‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Опросная тетрадь

жителей села Красноармейское (Колдыбань), знавших иеромонаха Никиту (Сапожникова).

жителей села Красноармейское (Колдыбань), знавших иеромонаха Никиту (Сапожникова).

Тезикова Пелагея Андреевна (Фадина), уроженка с. Колдыбань, 1913 года рождения:

Семья наша была верующей и даже детей с детства приучали соблюдать правила Церкви. Мы уже с семи лет ходили в церковь на службу. Как я сама помню, у нас священником был батюшка Никита. Жил он в доме, где сейчас находится магазин «Жемчужина». Дом по тому времени был хороший, двухэтажный. Внизу жили монахини, а сверху келья батюшки Никиты. В доме, где жил батюшка Никита, жили монахиня Евфимия, Лиза Вершинина, приемная девочка Манечка, которую они взяли на воспитание. С Манечкой мне приходилось играть, а батюшка Никита был с детьми ласков и часто дарил конфеты.

Церковь была деревянная и очень красивая. Вокруг церкви была каменная ограда, а сверху была решетка с разноцветными шарами. За оградой росла сирень и было много травы, из которой мы на Троицу плели венки. А в праздничные дни к ограде привязывали разную живность, как тайную милость.

В церкви очень хорошо пели, пели и мужчины. А еще помню, как мы бегали в село Самаровку, там у кого-то обновилась икона. Какая она была раньше, я не знаю, а вот то, что она очень блестела и там было много народу, это я хорошо помню. Бегала я с девочкой лет 10-12 Мотей Климовой, и там видели батюшку Никиту. Еще помню, что к большим праздникам нас звали в церковь чистить подсвечники и мыть полы, протирать иконы. В большие праздники церковь всегда была заполнена до отказа.

Будцева (Надежкина) Татьяна Варфоломеевна, уроженка с. Колдыбань, 1916 года рождения:

Вышла я замуж в семью верующую. Сестра мужа (Надежда) была монахиней и пела в церковном хоре. В доме у нас было очень много икон. Вся семья посещала церковные службы регулярно, соблюдали законы Церкви. В церкви служил батюшка Никита. Он был очень добрым и хорошим человеком. К нему все шли за советом, и он никогда никому не отказывал.

У нас в доме часто бывали подруги сестры Надежды: это Лёушкина Нюра, Вдовина Паша, Елисеева Лукерья, Гладкова, Перова, Надежда Кузнецова, Анастасия Шатохина, Маня (жила вместе с Феклушей). Феклуша пекла просфоры.

С приходом новой власти на батюшку Никиту стали писать доносы и всевозможную клевету, что он против советской власти. Потом, примерно в 1926-27 гг., его арестовали. Сначала держали здесь в милиции, а затем отправили в Куйбышев в тюрьму. Все жители села Колдыбань очень жалели отца Никиту и помогали всем, чем могли. Постоянно ездили к нему и в тюрьмы, и в ссылку. Когда батюшку Никиту освободили из-под стражи, он жил в Куйбышеве, но часто приезжал в Колдыбань и жил у сестры Надежды, которая жила с Нюрой Леушкиной. Церкви в то время уже не было, и отец Никита все обряды совершал на дому, крестил, соборовал, служил Литургию. Живя у т. Нади, он отличался неприхотливостью к жилищным условиям и к пище. К себе был строг и соблюдал все посты, требовал и от всех соблюдать церковные правила.

После ареста отца Никиты последовали аресты и работников церкви. Арестовали и монахиню Надежду. Ее увезли в г. Чапаевск, но скоро отпустили. Она даже сама не знала, за что ее сажали.

Бредихина Любовь Алексеевна, года рождения 1921, уроженка с. Колдыбань:

Как и многие, мы верующие и всегда посещаем церковные службы. Дядя Ефим (брат отца) был старостой нашего храма. Дядя Трифон тоже был глубоко верующим и всегда помогал церкви со своего подворья. Он работников не держал, а работала вся семья, в которой был достаток. За то, что они ходили в церковь и слушали проповеди батюшки Никиты, их впоследствии арестовали как врагов народа и расстреляли. В настоящее время их реабилитировали.

Я девчонкой ходила в церковь, слушала проповеди батюшки Никиты, но всего, конечно, не понимала, однако знала, что он говорит правду, и старалась усвоить услышанное. Особенно нравилось мне церковное пение. У церкви было два хора, мужской и женский. Пели очень хорошо, голоса сильные, раньше не было электричества, так от их мощных голосов иногда гасли керосиновые лампы.

А в церкви девушки не только красиво пели, но еще занимались рукоделием, вышивкой, шитьем. Некоторые вещи шли на продажу.

С приходом советской власти на батюшку Никиту начались гонения и клевета. Но он не переставал проповедовать о вреде атеизма, о неправильных действиях новой власти. А к батюшке тянулся народ, приходили не только местные жители, но и из соседних сел. Властям это не нравилось, и ему ставили в вину агитацию против советской власти. Вскоре его арестовывают и увозят в г. Куйбышев в тюрьму.

После ареста отца Никиты последовали и другие аресты. Увезли псаломщика Григория Мезенцева, монахиню Анастасию (Шатохину). После освобождения Григорий Мезенцев рассказывал мне, что он сидел в одной камере с моим дядей Трифоном. Дядя Трифон рассказывал ему, что его обвиняют в знакомстве с батюшкой Никитой, что слушал его проповеди и помогал церкви материально. За все это его потом и расстреляли.

Шатохина Анастасия Захаровна пробыла в неволе 7 лет. Испытывала унижения, жестокость, а за свой своенравный характер была посажена в мужскую камеру. Там она очень испугалась и потеряла сознание. К ней подошли мужчины и успокоили, сказали, что они тоже сидят за веру в Бога и ей ничего не грозит от них. Она пробыла в мужской камере больше года, стирала, ухаживала за больными сокамерниками. После освобождения продолжала молиться Богу.

Когда арестовали отца Никиту, то вся округа Колдыбани скорбела о нем и непроизвольно, словно сговорившись, начали помогать батюшке кто чем мог. Собирали продукты, сушили сухари и отправляли к месту нахождения батюшки Никиты в лагеря или в тюрьму. Желающих поехать было много, и несколько раз ездили Нюра Леушкина, Матрена Гладкова, Александра Горяинова. Они уже научились конспиративно передавать продукты и деньги, зашивая их в шапки. Ездили и в Куйбышев, Пугачев, Мордовию, ездили в Сибирь.

После освобождения отца Никиты мне довелось общаться с ним несколько раз. Он со мной вел доверительные беседы и делился воспоминаниями о годах заключения. Рассказывал о том, как жестоко относились к политзаключенным, как издевались. Конвой был очень грубый, сквернословил, что было унизительно и оскорбительно священнику. Еще заставляли сбрить бороду и усы, он на это не шел, и ему выдергивали волосы из бороды и усов. Особенно невыносимо было, когда дергали из усов. В религиозные праздники заставляли работать, а батюшка отказывался работать на Пасху, и ему добавляли сроки. В общей сложности он просидел более 26 лет.

Батюшка Никита после освобождения занимался научной работой, но не прерывал связь с жителями села Колдыбань. По его желанию батюшка Никита [схииеромонах Никандр] был похоронен на нашем сельском кладбище в 1974 году 7 октября. Приезжали многие священники из Самары и с районов. Траурная процессия была большой и торжественной. Поминальный обед был в доме Надежды Будцевой, а готовили многие жители села.

Сейчас могила батюшки Никиты в его бывшем приходе всегда ухожена, цветы и вечная память сельчан.

Мельникова Нина Николаевна, г.р. 1931, с. Колдыбань:

Мне посчастливилось встретиться с батюшкой Никитой при таких обстоятельствах. Во время войны, примерно в 1942-43 годах, батюшка Никита тайно приезжал в Колдыбань из Куйбышева и встречался с бывшими прихожанами. К нам в дом часто приходила бывшая монашка Лукерья Елисеева, и они с моей мамой беседовали на религиозные темы, пели тропари, читали Евангелие. Мама была религиозной, воспитывалась в семье священника (дедушка ее был священником в Башкирии), мать пела в церковном хоре, да и моя мама тоже пела. Тетя Луша приносила маме что-то переписывать от отца Никиты, потом она относила ему. И однажды тетя Луша спросила у мамы - крещены ли дети? Мама сказала, что сын, младший мой брат, сильно болел, и его сумели тайно окрестить, а меня нет. Тетя Луша переговорила с батюшкой Никитой, и он пообещал окрестить меня в следующий приезд. Тетя Луша дала мне выучить молитвы, я, конечно, всё добросовестно выучила и с волнением ждала приезда батюшки Никиты. Он приехал и остановился в доме Надежды Будцевой.

Узнав, что батюшка приехал, мы с тетей Лушей пошли к нему. В доме было много икон, доброжелательная обстановка, и тот страх и смущение, с которыми я шла туда, постепенно рассеялись. И когда я увидела батюшку Никиту с седой бородой и с теплыми и добрыми глазами, я окончательно успокоилась. Меня завели в другую комнату и там совершили обряд Крещения.

Второй раз я видела батюшку Никиту, когда наша квартирантка Мария (она тоже была верующей) отвозила какие-то бумаги батюшке и меня взяла с собой, чтобы отвезти меня потом к родным. Пришли в дом, на какой улице я не знаю, но где-то близко от церкви. Батюшка встретил нас приветливо и благословил. Велел какой-то женщине напоить нас чаем. О чем они говорили с Марией, я не слышала, так как они ушли в другую комнату.

О крещении и посещении батюшки Никиты рассказывать мне не разрешили, чтобы не навлечь неприятностей на батюшку Никиту.

Точёная Нина Григорьевна, 1939 г. рождения, уроженка с. Колдыбань.

Дочь бывшего псаломщика Мезенцева Григория Осиповича рассказывает о своем отце:

Отец мой родился 10 ноября 1883 года в с. Колдыбань и с детства бывал с родителями в церкви. Сначала пел в хоре, потом стал псаломщиком. Служил он вместе с батюшкой Никитой, и в 1931 году его как церковнослужителя осудили сроком на 5 лет с полной конфискацией имущества. Батюшка Никита был уже арестован и находился в ссылке где-то в Сибири. Отца сослали в Хабаровский край, колония находилась где-то под Благовещенском.

Работал отец в колонии плотником, столяром, и за хорошую работу его поставили бригадиром. Начальник колонии, как потом выяснилось, был человеком верующим и принял участие в судьбе папы. Он дал ему возможность заработать денег и отослать матери с той целью, чтобы она с семьей приехала к нему. Мать и пятерых детей выселили из дома, разрешили взять только одежду. Приютили ее родители. Ее тоже арестовывали, и она неделю сидела в тюрьме. Мать была безграмотной, даже не могла расписаться в получении денег, документы у нее все отобрали, но кое-как вернули деньги. Ночью тайно муж маминой сестры отвез мать вместе с детьми в Чапаевск, и так без документов отправились к отцу. С большими трудностями, но с Божией помощью и с помощью добрых людей они добрались до места ссылки отца. Мать поместили на житье в барак, и она устроилась работать прислугой к начальнику колонии. Позже отца расконвоировали. Прошло 5 лет, отца освободили и предлагали остаться там вольнонаемным, но они решили вернуться в родные края.

Сначала жили в совхозе Ленина, а потом с помощью родственников и добрых соседей в с. Колдыбань построили землянку, где я и родилась в 1939 году. Когда вернулись в Колдыбань, храма уже не было, там был клуб. Но отец с оставшимися монашками по праздникам служили тайком в частных домах (по приглашению). Иногда даже приезжал и батюшка Никита и тайно справлял службы. А когда открыли храм в селе Волчанка, то ездили туда на службу.

Всю свою жизнь папа посвятил Богу. У него не было даже трудовой книжки. Умер папа 4 октября 1974 года, а 7 октября хоронили батюшку Никиту. Теперь оба они покоятся на кладбище села Красноармейское (Колдыбани). Вечная им память.

См. также

77
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru