‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Неутраченное время

Юбилейные «крупинки» писателя Владимира Крупина.

Юбилейные «крупинки» писателя Владимира Крупина.

НУ НИКАК НЕ хотят люди жить по мере отведенных им сил ума и возможностей. Чем плохо - жить негромко? Нет, надо пыжиться, изображать себя суперменом. Вот я писатель, ну и что? Господь так поставил, и чем мне хвалиться? Я обязан выполнить заданный урок. Выполняю далеко не на пятерку, но, может, хотя бы не двоечник. Счастье именно в скромности и смирении. Закон жизненный я открыл, отвечая на вопрос: как живешь? Ответ сложился не сразу. Был и такой, из анекдота: зануда тот, кто на вопрос: как живешь, начинает рассказывать, как живет. Или другой. Подруга подруге: почему ты меня не спрашиваешь, как я живу? - Как ты живешь? - Ой, лучше не спрашивай.

И всех нас спрашивают, и мы спрашиваем. Но зачем же спрашивать, всё же сразу видно духовными очами. И постепенно, а теперь уже и постоянно, отвечаю: терпимо. Да, живу терпимо. Очень православный ответ. Хвалиться грешно, жаловаться не по-мужски. Терпимо. А сказать: живу смиренно - это уж очень несмиренно.

ГОСПОДЬ ХОДИЛ по земле, а враг спасения ходит по головам, головы крутит.

ВЯТСКИЕ ВО МНЕ гены, счастье на свете есть. Хочется, как Диогену, в бочку скорее залезть.

Какое счастье - молодость прошла. О, сколько зла она мне принесла!

ВОСПИТАНИЕМ РЕШАЕТСЯ участь человека. К чему он приклонится, что будет считать плохим, что хорошим, до какой степени будет управляем или будет мыслящим, легко ли его будет купить, перепродать, кем он будет по характеру: рабом, наемником или сыном по отношению к своим обязанностям. Всё это решало воспитание.

Мудрость Божия видна во всем. Вот скворчики: скворец воспитывает справедливость - отталкивает прожорливого птенца и сует червячка слабому. Видел, как кошка не пускала к блюдечку шустрого своего сыночка, пока его пушистая сестричка медленно лакала молоко крохотным розовым язычком. Или: из детства. Приехал к дедушке, помогал плотничать. Садимся обедать. Много братенников, то есть двоюродных братьев. На столе общее блюдо. Я взял ложку и тут же полез ею зачерпнуть. Братенники переглянулись, дедушка кашлянул. Я проглотил ложку и снова полез в блюдо. Дедушка вздохнул, и как ни любил меня, хлопнул своей деревянной ложкой по моему лбу. Не больно, но чувствительно. Урок на всю жизнь - не считай себя лучше других, другие тоже есть хотят, тоже едят заработанное, ты других не лучше.

Русь держалась семейными традициями. В русских семьях старшие заботились о младших. Равенство обезпечивалось равными наделами на пашню, рыбные ловли, сенокосные угодья. Посягательство на собственность каралось.

Христианство на Руси не унизило роль семьи, а возвысило. Семейно-кровные отношения укрепились религиозно-нравственными. Христианство возвысило женщину, оставив власть мужчине. Любовь внутрисемейная осветилась и укрепилась любовью во Христе.

Образование пришло от священников. Авторитет их был недосягаемо высок. Стоило преподобному Феодосию упрекнуть князя Святослава за веселый пир, как всегда потом при приближении старца застолье стихало.

Книги были только духовными. Они же были и учебными. Евангелие, Часослов, Апостол, Послания. Конечно, обучение грамоте, чтению, письму двигалось медленно, но недостаток ли это? Чтение Псалтири - это и грамотность, и наука жизни, и постижение Божественных начал. «Летопись» Нестора, «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона можно назвать мостиком от книг духовных к светским. Но ведь и светские пронизаны христианскими истинами. «Пчела», «Измарагд», «Луг духовный», «Домострой».

Потом, со временем, как-то всё заторопилось, засуетилось. Языки надо учить, манеры. Где эти вундеркинды, которые в три-четыре года читали, писали, сочиняли? Сломаны их жизни, эти поддержки раннего чириканья просто повредили. И детям и обществу.

Лучшая педагогика («Поучение Владимира Мономаха») - пример личной жизни. Как иконы в красном углу дома, так и пример поведения в красном углу воспитания. Вставать раньше солнышка, молиться, заботиться о нищих, уповать на Господа. Младшие безусловно подчинялись старшим, но не слепо, а сознательно, любовь питалась своей главной энергией - заботой друг о друге. Разве могло быть такое, чтобы не оставили еды для тех, кто не успел к столу?

Всегда было противоречие меж исполнением побуждений совести и страстями жизни. Совесть - духовный голос Божий в человеке - забивалась тягой к материальным благам мира.

Мнение Льва Гумилева о благотворности татаро-монгольского ига для Руси в корне неверно. Какая благотворность, когда ордынцы - хитрейшие люди - ссорили русских князей. В одном княжестве звонят колокола, в соседнем запрещены. В «Слове о погибели Земли Русской» говорится о «красно украшенной» храмами Руси. То есть обилие храмов. А, значит, икон, книг. Где это? И много ли домонгольских храмов? Спас на Нередице, Покрова на Нерли, Софии, Новгородская и Киевская, Успенский собор во Владимире…

И матерщина у нас от тех времен.

Да, во все века злоба к России, к русским, как к стране и людям, стоящим у престола Божия. Это самое верное объяснение всех нашествий. Знакомый старик, боевой моряк, сказал о новых нападках на нас: «Давно по морде не получали».

То есть, начав разговор о воспитании, закончу этим грубоватым, но точным замечанием моряка. Да ведь и оно от русского воспитания, от любви к Родине и от сознания своей силы. Осознание это подкреплено верой в Божие заступничество за Православную Россию.

Еще бы молиться нам покрепче да почаще.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил писателя В.Н. Крупина с 80-летием со дня рождения.

Сопредседателю правления Союза писателей России, члену Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия В.Н. Крупину

Уважаемый Владимир Николаевич! Сердечно поздравляю Вас с 80-летием. Всещедрый Господь наделил Вас ярким и самобытным литературным даром, который Вы посвятили служению на благо русского народа и утверждению его в вере и высоких идеалах Евангелия. Ваше творчество, проникнутое горячей любовью к родной земле, во многом стало зеркалом современной жизни нашего Отечества. Рассказывая читателям о судьбе своих героев, о Ваших паломнических поездках, об истории Русской Православной Церкви, Вы таким образом осуществляете и значимое миссионерское служение. Ваши повести и рассказы по-настоящему востребованы всеми, кому дороги русские традиции и культура. Благодаря Вашей редакторской и педагогической деятельности общественность открыла для себя новые имена достойных писателей: целая плеяда молодых и талантливых авторов вошла на рубеже столетий в большую литературу после публикаций в возглавляемом Вами журнале «Москва», который также одним из первых стал печатать работы видных религиозных философов, мыслителей и богословов, предоставляя читателям уникальную возможность ознакомиться с духовным богатством Православной веры и церковной жизни. С признательностью хотел бы отметить Ваше активное участие в работе Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Во внимание к Вашим усердным трудам на пользу Церкви и Отечества, а также в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена святого равноапостольного князя Владимира (III степени). Молитвенно желаю Вам крепости сил, дальнейших творческих успехов и обильной помощи от Господа на пути спасения.

С уважением
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


ЖАЛЬ, МАЛО изучается наследие митрополита Платона (Левшина). У Пушкина: «Школы Левшина птенцы». Умнейший воспитатель великого императора Павла (тоже, кстати, замалчиваемого), очень русский, человек огромной учености, великий строитель церковных зданий, организатор училищ, семинарий, преподаватель Академий, называемый при жизни «вторым Златоустом и московским апостолом», он оставил в наследие образцы отношения к инославным. Ему было предписано явиться к императору с поздравлениями при короновании в одно время с римо-католиками. Митрополит попросил доложить императору, что «несовместимо инославному духовенству представляться благочестивейшему Государю вместе со Св. Синодом и православным духовенством». Павел принял католиков в другое время.

Когда Дидро в гордости говорит: «Нет Бога», то митрополит Платон пристыдил его, сказав, что еще царь Давид сказал о таковых: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог»,- а ты, сказал он французу, - устами таковое произносишь. Пристыженный Дидро вскоре был вынужден удалиться обратно в свою Францию.

Учения Вольтера, Дидро, Аламбера, этих «энциклопедистов» Платон называл «умственной заразой». Их безбожие дорого обошлось Европе. Реки крови, революции, искалеченные государства, - всё следствие этой «умственной заразы». А она от безбожия.

ДОСТОЕВСКИЙ, 18-й том, стр. 60: «Мы любим гласность и ласкаем ее как новорожденное дитя. Мы любим этого маленького бесенка, у которого только что прорезались его крепкие зубенки. Он иногда невпопад кусает, он еще не умеет кусаться. Часто он не знает, кого кусать. Мы прощаем - детский возраст, простительно».

Кусаться бесенок давно научился, договорим мы, спустя время, за Достоевского. И кусаться и загрызать.

ГЛАВНЫЕ ИТОГИ перестройки: нравственность пала, народ обеднел, богатые обогатели. Так нам и надо.

ВЫБРАННЫЙ РОССИЕЙ христианский путь означает силу России: она понимает, что идущие за Христом всегда будут гонимы в этом мире. Земные ее беды и скорби не уменьшатся, а будут увеличиваться. И это знак Божией милости.

В начале 90-х написал в статье о бедах России: «Кого Бог любит, того наказывает». Это же не мои слова, это из Священного Писания! Астафьев в интервью, вроде в «Комсомолке» обвинил меня в том, что я радуюсь бедам страны. Что неоднократно повторял Личутин. Придрался к названию повести «Прощай, Россия, встретимся в раю». Вот, мол, Крупин-то что, России гибели хочет. То есть тем самым признался, что повести не прочел. Так повесть назвал я еще задолго до итальянца Кьезы, назвавшего книгу «Прощай, Россия». И у меня очень жизнерадостная повесть. Конечно, встретимся в раю. И мы, православные в России, и сама Россия ада не заслуживаем.

Но прав даже не я, а опыт тысячелетий. Если б израильтяне были Богу безразличны, Он бы просто забыл о них, а Он сколько с ними возился, вразумляя через беды египетского и вавилонского пленений. И Россию возлюбил, усыновил и отцовски наказывал.

Опять, если не вразумимся, опять накажет. Да еще как, да и в скорое время. Сейчас оно заторопилось.

ЗЕМНОЕ ВРЕМЯ. Хорошо, что мы не знаем времени своей земной кончины. Которая будет у всех и каждого. Но когда? Время покажет. А предсказания, гадания не в счет. Предчувствия тоже сомнительны. Впечатлительные, нервные люди очень боятся умереть, но и они никуда не денутся. Всё, ожидающее нас, от нас скрыто, всё свершается помимо наших желаний. Хотя иногда может быть и не помимо. Обратимся к авторитету Библии. Ниневитяне были, по грехам, обречены, пророк Божий Иона сообщил им об этом. Но посыпал пеплом голову царь ниневитян, разулся, оделся во вретище, стал вместе с народом творить молитву, и был Божий гнев переменен на милость.

Вот этот пример сейчас очень был бы нужен его повторением. Разве сегодняшним министрам да губернаторам так трудно разуться? Одеться во вретище? Покаянно помолиться?

У нас о чем угодно говорят, только не о молитве. Хотя и по сайтам и в переписках по всяким воцапам, телеграммам много предложений вставать на общую молитву ровно по часам, во столько-то, говорить то-то. Но если я в это время делаю что-то неотложное: машину веду, лекцию читаю, в больницу еду, кашу варю? Почему не призывать молиться в любое время келейно, и обязательно ходить на общую молитву в церковь.

Встал и стою перед часами. Стою, гляжу и вдруг прямо весь оцепенел: как быстро несется по кругу секундная стрелка. Да-а. Я-то оцепенел, но она-то несется.

У Бога нет времени, у Него всё враз: и то, что было, и то, что будет. Но и для нас в утешение приготовлено вот что. Опять цитата из Библии, из Откровения Святого Иоанна: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет, но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам».

Какая тайна? Тоже узнаем. Но то, что молитва каждого может изменить его будущее, это уже не тайна.

ТУФЕЛЬКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ.Ехал в автобусе, сидел у окна. На очередной остановке к автобусу торопилась женщина с дочкой. Девочка запнулась, и у нее слетела с ноги туфелька. Она оглянулась, что-то сказала матери, но та, не слушая, тащила ее за руку. Я сильно забарабанил в стекло. Женщина вскинула взгляд на меня. Я стал показывать ей под ноги. Она оглянулась и поняла.

Они вошли в салон. Женщина поблагодарила меня. Я сказал:

- Ну, ваша дочка прямо как Золушка: туфельку потеряла.

- Как кто? - не поняла женщина.

- Золушка. Которая стала принцессой.

- А-а, - протянула мама. - А кто это?

Только и всего. И повлекла дочку по проходу. А я прямо ахнул, не поверил, что она не знает про Золушку. Если так, то для меня прямо день померк: молодая женщина понятия не имела о Золушке. Бедные, несчастные Шарль Перро, братья Гримм! А еще раньше неаполитанец Джамбаттиста Базиле, авторы «Золушки». Наверное, перевернулись в гробу. Тысячи и тысячи изданий, экранизаций, постановок, сериалов. И все на тему бедной девушки, прислуги, которая становится принцессой. Розовая мечта юных девушек о сказочном принце. И не знать этого?

Поехали дальше.

А, может, и хорошо не знать о Золушке, стал я размышлять. Мечта о таком прекрасном возлюбленном душевных сил не добавляет, волю к стремлению занять место в жизни не закаляет. Кто бы этим девушкам внушил, что лучше не принца ждать, а Богу молиться. Не так, конечно, как в «Трех мушкетерах»: «Святая Катерина, пошли мне дворянина», а - «На всё святая воля Твоя да будет». А то наглядятся девушки на «Мою прекрасную няню» да на «Рабыню Изауру», и всё, и пропали их жизни. Муж какой-никакой, конечно, будет у них, но как им любить его, мечтали же о принце, а и муж получился не принц, и они принцессами не стали. А вот уже и морщины, вот уже и дочка, дура такая, принца ждет.

Или вот еще сюжет из той же оперы. Гриновская Ассоль - тоже вариант Золушки. Эта Ассоль еще больше навредила судьбам многих девушек. Все почти девушки считают, что их тоже не понимают, а они такие хорошие, мечтательные, красивые, нежные. А вокруг них окружающие, как и у Ассоли все такие черствые, грубые. Но девушки знают: алые паруса приплывают за ней. «И за нами приплывут», - думают они. Но мы знаем: не приплывут. Парусов таких не бывает в обычной жизни. Только декоративные, для показухи. Да и не все у моря живут. И капитан Грэй не вытащит из воды «мокрое сокровище» и не унесет к себе в каюту.

Как красиво: Зурбаган, Лисс, Грэй, Ассоль… Выдуманная страна. Конечно, в такой стране не может быть обычных наших имен, там нет Вали, Нины, Оли, Насти. В ту страну их никто не звал и там их не ждут. Нет, я не против и мечты и романтики, нужно иногда и от обыденности оторваться, воспарить. Но не до потери же реальности.

А если на месте Ассоль была бы Зина Иванова, а на месте Грэя Леша Сидоров, то как? И разве Зина не заслужила счастья, разве не хочет любви, разве и Леша не мечтает о единственной, любимой, но у Леши нет корабля, нет денег, чтобы купить цветной ткани для парусов. Как такого Зине любить? Да ведь и она же не Ассоль, она Зина. Будем надеяться, что и у Зины будет свой муж, да вот только уж точно не принц. И будет Зина всю свою женскую жизнь печалиться о несбывшейся, навязанной ей, мечте.

Но опять, может и так случиться, что Зина будет тянуть своего Лешу на тот уровень любимого, который ей примечтался? И вытянет. Недаром поется в песне, любимой девушками: «Если я тебя придумала, стань таким…» А Леша возьмет да и станет. Как знать.

УСТАНАВЛИВАЛИ КРЕСТ на храме. Вверху был Борис. Леня страховал. Мы пели: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», - пели безчисленное множество раз. Ветром шатало и сшибало и Крест, и Бориса.

Укрепил в гнезде, натянул растяжки. Сил нет спуститься. А мы глядим и глядим на Крест. Оглянулись - пришел старик на костылях. Плачет: «Пошел умирать, а сейчас знаю - жить буду, Крест увидел над храмом. Тут же я ожил. А умирать буду, умру спокойней».

МЫ, ЛЮБЯЩИЕ РОССИЮ, говорим и звоним во все словесные колокола о спасении нашего Отечества, но нас не слышат, ничего не меняется. Отсюда вывод: получается, что от нас мало что зависит, зря стараемся. Хотя говорить и писать не прекращаем.

Аз многогрешный, одинокая единица мыслящей части общества, чего-то же смыслю в русской жизни, прошедшей и настоящей, и как-то пытаюсь повлиять на русский путь в жизнь будущую. И не один я такой. А жизнь русская всё тяжелее. Это от того, что у русских особая миссия в этом мире - спасти этот гибнущий мир. (Читайте русскую историю, русских духовных писателей.) Но умело внушает враг нашего спасения такие мысли: да, мир обречен, да, грядет Страшный суд, но это же еще когда-то, за семью горизонтами, еще поживем.

А начальники, от которых что-то зависит, нас не слушают, не читают. Имею в виду влиятелей на умонастроение общества. И никакого толка соваться к ним. Не обратят внимания. Отмахнутся, как от комара. Скажут: что вы всё со своей Святой Русью, со своим Православием. Уже искусственный интеллект входит в жизнь, а вы всё тащите свое отжившее мировоззрение. А то, что школьники путают Куликовскую и Курскую битвы, а то и просто не знают о них, что им за печаль, кому-то даже лучше, что выросли и вырастают такие егэ-поколения. В какие-никакие менеджеры годятся, и ладно.

И сам себя пытаюсь успокоить. Какие теперь читатели? Их уже меньше, чем писателей. Прочтут тебя те, кто согласен с тобою, но именно те, от кого ничего не зависит. А владельцев больших средств массовой информации ни в чем не убедишь.

А Россия, всеми ненавидимая, продолжает спасать мир. Как? Она спасает присутствие Божие на Земле, именно это отодвинет Страшный суд. А не получается пока спасти потому, что мир Россию не слушает и не понимает ее ведущего места в этом мире. Кто главный в этом мире? Конечно, Создавший его. А дальше те, кто ближе к Нему. А кто ближе? Те, кто наиболее принял в свое сердце Христа.

Вроде бы западный мир говорит о Боге. Но о каком? Скорее, о ветхозаветном. Если бы иначе, они бы не изгоняли из жизни поклонение Христу, не убирали из школ изображение Его Распятия. А наш Бог - Бог христианский, Бог любви. И по-прежнему над Россией, на ее небесах мы видим распростертые, обнимающие нас руки Спасителя. И те, кому дано, видят надпись, начертанную невидимым, но явным перстом: СИМ ПОБЕДИШИ.

Владимир Крупин.


Поздравляем с юбилеем!

7 сентября писателю Владимиру Крупину исполнилось 80 лет.

Глубокоуважаемый Владимир Николаевич!

Вот и пришел день Вашего замечательного юбилея - 80-летия! И мы всей редакцией от души поздравляем Вас с этой важной датой. Желаем Вам здоровья, крепости духовной и телесной, новых творческих замыслов и их достойного воплощения. Радости о Господе, сердечного тепла от близких, светлых мгновений и дней - на многая и благая лета!

Бог даровал Вам особую милость - стать классиком русской литературы еще при Вашей жизни. Все, какие возможны для русского писателя награды, Вы получили. Из них самая значительная награда - Патриаршая литературная премия, Вы стали первым ее обладателем в 2011 году. Эта награда - за Ваш вклад в русскую словесность. Вы один из немногих и один из первых, кто показал современной русской литературе ее истинный путь. А этот путь - в Церковь, этот путь - в служении Христу-Спасителю. И вслед за Вами по этому благословенному пути пойдут русские писатели следующих поколений.

По особому смотрению Божию в зрелом возрасте Вы не просто заметили самарскую Православную газету «Благовест» и наш журнал «Лампада», но и полюбили их, но и стали нашим постоянным дорогим и любимым автором. Ваше слово доходит до тысяч православных читателей. С Вами сверяют биение своих сердец многие верующие христиане по всей России и, конечно же, у нас в Самаре. Мы благодарны Вам за участие в жизни редакции. Для нас большая честь и ответственность - сотрудничать с современным классиком русской литературы. Ждем от Вас новых рассказов, «крупинок», статей.

Помощи Божией Вам в дальнейших трудах!

Редакция Православной газеты «Благовест».

59
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru