Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Архипастырь

Механизм демократии дает сбои…

Выступление Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на заседании Совета по реализации государственной политики в области свободы совести и религиозных объединений.


Из выступления Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на заседании Совета по реализации государственной политики в области свободы совести и религиозных объединений при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе 17 марта 2003 года.


Тема информационного взаимодействия органов государственной власти и традиционных конфессий не может ограничиться организационными и техническими аспектами, как это может показаться на первый взгляд. Я позволю себе привести мнение по этому поводу человека, далекого от Православия и от наших государственных органов. Поэт и обозреватель английской телерадиокомпании Би-Би-Си Равиль Бухарев опубликовал около года назад в "Независимой газете" интересную статью. Опираясь на идеи Норбера Винера и испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, автор высказал мысль, что процесс функционирования человеческих обществ (цивилизаций) можно рассматривать как процесс приема, усвоения, обмена и переработки информации в трех основных сферах ее бытия: 1) в сфере религиозного (Божественного) Откровения и нравственности; 2) в сфере гуманитарного и естественно-научного теоретического знания; 3) в сфере практических технологий.
При этом уровень развития цивилизации определяется эффективностью восприятия и осмысления информации на каждом из вышеназванных уровней. И чем большая часть общества не имеет доступа ко всем уровням информации, тем такое общество более "ущербно" и "ранимо" по отношению к тем, кто, наоборот, такой информацией обладает. Соответственно общество, заинтересованное в нормальной жизнедеятельности, должно руководствоваться этой информацией — в том числе и духовно-нравственной традицией — в устроении своей повседневной жизни.
Святые отцы нашей Церкви учат, что человек трехсоставен, в нем взаимодействуют дух, душа и тело. И если мы хотим быть гармоничными, мы должны иметь должное попечение обо всех этих составляющих. И отдельный человек, и людское сообщество в целом. Поэтому таким важным является то, что сегодня мы видим явное стремление исключить из жизни общества сам уровень религиозной и нравственной информации. Для этого стараются размыть сами нравственные критерии, смешать добро и зло, поставить на одну доску целомудрие и разврат, стяжательство и благотворительность, традиционные конфессии и самые странные новообразования. Такие усилия предпринимаются с XVII века, когда имели место первые попытки оправдать борьбу с христианством, с другими традиционными конфессиями необходимостью строить жизнь только на основе гуманитарного и естественно-научного знания. В ХХ веке и гуманитарные знания активно устраняются из обихода человеческой жизни. Политики и ученые мужи все более стремятся убедить нас, что все сегодняшние проблемы общества могут быть решены на технологическом уровне: введением компьютерного учета, развитием экономики, науки и промышленности, проведением тех или иных реорганизаций управленческих структур или учебных заведений, устроением материального благополучия.
Никто не отрицает возможности и таких усилий, но не надо пытаться сделать их единственной формой устроения общества. При этом мы, Православные люди, вспоминаем слова Господни, обращенные к фарисеям, которые в гордыне своей привели свой народ к величайшей духовной и государственной катастрофе: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Матф., 23, 23).
Давайте посмотрим на современное западное общество, которое пошло лишь путем развития экономики, науки, управленческой системы. Достижения в этих областях не ликвидировали ни наркомании, ни социальных язв, ни разврата, ни преступности. Наоборот, в обществе, где упор сделан только на технические решения, на развитие лишь материального благополучия, эти отрицательные явления достигли небывалого распространения. И они поражают все слои общества. Об этом достаточно точно говорит Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Давно известно, что увеличивая свои желания и не имея возможности удовлетворить их, мы делаемся несчастнее, и наоборот — ограничивая свои желания, мы сможем довольствоваться немногим и стать счастливее: плотский, завистливый и жадный человек смотрит на то, что есть у других и чего у него нет. Отсюда неудовлетворенность и погоня за достижением материальных благ. Такой человек нередко пренебрегает голосом своей совести и моральными запретами; он часто не замечает свои недостатки, а, напротив, видит свои добродетели и выставляет их напоказ".
Совсем недавно Россия не имела представления о СПИДе, о наркомании, об организованной преступности. В последние десятилетия все эти проблемы достигли опасной остроты. И совпало это наступление зла с периодом "перестройки", когда западная бездуховная модель устроения общества многими была принята за образец. Можно с полным основанием сказать, что поразившие нас социальные инфекции являются общемировым явлением, застигающим Россию настолько, насколько мы согласны быть в русле общей тенденции отхода мира от Бога, от нравственного закона Им нам данного, что политически, идеологически и экономически выражается ныне в явлении глобализации. И здесь нам должно вспомнить предостережение Апостола Павла: "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими" (Евр.,13, 9).
Россия имела всегда традиции высокой духовной и нравственной жизни, и нам надо их возрождать, не повторять ошибок других народов. Сегодня много говорится о катастрофическом сокращении населения России, о падении рождаемости, о миллионах абортов — умышленных убийств детей в чреве матери, о бездомных и безнадзорных детях, о проституции и преступности, о наркомании и больных СПИДом. При этом самое страшное, что обо всех этих явлениях говорится без возмущения и горечи, а как о норме нашей жизни! В результате все словно забывают, что все это — и сложная демографическая ситуация, и болезни, и преступность — есть прямые последствия той разнузданной проповеди вседозволенности, разврата, гомосексуализма, блуда и "свободной любви без нравственных предрассудков", свидетелями которой мы являемся в последние годы. Именно разврат и вседозволенность широко открывают дверь наркомании, преступности, проституции, ВИЧ-инфекции и — в конечном итоге — ведут к деградации общества. Именно проповедь так называемой "свободной любви" служит разрушению семьи, недозволенно легкому отношению к половым связям, а затем — к абортам, к убийству своих детей. Все это становится одним из фронтов борьбы против России, против ее возрождения и достойного положения в мире. Позвольте по этому поводу привести мнение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Мы живем в трудную эпоху, когда битва добра и зла, борьба Православной Церкви за веру в истинного Бога, за христианские духовные ценности достигла чрезвычайной остроты. Христианская жизнь всегда есть брань с духами злобы поднебесной, но в наше время произошло качественное изменение: кажется, зло вышло из подполья и безстыдно торжествует свою победу над добром".
Недавние события в столице нашего федерального округа Екатеринбурге являются в этом еще одним печальным подтверждением. Впервые за всю истории России люди, подверженные содомскому греху и другим пагубным страстям, отстаивали "свое право на порок" перед стенами храма Божия. Теперь они создали общественное объединение и от его имени подали заявление на имя зам. Генерального Прокурора РФ в Уральском федеральном округе о возбуждении уголовного дела по ч.2 ст. 280 УК РФ, и ч.2 ст. 239 УК РФ в отношении учредителей, руководителей и участников свердловской общественной организации "Студенческое Православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия"; заявление в Главное управление Министерства юстиции по Свердловской области в отношении Свердловской общественной организации "Студенческое Православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия" с требованием вынести предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности и провести проверку деятельности "Православного братства" на предмет соответствия Федеральному Закону "Об общественных объединениях". Направили они заявление и в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с требованием вынести предупреждение "Православной Газете" о недопустимости распространения экстремистских материалов.
Таким образом, мы видим сегодня, как защитники сексуальных меньшинств присваивают себе права, которыми — не в меньшей мере! — обладают те, чью традиционную нравственность, культуру и мораль оскорбляет открытая проповедь вседозволенности, разврата, гомосексуализма. А тех, кто стремится говорить о необходимости нравственной жизни, пытаются объявить экстремистами.

Показательно, что это общественное движение направило также заявление в Уральское территориального управления МПТР России с требованием вынести предупреждение "Телевизионному Агентству Урала" (телепрограмма "9 1/2") о недопустимости распространения экстремистских материалов и недопустимости употребления ненормативной лексики в телеэфире и заявление в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с требованием вынести предупреждение областной молодежной газете "На смену!" о недопустимости распространении экстремистских материалов. То есть два средства массовой информации, поддержавшие проводившиеся в полном соответствии с Законом выступления против открытия в центре столицы федерального округа, рядом с резиденцией Полномочного Представителя Президента Российской Федерации, развратного заведения оказались под угрозой закрытия. А то, что практически по всем телеканалам идет показ так называемых эротических фильмов и программ, развращающих наших сограждан, почему-то ни у кого не вызывает подобных заявлений.
Мы видим ныне, что люди, проповедующие безнравственное поведение, развращающие нашу молодежь, в конце концов, разрушающие те духовные основы, которые послужили фундаментом для создания великого государства России, обладают уже даже большими правами и возможностями, чем люди, стремящиеся жить по нравственным законам и созидать нашу Родину как пример для всего мира! Как мне сообщили, теперь этим людям предоставлены льготы по сравнению с другими гражданами — они могут не исполнять свой долг по защите Отечества, не служить в армии.
В то же время слово Церкви, обличающей грех, призывающей к нравственной жизни, становится поводом для критики, для осмеяния в средствах массовой информации. Политические и государственные деятели, которые стремятся выступать с патриотических позиций, сталкиваются с таким же противодействием.
Все это является прямым подрывом безопасности нашего государства — и вседозволенность в развращении народа, и преследование лиц, выступающих против растления, и предоставления предпочтительных прав людям, подверженным порокам.
В этом свете возникает вопрос, каким на деле является конкретное наполнение конституционного принципа равенства всех перед законом? Неужели в России проповедь разврата стали равноценна проповеди целомудренной нравственной жизни? Почему меньшинство, не понимающее многовековые традиции и нормы нравственного закона, получает возможность навязывать свою точку зрения большинству? Создается впечатление, что механизм демократии дает сбои и становится механизмом разрушения России. Какое будущее ожидает наше Отечество в этом случае и в самое ближайшее время?
Именно в интересах морали, нравственности, традиционных духовных ценностей Православные люди — и поддерживающие их представители других конфессий — высказывают свое мнение о необходимости ограничить пропаганду порока. При этом они строго следуют требованиям статьи 45 Конституции Российской Федерации: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". А статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации требует от родителей "заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей". Потому люди так взволнованы возникшей ситуацией нарушения их прав, прав их детей и внуков.
При этом если мы обратимся к зарубежному опыту, то увидим совершенно иные примеры. В Соединенных Штатах Америки на протяжении десятилетий действуют федеральные и местные финансовые программы, направленные на утверждение среди молодежи традиции сохранения целомудрия до вступления в брак, на формирование здорового образа жизни. В большинстве штатов США не побоялись категорически запретить курение во всех общественных местах, и это многих подвигло отказаться от этой опасной для здоровья — своего и окружающих — привычки. Во Франции и Германии запрещена деятельность тоталитарной секты сайентологов. Во Франции владельцы кинотеатров имеют особые льготы, если они ведут в основном — до 80 процентов — прокат отечественных фильмов. Такая же практика установлена на телевидении. Таких примеров в странах с достаточно развитой демократией достаточно много, но почему-то мы же не спешим им следовать.
Всем известно, что эксплуатация человеческих пороков — пьянства, наркомании, разврата — приносит немалые прибыли. И противостоять этой силе можно лишь при реальной поддержке всех государственных институтов. Если мы хотим сделать нашу жизнь более благоустроенной, достойной человека и соответствующей нравственному закону, мы должны проявить себя подлинными патриотами своего Отечества и ясно выразить свою любовь к России тем, что, в первую очередь, обратить внимание не на последствия, а на искоренение причин, их порождающих — в первую очередь проповеди безнравственности, вседозволенности, разврата. К сожалению, деятельность традиционных конфессий, особенно в сфере социального служения, образования, культуры искусственно сдерживается тем, что не решаются вопросы, нами поднятые. В частности, это касается возвращения церковной собственности, утверждения права верующих на введение духовно-нравственных факультативов в светских учебных заведениях, обезпечения льгот для благотворителей и так далее.
Все вышеперечисленное не может не безпокоить нас и как граждан России, и как верующих. И информация об этой обезпокоенности на протяжении последних десятилетий доносилась Священноначалием Русской Православной Церкви, лидерами других традиционных конфессий до органов государственной власти. К сожалению, в настоящее время не отлажен механизм выяснения отношения традиционных конфессий к подготавливаемым решениям на местном, губернском и федеральном уровне. А ведь своевременные консультации могли бы заблаговременно выяснить проблемы и конфликты, которые возникают из-за скоропалительных решений, не учитывающих традиции нашего Отечества.
Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями накоплен значительный фактический материал, характеризующий деятельность тех или иных религиозных объединений, в том числе и за пределами России. Это вновь показала международная научно-практическая конференция "Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма", проходившая при поддержке Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Данные материалы часто не касаются вероучительных вопросов, а открывают итоги деятельности религиозного объединения. Однако, как показывает даже опыт заседаний нашего Совета, этот массив объективной информации еще мало используется органами государственной власти и местными администрациями.
Аналогичная ситуация и с вопросами нравственной оценки того или иного явления общественной жизни. Именно в этих вопросах Русская Православная Церковь, другие традиционные конфессии должны иметь действительное право голоса. В качестве примера хотел бы привести пример, который сообщил корреспонденту "Православной газеты" председатель иудейской религиозной общины при Екатеринбургской синагоге Я.М. Соскин. Он рассказал:
"Уже в 20-м веке, в новом израильском городе, который назвали Содом, предприниматели хотели устроить "туристическую Мекку" в духе одноименного города — с геями, стриптизом, казино и так далее. Но главный раввин выступил против: "Бог может и второй раз стереть с лица земли порочный город!" И мнение священнослужителей возымело свое действие. Теперь порочные люди в своих стремлениях уезжают куда-нибудь за пределы Израиля".
В нашем многострадальном Отечестве насущно необходимо сегодня принятие законодательных актов, создание общественных институтов, которые противостояли бы безнравственности и разрушению наших духовных ценностей и стремились бы создавать условия для возрастания людей в добродетельной жизни по примеру наших благочестивых предков. Это будет достойным результатом взаимодействия органов государственной власти и традиционных конфессий.

"Православная газета"
Екатеринбург, 18 марта
21.03.2003
840
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru