Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия

Православие не может оставаться собою, если утратит всю вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа…


Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе.
(Тропарь праздника, глас 4)


С Рождеством Христовым!

...В Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время рождества, и место ни едино же бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп царице показашеся. Христос рождается прежде падший воскресити образ.
(Тропарь предпразднства, глас 4)


Сегодня Святая Православная Церковь торжественно празднует великий праздник Рождества Христова. И как 2000 лет тому назад вновь радуется, освобожденное Боговоплощенным Словом от греха, человечество, и так же в священном трепете склоняется пред Тем, кто пришел "падший воскресити образ".
Велией благочестия тайной называет слово Божие явление Христа во плоти, даже то, как Он проповедан в народах, принят верою в мире и вознесся во славе (1 Тим. 3,16), — и это все святой апостол Павел называет тайною безспорною, сокрытою от веков и родов (Кол. 1,26). И, конечно, ни творение мира, ни все чудеса Промысла, ни дивные и несказанные явления природы, как проповедь всемогущества и премудрости Творца, — ничто не может сравниться с величием той тайны, непонятной, непостижимой, поражающей, которую мы ныне воспоминаем и воспеваем любопразднственными чинми, в полноте духовной всеобъемлющей и всемирной радости: ничто не может сравниться по величию и таинственности с тайной воплощения Божества, с тайной Эммануила, с тайной Богочеловечества.
Этот 2001 год от Рождества Христова для нас с вами, возлюбленные во Христе отцы, братия и сестры, является такожде таинственным рубежом, ведь мы вступили в третье тысячелетие. И сегодня мы с вами видим — таинственный рубеж тысячелетий и юбилей Боговоплощения напоминают нам: подлинная тайна свободы, тайна науки, тайна культуры — во Христе, Сыне и Слове Божием, Искупителе и Спасителе Мира. Мы видим, что постижение этой тайны возможно для человека, но немыслимо без Церкви Божией.
На Архиерейском Соборе, прошедшим летом 2000-го года в Москве, в храме Христа Спасителя, Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо подчеркнул в своем обращении, что Православие было, есть и всегда будет великой духовной традицией и потому не может быть сведено к сектантству и самозамкнутости. Православие не может оставаться собою, если утратит всю вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа.
И в прошедшем году мы с вами, верные чада Русской Православной Церкви, клирики и миряне Самарской епархии, были свидетелями и соучастниками промыслительного действия Божественного Слова, которое ежедневно открывало себя во всей нашей церковной жизни.
Самым значимым событием в церковной жизни нашей епархии в ушедшем году можно по праву считать Всероссийскую научно-практическую конференцию "Христианство-2000", организованную Московской Патриархией, Российской академией образования, Самарским епархиальным управлением, администрациями области и города Самары. Уникальный по масштабу и значимости православный форум продлился три дня и завершился принятием специального меморандума.
Привычными стали на самарской земле дела благотворительности и храмоздания, творимые руками добрых жертвователей и благоукрасителей с истинно-христианской любовью. Хочется в этот день сердечно поблагодарить руководство губернии и области, коллектив "Волготрансстроя", руководство благотворительного фонда "Тольятти Православный" и многих других, которых имена не счесть. Дела их рук не нуждаются в подробном описании, они видны всем христианам епархии и гостям Самарского края. Сияют золотом купола Храма-памятника в честь великомученика и Победоносца Георгия над Волгой, построенного в ознаменование 55-й годовщины Великой Победы и 2000-летия Христианства. Построена прекрасная Христорождественская часовня в Тольятти, завершается строительство соборного храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Самаре, начато строительство большого собора во имя иконы Божией Матери "Умиление".
Учитывая тяжелое экономическое положение нашего Отечества, епархиальные власти стремились оказывать посильную материальную помощь впавшим в крайнюю нужду прихожанам. Давно действуют богодельни при Казанском храме г. Тольятти и Иверском женском монастыре, планируется открыть такое же благотворительное заведение при Вознесенском соборе г. Самары. Многие священники и монахи епархии по собственному почину занимаются благотворительностью, создавая кассы взаимопомощи.
Продолжали крепнуть связи между церковными структурами нашей епархии и образовательными учреждениями города и губернии. Совместно мы возродили прекрасную традицию действия так называемых домовых церквей. Храм в честь великомученицы Татианы открыт при Политехническом университете, еще один храм строится для нужд учащихся 54-й школы, руководство которой ведет образовательный процесс воспитанников с опорой на духовно-нравственные идеалы Православия.
Духовная житница самарской епархии, Самарская Духовная семинария получила в уходящем году известность и по всей России, и даже за рубежом, как учебное заведение, которое дает своим выпускникам фундаментальное образование, вполне применимое, как показала жизнь, и на духовном, и на светском поприще. Об этом особенно говорит существование в нашей семинарии единственной во всей России — кафедры Православной педагогики.
31 декабря 1850 года было упразднено Волгское викариатство в связи с созданием новой губернии и, соответственно, новой архиерейской кафедры. А 1 января 1851 года Высочайшим Указом Императора Николая I была учреждена Самарско-Ставропольская епархия, что стало заметным событием в тогдашней церковной жизни.
Таким образом, в праздник Рождества Христова мы с вами отмечаем и 150-летний юбилей нашей епархии. Красочной и по-своему неповторимой была история нашей епархии. Вместе с тем, это была история Самарского края, ведь тогда никто не делал различия между церковной и, как сейчас говорят, общественной деятельностью.
Двадцать три архиерея сменились на самарской кафедре за 150 лет и среди них хочется особенно напомнить имена: митрополита Владимира (Богоявленского) (причислен к лику святых), епископа Гурия (Буртасовского), архиепископа Иринея (Шульмина), митрополита Мануила (Лемешевского), митрополита Иоанна (Снычева). Их имена уже стали неотъемлемой частью Российской истории, и мы гордимся, что Промысел Божий удостоил нашу землю их архипастырского служения. К 1917 году число храмов Самарской епархии всех типов составляло 986, а общее число духовенства 3021 человек. Нынешние данные не так велики, но и они позволяют сказать: у Православия на Самарской земле много последователей, у Православия есть будущее.
Недаром наш город еще сто лет назад называли боголюбивым, чего редко удостаивались города в дореволюционной России. В 2001 год Самара вступает приближенная по своему духовному уровню к дореволюционному: у нас строится много новых храмов и восстанавливается старых, возрождена семинария, в епархии выходят 8 православных изданий и 4 телепередачи.
Но, несмотря на такие впечатляющие факты, мы ни на минуту не забываем, что наш регион многонациональный и многоконфессиональный, в связи с чем имеется немало проблем. За последние 4 года территория Самарской епархии, являющаяся составной частью Московского Патриархата еще с XIV века, буквально подвергается нашествию всевозможных сектантов, от которых приходится отряхиваться как от грязи. Внезапно стали претендовать на первенство представители римско-католической церкви, хотя их адептов во всей губернии несколько сот человек. Например, в г. Тольятти они решили построить костел и открыть сразу два монастыря. И это на канонической территории Русской Православной Церкви!
Да, по нынешним российским законам у нас все традиционные конфессии равны, но не все равны перед историей Государства Российского. Оно ведь создавалось молитвами и подвигами православных митрополитов, священников, монахов и мирян, а не латинских ксендзов и заезжих протестантских проповедников-гастролеров.
Вызывает безпокойство у нас и демографическая ситуация в губернии, кризис семейно-брачных отношений и здоровье тех, кто впоследствии будет вершить историю своего Отечества, историю Церкви. За последние 20 лет в губернии сложилась закономерность — более половины рожденных детей — первенцы, что говорит об устойчивой тенденции к низкой рождаемости. Двухдетная семья перестает быть нормой жизни. Конечно, на снижении рождаемости несомненно сказываются социальные, экономические и бытовые условия жизни людей. Но все же нам видится, что главная причина — не в этом. Наши предки жили куда еще беднее нашего, но они твердо верили, что если Бог дает детей, то не оставит их без помощи. Главная причина — неверие в Бога, упадок нравственности, себялюбие, стремление к сытости и спокойствию, к удобствам и удовольствиям.
За 75 лет безбожия и разгула атеизма в России нами потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь, — а это есть забвение самой тайны Боговоплощения.
"Люди ищут счастья и радости на земле, забыв о небе, поэтому тяжело стало жить", — говорил в начале XX века святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как актуальны его слова сейчас. Ибо оскудение веры, дух неверия растлевает умственную и нравственную жизнь людей, разрушает жизнь личную, семейную. А разрушение семьи имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства.
И в сложившихся ныне в России условиях особое значение приобретают слова, сказанные Спасителем 2000 лет назад: "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа..." (Мф. зач. 116).
Мы, пастыри третьего тысячелетия, должны, подобно апостолам, идти по безкрайним просторам России и как бы вновь ввести русского человека в церковную ограду. Раньше этому мешал атеистический режим, а теперь мешает полная религиозная свобода. Ведь всевозможные секты и религиозные объединения обещают легкий путь и процветание уже в этой жизни, а Православие требует в этой жизни жертвы и подвига и только в Небесном Отечестве — награды за пронесенный по жизни Крест. Людям, даже самым положительным, но воспитанным без Бога, это не понятно и кажется неприемлемым. Наша задача объяснить и показать, что это совсем не так. Мы должны просветить через покаяние светом благодати Божией российский народ, и этот свет будет освещать нам путь нашей жизни, чтобы мы не блуждали больше по распутиям.
Вот этот двухтысячелетний рубеж есть своего рода напоминание всем нам. Мир Христов — это мир в своей душе. Мир Христов — это мир между людьми. Мир Христов уничтожает ненависть и распри. И я, ваш архипастырь, призываю всех вас, дорогие о Господе отцы, братия и сестры, прежде всего молить Господа, чтобы Он утвердил нас в мире и согласии, чтобы разделенность была чужда для нас, чтобы все мы трудились на благо возрождаемой России. Путь, по которому нам предстоит идти, нелегкий, но он уже указан в Боговоплощении и в идеале Богочеловеческой жизни. Именно Боговоплощение — основа дальнейшего развития нашей цивилизации, и сейчас оно вводит нас в новую эру.
Всечестные отцы, братия и сестры и все боголюбивые чада, всех вас от всего любящего сердца приветствую с великим праздником Рождества Христова и Новым 2001 годом, открывшим врата в третье тысячелетие нашей Церкви.

Пусть этот век наречется веком Благости Божией. А вам всем желаю благодатной радости, здоровья, мира, счастья, чтобы каждый из нас, празднующих праздник Рождества Христова, был бы наследником Небесного Царства. В сие-то Царство и пришел позвать нас Христос, истинный Бог наш, сугубый естеством, равночестный в Троице со Отцем и со Святым Духом. Аминь.

Божией милостию смиренный Сергий,
Архиепископ Самарский и Сызранский.
Рождество Христово,
2000/2001 гг.
г. Самара

07.01.2001
Дата: 7 января 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru