметили новые вехи на пути духовно-нравственного оздоровления всего современного российского общества и особенно молодежи. Святейший Патриарх Кирилл отметил, в частности, что независимо от возраста человек — будь он молод или в зрелых годах — одинаково страдает от нерешенности своих внутренних проблем, от ран, наносимых его душе чуждыми веяниями, вредоносными идеями и действиями. При этом Первосвятитель подчеркивал, что многие ошибки отечественной педагогики в воспитании сводятся к взгляду на молодежь сверху вниз, к огульной критике, окрикам в ее адрес. Говорить с молодыми людьми следует точно так же, как Церковь говорит со всеми. Это наша проекция в будущее. Они наследники и хранители великой византийской Православной цивилизации.
Современное общество часто называют информационным. Действительно, мир еще не видел такого уровня развития средств коммуникации между людьми, способов, методик идеологического и психоэмоционального воздействия, прежде всего на молодежь. Колоссальный поток информации, который обрушивается на современного молодого человека, к сожалению, играет в основном негативную роль, он размывает понятия добра и зла, воспитывает в юношах и девушках нравственную глухоту. Под лозунгом толерантности взращивается в них вседозволенность, неуважение к родным традициям, к своей государственности. Эти искусственно навязываемые качества легко обратить в антисоциальные и радикально-экстремистские настроения и действия. В то же время современные средства информации дают возможность интеллектуально и духовно обогащаться. Средства коммуникации можно и должно использовать для проповеди христианских ценностей. Вопрос сохранения нашей молодежью своей национально-религиозной идентичности в эпоху новейших информационных технологий можно определить как борьбу противоположных систем ценностей: традиционной, опирающейся на вековой опыт Православия, и постмодернистской, лукаво уравнивающей добро и зло, размывающей почву под ногами молодого человека. Пропагандисты этой, второй точки зрения, уверяют нас, что, выражаясь метким народным языком, «все едино — что хлеб, что мякина». Что все равно, какая у тебя Родина, какой язык, какие корни. Они утверждают, что вообще нет никаких критериев, поэтому следует жить как угодно. Религия для них пустое слово — или музей, полный безполезных устаревших вещей. Неудивительно и даже логично, что эти силы покушаются на самое святое: на нашу историю, культуру, на победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Послушать их, так окажется, что это не мы сокрушили фашистов, а союзники. Они договариваются уже до того, что оправдывают гитлеровских преступников и их сообщников. На поверку оказывается, что и действия этих апологетов безпристрастности очень даже пристрастны. Все их пристрастия на стороне врагов России. Слава Богу, в последнее время на государственно-церковном уровне принимаются все необходимые меры для пресечения такого рода пропаганды.
Великая миссия Православной Церкви в наши дни, как и всегда в смутное и сложное время — идти против течения. Отстаивать Истину, неся всевозможные риски, беря на себя ответственность перед будущим России и всего мира. И главное из того, что мы должны донести до нашей молодежи, — это идея Бога и святости. Ибо Бог создал человека и даровал ему Свой образ, вложил в его природу нравственное чувство; это нравственное чувство мы и должны взращивать и развивать в каждой молодой душе. Те, кто проповедуют молодежи нравственную всеядность, безыдейность, космополитизм, далеко не глупые люди. Они имеют четко поставленные цели и задачи. Любой верующий Православный человек знает о программе действий этих сил из Священного Писания, а в наши дни еще и из событий новейшей и отечественной истории. Противостоять им можно только вооружившись мечом духовным — святой Православной верой. Для этого она должна освятить все явления нашей жизни, перейти из умозрительной области в сферу жизненных интересов и реальных дел.
Отрадно отметить, что в Самарской области складывается благоприятный опыт взаимодействия Церкви с подростками и молодежью. Создана межвузовская кафедра теологии и истории религий, а также Православной педагогики и психологии. Надеюсь, что совместными усилиями нам удастся решить многие вопросы и недоумения, существующие в молодежной среде. Жизненно важно увидеть за всеми кризисными явлениями главную проблему: кризис национальной идентичности, утрату нравственного чувства. Уверен, нашей молодежи решить эти проблемы по силам. Она, как я уже отмечал, по праву является наследницей и хранительницей великой Православной цивилизации. Добавлю: ей это сокровище и приумножать. Идеал Святой Руси, на котором наша Родина уже поднимала свою историю, достижим и в третьем тысячелетии.

«Молодость — это время жизненного выбора»


Председатель Синодального отдела по делам молодежи Архиепископ Костромской и Галичский Александр много лет занимается проблемами молодежи. С 1994 года Архиепископ Александр входит в состав Совета по делам молодежи при Президенте России. Выступая на конференции, Архиепископ Александр сказал:

— Бог так устроил человеческую природу, что в каждом из нас заключено всегдашнее стремление к общению, способности и таланты каждого проявляются в общественной жизни, в совместной деятельности. Если человек угрюмо замыкается в себе, удаляясь от общения, то это верный признак глубоких проблем в его психической жизни. Главная молитва Православного Христианина начинается словами не «Отче мой», а «Отче наш». То есть даже когда мы молимся в уединении, то приносим Богу молитвы от лица всей Христианской общины. Но особенно расположена к общению молодежь.
Молодость — это время, когда человек впервые сталкивается со многими явлениями жизни. Это порождает чувство неуверенности, а иногда и подавленности. Ища опору в других, испытывая острую потребность в общении, молодой человек сам становится опорой для своих друзей и близких.
Молодость — это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовки к полноценной взрослой жизни. В это время человек стремится все постичь самостоятельно, в нем велика сила жизненной активности, потребности в самоутверждении и самореализации. Он всем живо интересуется, его взгляды часто отличаются максимализмом.
Молодость — это одновременно время жизненного выбора. В юном возрасте нам приходится выбирать профессию, друзей, спутника жизни, и самое важное — делать мировоззренческий религиозно-нравственный выбор. В молодости душа человека способна к высоким порывам, но одновременно и крайне уязвима. Перед глазами каждого из нас не раз разворачивались страшные жизненные трагедии молодых.
Сегодня мы переживаем времена невиданного унижения человеческой личности. Мы всюду слышим о свободе выбора, но не замечаем, как те, кто говорят об этой свободе, унижают нас, сводя личность к сумме потребительских инстинктов. Производители всевозможных товаров и услуг рассматривают молодежь всех развитых стран как большой рынок. И на этом «молодежном рынке» стремятся нажиться самые разнообразные торговцы, в том числе торговцы идеологиями и псевдорелигиями. Сотни тысяч молодых людей, к сожалению, в нашей стране стали жертвами алкоголизма и наркомании. Молодых людей пугают социальные бедствия. Им зачастую недостает той твердости характера, которая вырабатывается с годами у взрослых, прошедших суровые испытания невзгодами. Настораживает и то, что сегодня во многочисленных программных документах, обсуждаемых в государственных органах, на разных уровнях отвечающих за молодежную политику, все внимание уделяется материальной стороне жизни молодых людей, и очень мало говорится о стороне духовной. В повсеместное употребление вошло такое понятие, как «качество жизни», отражающее только материальную сторону. Иметь благоустроенное жилище, возможность получить высшее образование и хорошо оплачиваемую работу, регулярно заниматься физкультурой и спортом, — все это, конечно, очень важно. Но человеку этого мало. Занимаясь только устройством материальной стороны жизни молодых людей, мы в конечном итоге воспитаем всего лишь очередного потребителя. Серого представителя общества без идеалов.
Скажу еще больше: человек, весь смысл существования которого заключается в совершенствовании материального качества собственной жизни, представляет потенциальную опасность в обществе. Ведь в эпоху экономического кризиса он разом лишается многого. Именно такие люди в кризисные времена становятся источником агрессии и смуты. Не случайно известные историки и политологи свидетельствуют: настоящей причиной революции является не только низкий уровень жизни населения — во многих странах на протяжении столетий классы мирились с таким положением, — революции происходят как следствие обманутых надежд. Практически всегда они предваряются большим или меньшим по длительности экономическим подъемом, внезапно переходящим в спад. И вот когда завышенные ожидания населения не сбываются, и зреет революция.
Примечательно, что понятия «качество жизни» в русской литературе никогда не было. Зато были понятия смысла жизни, цели жизни, назначения человека в этом мире. И понятия эти были наполнены глубоким религиозным смыслом, содержанием. Жить можно только ради того, ради чего не страшно умереть.
О смысле жизни в религиозном понимании не уставали говорить религиозные подвижники, писали видные философы и писатели России. Начиная со времен перестройки Православие становится к нам все ближе. Но у нашей веры всегда были и остаются противники. Меняются времена, и вместе с ними меняются аргументы противников Православия. В начале 90-х многие объявили Православие пассивной созерцательной религией, неспособной помочь обществу в решении хозяйственных задач. Сегодня те же критики упрекают Церковь в излишней активности, в попытках изменить общество.
У Церкви нет намерения господства в обществе. Но мы полагаем, что именно Церковь поможет исправить тот перекос в сторону материального потребления, который наметился, и очень серьезно, в последнее время. Нет ничего дурного в бурном развитии рынка, увеличении производства товаров и услуг. Но нельзя пренебрегать высокими традициями духовной культуры, забывать про патриотизм, благотворительность. Только так можно выжить в современном мире. Иначе к концу XXI века наш великий народ с удивительной историей и культурой может попросту исчезнуть с лица земли. Вспомним слова Господа: «Если вы не послушаете гласа Моего, то это великое и многое множество народа обратится в малое среди народов, между которыми Я рассею их» (Вар. 2, 29). Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая в день интронизации 1 февраля в воссозданном из небытия Храме Христа Спасителя, подчеркнул, что ныне «предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, — помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».
Можно как угодно совершенствовать внешнюю сторону жизни, изощряясь в поисках комфорта, развлечений, наслаждений, но восполнить пустоту души может только религиозное чувство. Вспоминаются слова Евангельские: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16, 26). В свете этих рассуждений становится совершенно ясным, в чем должна состоять задача Православного миссионера и педагога. Если мы по-настоящему хотим, чтобы молодежь шла за нами и храмы наполнились верующими людьми — не по крещению только, а по жизни, — то каждый из нас должен явить пример счастливого человека, который приглашает в храм людей не по долгу, не потому что у него работа такая, а из искреннего желания уделить молодым людям частицу своего счастья, которое он сам обрел в храме. Поделиться с молодыми людьми тем, как богат Господь и светом, и теплом. Какая внутренне богатая жизнь там, за порогом церкви, происходит! И лучше не браться за молодежное служение тем, кто ощущает собственную душевную неустроенность. К ним, наверное, следует отнести и обличение Христа Спасителя: «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4, 23).
Сегодня наше пристальное внимание привлекает школа. В школах проходит главный фронт борьбы за будущее России. Здесь созидается так нужный стране союз поколений. Плохо, если молодое поколение входит во взрослую жизнь, не имея четких нравственных установок, оставаясь чуждым культурному миру отцов и дедов, если разрушается союз любви между поколениями. Общество, в котором этот союз разрушен, Экзюпери сравнил с фасадом опустевшего дома, который обрушится после первого же удара.
Базисная культура, которая объединяет все группы населения, непременно должна быть основана на исторически сложившейся системе ценностей нашего народа, страны, в которой мы с вами живем. Эти ценности заключены в нашем языке, в классической литературе, в народной и классической музыке и, конечно, в религиозной традиции. Поэтому основы религиозной культуры необходимо изучать в школах наравне с русским языком и литературой. Все это в совокупности формирует традиционную систему ценностей, из которой и вырастает личность.
Русская Православная Церковь разработала концепцию включения в новое поколение Госстандарта предмета «Православная культура», и эта концепция в настоящее время направлена в Российскую Академию образования для использования и учета в разработке нового поколения стандарта. Основы Православной культуры в той или иной форме сегодня изучают более миллиона российских школьников. И очень отрадно, что и здесь, на Самарской земле, этот процесс очевиден.
Православная общественность выражает свое несогласие с предложением внедрить в школьную программу учебник, содержащий некий суррогат представлений о различных религиях. В силу существенных различий, несовместимых религиозных традиций такой подход давал бы безсистемный набор противоречащих отрывочных знаний и ни в коей мере не мог бы способствовать решению задач в области воспитания. То есть стал бы откатом назад, свел бы на нет всю проводимую в последние годы работу.
Поделюсь опытом Костромской земли. С 2005 года во всех школах Костромской губернии на основании приказа областного департамента образования и науки введен региональный учебный предмет «Истоки» — аналог Основ Православной культуры. «Истоки» преподаются со второго по девятый классы в качестве обязательного предмета. Интересна статистика. «Истоки» в средней школе приветствуются 85 процентами родителей. С интересом относятся к предмету, по мнению родителей, 75 процентов школьников, изучающих «Истоки». Регулярно рассказывают об уроках по курсу «Истоки» родителям 88 процентов детей, посещающих эти уроки. 75 процентов родителей считают для своих детей полезным знакомство с Православием, считают достаточным для ознакомления с традиционными духовно-нравственными ценностями изучение этого предмета почти 90 процентов родителей. Учебный курс «Истоки» — это предмет, направленный на консолидацию всего общества. Преимущество «Истоков» состоит в ненавязчивом характере содержания нравственных и духовных ценностей. И при этом формируется представление о Православных основах отечественной культуры.
39,6 миллиона молодых граждан, что составляет 27 процентов от общей численности населения России, — этот колоссальный потенциал может активно служить созидательным целям государственного строительства, но может стать разрушительным источником деструктивных явлений в обществе. Какими путями пойдут молодые люди — зависит и от нас. К служению Отечеству, к служению ближнему сегодня призываются все люди, которым дорого будущее нашей страны.

На следующий день, 31 мая, конференция завершилась форумом «Современное молодежное движение». Большим событием этого дня стало открытие духовно-просветительского центра, созданного при самарском Кирилло-Мефодиевском соборе.

На снимках: Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Архиепископ Костромской и Галичский Александр в перерыве пленарного заседания конференции; Архиепископ Костромской и Галичский Александр на Богослужении в Кирилло-Мефодиевском соборе; Архиепископы Сергий и Александр у Чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в Кирилло-Мефодиевском соборе.

Ольга Ларькина
Фото автора
22.06.2009
Дата: 22 июня 2009
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru