Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

«Верить, молиться и ждать…»

Интервью Высокопреосвященнейшего Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия Православной газете “Благовест” в связи с 10-летием пребывания Владыки на Самарской кафедре.


Интервью Высокопреосвященнейшего Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия Православной газете “Благовест” в связи с 10-летием пребывания Владыки на Самарской кафедре.

23 февраля 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил на Самарскую кафедру в то время Епископа Азовского Сергия, викария Ростовской епархии. Так началось на нашей земле «золотое десятилетие», отмеченное подъемом практически во всех сферах церковной жизни. То, что закладывалось подвижническими молитвенными трудами прежних самарских Преосвященных — Митрополита Мануила и Архиепископа (впоследствии Митрополита) Иоанна, что начало складываться при самарском «начинателе» после долгих лет застоя Архиепископе Евсевии, наконец дало богатые плоды и приумножилось под мудрым водительством Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Нет смысла (да и вряд ли позволит газетная площадь!) перечислять все благие деяния Владыки Сергия на Самарской земле. Назовем лишь некоторые, основные. Количество храмов в епархии увеличилось по сравнению с 1993 годом чуть ли не в десять раз, открылись монастыри в Сызрани и Тольятти, окреп и стал одним из лучших в России Иверский женский монастырь в областном центре. Самарская Духовная семинария приняла первых студентов и вскоре стала одним из лучших духовных учебных заведений России. Канонизирован святой праведный Александр Чагринский (Юнгеров) и новомученики Самарские — священномученик Александр (Трапицын) и с ним Иоанн, Александр, Иоанн, Трофим, Вячеслав, Василий, и Иаков пресвитеры. По благословению Архиепископа Сергия начали выходить Православные журналы «Духовный собеседник» и «Лампада» (приложение к газете «Благовест»), открыты Общество Православных врачей Самарской губернии, общественное движение «Самара Православная», построен первый в России Православный храм при общеобразовательной средней школе… Да все и не перечислишь! Плоды этих десяти лет неустанных подвижнических усилий Архиепископа Сергия у всех перед глазами: Православие на нашей земле стало значительной общественной силой, влияние Церкви на общественное сознание заметно возросло. Перед началом второго десятилетия пребывания Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на Самарской земле мы поздравляем его с этой «круглой» датой. Желаем ему новых подвижнических трудов на благо Святой Церкви и утверждения Православия на нашей земле.
Многая вам лета, дорогой Владыка!

— Ваше Высокопреосвященство! Десять лет — срок немалый и в жизни человека, и даже в истории епархии. Тем более, что это были особые, переломные годы. Какими были они для вас на Самарской земле? Можно ли назвать их счастливыми?

— Счастье — очень емкое понятие. Для христианина счастье — это полнота бытия в Боге, а для кого-то счастье — это материальные блага… Я счастлив оттого, что я привнес и осуществил на Самарской земле свои задумки, свои идеи обустройства нашей Российской земли. Цель моей деятельности в том, чтобы вернулись к нашему народу исторические ценности, и главная из них — Православная вера, чтобы русский народ осознал свое место на земле и делал то, что ему определено Богом. А в отношении того, были ли для меня эти годы на Самарской кафедре полнокровными, удачными, — судить, наверное, нужно не мне, а тем людям, которые со мной общаются, которые видят плоды моей деятельности…
За эти годы много сделано по возрождению храмов, монастырей, строительству новых храмов. Много усилий я полагаю на то, чтобы была налажена сфера образования — сейчас это приоритетное направление моей деятельности. Я всеми силами добиваюсь того, чтобы люди получили возможность приобщиться к нашей истории, Православной культуре. Чтобы они знали высокую миссию России, понимали, для чего человек живет на земле.

— Какие события в жизни Самарской епархии за эти годы вы считаете знаковыми, определяющими?

— Наверное, прежде всего это открытие Самарской Духовной семинарии, переход семинарии на пятилетнее образование. И, конечно, одним из важнейших событий в жизни нашей епархии был приезд в октябре 1999 года к нам в Самару Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Когда Предстоятель нашей Церкви общается с паствой, когда происходит молитвенное общение, это всегда незабываемо для людей. Такое пастырское посещение поднимает дух в людях, и не только в мирянах, но и в клириках епархии, и в Правящем Архиерее. Эти визиты также служат тому, чтобы сблизить светские, гражданские власти и власти Церковные, чтобы тот сложившийся исторический консилиум, то, что раньше называлось «симфонией» властей, постепенно возвратилось на нашу землю.

— А какое событие в жизни всей Русской Церкви за эти годы на ваш взгляд было одним из важнейших?


— Я очень почитаю убиенного Государя Императора Николая II, новомученика и страстотерпца, который пострадал за Россию. Слава Богу, его причислили к лику святых, хотя вокруг этого судьбоносного решения шли долгие споры, возникало множество недоуменных вопросов. Сейчас все эти вопросы разрешены, ушли в лету. Я всегда обращаюсь в молитве к Святому Царю-страстотерпцу и всегда ощущаю реальную помощь. Он очень заботился о Российской земле, и как Государь, как Помазанник Божий, он и сейчас всегда рядом с нами, всегда готов прийти нам на помощь…

— Владыка, наша Самарская земля богата праведниками, подвижниками. Кого из них вы лично сподобились знать, кого почитаете, у кого черпаете духовные силы?

— Да, Самарская земля благодатная. Она дала и миру, и Небу много подвижников. Многие из них сейчас еще не причислены к лику святых, но я думаю, что это вопрос времени. Прежде всего, на Самарской кафедре был крупный Святитель, церковный иерарх Митрополит Мануил (Лемешевский), который провел долгие годы в заключении, он похоронен в притворе Покровского кафедрального собора. Ежедневно по окончании вечернего Богослужения возле его могилки совершаются литии. Я думаю, что его молитвенное предстательство имеет особое значение для меня и для многих верующих самарцев. Я сам, когда служу в соборе, молюсь ему, прошу, чтобы по его молитвам Господь дал нам скорее обустроить Самарскую землю.
В юбилейном 2000-м году почила блаженная Мария Ивановна Матукасова, схимонахиня Мария. Я знал ее, неоднократно обращался к ней с просьбой молитв, и если были какие-то проблемы, трудности, то после ее молитв они благополучно разрешались. Я чувствовал реальную помощь от ее молитв.

— Что Вам пока еще не удалось сделать на Самарской земле? Какие впереди планы, какие перспективы?


— Самарская епархия ведет большую социальную работу: окормляет военнослужащих, работает с заключенными… В епархии много Православных периодических изданий, газет и журналов. Есть постоянная передача на телевидении — «Символ веры» на канале «Орион». В Тольятти действует Православная гимназия, работает отделение кафедры Православной педагогики при филиале Самарского педагогического университета. Мы активно работаем в детских приютах, где содержатся дети из неблагополучных семей. Это очень напряженный труд. В нем задействованы все священнослужители епархии, студенты семинарии. Я думаю, что это окрепшее сближение с общественной жизнью поможет скорее обустроить нашу землю. В этом направлении планируем работать и дальше.

— Вряд ли возможно добиться успехов в социальной сфере, в строительстве храмов без постоянных контактов со светскими властями. Вы известны на всю Россию тем, что в нашем регионе вам удалось наладить конструктивные, добрые отношения с властями предержащими. Причем, с властями различных уровней. Как вам это удается? Откуда пришло к вам такое умение строить диалог с представителями государственной власти?


— У меня за плечами большая дипломатическая школа, которую я прошел, учась у великого человека, каким, на мой взгляд, является Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Он всегда брал меня в поездки за рубеж, когда он был управляющим западным экзархатом. Я наблюдал те шаги, которые он предпринимал, общаясь со светскими руководителями, и учился у него. А ведь это было советское время, когда в отношениях Церкви и государства были значительные сложности, в те годы в государстве господствовало атеистическое мировоззрение. Но и тогда ему многое удавалось сделать на пользу Церкви. За эти уроки я ему очень благодарен. Я учился у Митрополита Владимира строить отношения с руководителями так, чтобы эти отношения были конструктивными и служили на благо Церкви. Я стараюсь следовать завету Спасителя: «Будьте мудры как змии и чисты как голуби». Да, в чем-то приходится идти на уступки, в чем-то искать компромисс. Но если бы не эти контакты, то я бы не сделал на Самарской земле то, что сделал.

— За прошедшие десять лет в Самаре стало больше верующих людей?

— Есть верный показатель: на большие праздники в храмы города приходит много новой паствы, и среди пришедших много молодых людей. А ведь количество приходов значительно увеличилось, когда-то было в городе всего два прихода, а сейчас их в Самаре тридцать четыре. А в перспективе есть еще возможности для открытия новых приходов. И храмы эти наполнены молящимися!

— Высокопреосвященнейший Владыка, в обществе сейчас идет горячая полемика о том, нужно ли вводить в школах новый предмет «Основы Православной культуры». Как вы считаете, удастся ли нам добиться включения этого предмета в школы на нашей земле?

— С Божией помощью, верю, со временем это произойдет. Существующая тенденция ведет именно к этому и для этого у нас уже есть возможности. Но, подчеркиваю, это произойдет в том случае, если будет создано благоприятное общественное мнение, если люди поймут важность этого вопроса. Меня очень возмущает, когда чиновники высокого ранга заявляют, что введение предмета «Основы Православной культуры» в образовательные школы вызовет национальные и религиозные конфликты. Я разговаривал с представителями других традиционных религий, и никто из них не высказывался отрицательно о введении этого предмета, напротив, отношение было доброжелательное. И я не знаю, почему продолжают искусственно муссировать эту тему. У нас никогда не было войн и широкомасштабных конфликтов на религиозной почве. И не будет, я уверен. Я думаю, некоторые политики этот вопрос обостряют сознательно, делают соответствующие вбросы в прессу, на телевидение… Известны высказывания на этот счет Хакамады. А руководитель аппарата Правительства Волин и вовсе назвал документ Министерства образования на эту тему — «мракобесием». Эти люди хотят видеть русский народ «иванами, не помнящими родства», они почему-то боятся нашей истории, нашей Православной культуры. И такие вот грубые высказывания оскорбляют чувства миллионов и миллионов верующих людей. Все это, конечно, возмущает. И нам нужно трудиться над тем, чтобы русские дети получали основы знания о Православной культуре за школьной партой.

— Владыка, вспомните, пожалуйста, какая была у вас самая первая реакция, когда десять лет назад, 23 февраля 1993 года, вы узнали о том, что Священный Синод направил вас на Самарскую кафедру?


— Я узнал об этом решении в тот же день, 23 февраля. Меня посетил Митрополит Владимир и сообщил о решении Священного Синода. Я был в первые минуты смущен, так как знал, какая это большая и ответственная кафедра, знал и о том, что ее в разное время возглавляли известные духовные лидеры. Я понимал, что мне будет сложно служить после них на таком ответственном месте. Но с Божией помощью все постепенно решилось, и я приступил к осуществлению задуманного. Слава Богу, нашлись люди, на которых я смог опереться в осуществлении вставших передо мной масштабных задач. Время расцвета моих духовных и физических сил пришлось именно на этот период жизни, который я провожу на Самарской земле. Я успел за эти годы полюбить эти края, полюбить Волгу… Здесь я смог выразить и осуществить свои планы, ведь раньше, до приезда в Самару, я был викарный епископ и находился под началом Правящего Архиерея. Здесь ждало меня необъятное поле деятельности для приложения всех моих сил…

— И последний вопрос, Владыка. Что бы вы пожелали себе и своей пастве в начале второго десятилетия на Самарской кафедре?


— Себе — прежде всего завершить то, что задумал: в первую очередь возвести Самарскую Духовную семинарию в ранг высшего учебного заведения (получить соответствующую аккредитацию, дающую семинарскому диплому равный статус с дипломом о высшем образовании), и, конечно, продолжать обустраивать нашу землю новыми храмами. Добиваться того, чтобы в школах появился предмет «Основы Православной культуры». Чтобы дети могли получить полноценное образование, чтобы они узнавали нашу историю и культуру и вырастали активными участниками общественной жизни. А своей пастве я бы хотел, прежде всего, пожелать понимания и терпения. Сейчас многие люди испытывают определенные сложности в материальной и социальной сферах. Много сложностей у неимущих и пенсионеров с оплатой коммунальных услуг, много иных проблем, но я думаю, что все это лишь временные трудности, Господь даст нам силы, и Россия по предсказанию Преподобного Серафима Саровского и Святого Праведного Иоанна Кронштадтского возродится. Но произойдет это в том случае, если мы обратимся к нашей исторической Святой Православной вере. Только нужно верить, и молиться, и ждать.

Антон Жоголев
31.01.2003
Дата: 31 января 2003
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru