‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Пою Богу моему

Опыт поэтического переложения Псалтири.

Опыт поэтического переложения Псалтири.

Об авторе. Евгений Анатольевич Копарев родился в 1969 г. в Крыму, в Симферополе. Учился на лесоинженерном факультете Петрозаводского государственного университета, после чего работал в Никитском Ботаническом саду в городе Ялта. Получил второе высшее образование в Военном университете Министерства обороны. Служил в Российской армии до 2010 года. Ветеран боевых действий. С 2011 года работал в охранном предприятии. Живет в Петрозаводске.

Уважаемая редакция!

Предлагаю опубликовать часть моей книги «Переложение Псалтири стихами». Это стихотворный перевод Псалтири с церковнославянского языка (не стихотворное переложение Синодального перевода). Над поэтическим пересказом Псалтири я работал всю жизнь.

С уважением, Евгений Копарев.

Псалтирь - это как малая Библия. Ее псалмы кратко излагают содержание всех книг Священного Писания. Поэтому человек, полюбивший Псалтирь, не может не полюбить и всё Слово Божие, обращенное к нему. В Православной Церкви псалмы входят в состав Богослужения.

Слово «псалом» произошло от греческого псалмос - «песня», которая исполнялась под аккомпанемент струнного музыкального инструмента. В этих песнях Царь Давид возносил хвалы Богу за Его благодеяния, прославлял Сион и Иерусалим; сетовал о напастях, взывал о помощи к Богу; благодарил Господа за избавление от бедствий. Псалмы были общим молитвенным достоянием ветхозаветной Церкви, псалмопение не было правом только священников и левитов. Псалмы читались всем народом: молитвы перед сном, перед отправлением в путь, молитвы во время погребения.

И у нас в России вплоть до октябрьского переворота 1917 года значительная часть верующего народа и шагу не могла ступить без Пятидесятого и Девяностого псалмов! По приказу святого праведного воина адмирала Феодора Ушакова Девяностый псалом не сходил с уст русских моряков даже во время морских сражений! Не этим ли объясняется то, что русская эскадра при адмирале Ушакове не знала поражений?

Автором большинства псалмов, несомненно, был библейский Царь Давид. Он был пророком Всевышнего, поэтому зрел будущее, как видел и настоящее. Псалмы написаны Царем Давидом под воздействием благодати Святого Духа. Таков и 71 псалом, стихотворное переложение которого я сделал:


Памятник Царю Давиду в Иерусалиме.

Псалом 71

Пусть на царя свет истины высокой
С Твоих чертогов, Боже, снизойдет,
Чтоб он от притеснителей жестоких
Спас сирых, неимущих и сирот;
Пусть мир и правду грады Иудеи
Всем племенам вселенной принесут,
Пусть царь смирит тиранов и злодеев,
Свершит над нечестивыми свой суд;
Пусть царь преобразит весь лик земной,
Как дождь весной, несущий обновленье;
Пусть пред царем склонится недруг злой
И солнце не зайдет в его владеньях;
Пусть подать своевременную шлют
Сему царю князья земли Фарсийской
И дань ему покорно принесут
Цари земель Савейской, Аравийской;
Да вызволит царь правых из темницы,
От лихоимцев бедняков спасет;
Пусть мир во всей вселенной воцарится,
Когда властитель на престол взойдет;
В те лета да растет число людей,
Что следуют путем Твоих уставов,
Обилие хлебов, о Царь царей,
Даруй рабам Твоим, что сердцем правы;
Пусть ввек народы мира не забудут
Правителя премудрого сего,
Покуда солнце и луна пребудут,
Пусть люди чтят величие его.
Ты для народа Твоего твердыня,
Защита и Святыня всех святынь,
Вовек будь препрославлен, как и ныне,
Господь Израилев. Аминь, аминь.

Этот псалом Царь Давид написал о своем сыне Соломоне, о будущем восшествии на престол которого дал знать ему Бог. Соломона Царь Давид ставил намного выше себя, так как именно Соломон, а не он, Царь Давид, согласно Божественному Промыслу, должен был построить Храм на горе Сион. Соломон был младшим сыном Царя Давида, не он, а первенец Давида должен был занять престол. Но Давид пишет о Соломоне так, словно тот уже воссел на престоле в Иерусалиме! Царь Давид ни на миг не усомнился в том, что предреченное Богом свершится!

Псалмы созданы Царем Давидом именно как поэтические произведения. В них присутствуют даже созвучия в окончаниях «смысловых отрезков текста». Эти созвучия позволяют говорить о наличии в псалмах Давида и рифмованных отрезков текста, что весьма сближает псалмы с европейской поэзией. Присутствует в псалмах и вполне определенный ритмический рисунок. Псалмы, созданные Царем Давидом, оказывают на людей благотворное воздействие, им нельзя не поверить, так как Царь Давид не просто сообщал людям о своих духовных переживаниях, а созидал, осуществлял эти переживания в своих псалмах. Он жил этими псалмами и в самих псалмах!

Наличие звукописи и ритма в псалмах Давида придавало им вид законченности. Завершенность, полнота, целостность - это неотъемлемые признаки красоты, которая, как известно, притягивает к себе, обращает на себя внимание.

С переложения псалмов стихами начиналась вся русская поэзии. «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, изданная в 1680 году, стала первой изданной в России книгой стихов. Собрание стихотворений Михаила Васильевича Ломоносова, изданное в 1751 году, открывалось стихотворными переложениями псалмов в разделе «Оды духовные». Священник Гавриил Авраамович Пакатский предисловие к своей «Псалтири в стихах» (1818) начинает словами: «Псалтирь есть обширное поле для стихотворческих занятий». Во второй половине XIX века переложения псалмов у русских поэтов становятся редкостью, их совсем мало у поэтов серебряного века. Почему же Псалтирь перестала тогда вдохновлять русских поэтов? Вот к какому выводу я пришел. После того, как творческое внимание поэтов обходило стороной Псалтирь, они литературно обеднели! Из-за понижения духовности русских поэтов той эпохи понизился и уровень культуры поэтического творчества.

В 1930-м году сделал стихотворное переложение Псалтири протоиерей Василий Пробатов, но его переложение было опубликовано лишь в 2009 году. В конце XX века переложение псалмов вновь стало привлекать поэтов. Интересны переложения Наума Басовского, впоследствии уехавшего в Израиль. Вот одно из них - Восьмой псалом:

Господи, меч мой и щит, свет путеводный во мгле,
как величаво звучит имя Твое на земле!
Сила Твоя велика - кто устоит перед ней?
Ты остановишь врага даже устами детей!
Небо - творенья пример, звезды на нем и луна.
Тайна немыслимых сфер людям Тобою дана.
Там безконечен разбег, в этом созданье Твоем.
Что же тогда человек, если Ты помнишь о нем?
Вот он, Твое торжество, полный старанья и сил.
С ангелом вровень его на небе Ты поместил,
сделал владыкою рыб, гадов, и птиц, и скотов;
зверь, усмиряя свой рык, лечь ему в ноги готов.
Ты ему имя нарек, дал полноту бытия.
Что же тогда человек, как не забота Твоя?
Господи, меч мой и щит, свет путеводный во мгле,
как величаво звучит имя Твое на земле!

…Но Басовский забыл, что разбег нужен лишь для того, чтобы преодолеть препятствие - яму, ограждение, чтобы достичь быстроты в работе, достичь нужной скорости. Но для преодоления препятствия не нужен безконечный разбег. Можно устать, растерять силы при таком разбеге, а препятствие так и не преодолеть, не достигнуть нужного результата.

Приведу просто для сравнения свой пересказ этого же псалма:

Твоею, Боже, Славою святой
Всё то, что Словом создано, согрето.
И круг земной, и свод над головой
Живут теплом Божественного Света.
Тебе хвала из уст детей грудных
Летит врагам Твоим на посрамленье.
Воззрев на небо - дело рук Твоих, -
На сонмы звезд, я мыслю со смиреньем:
Что для Тебя, о Боже, человек
И каково его предназначенье?
Его Ты славой увенчал навек
И честью, словно ангелов, почтил,
Весь мир ему под ноги положил:
Зверей, что обитают на просторе
Степей, и рыб, живущих в бездне моря,
И сонмы птиц, парящих над землей.
Твоею, Боже, Славою святой
Всё то, что Словом создано, согрето.
И круг земной, и свод над головой
Живут теплом Божественного Света.

А вот стихотворное переложение Первого псалма - Наумом Гребневым (переводчиком гамзатовских «Журавлей»):

Псалом 1

Блажен тот муж, который с юных лет
Сойти с пути греха себя неволит,
Не держит с развратителем совет,
Не делит с нечестивыми застолья.
Но мыслит благодарно и блаженно
Лишь о законе Бога ночеденно.
Да будет тот, кто благодать обрел,
Возросшим, будто бы широкий ствол
При щедрых водах бурного потока.
Лист этого ствола не станет желт,
И не поникнет ветвь его до срока.
А нечестивцы будут, словно прах,
Развеяны на всех земных ветрах,
Средь праведных нет места для лукавых,
И на суде к ним помощь не придет,
Ибо Господь с заоблачных высот
Благословит путь праведных и правых,
А путь неправедного пресечет.

Гребнев называет здесь «блаженным» того мужа, который не сошел еще с пути греха, он только неволит себя сойти с него - с юных лет, продолжая пребывать в греховном состоянии. Это духовно неверно и поэтически не точно.

Представлю здесь свой поэтический пересказ Первого псалма:

Блажен тот человек, что не держал
Совет с врагом Учения святого
И вслед за нечестивым не ступал.
Его вело по жизни Божье Слово.
Он словно древо у речных истоков:
В жару не облетит его листва
И крупные плоды созреют к сроку.
Судьба кощунника не такова:
Он - словно прах, что со дворов метут,
Что ветр разносит по земному лику.
Воскреснут нечестивцы не на суд:
Они уже осуждены Владыкой.
Господь от грешных взор Свой отвращает,
Их имена навек изгладит Бог.
Спаситель наш на праведных взирает -
Он их избавит от печалей в срок.

Я перелагал Псалтирь для того, чтобы читатели, ознакомившись с ее мудростью, обратились затем к богодухновенному церковнославянскому тексту Псалтири. Этот старинный текст мне ближе, чем Синодальный перевод XIX века.

Изложу здесь краткие сведения о Псалтири.

В еврейской Библии (Танахе) эта книга называется «Тегилим», что значит - «Хваления». Вся книга Псалтирь состоит из 150 песен. Каждую песню роднит с другими то, что вдохновителем их является Бог. Именно Он вдохновлял Давида.

Царь Давид избрал начальников над певцами. «И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь». (1 Пар. 25:7). Они вместе с самим Давидом и его сыном Соломоном исполняли псалмы. Возможно, что когда написано: псалом Асафов, тогда указывается на то, что исполнителем этого псалма был прозорливец Асаф. Когда написано, что псалом Идифумов, то это значит, что поет этот псалом Идифум. И, скорее всего, все знали тогда, что Идифум не являлся автором слов псалма, псалом написан Царем Давидом. Семьдесят два псалма из ста пятидесяти исполнял сам Царь Давид. Один из псалмов пел его сын Соломон.

Однако стоит отметить, что в Библии (2 Пар. 29:30) есть упоминание о том, что во времена Езекии славили Бога «словами Давида и Асафа прозорливца». Это может косвенно свидетельствовать о том, что Асаф был автором ряда псалмов.

В ветхозаветной Церкви при богослужении использовались музыкальные инструменты трех видов: струнные, духовые, ударные. К струнным относились киннор и невел. К духовым инструментам относились керен - роговая изогнутая труба, а также прямая труба, которую делали из серебра. Довольно-таки безхитростными были ударные инструменты: барабан, по которому ударяли железными прутьями; доска, увешанная гремушками; кимвалы - медные тарелки, ударяемые одна о другую.

Святитель Иоанн Златоуст писал о Псалтири: «В псалмах мы научаемся весьма многим полезным вещам. Давид говорит тебе и о настоящем, и о будущем, о видимых и невидимых тварях; он учит тебя и о воскресении и об Иисусе Христе, и о будущей жизни, и о покое праведных и о муках грешных; сообщает тебе и нравственное и догматическое учение. Словом, в Псалтири ты найдешь безчисленные блага. Ты впал в искушение? Найдешь в ней самое лучшее утешение. Впал в грехи? Найдешь безчисленные средства исцеления. Впал в бедность или несчастье? Увидишь там множество пристаней. Если ты праведник, найдешь там самое надежное подкрепление, если грешник - действительное утешение. Коль ты возгордился добрыми делами своими, там научишься смирению. Если грехи твои повергли тебя в отчаяние, там обрящешь великое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец, или отличаешься высокой мудростью, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, псалмопевец убедит тебя, что на земле нет ничего великого. Если ты поражен скорбью, услышишь утешение. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешниками, получишь объяснение этого. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно наслаждаются счастьем, научишься не завидовать им». (Из «Толкования на послание к Римлянам».)

В Псалтири во все времена люди находили утешение и тихую радость. В русском православном народе Псалтирь была настольной книгой. С помощью Псалтири обучали детей грамоте. Очень многие знали Псалтирь наизусть. Сама душа Давида обрела поэтическое воплощение в его псалмах, поэтому читатель Псалтири сопереживал помазаннику Божиему, не мог остаться равнодушным к его борениям.

Ниже я привожу несколько своих поэтических пересказов псалмов.

Псалом 2

Чего хотят несмысленные люди?
Зачем отринули Завет святой?
Зачем противятся земные судьи
Тому, Кого помазал Всеблагой?
Они рекут: «Расторгнем их оковы.
Их иго - зло, и гнет Их - нестерпим».
Смеется Вышний, их услышав слово,
Помазанник во гневе скажет им:
«Мой Трон в Сионе, рядом со Святыней.
Господь и Вседержитель Мне сказал:
“Единородный Сын, рожденный ныне,
Тебе в наследье Я народы дал,
Вручил земли пределы во владенье.
Царей, князей мятежных с их гордыней
Ты сокрушишь, разрушишь их твердыни”».
Цари, внимайте Божиим реченьям,
Служите Вседержителю со тщаньем.
Блажен, кто возложил все упованья
На Господа: лишь от Него спасенье,
Трезвенья дар и умиротворенье.

Псалом 4

Не отвергай, Господь, мое моленье
И от меня не отвращай Свой взор.
Ты посылал мне в горе утешенье
И в тесноте мне даровал простор.
А вы, жестоковыйные мужи,
Стоящие надменно перед Троном,
Зачем не отдаляетесь от лжи?
Зачем пренебрегаете Законом?
Бог правду от лукавства отличает,
И Он узрел святого Своего.
Молитвы Вседержитель принимает,
Что с уст летят избранника Его.
Святым Заветом не пренебрегайте,
Не предавайтесь гибельным страстям
И восклицать в неверьи не дерзайте:
«Что ж благ земных не даст Всевышний нам?»
На нас Всевышний обратил Свой взгляд,
Для чад плоды земные приумножив.
Но все-таки не им я буду рад,
А насыщенью светом Славы Божьей.
Вся жизнь моя, о Боже, пред Тобой,
И от Тебя ничто не утаится.
Лишь Ты Один мне даруешь покой,
Мое веселье от Твоей десницы.

Псалом 5

Мой Царь и Бог, внемли моим моленьям,
Услыши, Вседержитель, голос мой.
Лишь Ты дарил мне в скорби утешенье, -
Предстану рано утром пред Тобой.
Ведь Ты - Господь, не любящий нечестья,
И у Тебя не водворится злой,
И Ты убийц без совести и чести
Смиришь, мой Бог, Своей святой рукой.
А я, по милости Твоей великой,
Войду, Всевышний, в храм Твой пресвятой,
С благоговением в душе, Владыка,
Склонюсь в мольбе усердной пред Тобой.
Прости мои, о Боже, прегрешенья
И Лик Свой от меня не отвращай.
Всем жаждущим мне зла на посрамленье
Твой путь передо мною уравняй.
Жилище их - разбойничий вертеп,
Они безумны в замыслах своих,
Их лживые уста - отверстый склеп.
По множеству грехов отвергни их.
И те, на ком Твое благословенье,
Хвалиться будут, Господи, Тобой.
Лишь Ты даруешь, Боже наш, спасенье
И посылаешь радость и покой.

Псалом 6

О Господи, помедли с наказаньем
И по грехам моим не воздавай.
Услышь мое, Владыка, покаянье
И лик Свой от меня не отвращай.
Во аде ли смогу Тебя прославить
И приобщиться к святости Твоей?
Ужели жизнь мою нельзя исправить
И стал я самым худшим из людей?
Я проливаю слезы дни и ночи.
Услышь, Спаситель, вопль души моей!
Мои иссохли от печали очи,
Мой дух изнемогает от скорбей.
Воздай моим врагам за злодеянья
И в трудный час меня Ты не отринь,
Не откажи мне, Боже, в состраданьи...
Тебе хвала из века в век. Аминь.

Псалом 7

Господь, не предавай души моей
Врагам, как львы, свирепым, безпощадным.
Мой Бог, коль есть в руках моих неправда,
Коль предал я кого-то из друзей, -
То пусть меня настигнет злобный враг,
Повергнет честь мою и славу в прах,
Но чист душой я, Боже, пред Тобой.
Подвигнись против всех моих врагов,
Восстань во гневе, Бог наш Всесвятой,
И к сонму нечестивых будь суров!
Умы Ты испытуешь и сердца.
В Тебе спасение мое, мой щит.
Твой меч строй нечестивых сокрушит;
Ты истребишь зловерных до конца.
Вот нечестивый ложь себе родил
И угодил, в безумьи, в ров глубокий,
Хотя для верных сам его изрыл,
А мы прославим Бога Вышних Сил,
Почтим Завет Спасителя высокий,
Который чрез пророков Он открыл.

Псалом 9

О силе Божьей стану возвещать,
Твое, Создатель, Имя воспою.
Я буду о Тебе торжествовать,
Восславлю вечную любовь Твою.
Воссел Ты на Престоле, Судия, -
И злобный враг мой в страхе отступил.
Десница справедливая Твоя
Врагов разоружила. Погубил
Ты нечестивых семьи, племена,
Навеки их изгладил имена.
Разрушил Ты надменные твердыни.
Зловерных Ты накажешь за гордыню.
Ты суд произведешь по правоте.
Прибежищем Ты станешь, Всеблагой,
Всем тем, кто прозябает в нищете,
Помилуй и меня, о Боже мой.
Зловерный в ров глубокий угодил,
Который он для верных ископал.
Лукавый в собственный капкан попал,
Что на пути своих собратьев скрыл.
Познают люди истину Господню,
Когда зловерный будет обличен
Делами рук своих и в преисподнюю
Сойдут не чтущие святой Закон.
Всевышний видит праведных страданья.
И беднякам готов помочь всегда.
Их не напрасны будут упованья.
Да убоятся Божьего суда
Зловерные, не чтущие Ученья,
И те, что вымышляют ухищренья
Для притесненья бедных и сирот.
«Мне зла не приключится в род и род», -
Себя корыстолюбец ублажает,
Гордится похотью своей души.
Уста его полны коварства, лжи.
В безумии лукавый восклицает:
«Не видит Вседержитель дел моих,
Не слышит плача ни сирот, ни нищих».
Господь, спаси несчастных чад Твоих.
«За преступления мои не взыщет
С меня Господь, - речет в себе лукавый, -
От Бога зря защиту люди ждут».
Господь, сверши над ним Свой правый суд -
Пусть пресечется путь его кровавый.

Псалом 10

Я уповал на Господа всечасно -
И Он дарил мне в скорби утешенье.
Душе моей твердите вы напрасно:
«В безлюдье гор ищи свое спасенье:
Язычники уже готовы к бою,
Из луков изготовились стрелять;
Всё доброе, что сделано тобою,
Уж никому вовек не воссоздать».
Господь на правых сердцем призирает,
Он видит всё с Престола Своего.
Всех праведных Владыка испытает,
Не зрит на грешников лицо Его.
Он изольет на них огонь и серу,
Палящий ветер на убийц нашлет,
На нечестивых, что живут без веры,
Горящие угли дождем прольет.
Господь на правых сердцем призирает,
Он видит всё с Престола Своего.
Всех праведных Владыка испытает,
Не зрит на грешников лицо Его.

84
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru