‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Икона, защитившая Русь

500-летие сретения Владимирской иконы Богородицы отметили в единоверческом храме Подмосковья.

500-летие сретения Владимирской иконы Богородицы отметили в единоверческом храме Подмосковья.


Иеромонах Антоний (Аненко) у храмового образа - Владимирской иконы Божией Матери.

В Подмосковье, помимо Михайловой Слободы и Куровской, имеется единоверческий приход в селе Осташово Воскресенского района. Посвящен он Владимирской иконе Богородицы. Более 10 лет настоятелем храма здесь является иеромонах Антоний (Аненко). Мне приходилось бывать здесь на престольном празднике при предшественнике нынешнего настоятеля. В этом году я ощутил непреодолимое желание непременно побывать в Осташово в престольный день, тем более что такой великий юбилей - 500 лет как Царица Небесная защитила Своей Владимирской иконой стольный град Москву от нашествия врагов.

«Вы уже едете?» - звонит прихожанка, которая заказала мне машину. Слабым голосом отвечаю: «Едем». Потом мне рассказали, как она, услышав мой слабый голос, всплеснула руками: «Как он может ехать в такую даль, находясь в явном недомогании?!» Все уговоры были напрасны. Всеми силами души я ощущал желание непременно побывать в Осташово в такой знаменательный день. Прибыли через три часа, впритык к началу службы.

Внешне храм мало изменился, разве что на стене появилась табличка с именами пяти священнослужителей, репрессированных в годы гонений. Внутри же храма перемены были поразительными: появилось много новописаных икон, пелен под иконами, красивых лампад и подсвечников. В притворе висит от руки написанный текст: «Правила поведения в храме». Запомнилось: кто крестится невпопад, не по Уставу, нарушает заповедь Десятисловия: «Не произноси имени Божия всуе».


Крестный ход в престольный праздник.

Великая вечерня, малая павечерница, утреня совершались неспешно и размеренно. Каждое слово из богослужебных книг, которое пелось или читалось, доходило до слуха и сознания молящихся. Я еще подумал: если бы так везде совершали службы, то сетование на непонятность богослужебного языка в значительной степени поутихло бы. Как всегда бывает при посещении других храмов - будь то обычные Православные или единоверческие - замечаешь что-то новое для себя. Начинаешь разбираться: то ли ты что-то опускаешь, то ли там что-то невпопад.

Престол в белоснежных облачениях напоминал большой кусок сахара. Множество старинных образов. Открывая Царские врата и даже завесу на них, настоятель всегда крестился. Перед малым входом трижды кадил престол спереди. На литии пелось до десятка стихир - у нас поется только первая, а также на «Славу» и на «и ныне», а остальное читается.

В какой-то момент я стал опасаться: как бы опять не «уйти в нокдаун» - не рухнуть в обмороке, как это было совсем недавно. Как бы не загреметь, не скатиться кубарем, спускаясь по ступеням с высокого амвона. Когда я был послушником в Почаевской Лавре (1979-80-е годы), то, проповедуя с амвона на русском и украинском языках, любил приводить яркие примеры-аналогии из жизни, свидетельствующие о кратковременности земного бытия (типа: «Не успела лодка отплыть от одного берега, как уже виден берег другой» и т.д.). Только в последние годы, по мере умножения болезней, размышляя о смертном часе, воспринимаю эти вещи сущностно, а не только как красивые метафоры.

Сколько возвышенных слов, прославляющих Матерь Света, прозвучало за время богослужения! При первой возможности отец Антоний уходил помогать петь на клирос, а я произносил ектении и возгласы в алтаре. Батюшка очень дорожит служебником, принадлежавшим отцу Василию Кузнецову, служившему в этом регионе еще до революции. Совершая каждение на «Величит душа моя Господа», после каждого припева он делал поклон - я это видел впервые. Мощно прозвучало великое славословие - оказалось, что «подставили плечо» паломники из города Кузнецка Пензенской области во главе с иеромонахом Варсонофием (Яшиным).

На трапезе по окончанию службы объединились два источника яств - привезенные нами и местные припасы. Особенно понравились маринованная морковь, пирожки с изюмом и квас.

Отец Антоний очень гостеприимный, мастер на все руки (пчеловод, изготовитель кваса, огородник и пр.). В келии отца Антония рассматривали фотографии единоверческих деятелей и его родственников, старинные гравюры. Родом батюшка с Оренбуржья. В юном возрасте был крещен погружением известным подвижником схиархимандритом Серафимом (Томиным). На малой родине батюшки была чересполосица деревень, где жили представители разных национальностей. Отец Антоний оказался очень интересным рассказчиком. Особенно запомнился его рассказ о том, как просто и трогательно верует и молится мордва. Слушая его, я подумал: «Из десятка потенциальных кандидатов на единоверческого епископа он, пожалуй, самая подходящая кандидатура: простой, общительный, ревностный, даровитый, подкованный». Я, например, в этом плане совершенно непроходная фигура, «отработанный материал». Совершенно не гожусь ни по возрасту, ни по состоянию здоровья, к тому же намертво ко мне прилипли ярлыки «политизированного игумена», «знаменитого антииэнэнщика».

Ночевал в горнице - так отец Антоний назвал одну из комнат в своем деревянном доме. В святом углу был целый иконостас, множество книг и предметов народного быта: веретено, большая сковорода, деревянная ладья для стирки белья и даже балалайка, а также несколько «неопознанных объектов» - предметы из крестьянского быта, назначение которых для нас, городских жителей, не совсем понятно.


Игумен Кирилл (Сахаров) на колокольне храма.

В шесть утра я уже был в храме - думал, что пришел первым, а оказалось, что отцы Антоний и Варсонофий уже прочитали причастные часы и зажгли лампады на всех паникадилах. Во время входных молитв выяснилось предназначение небольших литых икон на столбцах Царских врат - для прикладывания к каждой из них после прочтения соответствующей молитвы. Молитвы перед Литургией у престола каждый священник читал отдельно и про себя (у нас их читают попеременно и вслух все служащие). Читая синодики, обратил внимание, что значительная часть имен в них написана славянской вязью. Часть синодиков содержала имена в родительном падеже, а часть в дательном - проявление разницы между «неофитами» и «коренными». На великом входе сослужащие священники на трех поминаниях «всех вас да помянет Господь Бог» одновременно осеняли крестами - так, кажется, все-таки по новому обряду. После заамвонной молитвы начали молебен, а точнее два молебна - Пасхальный и Богородице (запевы Богородице пели священники в алтаре). После прочтения Евангелия процессия священников, несущих кадило, Евангелие и крест вышла на средину храма. Начался водосвятный молебен. С запева первых слов седьмой песни Пасхального канона вышли на крестный ход. Непривычным было отсутствие колокольного звона. Престольные торжества у нас заканчиваются возглашением многолетий - тут их почему-то не было. Несмотря на эти упущения, в целом служба прошла на очень высоком уровне (закончилась она в половине первого). Как всегда бывает при долгой уставной службе, все недомогания и усталость к концу службы полностью улетучились. Не выдержал, тряхнул стариной, поднялся на колокольню, отвел душу - немного потрезвонил.

Трапеза началась не сразу - у отца Антония возникли какие-то проблемы с пчелами. Крупный, похожий на медвежонка, как в известном мультфильме, то ли он гонялся за роем пчел, то ли они за ним. «Молитесь, начинайте трапезу без меня», - сказал он, пробегая мимо. Я тут же пошел в трапезную. К моему удивлению, никто больше этого не сделал. У нас на Берсеневке такие вещи немыслимы - быстро «получишь на орехи». После молитвы перед обедом я шепнул отцу Антонию на ухо: «Буду ждать ваш сигнал на начало моего выступления». Мне дали слово, но оказалось, что выступления здесь не приняты. Поучения тоже не читались. Трапеза проходила в свободном режиме, не было выступлений по кругу, как принято у нас. Пропели «Господи помилуй, Господи прости».

Игумен Кирилл (Сахаров).

Наша справка. 3 июня 500 лет сретения Владимирской иконы Божией Матери. Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Несметные татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому блаженному Василию. В то же время и хану Ахмату было видение Пресвятой Богородицы, окруженной грозным войском, устремившимся на татарские полки. После этого татары в страхе бежали без боя, столица Русского государства была спасена.

Сторонники единоверия при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают юрисдикцию Московского Патриархата, раскольниками не являются. По определению епископа Симона (Шлеёва), «единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество». Автор статьи игумен Кирилл (Сахаров) - настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке. По словам игумена Кирилла, его храм «практикует старообрядный, а лучше, древнерусский чин», находясь при этом в юрисдикции Московского Патриархата.

* * *

В церкви Святителя Николы в Толмачах, что при Третьяковской галерее, у великой святыни Земли Русской - Владимирской иконы Пресвятой Богородицы - в год 500-летия честнаго и славнаго ея сретения был совершен молебен. Молебен перед чудотворной иконой совершил настоятель церкви Святителя Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров).

88
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru