‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Храм в родном городе

Исполнилось 30 лет приходу в честь Всех русских святых в городе Артемовске на Луганщине.

Исполнилось 30 лет приходу в честь Всех русских святых в городе Артемовске на Луганщине.

Об авторе. Игумен Кирилл (Сахаров) родился в 1957 году на Донбассе в шахтерской семье. Публицист, член Союза писателей России. Кандидат богословия. Окончил Московский государственный педагогический институт, Московскую Духовную семинарию и Духовную Академию. Исполнял послушания в Почаевской Лавре, подвизался в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке. По словам игумена Кирилла, его храм «практикует старообрядный, а лучше, древнерусский чин», находясь при этом в юрисдикции Московского Патриархата.

С конца восьмидесятых годов началась работа по возведению храма в моем родном городе Артёмовске Перевальского района Луганской области (Украинской ССР, потом Украины, с 2014 г. этот населенный пункт контролируется самопровозглашенной Луганской народной республикой). Артемовск относительно молодой город, статус свой получил лишь в 1961 году. До этого был поселком городского типа, названного в честь «товарища Артема», а основано поселение было в 1910 году под именем Екатериновка. «Екатериновские угольные копи», «Екатерининский рудник». Уже через четыре года численность населения составила около девятисот человек, была открыта первая начальная школа. В 2016 году неугомонные украинские власти, декоммунизируя всё и вся, переименовали Артемовск в Кипучее, что, конечно же, не было признано местными жителями и фактическими властями города.

Со времени основания рудника здесь никогда храма не было. Прошли 20-е, 30-е годы, потом война… Хоронили иногда с пением «Святый Боже» - бабушки шли за гробом. Кресты на могилах ставили. Верующие ездили на службы в райцентр или в село Малоивановка.

Хотел бы поделиться некоторыми воспоминаниями из детства о моем пути к Богу. Впоследствии это сподвигло меня инициировать открытие храма в нашем городе.

В 1966-67 годах учительница в школе перед Пасхой проработку вела: «Смотрите, в церковь не ходите». А церковь в районном центре, от нас шесть километров. «В церковь не ходите, иначе могут в стенгазете про вас написать, поместят вашу фотографию». Такое вот было запугивание. Это как-то воздействовало, но в то же время интерес возникал. У нас в доме церковная тема не звучала, вот только бабушка иногда что-то рассказывала, когда я ее расспрашивал.

Начал в 13 лет тайком от родителей посещать храм в райцентре, стал много читать по религиозной тематике, перелопатил все, что было в нашей библиотеке на эту тему - увы, это была атеистическая литература. В субботу после занятий в школе переулками мчался на автобусную остановку и ехал на Всенощную в город Коммунарск (ныне Алчевск Луганской области). Могу сказать, что я, подобно послам святого князя Владимира в Софии Константинопольской, проникся красотой и благолепием Православного Богослужения. Призывно звучал негромкий колокольный звон в исполнении звонаря-слепца, красиво пел хор, гудел бас протодиакона, державшего в руках массивное Евангелие. Церковь привлекала неотмирностью - здесь всё было не так, как за Ее стенами: изображения, звуки, запахи, одеяния священнослужителей, поведение людей.

А еще я ребенком подражал Богослужению - через это многие будущие священники прошли. Дома, когда никого не было, я подражал дьякону с его басом. Вместо ораря была красная лента с полосами, очень напоминающая дьяконский орарь, но это был, конечно же, не настоящий орарь, это был элемент экипировки пионера-знаменосца, который носил такую ленту через грудь. Я взял ее и как орарь использовал. Вместо кадила - белая парафиновая свеча, с помощью которой я изображал каждение. Вот такие были у меня свои «богослужения» в доме. Мне как-то все-таки удавалось тайно и храм посещать, и дома молиться. Несмотря на отдельные инциденты, окружающим тогда не была ясна полная картина и глубина моего увлечения.

Наиболее крупный инцидент произошел в школе. В десятом классе уроки истории и обществоведения вел директор Иван Иванович - такой крупняк по комплекции, по росту. Перед ним трепетали все - и учащиеся, и учителя. Вот идет он по коридору, эдакий слоник, и все прижимаются к стене. Он был такой медлительный, степенный. Идет такой слоник по школе, все - по углам: расступись, вот идет директор Иван Иванович! Потом, когда он уже стал стареть, тогда, как над старым медведем шавки начинают издеваться, так и ученики над ним посмеивались. Вот он ведет урок обществоведения, кто-то отвечает, или он сам говорит и вдруг - засыпает на две-три минуты. Потом просыпается и продолжает вести тему дальше. Естественно, все давятся от смеха. Вот этот Иван Иванович на уроках обществоведения имел такое обыкновение: начинал урок с того, что вызывал на первые парты несколько «жертв», которым надо было в письменном виде за 15 минут ответить на тему предыдущего урока.

Однажды и я оказался в числе этих «жертв». Мне попался вопрос: «Материализм и идеализм» - в начале курса обществоведения была такая тема. Я уже тогда был в какой-то степени воцерковленным человеком. Начинаю отвечать на эту тему. Пишу в таком нейтральном стиле: «материализм считает, идеализм считает…» И вот, где-то в моем повествовании надо было употребить слово «Бог». Я, недолго колеблясь, пишу с большой буквы это слово и отдаю свою работу директору. На следующем уроке он опять вызывает очередных «жертв» на первые парты для письменных работ и разбирает предыдущие ответы. Наступает пауза, и он говорит: «У нас есть такой ученик в десятом классе, который, вы представляете себе, он пишет слово «Бог» с большой буквы!» И весь класс как засмеется. Я стушевался в какой-то степени, но обошлось, как-то на этом не зациклились.

Отец мой, Сергей Яковлевич, был человек своеобразный, о нем будет сказано дальше, посетил он школу только два раза за десять лет моей учебы: когда меня привели в первый раз в первый класс, и когда я учился уже в 10-м классе. Он пришел в школу к Ивану Ивановичу и говорит ему: «Иван Иванович, вот такое дело, я ничего не могу поделать со своим сыном, он у меня по церквям разъезжать стал, читает церковную литературу», - не знаю точно, что уж он там говорил, но то, что я посещаю церкви, это он точно сказал. А Иван Иванович ему в ответ (со слов отца): «Да, вот я тоже столкнулся с тем, что он в письменной работе по обществоведению пишет слово «Бог» с большой буквы…»

Вот идет урок физики в десятом классе. Приходит секретарь и говорит: «Сахаров, к Ивану Ивановичу». Вызывают меня к директору в первый раз. Я уже предчувствую нечто, вхожу в кабинет, он меня спрашивает: «Ты что, церковь посещаешь? Ты что, верующий человек?» Я: «Вы знаете, Иван Иванович, я люблю историю и мне интересно с этой точки зрения посмотреть, побывать». Как-то сумел перевести разговор в эту плоскость - культурологическую, что ли, искусствоведческую. Он, к моему удивлению, не стал давить на меня. Произошел общий разговор, где какая церковь находится. Резюме было такое: «Ну, ты смотри, ты же собираешься поступать в институт, смотри, сложности у тебя будут», - сказал он в связи с моим таким настроением. На этих словах мы и расстались. Он был историк, я поступал на истфак. Поступил, и он интересовался моей дальнейшей судьбой.

В доме, где я рос, был сосед - человек идейный, от его доносов в 30-е годы были аресты людей. Он даже хотел пресечь пение старушками «Святый Боже» при проводах на кладбище. Услышав за стенкой, как я слушаю по радио трансляции Богослужений, он сообщил об этом моему отцу. А недавно в архивах СБУ обнаружили его докладную в партком шахты на то, что у соседа сын слушает по радио «вражьи голоса» и трансляции богослужений. Тогда отслеживалось, кто был с высшим образованием и пошел по церковной стезе. Все такие местные уроженцы были на карандаше в спецорганах. Но это уже были семидесятые-восьмидесятые годы и как-то все обошлось.

Священника в Артемовске я видел до открытия храма только два раза. Первый раз он на нашей улице кого-то соборовал, а другой раз шел за гробом на кладбище. Донбасс, пролетарский край, шахтерский городок… Ни священника, ни храма не было. Только с конца восьмидесятых годов началось движение в этом направлении.

Разве я мог тогда предположить, проходя много раз по тропе, упирающейся в дореволюционный террикон, что один из домов на этой улице будет переоборудован в церковь? Двухквартирный угловой дом стал основой для храма. Сначала одну квартиру приспособили, затем вторую. Потом расстроили, установили купол над этим помещением, соорудили колоколенку.

Храм Всех Русских святых! Я сознательно избрал именно это название будущего храма - во имя Всех святых, в Земле Русской просиявших, - ощущая приближение сегодняшних событий на Украине, - с прицелом на будущую возможность вновь соединения распавшихся частей Русского мира, чтобы само название так работало на сознание людей. Я неоднократно служил в этом храме. Мой отец много сделал для оформления этого прихода, они с товарищем сюда приходили, много трудились. Мать тоже много сделала для храма: и пела там, и читала, что-то делала своими руками. Свою лепту и я, и родители внесли в этот храм, что-то дарили, например, купель для погружательного крещения. Сейчас в храме проходят регулярные службы, нередки крестные ходы по городу.

Приход состоялся, тридцать лет исполняется ему в этом году. Готовится книга, посвященная такому юбилейному событию. Многолетний настоятель иерей Михаил Потюк любим народом, всегда приветливо встречает гостей. Уже несколько раз в храме в своем родном городе я имел возможность послужить по старому чину. Эти службы, как и общение с земляками, доставили мне большую радость.

32
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru