Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

«Мы — одна семья, одна Церковь…»

Интервью с Митрополитом Таврическим Лазарем (Швецом).

Интервью с Митрополитом Таврическим Лазарем (Швецом).


Русский культурный центр Крыма отмечал 27 ноября 2001 года свое пятилетие. В своих выступлениях различные представителей русской общественности в Крыму свидетельствовали, что русские на святой крымской земле, ставшей колыбелью Русского Православия, переживают нелегкие времена. Здесь и столкновения с крымскими татарами, и ощущение своей незащищенности со стороны властей. Один из выступавших сказал, что когда на вокзале при отправлении поезда в Москву заиграли марш "Прощание славянки", он, отставной военный, не смог сдержать слез. Чувство оставленности у русских в Крыму нарастает. Но в Церкви этого нет. Я убедился в этом, говоря с митрополитом Таврическим Лазарем. Мой собеседник ежедневно решает труднейшие вопросы, связанные с непростыми межконфесссиональными отношениями в Крыму, с нелегким положением русскоязычного населения полуострова, и при этом ему удается сохранять полное присутствие духа и даже благодушие. Владыка выбрал время в жестком расписании, чтобы встретиться с корреспондентом "Благовеста", прибывшим из России.

— Первый вопрос, Владыка, естественно, о межконфессиональных отношениях. В особенности остро встают многие проблемы с мусульманами. Как уживаются Православные с ними? Для людей это все-таки проблема… Я слышал, что, например, были случаи разрушения Православных крестов мусульманами….
— В этой епархии я нахожусь уже девять лет. И после моего назначения сюда я почувствовал, что необходимо создать межконфессиональный совет. Такой совет был создан, и работает он до сегодняшнего дня. Мы часто встречаемся, причем, не за тем, чтобы обсудить какие-то вероучительные истины, а чтобы нам помнить, что эту святую землю должны беречь все конфессии. Чтобы было согласие, взаимопонимание, любовь, потому что все мы обязаны перед Богом сохранять мир и тишину в том домашнем очаге, на том полуострове, где мы находимся. Межконфессиональный совет был создан, и он работает по сей день, но если раньше состояли в межконфессиональном совете татары, то сейчас татары вышли из совета. Но совет все равно работает.
— Представителей каких конфессий и религий он включает?
— Это представители лютеран, армян, еврейской общины, католики…
- Раз Совет существует уже много лет, значит, бывают какие-то проблемы, которые необходимо согласовать всем вместе?
— Да, бывают проблемы; скажем, такой пример: где-то в какой-то деноминации не отдают местные власти то строение, которое раньше принадлежало той или иной конфессии. Мы собираемся, пишем письмо, обращаемся к власятм, просим… Так было в Севастополе с мусульманами, когда не отдавали им мечеть. Мы все вместе добивались, чтобы этот вопрос решился положительно.
— Газета "Русская община" много писала по поводу конфликтов, связанных с разрушением Православных святынь.
— Ну, о крестоповалах говорят многие, но мне кажется, что тут больше разговоров…Да, действительно, нарушения со стороны татар есть: мы поставили в поселке Морском крест, этот крест был татарами спилен. И потом мне много раз приходилось встречаться с татарами, с представителями правительства нашего для того, чтобы этот крест был восстановлен. Мы не отвечали злом на зло. Мы не призывали людей объединиться и митинговать.. Это не в нашем характере Православном. Православные люди терпеливы, стараются все конфликтные ситуации решать мирно, спокойно. Так было и на сей раз. Да, на этих встречах я сказал, что здесь побежденных и победителей быть не может. Но Православные люди имеют право на то, чтобы поставить этот крест. И этот крест поставили. Но татары говорили, что этот крест слишком близко мы поставили к их кладбищу. Ладно. Мы пошли навстречу — и поставили этот крест в еще лучшем месте. Теперь этот крест со всех сторон красуется, виден везде — и слава Богу, что мы так сделали. И что характерно: когда я освятил этот крест, почему-то захотелось мне тут же прочесть акафист Кресту Животворящему. Этот акафист мы прочитали. И знаете, что потом случилось? Никогда, как говорят жители, в Морском не было радуги. А появилась такая красивая радуга: из одного конца в другой соединила всех. Это признак Божией благодати. Еще что меня поразило: стая белых голубей чистым, прекрасным квадратом, как какая-то "авиационная эскадрилия", пролетела над крестом — и все это заметили. Как раз по центру: ни на 10 сантиметров ни влево, ни вправо. Господи! Все перекрестились, вздохнули и Бога поблагодарили! Радуга это, конечно, Божий знак! Знак примирения. Знак братского чувства. Вот так. Есть, конечно, трения, есть недопонимание. Но мы стараемся решить их в спокойном тоне. Знаете, есть такое выражение в Святоотеческой литературе: "Зловоние зловонием не прогонишь. И черное черным не забелишь". Поэтому мы должны искать с обеих сторон доброе слово. И это доброе слово дает хороший результат. Вот сейчас у нас был конфликт в Бахчисарайском Свято-Успенском монастыре. Там тоже митинговали татары. Они помитинговали, а потом мы начали выяснять. По документам, еще дореволюционным, та часть земли, которую мы просили, принадлежала монастырю. И эту часть нам дали. Но вот татарское население сказало, что земля эта монастырю не принадлежала. Мы подняли все документы, архивы. Да, там неподалеку есть мечеть, точнее, медресе — школа духовная. Мы сказали, что мы на землю медресе не претендуем. После кропотливой работы и этот вопрос решился. Проведена граница, несколько раз я туда выезжал. Была у меня встреча и с представителями нашей светской власти. Все решено красиво, по-доброму. Нам Господь дал разум. И этим разумом мы должны пользоваться. Брать золотые зерна из Священного Писания. И питать себя этими золотыми зернами. И решать, как велит совесть, наше сердце. Чтобы все видели, что здесь живут многие народы, но что всем хватает места, все живут тихо, мирно.
— Владыка, а какова общая тенденция в отношениях Православных и мусульман в Крыму?

—  Отношения выравниваются. Правда, есть некоторые горячие головы с обеих сторон. Даже и с других сторон: стараются некоторые недобросовестные люди погреть на этом руки или сделать на этом свой политический старт. Таких людей я всегда останавливаю. Все можно решить по-разумному. А там, где заносится меч, мы должны помнить о словах святого Александра Невского: "Не поднимайте меч". Это его нам благословение. Ведь поднявший меч от меча и погибнет. Меч — орудие обоюдоострое. Если один человек недопонимает, я уверен, что найдутся десятки людей, которые поймут все правильно — и будут мирно решать вопросы. По совести, по добру. Таких людей с обеих сторон, слава Богу, много. Те, кто митингуют, их единицы. А населению некогда митинговать.
— Владыка, скажите, как складываются отношения с "Автокефальной церковью Украины"?

— У нас не может быть никаких отношений. Знаете притчу о блудном сыне, который ушел на сторону далече? Этот сын должен прийти в себя, покаяться и попросить у отца прощения. В данном случае — у Матери-Церкви. А Мать-Церковь, Святая, каноничная, простит. Я уверен, что простит. Лишь бы покаяние было искреним и действенным. Этого мы и ждем. Так осквернять свою Мать — Церковь, которая породила всех нас, в том числе и их, нельзя. Ведь благодать Святой канонической Церкви была на них, но своими греховными делами они ее смыли. А сейчас можно найти много примеров отступления благодати. В Днепропетровске был случай: ребенка покрестили в храме, а он все кричит и кричит, плачет и плачет. Пришла мать в другой храм и спрашивает у священника, в чем дело. " Где крестили?" -"В автокефальной церкви". Перекрестили ребенка в нашем храме и он успокоился. Ведь в автокефальной церкви нет благодати Господней. Поэтому да благословит Господь, чтобы они вернулись в лоно Святой Матери Церкви. И все встанет на место. И это время придет!
— Были ли захваты храмов в Крыму, как это было в центральной Украине, со стороны автокефальной церкви?

— В Крыму есть храм у автокефальной церкви. Им дали под эти цели здание военногои училища. Но в Крыму захваты невозможны, так как народ здесь таких захватов не допустит. Такого быть не может. Они строят что-то, открывают, но захватывать здесь —  Боже упаси! Здесь не приемлют этого священники, не приемлет народ. Это чуждо нам по духу. Что такое захват? Это насилие.
— Вы чувствуете поддержку и близость Московского Патриархата?

—  А мы и не выходили из Московского Патриархата. Мы одна семья, одна Церковь. У нас один Святейший Патриарх. И мы все ему духовно подчиняемся. Да, своя специфика в Украине сложилась. Есть у нас Украинская Православная Церковь, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Владимир. Но мы все дети нашей Святой Матери Церкви. Мы все укрыты омофором Его Святейшества.— Есть ли различие в отношении светских властей Крыма к Православной Церкви и к автокефальной?
— Каноническая Церковь есть каноническая…
— Приток Православных в храмы продолжается или остановился?

— Слава Богу! Слава Богу, что этот приток продолжается до сего дня. У нас в феврале этого года прошел Молодежный съезд. И мы ожидали, что придет 300 человек. Сняли в аренду зал Русского театра. И я был приятно удивлен (и молодежи нашей благодарен), что пришло не 300, а 1200 человек. Это показательно. Молодые люди тянутся к Церкви, к источнику благодати Господней. И каждый вторник у меня проходит встреча с руководителями молодежного сектора Епархии. Сейчас у нас идет подготовка к празднованию Рождества Христова. Молодежь будет участвовать в подготовке этого великого торжества Церкви.
— В Симферополе меня поразило то, что все революционные названия остались в городе: улицы Карла Маркса, Клары Цеткин, площадь Ленина и т.д.

— Не все сразу. Все делается потихоньку. Мы, правда, с письмом в горисполком уже обращались. И еще будем обращаться. Нам городские власти отдают храмы. Есть, конечно, и трудности, есть еще часть непереданных зданий. Вот сейчас мы с вами находимся в здании Таврической Духовной семинарии. Здесь в советское время был завод по изготовлению телевизоров. А сейчас власти передали это здание нам — прежним хозяевам.
— Владыка, вчера я был в Севастополе — и убедился, что там есть проблемы. Храм святого Архистратига Божия Михаила находится в ведении флота и не действует. Как Черноморский флот относится к Церкви?

— В Севастополе имеется храм Архистратига Божия Михаила. Там, где находится Музей Черноморскогго флота. Я уже 9 лет бьюсь, чтобы этот храм был открыт, причем открыт для моряков. Но эта территория принадлежит российскому флоту, а флот навстречу нам не идет. Храм не открывается. Я ведь даже уже рукоположил в священники одного флотского офицера, который сейчас находится на срочной службе. Я говорю: "Ваш российский офицер, откройте храм, пусть он служит для моряков, для офицеров". Там нужно перенести несколько экспонатов музейных. Такой храм может стать гордостью флота. К сожалению, командорвание флота не идет навстречу. Но храм все равно должен быть открыт..
— Ведь среди моряков немало верующих людей!

— В том-то и дело! Они бывают и во Владимирском соборе, и в других храмах. Поэтому я обращаюсь к командующему и ко всем, от кого это зависит, с просьбой решать и решить эту важную для всех нас проблему. И да поможет нам Господь! Зачем держать в плену этот храм? Будем молиться и св. Феодору Ушакову и всем святым, чтобы смягчились сердца тех, кто недопонимает важности этой проблемы.
— Владыка, были ли канонизации святых в Крыму в последнее время?

-На Соборе в Москве в 2000 году были причислены к лику новомучеников и наши земляки. В частности, священник Роман. Он сам родом из Севастополя. Я буду обращаться к Его Святейшеству с прошением —  привезти в Крым привезти в Крум частичку мощей этого новомученика. Сейчас мы просим причислить к лику святых игумению Свято-Параскевского женского монастыря Параскеву. Этот монастырь находится ближе к Феодосии. Игумения скончалась в 1927 году. Сейчас мы подготовили все документы и послали в Харьков, председателю нашей комиссии по канонизации. Вопрос этот сейчас изучается. Так что, Бог даст, у нас появятся еще святые заступники Православного крымского народа.

Симферополь — Москва

На снимке: Часовня-беседка, установленная в Херсонесе на месте крещения Святого Равноапостольного князя Владимира.

Владимир Мельник
14.12.2001
Дата: 14 декабря 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru